Власть расширяет права полиции потому что понимает,что люди будут жить все хуже и хуже, люди будут выходить на улицу, чтобы заявить свое возмущение и протест, чтобы попытаться до власти достучаться

Новый закон о полиции - страшный для граждан страны и я, как депутат, призову людей прийти к зданию Думы и не допустить его принятия. Иначе мы получим абсолютный и кровавый произвол полицейщины

Решение Южно-Сахалинского суда сродни провокации уровня «Шарли Эбдо». Мнения священнослужителей

11.09.2015 15:22


Судьи должны чувствовать ответственность, когда решают вопросы, связанные с верой - необдуманные решения могут привести к социальной нестабильности, заявили священнослужители, комментирую Regions.ru ситуацию вокруг решения Южно-Сахалинского суда о признании экстремистской книги "Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в Исламе". Напомним, что глава Чечни Рамзан Кадыров крайне резко высказался о судье и прокуроре Южно-Сахалинского суда, которые вынесли это решение. При этом книга состоит только из аятов (стихов) Корана с краткими толкованиями.

В судебном решении, в частности, говорится: «В спорном тексте «Аллах» противопоставляется неопределенному множеству богов, существующих в других религиях и являющихся ложными, а мусульмане, поклоняющиеся «Аллаху», характеризуются как истинные и противопоставляются многобожникам, принадлежащим другим конфессиям и так же являющимися ложными. В данных фрагментах указывается на преимущество одной группы лиц перед другими людьми на основании их отношения к религии, принадлежности к исламу, к мусульманам». Иными словами, противозаконным объявлено неотъемлемое от любой религии убеждение, что Истина содержится именно в ней, а не в какой-либо другой. Так считают мусульмане, так считают православные и вообще так считают приверженцы любой традиционной религии.

Рамзан Кадыров особенно отметил, что судебное решение объявляет экстремистскими суры отрывки "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи" ("Аль-Фатиха"), "Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом" ("Аль-Джинн"). «Хочу напомнить прокурору и судье, что с "Аль-Фатиха" начинаются все молитвы и действия полутора миллиардов мусульман в мире. Они читают её десятки миллиардов раз в сутки, совершая обязательные и поощряемые молитвы. Судья считает их всех экстремистами?» - пишет Р.Кадыров.

Он назвал тех, кто принял такое решение, «национальными предателями и шайтанами», и потребовал их наказать.

Официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, комментируя резкое заявление Кадырова, сказала, что ГП считает недопустимым оскорблять судью и прокурора в сфере, связанной с их профессиональной деятельностью, тем более делать это публично, а все правовые вопросы необходимо решать в правовом поле.

На это Кадыров, в свою очередь, ответил: "Я назвал шайтанами и провокаторами судью и прокурора, принявших решения о признании Корана "экстремистским". Документ не имеет никакого отношения к их профессиональной деятельности. Вместо защиты закона и интересов России они глупыми решениями подрывают основы стабильности и безопасности. Вы хотите, чтобы ответ был непубличным? Нет, завтра утром об этом узнает весь мир. Совет представителя ГП решать только в "правовом поле правовые вопросы" очень странный, ибо решение суда о Коране является неправовым. Но я, как предусмотрено законом, подал апелляцию".

Рамзан Кадыров также заявил, что не намерен отказываться от своих слов в адрес судьи и прокурора Южно-Сахалинского суда, поскольку считает, что они публично оскорбили чувства миллионов мусульман как в России, так и по всему миру.

Глупость и дикость! - парламентарии о признании экстремистскими цитат из Корана

Как бы вы прокомментировали этот конфликт? Не кажется ли вам, что подобные решения в многонациональной, многоконфессиональной России должны приниматься судом по принципу "семь раз отмерь, один отрежь", поскольку очевидно, что данный вердикт внес раскол в общество, взбаламутив миллионы российских мусульман?

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

11.09.2015 15:35

Решение Южно-Сахалинского суда удивило очень многих, особенно специалистов. Мы давно просим госорганы рассматривать дела о религиозной литературе судами более высокой инстанции и обязательно с религиоведческой экспертизой. К сожалению, у нас постоянно случаются такие казусы. Вот недавно из-за книги «Завещание» Имама Хомейни был длительный конфликт с Ираном, потому что Хомейни - непререкаемый авторитет для Ирана. У нас были запрещены очень многие книги, которые содержали выдержки из Корана. Я понимаю, что можно запретить смысловые неправильные переводы, но нельзя запрещать священные исторические тексты, которым поклоняются миллиарды людей.

