http://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=42934

Инвалиды физические и уроды моральные: Мнения священнослужителей

27.10.2015 11:01


Несколько нашумевших недавно случаев вновь заставили задуматься над отношением нашего общества к инвалидам.

В Красноярске разгорелся скандал вокруг открытия учебного центра, где дети-инвалиды занимались бы вместе со сверстниками из обычных школ, разгорелся в Красноярске. Жильцы дома, где уже подготовили помещение для занятий, выступили против установки пандуса, не желая терпеть такое, по их словам, «неприятное соседство».

В Смоленске матери молодого человека, больного рассеянным склерозом, соседи по подъезду не разрешили установить даже съемный пандус: «А если забудут убрать, люди будут спотыкаться!»

См. также:
В семье не без морального урода: парламентарии об отношении общества к инвалидам

Наконец, самый громкий случай произошел в одной из столичных школ, где родители учеников потребовали переиздать классный фотоальбом из-за попавшего туда снимка девочки с синдромом Дауна, причем некоторые школьники также высказались против присутствия девочки-инвалида в классе во время занятий.

Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека В.Р. Легойда комментирует: «Родители, не желающие видеть даже на фотографиях дочку учительницы их детей только из-за того, что она имеет врожденную болезнь, по-моему, живут к каком-то неведении, не понимая, что в любой момент могут оказаться в таком же положении. Кто пытается лишить окружающих равной ценности с собой и своими детьми, сам вскоре оказывается лишен человеческого облика, хотя с виду может казаться вполне похожим на здорового человека. Самое страшное, что такое бесчувственное отношение к чужим проблемам или чужому горю, нежелание их впускать в свою жизнь, передается от родителей к детям, и мы получаем замкнутый круг».

В отношении к инвалидам особенно бросается в глаза контраст со странами Запада, где на создание «безбарьерной среды», позволяющей инвалидам-колясочникам вести полноценную жизнь, на создание для инвалидов рабочих мест и вообще на их интеграцию в общество потрачено и тратится очень много усилий.

«Как вы объясняете протесты людей против присутствия инвалидов рядом с ними? Как изменить отношение общества к инвалидам? Как можно защитить инвалидов от подобных моральных уродов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

27.10.2015 11:52

Социальные задачи государства для того и нужны, чтобы чиновники работали лучше в этой сфере, но не с формальной стороны, а с идейной. Но сейчас в государстве нет внятной идеологии, - а одной из возможных идейных основ должно быть народосбережение, на мой взгляд. И не только физическое, то есть преодоление депопуляции, но и нравственное, даже независимо от того, будет ли там религиозная составляющая.

Ведь с точки зрения христианства цель государства - не только физическая защита народа, но и предоставление ему таких условий бытия, чтобы нравственное отношение благоприятствовало спасению каждого человека в жизни вечной. А если отдельные представители народа демонстрируют нетерпимость по отношению к инвалидам, это характеризует народ не лучшим образом.

То есть задачей общества и правящего слоя должно быть нравственное идейное образование, поддержание народного самосознания. Тогда мы не услышим слова о том, что нам инвалиды не нужны.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

27.10.2015 11:50

Во-первых, нужно узнать, что произошло на самом деле, и какими мотивами руководствовались эти люди.

Мне кажется странным, что родители соглашаются, чтобы девочка с особенностями развития училась с их детьми, и при этом протестуют, когда видят ее на фотографиях. А если девочка в этом классе не учится, неправильно, чтобы ее фото было в школьном альбоме – инвалид она или нет, не имеет значения. Я бы тоже, наверное, остался этим не очень доволен. Думаю, никому не понравилось бы, если на общеклассной фотографии вдруг оказался посторонний ребенок. С какой стати?

Журналисты любят устраивать шумиху на ровном месте, поэтому надо бы разобраться более тщательно – в том числе, в ситуации, когда люди отказываются устанавливать пандус. Быть может его хотели поставить абы как, и люди действительно бы об него спотыкались. Посмотрите, как у нас их делают: приварили друг к дружке железяки, вот тебе и пандус. Такие «пандусы» крепятся на старые лестницы, о них можно и ноги сломать. Я не считаю, что жителей, отказавшихся их устанавливать, нужно осуждать.

