Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Священнослужители о коллективной ответственности

16.11.2015 08:17


Семьдесят лет назад, 20 ноября 1945 года во Дворце правосудия Нюрнберга открылся едва ли не самый знаменитый судебный процесс в истории.

«Примерно в то же время, когда комиссия по военным преступлениям собиралась кодифицировать два состава — "преступления против человечности" и "участие в заговоре с целью совершения военных преступлений", заочную полемику друг с другом вели два живых классика немецкой литературы, - пишет газета «Коммерсант». - Один настаивал, что коллективная вина существует и все немцы должны будут отвечать за действия власти, которую поддерживали и с которой сотрудничали. Другой же говорил: "У темных сил всегда есть имя, адрес и лицо". Речь идет о Томасе Манне и Бертольте Брехте.

В руководстве к действию для будущего международного трибунала нет процессуальных упоминаний о нацистской Германии как о государстве. Вернее, государство это не является здесь объектом преследования. Зато есть подробное описание того, по каким признакам, параметрам, критериям должна определяться виновность отдельного служащего этого самого государства… Из Лондонской хартии — и из всех более поздних, но основанных на ней документов — следует вот что: следствие и суд собираются преследовать всех людей, совершивших военные преступления и преступления против человечности, которых удастся обнаружить и уличить. Но вина их должна быть доказана индивидуально. С точки зрения Лондонской хартии есть вина каждого, но нет вины всех… Все написанные за прошедшие 70 лет заголовки, варьирующие тему "Германия на скамье подсудимых", на самом деле являются — добросовестным или злонамеренным — заблуждением. На скамье подсудимых в Нюрнберге сидели только те, у кого были "имя, адрес и лицо". Просто их было очень много», - пишет газета.

Отметим, что рассуждения о коллективной вине – только сейчас чаще не немцев, а русских, - мы слышим все время после распада СССР – от прибалтов, от поляков, от украинских националистов, от грузин – и так далее. Русских призывают покаяться за Катынский расстрел, за коллективизацию, за депортацию крымских татар – список можно продолжать долго. Эти призывы всегда исходят из принципа, противоположного тому, что стал правовой основой Нюренберга: «вина лежит на всех, а конкретные имена, адреса и лица не так уж важны».

Примечательным образом такой подход устраивает не только тех, кто осуждает преступления советского прошлого, но и тех, кто их оправдывает. Любая попытка назвать того или иного деятеля прошлого преступником и палачом наталкивается на яростное сопротивление: «Это наша история и ее надо уважать!» Это хорошо видно на примере нынешних дискуссий о переименовании «Войковской».

«Какой из двух подходов вам ближе: «манновский» («коллективная вина существует и все должны отвечать за действия власти, которую поддерживали и с которой сотрудничали») или «брехтовский» («темных сил всегда есть имя, адрес и лицо»)?» - с таким вопросом корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

16.11.2015 09:47

Пожалуй, мне ближе второй подход. Вина требует покаяния, но покаяние может быть только индивидуальным, оно не может быть коллективным. И форма покаяния известна. В Церкви это покаяние перед Богом. Оно, естественно, может быть только персональным.

Но если говорить о понимании покаяния вообще - у нас в стране есть странный вид покаяния, примером которого стал уже почти забытый фильм Тенгиза Абуладзе с одноименным названием. Там покаяние показано как осквернение праха предков: труп из земли выбрасывался на попрание. Символика понятна, но такой подход недопустим. Сегодня очевидно, что за призывами к покаянию, призывами признать коллективную вину иной раз стоят весьма меркантильные цели. Например, постсоветские страны часто призывают Россию признать свою вину перед другими народами для того, чтобы получить вполне материальную компенсацию за действительные, а чаще мнимые коллективные преступления.

Я все-таки продолжаю настаивать, что покаяние и вина, связанная с ним, имеют религиозный смысл. А кроме того, осознание вины, сопровождаемое покаянием, должно быть индивидуальным, и в первую очередь, происходить перед Богом. Только Он в силах простить человека и стереть грех из Книги жизни.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

16.11.2015 09:44

Мне кажется, оба подхода грешат определенными издержками. Надо отделять мух от котлет.