Думаю, решение Южно-Сахалинского суда будет оспорено компетентными людьми в вышестоящих судах и все же будет отменено. Удивляет, что суд воздержался от экспертизы. Не хочу никого обвинять, но странный отказ от экспертизы порождает в мусульманской среде мнение о том, что суд был изначально ангажирован и выполнял чей-то заказ. Судья объяснил отказ тем, что невозможно было выяснить, к какой религии относится текст, это вообще издевательство. И потом такие ситуации используют экстремисты. Они прямо говорят: «Вот суд заказной, запретили Коран…» Судьи своим решением сами отправили сотню человек в ИГИЛ!

Я понимаю глубину возмущения по поводу решения. И хотя по закону мы не можем комментировать решение суда, но как специалист я считаю приговор провокационным. Уже много раз говорили, что решение вопроса лежит в двух плоскостях. Либо будут выпущены рекомендации Верховного суда, что решения по таким делам надо принимать исключительно с религиоведческой экспертизой, либо решение по этим вопросам надо отнести к ведению судов более высокой инстанции, которые могут провести качественную экспертизу на компетентном и авторитетном уровне. Иначе это решение сродни провокации уровня «Шарли Эбдо».

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

11.09.2015 15:29

Очень сложно представить, какие обстоятельства побудили судью и прокурора Южно-Сахалинского суда вынести такое решение, но таких формулировок, конечно, быть не должно. Подобное судебное решение может быть вынесено и в отношении православия - религии, которая считается в России основообразующей (большинство населения нашей страны все-таки причисляет себя к православным).

В наших священных текстах говорится о том, что мы поклоняемся единому истинному Богу, а поклонение различным языческим богам (политеизм) ведет человека по пагубному пути. Выносить судебное решение на этом основании, как мне кажется, само по себе дискриминация. Утверждение об истинности религии легко можно поставить в вину не только исламу, но и православию, католичеству, лютеранству.

Представить, что подобное решение вынесут на Западе, невозможно - наверное, потому, что там изучением этих вопросов занимаются люди образованные и эрудированные. Светские органы, делая такие заявления в отношении религий, должны привлекать лучших специалистов - религиоведов. Порой, когда речь идет о религиозных образованиях тоталитарного характера, у нас делают заключение, что это чуть ли не религия. Нередко суд проявляет снисхождение, если речь идет о деструктивных действиях в отношении личности. Какими критериями руководствуются судьи, непонятно. А здесь речь идет о фундаментальных религиях, проверенных временем. Представители этих религий соседствовали на протяжении столетий. Конечно, у них есть некие противоречия, но эти вопросы решаются самими верующими, а не с помощью каких-то полицейских мер. Судьи должны чувствовать ответственность, когда решают такие специфичные вопросы - необдуманные решения могут привести к социальной нестабильности.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

11.09.2015 15:29

В текстах любой религии можно найти подобные утверждения. Светский человек не может этого понять, но для любой религии нормально утверждение своей исключительности. Однако вот чего не могут понять эти люди: утверждение, что твой Бог Истинный, а твоя религия единственная, ведет ко спасению, никак не делает тебя самого лучше других. Я, конечно, не могу уверенно говорить за представителей любой религии, но для христиан это так. Ты не лучше, не выше, просто ты избрал верный путь.

Вся эта ситуация ясно показывает, что люди должны получать хотя бы минимальные сведения о религиях, об их сути и особенностях. И дело не столько в том, что в России много конфессий (в любой стране их немало), а в том, что мир стал мобильнее, мы начали чаще встречаться, выходить из границ общины... Это значит, что мы должны быть готовы к встрече с другими людьми, людьми иной культуры и иной традиции. Если бы была подготовка к такой встрече с людьми иной традиции, проблем стало бы гораздо меньше.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

11.09.2015 15:29

А судьи кто? Я всегда с опаской относился к закону об оскорблении чувств верующих. Понятно, что он принимался под одну религию, скажем так, доминирующую в нашей стране. И, быть может, с учетом еще двух мировых религий (ислама и буддизма), представители которых проживают в нашей стране, а также национальной религии - иудаизма. Но этот закон - палка о двух концах. Если мы сейчас требуем защитить, по этому закону, чувства верующих христиан, вполне возможно, настанет день, когда поменяется расстановка политических сил и преференций, и кто-то будет считать нашу веру, наше учение оскорблением своих чувств. Да и о чувствах воинствующих атеистов не стоит забывать. И по этому примеру запретят Евангелие.

