Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Чему учить в школе: Мнения священнослужителей

15.09.2015 08:20


«Левада-центр» провел опрос с целью выяснить, какие школьные предметы граждане России считают самыми важными.

На первом месте практически у всех категорий населения оказался русский язык: его назвали более половины (51%) опрошенных. Второе и третье место (по 44%) поделили математика и история.

Далее следуют родной язык и литература (36%; не исключено, что существенная часть ответивших так полагала, что речь идет о русском языке и литературе – на самом деле имеются в виду национальные языки); иностранные языки (29%), компьютерная грамотность (28%), трудовое воспитание (21%), естественные науки (физика, химия, биология) и физкультура (по 20%).

Ответы сильно зависят от возраста и рода занятий отвечавших. Так, молодые люди поставили компьютерную грамотность на третье место; а предприниматели – даже на второе. На важность трудового воспитания существенно чаще указывали представители старших поколений.

Основы религий считают важным предметом только 6% опрошенных – примерно столько же, сколько, например, такие дисциплины как домоводство, философию, историю искусств, и «гигиену сексуальных отношений».

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать итоги этого опроса.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

15.09.2015 09:29

Этот опрос показывает сегодняшнее состояние общества. Благодаря нему мы можем понять, кого готовит сегодня школа, чего нам ожидать завтра.

Русский язык и историю, хотя они и оказались вверху списка, на мой взгляд, у нас все же недооценивают. Процент тех, кто так считает, должен быть значительно выше. Еще Цицерон называл историю учительницей жизни. Это действительно так. Зная историю, мы можем попытаться избежать ошибок и, наоборот, перенять мудрость старших поколений. Ну а русский язык нам необходим, чтобы правильно выражать свои мысли. Если б хотя бы 60-70% опрошенных выбрали русский язык и историю, я бы искренне порадовался.

Во времена Александра I русские аристократы знали французский лучше, чем русский. И даже император вначале читал Библию и Новый Завет по-французски – это говорит о многом. Не дай Бог, и сегодня люди будут знать другой язык лучше, нежели родной. Увы, перспектив у такого общества мало.

Помню, как меня всегда удивляло, что иностранцы отлично знают историю тех мест, куда приезжают на экскурсии. Причем порой лучше, чем местные жители. Приятно, когда иностранец знает свою историю, да еще и историю другой страны.

Поэтому, дорогие братья и сестры, изучайте свою историю, культуру, в том числе основы своей веры. Тогда вы не будете в собственной стране иностранцами.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

15.09.2015 09:26

Я вижу примерно те же приоритеты, что и 15, и 20 лет назад. Возможно, такой выбор также связан с тем, что школьники готовятся к ЕГЭ. Есть обязательные экзамены, и они делают выбор в пользу них, изучая предметы, которые придется сдавать, более серьезно.

Радует, что русский язык занял в этом опросе первое место. Язык - основа культуры. С его помощью человек впитывает культуру своего народа. Это очень важно и ценно. Если мы будем более глубоко изучать русский язык, а быть может, еще и его корни (старославянский), думаю, станем более богатыми духовно.

Что касается старшего поколения - полагаю, такие результаты связаны с тем, что раньше в школе детей готовили к труду. Старшее поколение хорошо это помнит - уроки труда, практику на предприятиях. Было бы неплохо повысить значение трудового воспитания в школе. К сожалению, дети, ее оканчивая, трудиться не умеют, и родители их к этому не приучают. Ценность труда падает.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

15.09.2015 09:22

Результаты опроса связаны с приоритетами современных людей. Очевидно, что независимо от образования, своих интересов и даже места проживания, национальности люди ставят на первое место язык той страны, где живут. А вот выбор второго по важности предмета – математика или история – зависит от того, какую подготовку имеет человек.

Неплохо, что гуманитарная составляющая выдвигается на первое место. Это свидетельствует о том, что в современном мире узкие профильные знания не так востребованы, как широкий кругозор, благодаря которому можно получить более конкретное образование в той или иной области. Сегодня падает престиж узкого профессионального образования и растет спрос на людей, которые могут быстро переквалифицироваться и сориентироваться в современной жизни.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

15.09.2015 09:12

Математика, естественные науки, филологические дисциплины - те знания, благодаря которым мы можем называть человека образованным. Но есть еще и практические знания, которые он применяет в своей жизни повседневно. Не каждый же день человек решает химические задачи? А вот разные экономические проблемы - почти ежедневно! Кроме того, он общается с представителями других социальных, этнических групп, религиозных конфессий. Для этого тоже необходимы знания.

