Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Все опубликованные материалы об Иване Голунове свидетельствуют о множестве допущенных отступлений от действующего уголовно-процессуального законодательства

Государство, утратившее культуру, обречено: Мнения священнослужителей

24.11.2015 08:15


Известный публицист Александр Привалов весьма критически отозвался об обсуждаемом сейчас проекте «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Привалов, в частности, пишет, что в документе «совсем или почти совсем не трактуются важнейшие и острейшие проблемы нашей культуры, решать которые обязано именно государство. Назову лишь две, самые очевидные. Первая — неимоверно быстрый упадок гуманитарного образования. Русская культура литературоцентрична; основная масса наших сограждан приобщается к ней, уж вы извините, с помощью школьных словесников. Они далеко не идеальны и сейчас, но на смену им придут гораздо худшие: их подготовка на глазах примитивизируется. На филфаках педвузов уже практически исчезли фольклор, древнерусская литература и история языка (вот она, любовь-то к отечественной традиции!), резко уменьшен объём теоретических дисциплин. Всё менее образованные учителя будут выпускать всё менее окультуренных детей, и пока об остановке этой дьявольской спирали никто даже и не начал задумываться...

Столь же очевидна проблема с без сравнения главнейшим сегодня культуртрегером — телевидением. Страна всё меньше читает, всё реже ходит в кино и в театры, и представления о культуре, о должном и недолжном, о способах жить и умирать, думать и говорить берёт из ящика (да из соцсетей, где азартно обсуждает опять-таки виденное по телевизору). Но на больших каналах, государством безусловно контролируемых, высокая культура практически не представлена, спокойной и взвешенной речи слышно немного, а вот самого разного рода вопли, агрессия и дурновкусие представлены в широчайшем ассортименте. Если государство всерьёз решит взяться за культурное строительство, мы об этом узнаем из телепрограмм».

«Согласны ли вы, что стратегия государственной культурной политики должна предусматривать решения этих проблем? Как их следует решать? Какие еще проблемы культуры кажутся вам особенно важными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

24.11.2015 09:15

Главная проблема в отсутствии идейного базиса. Например, в дореволюционном обществе крестьяне были культурными, хотя могли не уметь писать. Они могли быть с образованием в три класса церковно-приходской школы, но и в школе, и в храме на богослужении они получали общий культурный багаж знаний, который был европейским, христианским. Преподобный Серафим Саровский умел читать, но не умел писать, и он прочел тысячи книг. В Советском Союзе тоже пеклись об образовании, культуре, чтение было в чести, искусство называли высшей ценностью.

А сейчас, как сказал один современный продюсер, мало хороших сценаристов, потому что выросло новое поколение, которое не читало книг. Сейчас книги можно не читать, даже если ты сдаешь экзамен по литературе. Прочитали краткий сюжет и все, а это не дает представления о настоящей культуре.

Зачем нужна культура, литература, фольклор в отсутствии идейной базы? При современном развитии интернета, соцсетей, клипового телевидения растет поколение, у которого культурное восприятие крайне зауженное. Такой человек заточен под утилитарные, плоские задачи, под бытие культурно ограниченного офисного планктона.

Решение – идейное целеполагание. Идеей должно быть народосбережение, психофизическое и культурное. Нужно, чтобы народ не просто существовал в парадигме хлеба и зрелищ – сериалов бандитских и жвачек в виде мыльных опер, а чтобы сердцевина народа была культурно насыщена и образована. И, кстати, это проблема не только России, а общемировая.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

24.11.2015 09:13

Сейчас для культуры ничего толком не делается. Идет разрушение культурного поля России. Многие недостатки, недочеты, связанные с недофинансированием, с недообразованностью можно было бы компенсировать открытой и четкой связью проблем культуры с проблемами духовной жизни России: связать русскую православную духовность с программами культуры. Сейчас этого дождаться невозможно, нет к этому предпосылок, и мы можем только молиться в надежде.

То, что идет в школах под названием «Основы православной культуры», как пример приводить нельзя. У меня ощущение, что это несерьезно и очень все печально. Я знаю, что есть люди, которые готовы и хотят заниматься этим серьезно, но им просто не дают.

Надеюсь, на уровне именно светского руководства нашего государства найдутся люди, которые поймут, что без духовной связи, без измерения глубины русской культуры и при таком ущербном ее финансировании, мы обречены на деградацию, а наши дети обречены стать Иванами, не помнящими ни родства, ни духа, ни культуры. Да не будет так! Пусть будет развитие нашей культуры именно в духовном русле. А светская культурология - это выхолощенное пустое занятие.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

24.11.2015 09:02

Язык – основа нашей культуры и самобытности. Если мы утратим язык, мы утратим себя как нацию, растворимся в образах, которые предлагает нам реклама. Традиции уже постепенно теряются: мы не знаем русские песни, не уважаем национальный костюм, относимся к собственному языку только как к утилитарному инструменту. Язык для нас перестал быть тем, что помогает человеку выразить свою душу.

