Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Одним словом, идет имитация кипучей деятельности

Дискуссия в обществе о необходимости изменения Конституции поднимает вопрос о подготовке и внесении в Госдуму проекта закона "О Конституционном Собрании РФ"

Суеверным быть легко: Мнения священнослужителей и экспертов

03.11.2015 07:52


Социологи замерили уровень суеверности россиян.

По данным ВЦИОМ, сегодня в России более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее, а 38% в это не верят. В 1990 г. доли верящих и неверящих составляли 43% и 21% соответственно.

Кроме того, со времен перестройки больше стало тех, кто полагает, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (с 37% в 1990 г. до 48% в 2015 г.). Среди женщин (58%) и жителей малых городов (50%) такие ответы фиксируются чаще, чем среди мужчин (36%), москвичей и петербуржцев (38%). При этом возросла и доля неверящих (с 33% до 44%), а число тех, кто не определился со своим мнением, сократилось (с 30% до 8%).

Приметам как 25 лет назад, так и сегодня, верит половина наших сограждан (50%), женщины в два раза чаще, чем мужчины (62% против 36%). Одновременно стало заметно больше тех, кто не воспринимает приметы всерьез (с 26% до 42%) – на фоне снижения доли затруднившихся с ответом - с 24% до 8%.

Вера граждан в астрологические прогнозы осталась на уровне начала «нулевых» (33% в 2000 г. и 31% в 2015 г., среди женщин – 41%, среди 18-24-летних – 42%), при этом доля сомневающихся возросла (с 56% до 62%).

Сильно пошатнулось доверие к «народным целителям»: с 1990 по 2015 гг. доли тех, кто верит в возможность излечения болезней гипнозом или биополем сократились с 63% до 41% и с 49% до 35% соответственно. Те, кто мог видеть трансляции «лечебных» сеансов по телевизору, склонны больше верить в реальность подобных явлений, чем нынешние молодые люди.

Возможность передачи мыслей на расстоянии 25 лет назад не вызывала сомнений у 41%, сегодня – у 28% (не верили в это ранее 26%, в настоящее время – 64%). В телекинез (возможность перемещать предметы усилием мысли) в начале 90-х верили 24%, сегодня – 19%. Наконец, наибольшее недоверие вызывают спиритические сеансы: общение с душами умерших сегодня считают возможным только 16% опрошенных (в 1990 г. – 10%).

Regions.ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать эти данные.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

03.11.2015 08:48

Есть суеверия, а есть пророчества, которые могут быть сделаны на основе житейских знаний. А самые важные и ценные сделаны на основе духовного опыта. Пророки были, есть и будут, и не надо в одну кучу мешать Кашпировского и молитвенную старицу, которая действительно имеет дерзновение пророчествовать. Церковь наша рождала пророков и будет рождать до конца света. А пророчества не от Бога – это всяческие оккультисты, маги и прочие Кашпировские, которые тоже были, есть и будут.

Но все же я сомневаюсь, что результаты опроса верны. Мне кажется, у нас мракобесов и суеверов меньше. Другое дело, что некоторые люди прикрываются молитвами, Церковью, благодатными явлениями и пророчествуют недобросовестно, не от Бога. Так что надо отличать одно от другого.

Мне часто приходилось принимать исповедь, - мол, ходили к гадалке. Ну, кайся, раб Божий, а не покаешься, получишь полную коробочку разных скорбей. Есть люди, которые убеждены в силу примет и идут этим путем, часто даже по легкомыслию, они за это страдают, и приходится им испить очень горькую чашу.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

03.11.2015 08:43

Православная, церковная вера действует на все чувства человека, охватывает все его существо. На литургии присутствует все, что может усладить взор, слух, обоняние: церковная архитектура, живопись, пение, благовония…

Люди, которые считают себя верующими, но не имеют привязанности к конкретному приходу или церкви, вынуждены удовлетворять свои потребности в вере различными способами - в первую очередь при помощи суеверий. На них, кстати, была мода во все времена. Сначала популярным становится что-то одно, потом люди убеждаются: это не приносит ничего, кроме обмана, увлекаются другим, третьим... Эта мода, как и обычная, подвержена всплескам и угасаниям. Так что ничего удивительно, когда на смену уже поднадоевшему приходит что-то новое, что еще не распробовали.