В общем, необходимо разбираться в произошедшем – у нас легко людей обвиняют непонятно в чем. Если делать пандусы как на западе (чтобы и людям не мешали, и инвалидов завозить можно было бы), думаю, вряд ли их откажутся установить. Нужно продумать этот вопрос, пригласить грамотных специалистов, архитекторов. А если отвергается хорошее, продуманное решение, следует поинтересоваться у жителей, почему. Но я уверен - им предлагают неподходящий вариант.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

27.10.2015 11:47

Нельзя изменить один элемент в системе, формирующей духовно-нравственный облик гражданина Российской Федерации. Нужно менять все, но вначале – определить, что бы мы хотели увидеть в отдаленной перспективе, и начать над этим работать. Все вместе это называется образованием.

Сейчас мы видим плоды произошедших, как нам уже объяснили, изменений в системе образования страны. Вот таких людей теперь производит эта система, с такими духовно- нравственными качествами, так как в ее основу было положено утверждение о том, что вера в Бога – частное дело конкретных людей, а не нечто общественно значимое, требующее внимание общества (тогда как именно религия - причина тех или иных изменений в духовном облике человека). В результате мы получили общество, воспитанное в системе государственного атеизма. Дети и внуки вчерашних детей по умолчанию избрали путь строительства безбожного государства, отказавшись от веры Бога как от общественной идеи.

Что же теперь удивляться? Вот такие мы и есть, а дальше будем еще хуже. Но если нам не нравится текущее положение дел, что-то нужно менять. Получается, мы отвергаем путь, по которому Россия шла тысячу лет к той цели, которую она провозглашала в лучшие периоды своей истории, но при этом хотим, чтобы у людей, живущих в нашей стране, были качества святых.

Ну, хочется пожелать тем, кто принимает решения, увидеть ситуацию в истинном свете и задать себе вопрос: «А что мы хотим видеть дальше?»

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

27.10.2015 11:38

К сожалению, это наследие нашего советского прошлого. Вспомнимте, как во время фестиваля молодежи и студентов все инвалиды были выселены за 101-й километр. А как после Великой Отечественной войны их направили лагеря, которые находились на Валааме и в Гефсиманском скиту - чтобы не портили своим видом счастливую картину Победы.

Эта «инвалидофобия» отбрасывает нас во время правления царя Спарты Ликурга, который издал приказ об умерщвлении инвалидов детства - хотя мы уже официально признали, что согласны на инклюзию и на то, чтобы создавать для инвалидов нормальную среду обитания, а не гетто, как это было в советское время.

Самое главное – люди при неподобающем отношении к инвалидам сами становятся инвалидами - моральными уродами. Я много писал об этом в своей книге «Каждый ребенок особенный».

Бороться с этим нужно с детского сада. Мои дети росли вместе с детьми инвалидами, в том числе, в нашем реабилитационном центре. Нас пугали: «насмотрятся ваши дети на уродов, и тоже станут такими». А дети научились понимать: у всех есть свои особенности. Так называемые здоровые люди не отличаются от инвалидов. У всех есть особенности, потребности, нужды. Такое воспитание, начиная с детского сада, приводит к тому, что даже обычные люди становятся друг к другу более внимательными. Оздоровляется все общество.

Сегодня не захотели сфотографироваться с девочкой - дауном, завтра с человеком, у которого другой цвет кожи, а в результате происходит одичание, мы скатываемся к фашизму. Корни этого - в нашем советском прошлом, которое насаждало сегрегацию, апартеид.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

27.10.2015 11:36

Если такая проблема существует, инвалидов нужно защищать – даже и на государственном уровне. Любые выпады в их сторону (особенно, если речь идет о детях), должны быть наказуемы. Ответственность должны нести и средства массовой информации, которые находят оправдание для людей, ставящих людям с ограниченными возможностями «палки в колеса». Иначе мы получим циничное общество, которому безразличны и чужие, и собственные дети. Превратимся в уродов.