Священные для любой религии тексты говорят о её единственности и исключительности. Это же понятно. В Евангелии и Библии много выражений, которые можно трактовать как христианскую исключительность, единственно верное учение, истинную религию. Ну, хотя бы слова Христа: «Я есть путь, истина и жизнь».

Мое глубокое убеждение - в отношении традиционных мировых религий, а тем более книг, которые считаются священными, невозможно применять такие правовые нормы. Хотя лично я уверен в исключительности и единственности христианства как пути спасения.

Если та или иная религиозная группировка призывает к нарушению конституционного строя, общественного порядка, преступлениям, войне - пусть отвечает по всей строгости закона. Но пока мы беремся районным или областным судом судить таинственные тексты, которым полторы-две и более тысяч лет. Право же, это смешно.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

11.09.2015 15:28

Я согласен и с теми, и с другими. Прокурор прав, утверждая, что все нужно решать в рамках законодательства. Но прокуратура не может вмешиваться в религиозные дела. Не она решает, какая религия истинная, а какая нет. Это, как минимум, не в ее компетенции. И как-то обижать мусульман, православных она тоже не вправе.

Прокуратура и суд - просто институты, который должны оперировать фактами, не ставя под сомнения вероучительные истины.

Приверженец каждой религии считает свою религию истинной, это так. Если бы в Коране нашли указание на насильственные способы приобщения к вере, или не очень корректное отношение к представителям другой религии, тогда понятно. Но и то такие выводы нужно делать, исследовав основополагающие книги каждой религии. Почему только ислам, а не буддизм, или, скажем, иудаизм? Изучайте каждую веру, и православие в том числе. Думаю, никто из религиозных людей своей веры не стесняется, и может ее отстоять. Пожалуйста, изучайте Библию, там нет никаких призывов к насилию. В ней, напротив, говорится: «Возлюби ближнего своего…». А если в чьих-то священных книгах такие призывы содержатся, нужно за это отвечать.

Игорь Дабакаров

генеральный директор Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии

11.09.2015 15:27

Это действительно очень деликатный вопрос, и его, конечно, должны изучать не только суд и прокуратура. У нас есть духовные лидеры, специалисты, можно посоветоваться с ними. Если речь идет о вопросах межконфессиональных, межнациональных, тем более, о религии, нужно проявлять максимальную осторожность.

Выводы, которые были сделаны в отношении священной книги мусульман, можно сделать и в отношении Торы - многовековой книги, которая дала всему человечеству мораль и этику. В ней, кстати, тоже усмотрели призывы к экстремизму. Сейчас в каком-то городе ее изучают на предмет наличия призывов к разжиганию межрелигиозной, межнациональной розни.

Есть традиционные религии, существующие на протяжении веков, и выносить им суждения и давать оценки нужно аккуратно. Думаю, не стоит с пристрастием выискивать в Коране, Торе или Библии какую-то крамолу - придраться можно к чему угодно.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

11.09.2015 15:26

Если начать раскручивать эту тему, то можно договориться до вещей совершенно абсурдных. Я считаю, Кадырову следует свое рвение немножко поубавить, потому что среди всех добродетелей никто не отменял добродетели великодушия, милосердия и терпения.

Я могу себе представить: надергать можно из Ветхого и Нового завета таких цитат, что эти книги покажутся экстремистскими. Коран в этом смысле тоже не исключение. Кто и как составлял эти цитаты, каковы комментарии к ним и толкования - необходимо уточнить. Но не надо для этого привлекать суд. Такие вещи надо решать любовью, терпением и великодушием, и ни в коем случае не проявлять чрезмерную горячность, которая может оказаться плохим советчиком и к хорошему не приведет.

Думаю, по этому поводу можно собрать богословский симпозиум, чтобы разъяснить цитаты из Корана, провести некоторые параллели с христианским Священным Писанием, получится неплохой диалог, который поможет понять друг друга. Обращение в суд также бессмысленно, как и реакция экстремистов на публикации в «Шарли Эбдо». Это путь тупиковый и приведет к религиозным распрям.

Мы, слава богу, умеем договариваться, решать такого рода вопросы. У нас накоплен очень приличный опыт. Где еще есть такая страна, в которой столько времени благополучно сосуществовали бы христиане и мусульмане, мирно решая все свои вопросы? Опыт России в этом смысле уникальный.