Обеднение языка – прямое следствие духовного оскудения. Когда общество живет примитивными чувствами и страстями, люди перестают пользоваться всем художественным богатством образов – просто отпадает потребность. В том числе падает культурный уровень - как государственных телеканалов, так и школьных учебников.

Что касается телевидения - когда-то у нас были дикторы и телеведущие высочайшего класса, образованные и интеллигентные. Безусловно, такие есть и сейчас, но стремление как можно быстрее выдавать «сенсационные» новости для привлечения максимально широкой аудитории, можно сказать, губит профессию. Не только не выдерживается объективная, рассудительная интонация – порой даже не соблюдаются элементарные правила русского языка.

Мы привыкли общаться sms-ками и смайликами – стоит ли удивляться, что те же школьники не стремятся изучать русский язык и литературу? Зачем им «Война и мир», когда все их переживания и эмоции можно уложить в одну картинку на экране? Именно поэтому проблема культурного уровня страны неразрывно связана со школьным и университетским образованием. Гуманитарные дисциплины должны преподавать в том же объеме и качестве, что и точные науки. Именно в школе детям прививается любовь к своему языку, своей культуре, истории, традициям – порой даже вопреки родительскому воспитанию. При этом обучение должно строиться на искреннем увлечении предметом: учитель должен показывать ученику красоту и глубину нашего мира, а не заставлять до исступления зубрить склонения и спряжения. А чтобы увлеченных, влюбленных в свое дело учителей было больше, как раз и необходима продуманная государственная политика, предусматривающая и обеспечение достойной подготовки учителей, и достаточно высокий уровень зарплат.

Считаю, что задача сохранения высокой русской культуры стоит и перед государством, и перед обществом – то есть перед каждым из нас. В наших силах сохранять культуру и передавать ее своим детям – это не менее важно, чем государственная политика.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

24.11.2015 09:00

Александр Привалов прав: читать у нас стали гораздо меньше. Для нашей культуры, да и вообще для страны это трагедия. Между тем русская классическая литература - наша национальная гордость. Она признана в мире одной из вершин культурного развития человечества вообще. Отказываясь от своей литературоцентричности, мы фактически отказываемся и от своих высоких достижений, - а народ познается не по своим падениям, но по взлетам. Русский - это человек, который любит свою литературу, знает ее, учась у классиков добру, справедливости, тому, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Вместе с тем я уверен, что происходящая с нами катастрофа - следствие не только того, что мы мало преподаем литературу и плохо готовим преподавателей этого предмета. Деградация происходят не только в России, и она связана с развитием техники, социальных сетей, телевидения, визуальных медиа и вообще всего того, что сегодня интересует обычного подростка, школьника.

К сожалению, оторвать детей от экранов смартфонов, сделать так, чтобы они вылезли из Фейсбука, Твиттера, Вконтакте и взяли в руки книгу, нелегко. Для этого нужно быть не просто человеком, который любит литературу, а гением педагогики. Если мы просто механически увеличим количество часов, отведенных на литературу в школе, - мы, к сожалению, дела не исправим, хотя и без этого тоже не обойтись. Необходимы специальные исследования, которые могли бы нам подсказать, как в эру информационного бума воспитывать детей, заставить их вспомнить, что мы русские и мы литературоцентричны. Это очень непросто.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

24.11.2015 08:56

Нет никакого сомнения, что уровень образования в нашей стране снижен. Я сам сталкиваюсь с тем, что нынешние выпускники школ, старшеклассники и студенты потрясающе безграмотны. И это выражается не только в неумении писать по-русски, но и в незнании важнейших вех истории России, важнейших терминов нашего языка. Поэтому, разумеется, это вызывает сильное опасение за будущее. Как могут дети, выросшие вне культурно-исторического контекста своего народа, своей Родины в дальнейшем стать опорой для своей страны, что они будут защищать, в чем находить свою идентичность? Разумеется, эту проблему необходимо решать на государственном уровне.

Но, к сожалению, вынужден констатировать: пока что образование у нас только ухудшается. Снижается финансирование, упрощаются программы, и это печально. Необходимо определенное количество учебного времени на изучение русской культуры, литературы, языка, плюс на какие-то воспитательные мероприятия. А пока что вместо полноценных уроков у нас факультативы и кружки, а это, разумеется, ни к чему хорошему не приводит.