И что означает осуждение конкретных народов и требование от их покаяния? Как это должно выглядеть? Пускай тогда латыши покаются за латышских стрелков, а поляки за лагеря после гражданской войны, в которых погибла не одна тысяча русских пленных. Англичане пусть каются за англо-бурскую войну, когда впервые в истории применили концлагеря.

Должна осуждаться та или иная идеология, которая оказывается человеконенавистнической. Фашизм подвергся осуждению в лице конкретных идеологов совершенно справедливо. А представители крайних проявлений коммунистической идеологии не осуждены.

Кстати, эта идеология исходно не русская, и русскому народу, пострадавшему от нее как раз больше всех, каяться за нее вряд ли уместно. Эта идеология западная, антихристианская и человеконенавистническая. Некоторых носителей явной коммунистической идеологии, у которых руки в крови, и русскими никак не назовешь: это грузины Сталин и Берия, евреи Троцкий и Каганович - и другие. Но дело не в национальности, а в приверженности к конкретной идеологии, которая имела деструктивный характер и привела к колоссальным жертвам.

Осуждение такой идеологии и ее конкретных носителей вполне уместно. Но счет тут должен предъявляться не к русским: они как раз жертвы, подверглись геноциду со стороны коммунизма, пришедшего из Европы от Карла Маркса и прочих.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

16.11.2015 09:40

Конечно, мне ближе подход Бертольда Брехта. Святейший патриарх Павел Сербский говорил: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Какова бы ни была государственная идеология, каким бы тоталитарным ни был режим и в какие нечеловеческие условия он ни ставил бы своих граждан, у каждого отдельного человека всегда есть выбор: идти на сделку с совестью или бороться до конца.

Лучших представителей общества, которые перед угрозой гонений и даже смерти не соглашаются сотрудничать с преступным государством, Церковь признает святыми, а народ – героями. История идет, режимы меняются, но нравственные принципы, которыми руководствуются лучшие из нас, остаются неизменными: верность, честь, стремление защищать слабых и не склоняться перед сильными важны как в благополучные времена, так и во времена народной беды и смуты.

Господь будет судить каждого по делам его, и именно Божий суд является конечным мерилом всех человеческих деяний. Поэтому понятие «коллективной вины» кажется мне неверным: в конце концов все мы будем лично отвечать за свои неправедные поступки.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

16.11.2015 09:35

Мне ближе второй подход. На мой взгляд, он и юридически более правильный в том, что касается ответственности за те или иные деяния.

Упоминаются конкретные люди и конкретные деяния, которым можно давать правовую, нравственную оценку. Ну а коллективная оценка должна исходить из того, что нет плохих и хороших народов. Это, пожалуй, самый сильный аргумент. Да, могут быть тиранические государства, какие-то уклонения в ту или иную сторону, но обвинять весь народ нельзя.

Поэтому когда рассматривают конкретные действия власти, всегда имеют в виду конкретных персонажей – тех, кто у руля власти стоял и властью этой злоупотреблял. Сама по себе власть не зло, но использовать ее можно по-разному. Может быть злоупотребление того или иного человека, а может, нужно рассматривать целую систему власти. Наверное, так все-таки будет правильно.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

16.11.2015 09:34

Коллективная ответственность вещь вообще очень опасная. Священное Писание нам прямо говорит, что каждый должен отвечать за свои грехи индивидуально: "Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез.18:19,20).

Православие знает только два вида греха – первородный (прародительский) и личный. В свое время нам пытались навязать коллективный грех за убийство царской семьи, требуя от нас покаяния в том грехе, в котором была повинна небольшая кучка отморозков во главе с Лениным.