И пусть все останется на совести того, кто неверно истолковал Коран, горе такому толкователю, он сам собирает горячие уголья на свою голову, дай бог ему опомниться, остыть и научиться толерантности в хорошем смысле слова.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

11.09.2015 15:25

Конечно, надо быть очень аккуратными и осторожными, когда мы говорим о религиозных текстах. Если на то пошло, то и в Библии можно найти много фрагментов, которые не соответствуют требованиям нынешнего либерально-демократического общества. И это нормально, потому что и Библия, и Коран создавались в других условиях, в другом времени людьми с другим сознанием. Поэтому оценивать их с точки зрения современных правовых норм нелепо. Это часть религиозной традиции, к которой надо относиться аккуратно.

Другой вопрос, как скомпонованы цитаты из Корана в этой книге, потому что вырванные из контекста могут использоваться врагами. Вполне возможно, что суд в этой ситуации именно поэтому заинтересовался подборкой, но не берусь выносить суждение.

А если речь идет о законченных отрывках, которые мусульманам понятны, то называть их экстремистскими некорректно. Я думаю, в сложившейся ситуации, особенно когда разгорается дискуссия, нужно разъяснительное выступление не только Кадырова, но и других мусульман, они должны дать пояснения по этой изданной книге, это расставит на свои места ответы на многие вопросы. Потому что тексты, безусловно, нуждаются в комментариях особенно для современного человека. И тогда поле для конфликта просто исчезнет.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

11.09.2015 15:24

Я солидарен с Рамзаном Ахматовичем. Миллионы мусульман в стране восприняли решение суда, как покушение на суру, открывающую Коран, ее еще называют «мать Корана».

Не первый раз случаются такие инциденты, когда, мягко говоря, неквалифицированные эксперты выносят подобные решения. Тем более, судья на зубок должна знать законы, а мы недавно приняли закон «Об оскорблении чувств верующих». Как тут быть? Судья должна была привлечь экспертов, религиозных деятелей, которые есть в регионе. Вообще нужно уходить от того, чтобы регионы принимали такие решения, надо на федеральном уровне рассматривать такие дела.

Еще проблема в том, что у нас нет экспертного сообщества, которое выносило бы адекватные решения. В 2013 году на встрече с религиозными деятелями Владимир Путин сказал, что надо создавать авторитетные экспертные площадки для вынесения правильных решений. Но, к сожалению, прошло два года, а так ничего и не возникло. Так что эта тема еще раз обнажила проблему: стране нужен экспертный совет, который авторитетно решал бы подобного рода вопросы и выносил бы на обсуждение богословские, лингвистические экспертизы. А на сегодня получилась большая провокация, которую мусульмане восприняли очень болезненно.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

11.09.2015 15:23

У нас не отрегулирована эта система. Решение суда автоматически действует на всей территории России. И, к сожалению, часто делают не профессиональные выводы по отношению к некоторым религиозным книгам по вопросам шариата, идеологии ислама. Региональным судам необходима консультация из Москвы. Есть Институт международных отношений, есть Центральное духовное управление мусульман, есть специалисты на Северном Кавказе, которые могут определить, действительно ли эта литература радикального направления.

Но когда местный мулла, который порой даже не имеет образования, приходит по вызову к судье и чуть ли не на глаз определяет хорошая это книга или нет, о какой справедливости тут можно говорить? В наше непростое время делать выводы на основании такого мнения непозволительно. Мы все знаем, что у России много недругов, которые желают посеять хаос, чтобы наша страна пала на колени перед Западом. И самое страшное, когда распри происходят внутри. Ведь СССР никто не смог развалить извне, зато развалили изнутри.

Судьи должны быть более компетентны или должны вызывать компетентных лиц, которые знают шариат и исламское право. Без их заключения нельзя делать поспешные выводы, поскольку это вызывает нехорошие последствия, чем и пользуются наши недруги, а их слишком много. Надо быть мудрым и осмотрительным в таких делах.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

11.09.2015 15:21

Если речь идет о национальных, а уж тем более религиозных вопросах, прежде чем принимать какое-то решение, нужно очень хорошо подумать. Или хотя бы открыть ту или иную книгу, посоветоваться с религиозными деятелями. Судья же не может знать все, тем более, если это светский человек.

Такие прецеденты, думаю, возможны и в отношении других религий. У нас, к сожалению, часто принимают решения, не подумав. А это в нашем многоконфессиональном, многонациональном государстве, если речь идет о таких важных вещах, легко может перерасти в конфликт. Реакция на решения судьи и прокурора уже появилась, стало быть, есть и конфликт. Конечно, для светских людей религиозные вопросы сложны, но зачем рубить сплеча? Можно же пригласить известных и уважаемых представителей конфессий, а также специалистов – религиоведов, и обсудить этот вопрос с ними. Всегда нужно осознавать, к чему могут привести необдуманные решения.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".