Хорошо, если суеверия безвредны. Но часто они наносят вред здоровью, психике людей. Я много раз становился свидетелем тому, как люди, отправившиеся лечиться к целителям, запустили болезнь, а вдобавок получили различные психологические травмы и потом жаловались, что их даже наяву посещают видения.

Мы, священнослужители, часто сталкиваемся с последствиями такого «лечения». Иногда уже невозможно ничего сделать, а иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы вывести человека из этого состояния.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

03.11.2015 08:30

Результаты соцопроса неутешительные: хотя Церковь уже много лет пытается проводить просветительскую работу, объясняя людям, что нужно отказываться от суеверий, они продолжают верить во что и кому попало. Дело в том, что суеверным быть легко: псевдовера не требует духовных усилий. Поэтому суеверия по-прежнему широко распространены в народе.

Некоторые из них связаны с оккультной практикой, что уже и совсем нехорошо. Есть в духовном мире и темная сторона, с которой человек тоже может соприкоснуться. Об этом свидетельствует Церковь. Поэтому оккультизм - не просто заблуждение, возникающее из-за отсутствия серьезного религиозного опыта, а опасное общение, которое может навредить человеку - вплоть до болезни и более серьезных вещей, не всегда объяснимых.

Есть еще один род суеверий - приметы. Они появились в результате жизненного опыта, наблюдений человека (бывают народные приметы), но чаще не имеют под собой никакой почвы. Суеверные люди пытаются связать вещи, друг с другом никак не связанные. Да, такие суеверия вроде бы безобидны. Тем не менее, все они подменяют традиционные ценности. Если бы человек более серьезно относился к вере, предрассудки не имели бы для него никакого смысла.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

03.11.2015 08:27

Все суеверия вредны - какие больше, какие меньше, сказать сложно. Все они уводят человека от реальной жизни в псевдореальность. А уровень суеверий у нас остается высоким, потому что на то есть причины.

В каждом печатном издании обязательно имеется астрологический прогноз - кто-то на этом очень хорошо наживается. Возникают также естественные вопросы к нашей системе образования - что же это такое: XXI век, а чуть ли не половина людей верит во всякую ерунду? А заодно к нашим средствам массовой информации, которые навязывают эти суеверия тем, кто их читает, слушает или смотрит. Нужно серьезно пересмотреть политику в отношении СМИ. Тогда все станет на свои места.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

03.11.2015 08:23

Суеверия – пустая вера. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе», то есть понапрасну. Вот и суеверия – вера понапрасну, пустая трата времени.

Почему же у нас так много суеверных? Да потому, что у человека всегда было желание обвинить в своих неудачах в невзгодах кого-то: «Сглазили, испортили, подлили, подсыпали». Человек всегда что-то планировал, поэтому появились прогнозы. И он верит в них.

Многие действительно готовы верить во что угодно, только бы не заниматься внутренней, духовной жизнью. Им удобнее, когда все построено на торговых отношениях. Желание кому-то заплатить, чтобы кто-то что-то сказал, прочитал, сделал – лишь бы не сам этот человек. К сожалению, порой такое же магическое отношение у многих и к Православной Церкви. Люди приходят освятить кулич, яблоки или воду, не понимая смысла этого действия, суеверно относятся к этим освященным яблокам, свечам, освященной воде, не задумываясь о духовной составляющей. Это полуязыческое суеверное мышление. И в последнее время людей с таким мышлением все больше - люди отошли от духовной жизни. Осталась лишь вера в приметы, так как проще обвинить в злобе, гневливости черную кошку, нежели себя.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

03.11.2015 08:19

Этот социологический опрос показывает, что наши сограждане активно интересуются миром нереального, потустороннего. Попытки проникнуть в тайное, неведомое у людей были и несколько лет назад, и сейчас. Но одно дело – телекинез или передача мыслей на расстоянии. Это, быть может, и не связано со сверхъестественной силой, и когда-то станет предметом научного интереса. Исцеление гипнозом и другими способами психолингвистического программирования тоже можно косвенно отнести к науке. А вот ответы по поводу спиритических сеансов вызывают интерес. Общение с духами умерших предполагает, что люди верят в существование души.

