Власть расширяет права полиции потому что понимает,что люди будут жить все хуже и хуже, люди будут выходить на улицу, чтобы заявить свое возмущение и протест, чтобы попытаться до власти достучаться

Новый закон о полиции - страшный для граждан страны и я, как депутат, призову людей прийти к зданию Думы и не допустить его принятия. Иначе мы получим абсолютный и кровавый произвол полицейщины

Священнослужители о личностях, инвалидах и учебниках

29.09.2015 07:54


В Рунете развернулись бурные дебаты по поводу учебника обществознания для восьмых классов, выпущенного издательством «Дрофа».

Внимание блогеров привлек следующий пассаж: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность — это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Возмущенные блогеры увидели в этих словах дегуманизацию инвалидов и сравнили ее с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Обсуждения выплеснулись и за пределы блогосферы. Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф. Никитин, Т.И. Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Издательство «Дрофа» приостановила продажу учебника. «Учебник … прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников... Автор учебника – Анатолий Федорович Никитин – ушел из жизни, однако наше издательство не снимает с себя ответственности за выпускаемую продукцию, будь то учебная, художественная или прикладная литература. На данный момент продажи данного учебника приостановлены. Учебник будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию, если он не получит одобрение экспертов», заявили в издательстве.

«Как бы вы прокомментировали эту историю? Что для вас значит «личность»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

29.09.2015 09:11

Для меня личность - любой человек, рожденный Богом на Земле. Есть люди - герои, на них равняются другие, о них говорят, им стараются подражать. А есть другие, с физическими или психическими особенностями. Не исключено, что такие люди страдают и за нас. К ним мы должны относиться как к самим себе: мы себя кормим, одеваем, обуваем.

Так же необходимо относиться и к остальным людям. В каждом человеке нужно видеть личность. Нельзя делить детей на полноценных и нет. Кто знает, как дальше повернется жизнь тех людей, кто так поступает? Быть может, они сами станут отцами или матерями детей с каким-либо заболеванием. Они же не скажут окружающим: «Мой ребенок неполноценный, он никому не нужен, давайте поставим его к стенке»?

Отличающихся от нас людей нужно принимать такими, какие они есть, и уметь при этом радоваться тому, что имеем сами. Человек, сказавший, что люди, с детства страдающие серьезным психическим заболеванием, не личности, не должен был так поступать. Это некрасиво. Нужно уметь любить других, видеть чужую боль. Это очень важно.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

29.09.2015 09:05

Эта полная дезориентация связана с воспринятой парадигмой эволюционизма, которая человека исчисляет от обезьяны и рассматривает только его социальную деятельность в общественном ракурсе. То есть если человек дееспособен, то он личность. Это, кстати, очень близко к парадигме кальвинизма. Сколько угодно критериев можно придумать для определения личности – дееспособный, имеющий собственность в наличии, совершеннолетний, психически здоровый…

А для православных абсолютный критерий личности - это любой человек, потому что он сотворен по образу и подобию Божию. И личность неописуема, потому что тело и душа творятся Богом. Еще пророк Давид говорит: «Во чреве ты меня исткал». То есть Бог творит человека уже во чреве матери. Личность формируется в человеке в момент зачатия, и он остается личностью всегда, даже если не имеет возможности каким-то образом социально проявлять себя.

Так что это все пережиток атеистической и десакрализованной теории человека. Антропология, выстроенная на таких ужасных основаниях, обязательно будет приводить к выводам подобного рода. Если мы не пересмотрим антропологию в пользу христианской точки зрения, то так и будем изобретать определения - кто личность, а кто нет. Так мы можем дойти до «недочеловеков». Это очень опасный путь, и надо менять эту концепцию в учебниках.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

29.09.2015 08:57

Я не очень понимаю, почему все придрались к этой фразе. Речь идет о тех или иных социальных функциях, а не о дискриминации инвалидов. Авторы учебника не имели в виду того, что им хотят приписать.

В науке бывают термины, которые могут не совпадать со смыслом тех же слов с точки зрения религиозной или общечеловеческой. Например, в учебниках обществознания для подготовки к ЕГЭ несовершеннолетний человек не считается личностью. И почему это вопросов не вызывает, не пишут обращений, петиций? Да и в этом учебнике только сейчас заметили пример про психически больного человека, хотя учебник используется не первый год.