Все мы прекрасно помним, чем закончился суд над теми, кто считал себя выше других людей: Нюрнбергский процесс расставил все точки над i в этом вопросе. Все мы ходим под Богом, и от болезней не застрахован никто.

Поэтому нужно учить сострадать другим людям уже в детском саду. Нам необходим правильный воспитательный процесс, хорошая система образования.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

27.10.2015 11:33

Этот вопрос связан с политикой. Власти должны больше внимания обращать на инвалидов.

У нас несколько лет назад был год посвященный «безбарьерной среде», были выделены деньги на улучшение этой среды. И я знаю, для «галочки» что-то выполнили, но ситуацию это не улучшило. Что говорить о регионах, если в центре Москвы для инвалидов ничего не приспособлено! Просто кто-то из чиновников «нагрел» руки, и все осталось прежним.

А если власть не обращает внимания на инвалидов, то и общество будет черствым. Я думаю, Европа начала меняться в этом отношении как раз с подачи власти.

Да, есть и ментальные проблемы. Русский человек сегодня озлоблен. Когда приезжают европейцы, они удивляются, почему в России такие неприветливые люди. Возможно, это наследие советского периода, но и жизнь у нас тяжелая. Уровень жизни в России и Европе очень различается, и это накладывает свой отпечаток.

Зла в мире много - только дай ему возможность выхода. А чтобы культивировать добро, нужна долгая и целенаправленная работа. К сожалению, наши СМИ никоим образом этому не способствуют. Посмотрите, что показывают детям – только насилие и зло. А потом удивляемся, почему мы такие злые!

Если человек начинает выражать свою злую сущность в отношении беззащитных людей, Господь его наказывает, и весьма жестоко. Я знаю несколько таких случаев, и потому я бы просто побоялся так поступать.

Инвалиды, как правило, очень чистые, добрые и отзывчивые люди, - лучше быть инвалидом, чем внешне здоровым, но уродом внутренне.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

27.10.2015 11:20

Прежде всего, я бы предложил всем заинтересованным лицам немножко уменьшить накал эмоций на эту тему, потому что наше общество после сотен лет рабства только сейчас расправляет плечи и входит в нормальное состояние.

В условиях царской России общественная жизнь была заблокирована властью, в условиях коммунизма – тоже, в еще более жесткой мере. И только с 90-х годов началось установление нормального хода гражданской жизни и нормального состояния общественного сознания, когда личность воспринимает себя гражданином, а не пешкой на шахматной доске.

Говорят, что в нашем обществе ухудшилось отношение к инвалидам. Но раньше его вообще не было никакого! Поэтому мы видим разные проявления тех или иных суждений. Среди них есть нравственно полноценные, а есть нравственно уродливые, их мы наблюдаем в огромном количестве. И нет ни малейших сомнений, что перечисленные случаи нравственно отвратительны. Но так же отвратительны супружеские измены, ложь, бессердечие и прочее. Не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы показать разные проявления нравственного уродства. Раньше они были строго локальными, их нельзя было демонстрировать в силу отсутствия свободы, порабощения общества со стороны власти, а сегодня порабощения нет, и как грибы после дождя полезли эти поганки. Часто по неразумию упускают этот факт и начинают рвать на себе волосы, в то время как надо просто увидеть человеческие пороки.

Есть еще и закон. И надо посмотреть, что противоречит ему, а что нет. Фотографии в школьном альбоме наверняка не регламентируются правилами, чьи там фото должны быть, а чьи нет. Так что в ответ на возражения родителей директор школы мог бы выйти и сказать: «Я – директор, и я решаю, какие будут фото в альбоме. Хотите, жалуйтесь в РОНО». В случае с пандусом тоже надо правила соблюдать: если правильно установлен, то какие могут быть претензии?

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

27.10.2015 11:18

Как бы мы ни ругали Запад, но я был в Европе неоднократно и видел, что там относятся к инвалидам на равных. Инвалид отлично вписывается в общую среду, и ни у кого не возникает никаких вопросов.

А у нас люди теряют разум. Часто так рассуждают или поступают те, кто чувствует свое превосходство, они с презрением относятся к тем, кто беднее или кто болен.