Дети перестают читать. Как следствие, полностью уничтожается грамотность – читающий человек и пишет грамотно. В недалеком будущем нас ожидает поколение людей, выросших на компьютерных играх, пересказывающих друг другу последние новости из телевизора или с новостного сайта. Людей, которые не умеют мыслить критически, анализировать информацию. А такие люди, действительно, становятся легко внушаемыми, податливыми для любой идеологии, в том числе враждебной нашей стране.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

24.11.2015 08:53

В городах Белоруссии в свое время были упразднены школы, где преподавание велось на белорусском языке. Белорусский проходили, но в русскоязычных школах. А потом оказалось: некого посылать в деревню, чтобы преподавать язык. Выпускники институтов, будущие учителя, белорусского не знали, а сами были городскими жителями. Получилось, что белорусский пропал и в деревнях. В результате в стране вместо него используется трасянка (смешанный язык) и русский. А на белорусском разговаривают только высокообразованные интеллектуалы. Живой язык почти исчез.

Да, любовь к языку закладывается именно в школе. Преподаватель должен не просто говорить правильно и красиво, литературным языком, но и открывать тайны этого языка - зачастую нам известно, что то или иное слово можно использовать в определенном контексте, а что оно обозначает, мы не знаем. Мы живем, не чувствуя языка. А с учетом того, что в школах у нас все больше представителей различных этнических групп, мы переходим на пиджин (упрощенный язык). Не исключено, что скоро правильный русский тоже будет уделом интеллектуалов. Они смогут воспользоваться своими знаниями, а мы будем говорить на каком-то суррогате. Так что знать собственный язык обязательно нужно. К сожалению, студенты его совсем не знают.

И, конечно, нужно хорошо знать свою традиционную культуру, фольклор. Как-то в электричке я наблюдал: люди, собирая милостыню, пели казачьи песни. Я с удивлением обнаружил, что они перевирают слова, так как не знают их - не очень понятные заменяют другими, и получается абракадабра. А они еще и продавали диски с «казачьими» песнями в собственном исполнении… Как можно исполнять песни, не зная слов?

В дореволюционных российских школах изучали церковнославянский – язык молитвы, богослужения. Это облегчало понимание литературного языка. А сегодня стихотворение Пушкина «Пророк» необходимо полностью переводить. Чуть ли не к каждому слову идет сноска. Как, например, современным школьникам понять такие строки? И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.


Да мы скоро будем переводить и фразу «устами младенца глаголет истина» - «ртом ребенка говорит правда»! Высокий стиль нам будет недоступен.

Так что язык, конечно, главная наша боль. Примечательно, что в Армении изучают три языка: древний грабар, на котором идет богослужение и написана Библия, и два новых. В результате в стране представлено все многообразие армянского языка.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

24.11.2015 08:50

Соглашусь со всеми словами господина Привалова. Он действительно говорит о том, что нужно предпринять государству в первую очередь, если оно хочет, как говорят представители власти, «сохранить свою автономию, самобытность». Конечно, в современных условиях государство должно заботиться о выполнении всех перечисленных пунктов.

К вышесказанному могу прибавить еще вот что: каждый образованный человек должен иметь представление о религии, знать о духовных ценностях, существовавших на протяжении сотен лет, свою основополагающую религию – православие. Вера – личный выбор каждого, но общие знания о православной вере, истории государства, Церкви, необходимы каждому российскому гражданину.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

24.11.2015 08:43

У нас не просто нет хороших педагогов, их в принципе не хватает! В нашем городе, например, дефицит учителей по общим предметам, и один учитель ведет по два-три предмета сразу: о какой квалификации тут может быть речь? Как преподаватель по литературе может вести уроки по физике и наоборот? И такая проблема почти во всех регионах.

Согласен и по поводу телевидения. В кино и театры ходит не так много людей, основная масса все черпает из телевизора и интернета. А какая там культура, мы знаем. Министерство культуры на это не обращает внимания. Центральные каналы, которые контролируются вроде как государством, показывают ужасные вещи. Что тогда говорить о других телеканалах… Впечатление, что кроме шоу-программ и сериалов о бандитах показать больше нечего. Где патриотическое кино, программы о борьбе с коррупцией и наркоманией?

Молодежь растет как в 90-х: учителям хамят, даже избивают их, не говоря уже о расправах друг с другом. И мы еще удивляемся, что молодые люди уходят в ИГИЛ. Да они в интернете черпают информацию, которая им кажется интересной и важной, никто это не контролирует, - вот они и уверяются в своей правоте, уходят к террористам.