Тут скорее надо поднимать вопрос глобально. Потому что сейчас в учебниках набор терминов и стереотипов, перешедших из советской системы образования с советскими идеологическими подходами. Поэтому надо посмотреть, как в школах преподносятся и другие понятия. Та же религия, толерантность - эти понятия спорные, никогда не будет их однозначного определения. Значит, надо подобрать определения, которые удовлетворят большую часть населения нашей страны. И тогда не будет возникать подобных ситуаций.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

29.09.2015 08:48

Да, у кого-то из нас высокий интеллект, у кого-то – ниже. Кто-то болен, а кто-то, слава Богу, здоров. Однако каждый из нас - создание Божье. Бог вложил в человека душу, и поэтому его по праву можно называть личностью.

Над теми, кто в свое время классифицировал людей по одному из признаков - расовой принадлежности – состоялся суд (знаменитый Нюрнбергский процесс). Однако в нашем обществе гуманно относятся даже к людям, потерявшим человеческий облик – например, к педофилам, серийным убийцам. Смертная казнь у нас отменена, и их попросту изолируют от общества, признавая между тем в них личность.

А если мы будем учить наших детей относиться к их товарищам с психическими или физическими заболеваниями как к тем, кто хуже их, получим вторую Украину. Дети с раннего возраста будут мерить окружающих этой мерой, а мы вернемся к фашисткой идеологии. Страшно, если взрослые не отдают себе в этом отчета, и считают, что такое можно писать в учебниках.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

29.09.2015 08:47

Это очень интересный вопрос. К сожалению, сами люди, лишенные права автором учебника называться личностью, вероятно, мало интересуют тех, кто поднял шумиху. Куда больше им важна возможность «засветиться», принять личное участие во всем этом. Теперь и этим учебником заинтересуются многие. Его начнут искать, изучать написанное.

Тем не менее, вопрос «что значит личность?», важен с духовной точки зрения. Мы знаем: жизнь человека возникает по воле высшей силы – Божьей. Если у людей, ее получивших, есть какие-то ограниченные возможности, для чего-то это нужно. Недавно наши студенты ездили в дом - интернат для слепоглухих, и из практики общения такими детьми скажу: лишить их права называться личностью невозможно. То, что они не видят и не слышат, никому не дает на это оснований.

Из священнического опыта также можно сказать: в храме всегда есть несколько человек с психическими заболеваниями. Можно ли не считать личностями их? Нет, нельзя. Думаю, главный показатель, который определяет личность – наличие живой души.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

29.09.2015 08:34

Как христианский психолог должен сказать: для меня каждый человек - образ и подобие Божье. А как дефектолог, который работает с детьми много лет, в том числе с синдромом Дауна и с аутистами, замечу: каждый ребенок особенный. У него нет дефектов – их ему придумало общество, не найдя путей с ним общения, контакта.

На самом деле это мы выстраиваем способ коммуникации, создаем среду, в которой находится человек. И ограничения в социальном общении лишает человека права на обретение человечности.

Я общался с множеством разных детей, и мне трудно представить, что кто-то может делить их на личностей и нет. Для меня это хуже, чем деление людей фашистами на полноценных и неполноценных.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

29.09.2015 08:28

Инвалиды бывают разные, есть и те, которые могут о себе позаботиться, могут работать, вести практически полноценный образ жизни. Но какие бы они ни были, ущемлять их права ни в чем нельзя. Они и так страдают из-за заболевания. Общество должно гуманно к ним относиться, помогать чувствовать себя полноценными людьми.

Ужасно, что только сейчас обратили внимание на ошибку в этом учебнике. Проблеме инвалидов и так не уделяется достаточного внимания. Откуда детям узнавать об этих людях?

Кстати, даже одну из самых известных книг, где героем был человек с серьезным заболеванием, убрали из обязательной школьной программы – это знаменитая «Повесть о настоящем человеке».

Инвалиды такие же граждане России, как и все, не по своей же воле они обрели страшные диагнозы. Надо оказывать поддержку и инвалидам, и их близким. Ведь это очень тяжело - ухаживать за больным человеком. Я склоняюсь перед теми родителями, которые не отказались от больных детей. И каково им, когда они узнают, что в учебниках их близких называют «не личностями»? Безусловно, учебник надо исправлять.

Как только человек родился, он уже личность! И не важно, каким он родился. Человек постепенно обретает свои права и обязанности в обществе, и у каждого они разные. И если человек не личность, то кто он тогда?

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

29.09.2015 08:25

Конечно, так говорить об инвалидах нельзя. Каким бы человек ни был – больной или нет, но он член нашего общества и гражданин нашего государства. Инвалиды были и будут всегда, и к ним должно быть гуманное отношение, социальное внимание. Конечно, надо делать так, чтобы инвалид мог быть полезен обществу. Чтобы трудился по мере возможностей, это ему поможет чувствовать свою необходимость.