В Германии времен Гитлера тоже было множество достойных людей, которые участвовали в сопротивлении или как минимум не разделял позицию безумного фюрера.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

16.11.2015 09:29

Безусловно, «у темных сил всегда есть имя, адрес и лицо». Я, например, против того, чтобы за преступления Сталина отвечала вся Россия. Люди были заложниками системы, но нельзя же винить их за это. Может, кто-то и хотел выступить против, но боялся. В существующем режиме (а в случае сталинского это означает массовые репрессии, кровопролития) виноват лидер – именно он задает тон, выстраивая государственную систему, как считает нужным. Осуждать весь народ неправильно.

Были конкретные люди, которые создали систему, рушившую семьи. Кстати, ближайшие соратники Сталина тоже пострадали. Мы знаем, что были арестованы жены Молотова и Буденного.

И осуждать мы должны преступления, искать преступников, но не делать виноватым весь народ. Труженица ткацкой фабрики из Иванова не виновата в репрессиях. Пока диктаторы строили свои кровавые режимы, эти простые труженики трудились на благо страны. Так было и в России, и в Германии, где существовала фашистская идеология, и правил Гитлер - исчадие ада. Но разве простые люди хотели войны? Ее хотели те, кто стремился к власти, искал выгоду, одурачивая при этом народ - идеологическая машина работала без сбоев. К сожалению, масштаб трагедии понимали только некоторые, остальные осознали это в 1945 году.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

16.11.2015 09:28

Величайший дар, который Господь преподнес каждому человеку при его сотворении - свобода. Свобода нести ответственность за каждый шаг, который совершил. Поэтому, когда мы говорим об ответственности за совершенное зло, должны называть фамилию человека, его имя, отчество.

Удобно маскировать свою позицию, как это часто бывает, под общими вывесками и лозунгами. Всем давно известно: историю делают 7-10 процентов населения. Остальные поддаются их влиянию, и идут за своими вождями.

Меня возмутило открытие в Америке памятника голодомору. Я живу в Оренбургской области, и у нас в то время доходило до фактов людоедства. Почему об этом никто никогда не вспоминает? Но у тех, кто устанавливает такие памятники, цель одна - запутать людей. Вот эти попытки размыть понятия мы наблюдаем на примере средств массовой информации, агитаторов, которые промывают мозги. Поэтому я считаю и считал: ответственность лежит на конкретном человеке.

Правда, на это можно посмотреть с другой точки зрения: каждый человек, творящий зло,- чей-то брат, отец, муж. Следовательно, происходит «родовое повреждение» – то, что известно нам из Библии. Есть общий грех, который лежит на каждом, и каждый, совершая греховные поступки, это повреждение усиливает. В результате оно накапливается из поколения в поколения. И действительно: если мы не можем отделить народ в целом, греховность каждого оказывает повреждающее действие на общность этих людей. Они действительно начинают меняться.

Мы должны понимать: да, каждый человек отвечает за свои поступки, каждый творит зло индивидуально, но когда оно происходит, распространяется на всех. И если я, рядом стоящий, не остановил его, становлюсь не просто молчаливым соучастником - таким же творцом ужасных вещей. Это мы должны помнить.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

16.11.2015 09:22

Мне ближе второй подход. Я думаю, зло всегда персонально, и, когда Россию обвиняют как страну, которая угнетала Прибалтику или еще кого-то, можно спросить: а в самой России разве люди не страдали? Причем кому досталось больше, сказать трудно. Сколько было расстреляно русских! Но когда страна, ее народ страдали от этого режима, как можно говорить, что они сами в этом виноваты?

Да и в той же Германии сколько было антифашистов, которые пострадали от режима, и в результате были вынуждены уехать, а потом их преследовали!

Поэтому мне кажется, что позиция о коллективной вине неправильная. Она действительно мешает выяснить правду. Например, она мешает сегодня Турции признать геноцид армянского народа. Выдающиеся турецкие писатели, которые это признают (Орхан Памук и другие), вынуждены жить во Франции. Турецкие власти утверждают: «Нет, страна не виновата в произошедшем». Правильно, страна не виновата. Виноват режим, конкретные люди. В результате из-за такого подхода нельзя решить, казалось бы, простой вопрос. Между Арменией и Турцией давно бы могли наладиться взаимовыгодные отношения, но официальная точка зрения тормозит этот процесс.