Безусловно, эти проблемы надо срочно решать, на кону наше будущее, наша страна.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

24.11.2015 08:41

Культура – это история, традиции, которые прививают человеку любовь к стране, к семье, к ближнему. Поэтому самая главная задача сегодня – воспитать будущее поколение именно в гордости за свою страну, за себя, как представителя многонационального народа огромного государства. Во все времена наша страна выживала именно благодаря сплоченности и осознанию единства. Сейчас молодежь не учат этим примерам, и это очень плохо.

Кинематограф - сильное средство воспитания, поэтому надо им пользоваться во благо. И сейчас, когда телевидение и интернет есть почти в каждом доме, надо с пользой это применять, а не во вред.

Время сейчас тяжелое, нас «покусывают» США, Украина, Ближний Восток. Не знаешь, откуда еще ждать недоброжелателей. Очень важно, чтобы молодые люди были готовы отдать священный долг Отечеству, защитить его. И без знания своих традиций, культуры, мы очень рискуем своей страной.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

24.11.2015 08:39

Культура включает в себя традиции, религию, воспитание, а не только образование. Задача родителей и школы – сделать понятной для детей культуру предков. Конечно, всему не научишь, ибо культура безмерна. Но в век цифровых технологий и обилия информации важно научить тому, как получить информацию, откуда ее черпать и как ею пользоваться.

Например, наши крупные музеи, библиотеки должны все выложить на сайты так, чтобы можно было это легко найти и изучить, чтобы каждый молодой человек, заинтересовавшись, мог легко получить к этому доступ. А то иной раз не всякое классическое произведение в интернете найдешь, зато пролистаешь в поиске кучу сайтов с непотребной информацией.

Конечно, в вузах надо готовить квалифицированных учителей. И вообще надо создавать новый образ педагога, который учит самообучению. А то мы изобрели уже самообучающихся роботов, а детей не можем выучить.

И еще, если говорить о традициях и преемственности, то сегодня дети растут в отрыве от дедушек-бабушек, живут только с родителями, которые очень заняты. А хорошо бы вместо Средиземного моря на каникулах отвезти детей к дедушке и бабушке, чтобы они с ними побыли немного. Особенно, если они живут в каком-нибудь небольшом городе, а еще лучше – в деревне. Вот где истинная культура и традиции.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

24.11.2015 08:36

Меня всегда пугают планы, составленные на десятилетия вперед. Это значит, что они никогда не будут выполнены – во всяком случае, не с кого будет спросить. Лучше составить план на один год и что-то действительно сделать.

Согласен: состояние культуры в России ужасающее, и пока власти не осознают, что культура – основа любого государства, сообщества, нации, - ничего хорошего не будет. Ни в России, ни в другой стране. От состояния культуры зависит всё – здоровье, производство, и даже военная подготовка, так как культурный человек и во время военного конфликта не позволит себе то, что позволит некультурный.

Это понятно всем – но теоретически. А на деле ситуация не меняется, тогда как для России, тем более современной, это проблема номер один.

Идет оболванивание народа через телевизор – закладываются такие семена, которые дадут невероятные всходы. Это страшно. Я уж не говорю о преподавании в школах – нечастные педагоги пытаются что-то сделать даже за те копейки, что получают, а им еще и еще подрезают крылья. Уже и энтузиасты опускают руки. Что в результате вырастет из подрастающего поколения, судить не берусь. Во всяком случае, к 2030 году ничего хорошего не предвидится.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

24.11.2015 08:18

Я согласна: этой проблемой государство сейчас, похоже, не занимается, тогда как общество однозначно нуждается переменах, о которых говорит Александр Привалов.

Уровень образования, культуры падает, и с этим нужно что-то делать. Театры в полной депрессии, финансирования нет. Спектакли ставят не понятно о чем. По телевидению одна агрессия, нет ничего про добро, культуру, красоту.

О том, на каком уровне находится сегодня культура, можно судить и по социальным сетям. Наблюдая, о чем и как говорят люди, можно сделать вывод: культуры общения у нас нет, а поднимаемые темы настолько ошеломляющие, что интеллигентный человек иногда впадает в ступор.

В общем, по тому состоянию, в котором сегодня находится наше общество, можно судить, что работы предстоит много. И в это потребуется вложить не только финансы, но и другие ресурсы. Необходима комплексная серьезная работа.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

При активном сопротивлении граждан внедрять ту или иную религию – это неправильно. Думаю, такие люди как Сергий Радонежский такие действия осудили бы - богоугодное дело нельзя делать путем принуждения граждан. И уж конечно это не христианская мораль, когда парни, скажем так, хорошо экипированные и подготовленные, разгоняют людей

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".