А разделять, кто личность, а кто нет, вообще неразумно. Значит, какой-нибудь генеральный директор - личность, а инвалид не личность, хотя вполне недавно сам был таким же директором? А ветераны, герои труда, если в силу возраста стали беспомощными, больными, тоже не личности?

Всевышний говорит: «Для меня существует две категории людей – верующие и неверующие». У него нет разделения на национальности, наличие или отсутствие физических возможностей, умственных. Более того, у мусульман принято третью часть дохода отдавать нуждающимся. То есть о них всегда принято заботиться, а не унижать или оскорблять.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

29.09.2015 08:09

Такого великого ученого как Стивен Уильям Хокинг, страдающего тяжелым заболеванием, у нас бы, наверное, отправили в психиатрическую лечебницу. А между тем он – гениальный физик. Недавно в интернете я прочитал про пианиста, который тоже тяжело болен. Он ослеп, у него трясутся руки, а он дает концерты в лучших концертных залах мира. И на него ходят ценители искусства.

Думаю, причина появления такой классификации в учебнике по обществознанию кроется в нашей отсталости в этом отношении. У нас еще сохранились остатки советского мышления. Вспомните, как после войны, да и позже, инвалидов «списывали», многих отправляли на остров Валаам - чтобы не портили облик социалистической страны.

Очень сложно рассуждать о психическом состоянии людей, между «нормальностью» и нет - тонкая грань. Кто-то сказал, что если бы Мопассан не был болен, мир не получил бы такого талантливого писателя.

В любом случае, писать в учебниках такие вещи недопустимо. Кто-то же его читал, так почему не обратил на это внимания? По-моему, это ненормально - так относиться к людям с особенностями. Отсюда берет свое начало ксенофобия – если у тебя не такой разрез глаз, значит, умственное развитие ниже. Это все из одной оперы.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

29.09.2015 08:04

Личность - это любой человек, независимо от своих особенностей.

У нас во времена Советского союза к инвалидам было странное отношение. Их старались не замечать. Считалось, что в нашем обществе сплошь здоровые люди. Но если человек не такой, как все, почему ему должны отказывать в праве называться личностью? Да и как можно говорить здоровым детям, что их сверстники, страдающие психическим заболеванием, «лишены важных сторон человеческой сущности»? Такого быть не должно.

Интересно, как этот учебник вообще прошел экспертизу? Неужели никто не обратил внимания на место, где приводится такая классификация? Мне в это верится с трудом. Думаю, учебник или не вычитали, как следует, или не так поняли написанное. Но если с автором согласились, это страшно.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

29.09.2015 08:03

Человек с момента рождения - уже личность. Задача родителей и тех, кто потом его будет воспитывать, растить эту личность.

Другое дело – подход, провозглашаемый государством: как относиться обществу к людям с недостатками психического, физического развития. Этим нужно специально заниматься.

В советское время не принято было говорить об инвалидах, они не учились в обычных школах, мы их почти не видели на улицах, поэтому сейчас кидать камни задним числом в очень знаменитого в свою эпоху педагога, ныне покойного Никитина – глупо. Кстати, учебник издан в 2008 году, и только в 2015 спохватились, что там есть ляп. Просто там описано то, что не соответствует нынешнему восприятию проблемы.

Мы сейчас понимаем, что инклюзивное образование нужно, хотя многие родители все еще боятся определить ребенка в класс, где учатся дети с особенностями развития. Мы открыто говорим о проблеме инвалидов в обществе, нам нравится ролик, который сделала Эвелина Бледанс про больных деток - прекрасная песня, добрые лица детей. Общество сегодня положительно относится к этой проблеме.

Конечно, еще очень мало экономических возможностей, чтобы проблема решалась эффективнее. Вот благодаря Сергею Собянину в Москве положили тактильную плитку на тротуары. Мы идем мелкими шагами, но идем.

Я знаю о проблеме инвалидов не понаслышке: почти 20 лет ухаживаю за человеком, который болен рассеянным склерозом. И я вижу, что в нем не заинтересованы наши медслужбы. За 20 лет никто не поинтересовался, жив он или нет. Когда он уже не двигался и надо было подтвердить инвалидность, мне сказали, что он должен приехать к ним на прием. Да как ему элементарно с этажа спуститься, если в доме нет лифта?

Но это все не значит, что человек с психическими или физическими отклонениями не личность. И воспитывая человека как личность с момента рождения, мы можем его быстрее инкорпорировать в нашу социальную среду.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".