Культурный уровень человека, безусловно, тоже очень важен. Поэтому, мне кажется, здесь нужен баланс – человек должен быть грамотным, культурным, и в то же время уметь социально адаптироваться.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

15.09.2015 08:57

Думаю, результаты этого опроса продиктованы с одной стороны востребованностью предметов, а с другой стороны - нашей образовательной политикой.

Русский язык и математика – это обязательные предметы, на них тратится большая часть времени обучения. Что история оказалась в тройке лидеров – очень хорошо, и я могу только этому порадоваться. Слава Богу, в нашем обществе есть нормальная и трезвая позиция по поводу того, что нужно изучать.

Интересно, среди каких категорий граждан проводился опрос. Важно, чтобы было понимание, насколько эти предметы связаны с будущим поступлением в вуз и последующим трудоустройством. Потому что, на мой взгляд, все-таки наше общество постепенно идет по пути прагматизма – где больше платят, в той области и нужно больше изучать. Хотя такие идеологические предметы, как история и литература, будут всегда проигрывать языку и математике, но, мне кажется, если история вошла в тройку лидеров, то все-таки ее значимость нашими людьми понимается правильно.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

15.09.2015 08:36

Опрошенные «Левада-центром» назвали важнейшие предметы школьной программы – что, в общем-то, понятно. Они необходимы для поступления в высшие учебные заведения, для общего развития. Но меня как священника огорчает, что только 6% респондентов заявили о необходимости изучать основы религиозных знаний. Хотя это может свидетельствовать о другом – дети получают такие знания углубленно. Многие родители водят детей в воскресные приходские школы, где квалифицированные педагоги более основательно дают знания.

Жаль, что некоторые родители не считают нужным, чтобы их дети были религиозно грамотными. Кто-то исходит из ложных соображений, полагая, что из ребенка хотят сделать фанатика. Это, разумеется, не так. Господь не хочет от нас неразумной веры, он желает, чтобы мы просвещались и сердцем, и разумом. И преподавать основы религий, на мой взгляд, в школе очень полезно. Хорошо бы в старших классах сделать такой предмет регулярным. Это поможет подростку узнать себя, понять, кто он, чего хочет от жизни, и определить свое отношение к окружающим.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

15.09.2015 08:34

Результаты опроса в общем-то логичны. Русский - наш основной язык, хорошо его должны знать все. Да и без изучения остальных указанных предметов полноценное образование не получишь. А изучение основ компьютерной грамотности продиктовано самой жизнью - об этом, собственно, и говорят работодатели.

Без физкультуры тоже никуда. Самое главное - здоровое общество. Так что и этому предмету нужно уделять больше внимания. Дети должны заниматься физкультурой, посещать различные спортивные секции. К сожалению, у многих не хватает на это ни времени, ни денег.

Понятна мне и озабоченность старшего поколения, для которого труд – одна из первоочередных задач воспитания. Нужно приучать к нему молодежь со школьной скамьи. Раньше в школах для мальчиков было автодело, девочек обучали кройке и шитью. Все это потом очень пригождалось в жизни. Повзрослевшим парням было легче найти работу, ну а девушки применяли полученные навыки в семье. Знание компьютера – это очень хорошо. Но у нас зачастую кроме него дети ничего и не знают. Так и растут белоручками, просиживая за монитором дни напролет.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

15.09.2015 08:32

Полученные ответы меня не удивили. Люди стали более практичными, смотрят на учебу как на подготовку к жизни, выбирая, что им больше пригодится. С одной стороны, это хорошо. Но мне, признаться, хотелось бы, чтобы культуре, духовной составляющей все-таки уделяли большее внимание. У нас почему-то духовность сейчас ассоциируется с религией, а это не совсем верно. Литература, музыка, философия - все это пробуждает лучшие качества человека, его чувства, его таланты.