В советское время такого отношения я не припомню. Наоборот, нас в школе учили, что к инвалидам надо быть милосердными, помогать им. Пионеры, комсомольцы предлагали свою помощь старикам, больным людям. А тут какие-то чудовищные события! Вот недавно в кафе не пустили ребенка-инвалида под предлогом, что девочка отпугивает клиентов. Что это?! В голове одни деньги у таких людей!

Никто не застрахован от трагедии в семье, а отношение к инвалидам закладывается с детства. Я уверен, что ученики в школе даже не так остро реагируют на ребенка-инвалида как их родители. Но взрослые не понимают, что портят детей, не воспитывая их в милосердии и сострадании.

Давно напрашивается закон, защищающий права инвалидов, - хотя и те законы, что существуют, умудряются не соблюдать. Например, выделяют автомобиль для инвалидов один на регион, а как другим быть? Сидеть в квартире как в клетке? Человек обделен здоровьем, так еще и заперт в квартире, жизни не видит!

И я просто диву даюсь: депутаты иногда такие глупые вещи обсуждают, а жизненно необходимые вопросы не рассматривают.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

27.10.2015 11:16

Милосердие многим неизвестно, к большому сожалению. После 90-х, когда одни спились, другие обнищали, а третьи наворовали и стали богатыми, люди ожесточились друг против друга. И на фоне этой жестокости теряется чувство милосердия у людей.

Всевышний сказал: «Кто не уважает старых и пренебрегает молодыми, тот не из нас». Но кто людей учит любить и сострадать? В школах не преподают правила поведения в обществе. Есть математика, экономика, а элементарному этикету не учат. В наших медресе есть такой предмет – адаб. Это уроки, где обучают хорошим манерам, порядочности, нормам приличия, человечности, то есть тому самому милосердию, уважению к старикам, к слабым людям. Отсутствие этого предмета в обычных школах влечет за собой жестокость.

Сегодня в интернете очень много видеороликов, где школьники, особенно девочки, избивают других, а мальчики стоят в стороне и глумятся. Когда я рос, такое жестокое поведение просто невозможно было представить! Если бы с детства учили добру и любви, мы бы сейчас не сталкивались с такими ситуациями.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

27.10.2015 11:04

Такие случаи - показатель состояния нашего общества. Значит, люди очерствели, раз могут относиться так к тем, кому нужна поддержка. Я думаю, следует задуматься о том, что на месте инвалидов может оказаться каждый из нас. Никто, увы, не застрахован от болезней.

Кроме того, должна быть государственная программа помощи таким людям. Судя по всему, уже существующие работают малоэффективно – если инвалиды регулярно сталкиваются с такими проблемами.

В Советском Союзе как бы подразумевали, что инвалидов у нас нет. И это очень плохо. Однако всегда существовали предприятия, где они могли трудиться, общаться с другими людьми, зарабатывать себе на жизнь. И я считаю, такие предприятия необходимы сейчас – и не одно на большой город, а столько, сколько нужно. Нужно как-то поддерживать организации, предоставляющие рабочие места инвалидам - например, частично освобождая их от налогового бремени.

А изменить общество, думаю, будет сложнее. Воспитательной работой нужно заниматься с детского сада, со школы. Кроме того, больше рассказывать о людях с ограниченными возможностями по телевидению, объясняя: они такие же, как мы.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

27.10.2015 11:02

Конечно, воспитание идет из семьи: родители должны объяснить ребенку, что все люди разные, со своими особенностями. Если этого не происходит, потом мы становимся свидетелями таких вот ситуаций.

В случае с девочкой, которую убрали из фотоальбома, думаю, еще сработал эффект толпы: когда в классе 25-30 человек, и большинство высказываются на эту тему категорично, остальным сложно с ними бороться. Печально, что никто не подумал: несчастье может случиться с каждым, и каково это – оказаться изгоем?

Как бороться с проявлениями жестокости по отношению к людям с ограниченными возможностями? Думаю, учить общество милосердию. Главный помощник в этом – средства массовой информации. Необходима социальная реклама – как в случае, когда собирают пожертвования на дорогостоящее лечение детей.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".