Мы видим, что это тупиковая позиция. Позиция, при которой виноваты все, и, соответственно никто, никогда не поможет покаянию, потому что непонятно, в чем тогда каяться?

В этом смысле мне очень нравится позиция Русской Православной Церкви. В начале перестройки она принесла покаяние за случаи сервилизма, когда некоторые иерархи были вынуждены сотрудничать с безбожными властями. И это Церковь, потерявшая миллионы новомучеников за веру! Тем не менее, от имени людей, сотрудничавших с властями, патриарх, стоя на коленях, принес покаяние.

Так что говорить «виноваты все» значит не видеть, кто виноват в действительности.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

16.11.2015 09:20

Вопрос глобальный, сложный и серьезный, но спотыкается о мелкое и простое недоразумение. Когда говорим о вине, ответственности, последствиях событий, мы забываем о том, что есть земное измерение и небесное. И начать надо со второго, оно важнее.

Вот во втором нет сомнения, что существует коллективная вина и ответственность, которую Господь возлагает на народ. Мы видим в Священном Писании это многократно. И немцы, и русские, и украинцы, и эстонцы – вообще все народы несут эту коллективную вину и терпят тяжкое коллективное наказание. Ни в чем не повинный украинец и даже ребенок несет тяжкое наказание, тяжкую скорбь от злодейств, которые совершают украинцы в лице своих фашистов, националистов и прочих. И Господь дает этим событиям произойти, испытать этим людям, непричастным к событиям прошлого, последствия на своих плечах и сердцах.

А другая сторона - человеческая, строится на законах присущих человеческому обществу. Если кто-то в человеческом измерении попытается возложить на кого-то коллективную вину, он превращается в тирана, мерзавца и преступника, каким был, например, товарищ Сталин, который истреблял народы по национальному признаку. И никто в человеческом измерении не возлагает коллективной вины на немцев в результате войны или на русский народ, который тоже совершил массу злодеяний - по отношению к самому себе в первую очередь. Понятно и очевидно, что у зла есть исполнитель. В юриспруденции это решается принципами права, которые существуют у всех народов с незапамятных времен. И не хватало еще, чтобы Нюрнбергский трибунал выносил решения в отношении народов.

И стоит тут процитировать выступление патриарха на нынешнем Всемирном Русском Народном Соборе: «Мы знаем этих преступников, но не закрываем глаза на положительные факты и значение личностей в истории. Никто не отменяет преступления Сталина, как и достижения». Проще говоря, оттого, что человек украл бутылку водки, это не значит, что он плохой столяр, например.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

16.11.2015 09:12

Сейчас участились спекуляции по поводу Советского Союза. Но давайте вспомним, что практически вся Европа была завоевана фашистской Германией, немцы вероломно захватили ту же Польшу, страны Прибалтики. И потом есть документ, подтверждающий, что в 1940 году был подписан пакт о ненападении, и немцы нарушили этот договор, напали на нашу страну. Для нас это была священная война, мы защищали свое Отечество, освободили свою страну от фашизма и практически всю Европу.

Злорадствующие пытаются разным образом очернить наше государство и нанести урон нашей политике. Мы должны защищаться и отстаивать справедливость.

Народ ни в коем случае нельзя обвинять. Иногда мы тоже начинаем необоснованно обвинять тех, кто не виноват. Например, немцев Поволжья выслали в Сибирь, им пришлось очень тяжело. А когда они приходили в чей-нибудь дом в поисках хлеба, то, узнав, что это немцы, их выгоняли. Но ведь эти люди никакого отношения к фашизму не имели.