Что касается народных целителей – некоторые из них активно применяют знания в области мануальной терапии, старинные, проверенные веками способы лечения травами, и к суевериям это трудно отнести. Вера же наших сограждан в магов, колдунов, экстрасенсов астрологии заставляет задуматься. Даже в лихие 90-е на телевидении не было такого засилья всего этого. А сейчас в СМИ идет активная пропаганда. Обратите внимание: каждая мало-мальски уважающая себя газета или журнал обязательно печатает астрологический прогноз, его показывают и на центральных каналах. При этом у нас всегда подчеркивают, что религия отделена от государства. Между тем суеверия это хоть и «суетная вера», но вера, то есть религия.

Нас, православных, обвиняют, что мы стремимся появиться везде, где только можно. Но, обратите внимание: на каждом канале есть передача про людей с экстрасенсорными возможностями, кое-где открыто, в прямом эфире «колдуны, маги в четвертом и пятом поколении» принимают заявки на «исцеление». Это почему-то нашу «просвещенную» общественность, которая ратует за либеральные ценности и свободу совести, не смущает. С нами, с «мракобесами», они активно борются, а настоящее засилье мракобесия не вызывает никакой реакции. Я не знаю, почему у противников православия такая двойственная позиция.

Когда читаешь такие социологические исследования, конечно, стремишься довести до людей истинную значимость суеверий. Некоторые из них уже на уровне рефлексов – постучать по дереву, поплевать через левое плечо. Человек, быть может, уже не осознает этого, - тем не менее, даже такие «безобидные» суеверия наносят вред душевному состоянию. А если он осознанно стремится к познанию всего, что связано с оккультизмом? И свой интерес он без труда удовлетворит - такого ассортимента оккультной литературы, думаю, не было даже в 90-х. Народ ею интересуется, а кто его направляет?

Все это нужно объяснить людям. Я всегда говорю: пусть ваше сердце обратится к Единому Богу. Вы обретете радость, счастье и покой – то, что так упорно ищете.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

03.11.2015 08:12

В гаданиях и предсказаниях есть вещи более или менее безобидные. Если человек стучит по дереву, это ему не принесет особого вреда, да и сам человек не очень хорошо понимает эту привычку. А вот обращение к экстрасенсам, колдунам и вера в гороскопы приводит к тому, что человек быстро становится зависим от суеверий. То есть он незаметно теряет свою свободу, им манипулирует кто-то другой, а сам человек этого даже не замечает.

Суеверия всегда в России были, в советское время они только распространились: религию искоренили, остались люди простые и доверчивые, им знаний не хватает. Так что чаще всего верят из-за ограниченности знаний и культурного воспитания.

Вдобавок у нас с суевериями не просто не борются, а наоборот: увлечение мистикой и гаданиями культивируется. Полно бесплатных газет, где контакты колдунов, гороскопы. Все это приносит большой доход. Чтобы суеверий стало меньше, государство должно дать установку, что все эти шарлатаны и обманщики вредны для общества, они на человеческом доверии зарабатывают деньги.

Под видом хорошего и доброго может быть совсем нехорошее и недоброе - дьявол часто прикрывается таким невинным образом. Примеров тому множество. Есть мошенники, которые утверждают, что лечат молитвой, «с помощью икон и веры». Это само по себе должно настораживать – лучше подальше держаться от таких людей и идти в храм. Те старцы, которые действительно святые, всегда находятся при храме. И они не заманивают обещаниями излечить молитвой за плату.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

03.11.2015 08:10

Любое суеверие удаляет нас от Христа. Нельзя быть христианином и верить в сглаз, порчу, гороскоп, стучать по дереву, сплевывать через плечо, бояться безобидной черной кошки. Христианство - религия выбора: либо Христос, либо все остальное.

Что по некоторым «позициям» наблюдается рост, неудивительно: массовые псевдонаучные фильмы об НЛО, экстрасенсах, магах, разные ток шоу с приглашением шарлатанов-«медиумов» дают результат – вот такую статистику.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

03.11.2015 08:08

Любые суеверия вредны. Достаточно почитать Библию - там все уже написано про всех этих знахарей, предсказателей, колдунов. Радует, что люди стали меньше во все это верить – значит, общество потихоньку выздоравливает.