Сейчас многие ученые считают, что для полноценного развития личности обязательно нужна математика. На Западе с помощью специальных тестов выявляют у детей способность абстрактно мыслить, развивая затем умственные способности ребенка. Не знаю, правда, насколько это верно - у меня, например, с математикой были большие сложности, но, наверное, не случайно опрошенные именно ее назвали одним из главных предметов.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

15.09.2015 08:22

Это отражение сегодняшней действительности и тут никаких противоречий нет.

Русский язык, конечно, самый главный. Без знания языка невозможно быть полноценным гражданином. Что касается математики, сужу по себе и друзьям: серьезное изучение, как принято в нашей школе, не так уж и необходимо, разве что тем, кто по профилю пойдет учиться. А большинству достаточно базовых знаний.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» востребован и нужен сегодня. Но из-за того, что его преподают учителя с педагогическим образованием, а не духовным, не знающие в полном объеме религиозной специфики, то и спрос на предмет низкий. Я вижу, что преподавание ведется чисто теоретическое, духовной красоты в нем просто нет, и это вина не преподавателей, они же светские люди.

К сожалению, многие школы занимают настороженную позицию и не допускают религиозных деятелей в учреждение. А хорошо бы проводить открытые уроки, пусть не на регулярной основе, - они могли бы повысить интерес к предмету.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

15.09.2015 08:20

Русский язык – это связующее звено между народами нашей большой страны. А если человек не так поставит запятую в заявлении, это может и дорого ему стоить. Знание русского языка – главный показатель образования.

История, конечно, важна, только часто она у нас меняется. Постоянно ее пытаются переделать, что-то добавить-убавить. Но знать основные факты истории, безусловно, нужно. А вот точные науки надо изучать обязательно, сейчас все связано с цифрами, все компьютеризировано. Так что молодежи и в компьютерах надо разбираться, и в оргтехнике.

И без иностранного языка далеко не уйдешь. На международной арене мы должны уметь себя показать, поэтому язык – и это, скорее всего, английский – не последним должен быть в списке предметов. Я как-то был на Мальте, и со мной хотели пообщаться туристы из Тасмании, мне было очень стыдно, что я не знаю английского!

Не последним предметом должна быть физкультура. Школьники должны быть в хорошей форме, здоровыми, сильными и умными.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

15.09.2015 08:14

Честно говоря, даже удивлена, что дисциплины расставлены именно так, как я бы их сама расставила. Я привыкла к тому, что в последнее время у нас очень экзальтированно выглядят результаты опросов, а тут есть определенная логика.

Конечно, в нашей стране надо обучать русскому языку так, чтобы владеть им в совершенстве. Тем более сегодня много учащихся, для которых русский не родной. Как гуманитарий отмечу: я никогда не чувствовала, что мне не хватает математических знаний, но я встретила столько уникальных людей, в образовательной парадигме которых в первую очередь именно математическое образование, и их логика и мышление так работают, что они преуспевают и в гуманитарной сфере. Поэтому я пришла к выводу, что и гуманитарному ребенку нужно давать хорошее математическое образование.

Историю своего отечества бесспорно должны знать все. А что родная литература только потом в приоритете – это удивительно, ведь невозможно изучать язык и историю, не зная литературы. Иностранный язык, безусловно, нужен. В арсенале обязательно должен быть один, и современным школьникам надо предлагать второй, потому что многие способны к языкам, а знание одного языка в наше время мало для специалистов высшей квалификации.

Компьютерная грамотность и трудовое обучение – мне трудно расставить тут приоритет. И то, и другое нужно. Потому что если обученный работе с компьютером ребенок не получил трудовое воспитание, - грубо говоря, девочек в школе не научили делать винегрет и шить ночные сорочки, - это ненормально.

Что касается преподавания религии в школе, эта тема непростая, особенно в наше время. Я как представитель большой многонациональной страны считаю, что основы самых распространенных конфессий – православия и ислама – должны преподавать в нашей школе в той форме, в которой сегодня это разрешено – факультативной. Хочется, чтобы директора школ в этом вопросе были более открытыми и смогли поставить это дело на нужные рельсы. У нас административный аппарат еще не готов всерьез заняться этим вопросом и решить его грамотно. Поэтому цифре в 6% я верю.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...