Так и в Германии народ не имел отношения к войне. Ответственность несут только военные преступники, генералы, их окружение, которых и осудили. И они заслужено получили наказание, Нюрнбергский процесс был справедлив.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

16.11.2015 08:48

Аллах говорит: «Каждый человек свою вину понесет сам, если только он после себя не оставил ученика такого же грешного». Если я не виновен, почему я должен отвечать за вину другого?

У христиан немного иначе: Иисус взял на себя все грехи христиан. Я не согласен с такой идеей. И в Коране говорится, что Иисус не был распят.

Советский народ в Великой Отечественной войне не был агрессором, не нападал на Германию, а защищался. И мы защищали не только свою землю, но и Прибалтику, Польшу, Украину. Грузины, поляки, украинцы и другие народы воевали с нами вместе. Следуя логике тех, кто требует покаяния русского народа, надо не только русских, но и других наказывать. Ведь все стреляли, убивали.

Кстати, вспомним историю: во главе русского народа в большинстве своем стояли немцы. А Сталин вообще грузин по национальности. Значит, грузинский народ должен быть наказан? А сегодня если власти США защищают фашизм в Сирии и на Украине, значит, американцы должны понести наказание за это?

Безусловно, это глупости. Наказывать следует только зачинщика и его окружение, что и произошло вполне справедливо на Нюрнбергском процессе.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

16.11.2015 08:36

На Нюрнбергском процессе осуждали руководителей фашистского государства: судили государство, а не народ. Немцы, кстати, добровольно согласились с тем, чтобы из государственного бюджета перечисляли деньги жертвам нацизма, они вовсе не защищали фашистскую идеологию.

Но не было никакого суда, который признал бы страны Прибалтики, Грузию, Украину насильственно оккупированными Россией. Это немецкие фашисты проводили этнический геноцид евреев, цыган, славян. А СССР изначально был за интернационализм. В чем каяться русским?

Это умопомрачение пройдет. Не нужно сводить счеты с историей, это специальность историков, а не обычных людей. Нужно научиться жить здесь и сейчас, только так можно построить будущее.

Да, у каждого преступления есть лицо, и преступники должны нести наказание. А при чем тут ни в чем не повинные люди? Тем более глупо требовать покаяния от нынешних россиян, многие из которых родились не так давно и не могут помнить времена Советского Союза.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

16.11.2015 08:35

Всегда легко искать соринку в чужом глазу, осуждать, призывать к массовым наказаниям, расправам. Так недалеко и до массового террора.

К сожалению, наша страна испытала на себе похожее отношение к своему прошлому, к большей части населения, когда в 20-30-е годы пришедшие к власти большевики считали, что русский народ, а именно правящее сословие, виновато в создании самодержавного государства. Возлагая вину на всех, они уничтожали именно сословия - социальные группы, считая их враждебными себе.

Наши соотечественники, к сожалению, прошли похожие испытания и в других странах. Напомню, еще в годы Первой Мировой войны в Австро-Венгерской империи существовал лагерь, куда бросали человека всего лишь по двум обвинениям: русский и православный. Это был настоящий геноцид.

Так вот, если призывать к массовой ответственности, претензии нужно предъявлять всем. Ну, например, народу Соединенных штатов Америки - за физическое и фактическое уничтожение Ирака, Югославии, иных государств и режимов, прикрытое политической целесообразностью и борьбой за демократию. Подобные претензии можно предъявить Латвии - именно подразделения латышских стрелков в годы революции прославились особым зверством во время установления большевистской диктатуры. Можно предъявить претензии украинскому народу, ибо украинские националисты были одними из самых рьяных исполнителей приказов нацистов по уничтожению населения России, Белоруссии, Украины в годы Великой Отечественной войны. Понятно: если мы сейчас начнем так считать и поступать, ни к чему хорошему это не приведет. Все-таки осуждать за подобные проступки нужно конкретных людей.

Никто, на мой взгляд, не имеет права облыжно возводить обвинения на целые народы, да еще требовать за это каких-то компенсаций, юридической ответственности. Не нужно забывать, что в ответ можно получить такие же обвинения.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".