Увлечения спиритизмом, экстрасенсами и прочим появляется, когда общество нездорово, ждет каких-то катаклизмов. В предчувствии чего-то нехорошего люди начинают верить в потусторонние силы, порчу, наговоры и тому подобное.

Безусловно, есть люди, которые обладают необычными способностями - тому сколько угодно примеров, но это уникумы, вряд ли они покрутят вам тарелку и откроют «светлое будущее». Поэтому хорошо, что люди меньше стали доверять этим вещам, а больше - руководствоваться здравым смыслом.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

03.11.2015 08:05

Да, исчезли с телеэкранов Чумак и Кашпировский, но появились «Битва экстрасенсов» и «Территория невероятности». Так что одно приходит на смену другому.

Вспомните, наши бабушки рассказывали, что в начале ХХ века было популярно вызывать духов, блюдца вертелись, наперстки двигались - что только не придумывали. В эпоху компьютеров блюдца запускать и гадать на кофейной гуще никто не будет, но появились другие возможности.

Потребность людей в предсказаниях, особенно в период исторических переломов, была всегда. Психологи говорят, это помогает пережить серьезные стрессы, поэтому потребность не исчезнет даже с развитием науки и техники. Думаю, в обозримом будущем результаты подобных опросов останутся теми же.

Хорошо это или плохо? С точки зрения науки, техники и Церкви - это плохо. Но любой психолог скажет, что в трудной ситуации, когда человек гадает на кофейной гуще и видит там «светлое будущее» – это хорошо, помогает уйти от стресса. Так что как общественное явление это плохо, но как способ выйти из депрессии - хорошо. Поэтому я ничего удивительного и экстраординарного в этом не вижу.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

03.11.2015 07:59

Печально, конечно, что ничего не меняется в этом плане, но, к сожалению, этого следовало ожидать. Человеку свойственно всегда надеяться на исполнение каких-то тайных пророчеств, он хочет заглянуть в будущее, а желаемое часто выдает за действительное. Это следствие вопиющей безграмотности людей – научной и религиозной.

Думаю, результаты опроса должны положить на стол министра образования, который должен задуматься, а правильно ли выстраивается система образования, особенно в школе, где уже нет такого предмета как «Астрономия». Многие дети не знают, что вокруг чего вращается – Земля вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли. Я видел результаты опроса, где 30% детей считают правильным второй вариант.

Кроме того, в школах так и не допустили в полной мере возможность преподавания основ христианства. Так что неудивительно, что многие люди попадают под влияние разного рода оккультистов, магов и колдунов, которые спекулируют православием, нередко говорят, что действуют по благословению батюшки. И многие искренне в это верят. Так что надо заниматься образованием людей, чтобы меньше верили в подобные вещи.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

03.11.2015 07:55

Помню, я даже писала работу на такую тему: когда усложняется в стране и в мире политическая ситуация, люди начинают увлекаться подобным. Например, во время Серебряного века, - а это, как известно, период смены власти, революция, Первая мировая война, - были сильные мистические настроения. Деятели Серебряного века подпитывались этими темами. Тревога, которая буквально витала в воздухе, побуждала людей обращаться к неземным силам и искать опору в них.

Видимо, и сейчас, несмотря на то, что на дворе прогрессивный XXI век, люди не в состоянии найти душевного равновесия в чем-то другом, и потому ищут его в мистике. Вспомните, недавно было всеобщее помешательство на тему «конца света по календарю майя».

Я как человек воцерковленный знаю, какой вред наносят гадалки и ведуньи, особенно несформировавшейся молодежи. Во-первых, это мошенничество, а во-вторых, большой грех.

Когда есть базисные знания о существовании мира, чем чаще человек задумывается о мироздании, тем больше изучает этот мир. Такой человек не пойдет к гадалке, тем более к тем, кто к сатане обращается и вводит людей в смертные грехи. А те, кто серьезно задумывается о жизни, об окружающем мире, приходят к храму.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".