Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку пожилых граждан. Достаточно хотя бы плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря МГК КПСС

http://www.spb-guide.ru/foto_9116.htm

Нельзя превращаться из гонимых в гонителей: Священнослужители о Церкви и музеях

01.12.2015 08:15


Представители музейного сообщества России направят в Общественную палату предложение ввести трехлетний мораторий на передачу музейных объектов в собственность религиозных организаций, сообщил заместитель председателя Творческого союза музейных работников Петербурга и Ленинградской области Александр Кузьмин.

"В данном случае я выступаю от имени музейных сотрудников, это было обсуждено и утверждено на заседании президиума Союза музеев России в Перми. Учитывая сложную экономическую ситуацию, в которой находится страна, мы предлагаем введение трехгодичного моратория на все эти передачи. Потому что государство не может материально обеспечить строительство помещений для того, чтобы переместить музеи из религиозных зданий и объектов в какие-либо другие", - заявил Кузьмин.

По его словам, предложение будет направлено в Общественную палату РФ. "Мы ставим вопрос о том, чтобы был принят специальный закон о совместном использовании религиозных учреждений - храмов, церквей и так далее - совместно с музеями, которые там находятся. Пока это не регламентировано, и, в общем-то, это добрая воля самих музеев, которые несут в связи с этим большие затраты", - добавил Кузьмин.

«Интерфакс» напоминает, что в конце октября президент Союза музеев России и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предлагал ввести временный мораторий на норму закона о передаче государственного имущества религиозного назначения, обязывающую завершить процедуру не позднее, чем за шесть лет с момента поступления заявления религиозной организации.

Напомним также, что время от времени между религиозными организациями и музеями возникают острые трения: достаточно вспомнить протесты сотрудников музея-заповедника «Херсонес Таврический», когда его директором пытались назначить священника, а также споры о судьбе Исаакиевского собора в Петербурге.

возвращении Церкви конфискованных у нее большевиками ценностей породили бурную полемику в обществе.

Церковь настаивает, что конфискованное по праву принадлежит ей и что ее голос при определении судьбы тех или иных икон и зданий должен по меньшей мере учитываться. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства - не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.

Обе стороны позволяли себе довольно резкие выпады: Церковь обвиняли в дикости и безразличии к национальному достоянию, музеи - в хранении краденого.

Regions.ru провели уже несколько опросов на эту тему:

Место ли иконе в музее? - Мнения священнослужителей

Спор за "Троицу": Обзор мнений

Чьи в музее иконы, - Мнения священнослужителей

Спор за иконы, - Мнения священнослужителей

Спор об иконах (Продолжение темы)

Иконы надо вернуть Церкви (Комментарии политиков и общественных деятелей)

Музеи и Церковь со временем придут к компромиссу (Мнения политиков и общественности)

Церковь и музей: возможно ли сотрудничество? - Мнения священнослужителей

Однако постепенно обе стороны признали, что в доводах оппонентов есть своя правда: что, с одной стороны, у Церкви есть право на возвращение отнятого, а с другой - что простая передача всего подряд в руки Церкви приведет к неминуемой утрате церковных ценностей.

Одно из положений, с которыми согласились обе стороны - что надо искать формы взаимодействия Церкви и музея, чтобы иконы и храмы могли использоваться по назначению, сохраняя в то же время значение музейных объектов и профессиональную заботу об их сохранности и реставрации.

Некоторые формы такого взаимодействия давно прошли испытание практикой: так, некоторые драгоценные иконы выставлены в храме при Третьяковской галерее, где им обеспечены музейные условия хранения.
За рубежом обычны ситуации, когда между богослужениями храм служит туристическим объектом, туда водят экскурсии, а специалисты ведут наблюдение за находящимися в нем культурными ценностями.

«Почему, на ваш взгляд, происходят конфликты религиозных организаций с музеями? Как их избежать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

01.12.2015 09:46

Авторы предложения мотивирует его исключительно экономическими соображениями. Музеям невыгодно передавать здания Церкви, поскольку это требует затрат, а в бюджете нет денег, либо руководители музеев полагают, что могут потратить средства на какие-то другие цели, при этом совершенно игнорируя нравственную сторону вопроса.

Помнится, когда у Церкви изымали ценности и храмы, это мотивировали экономическими трудностями, которые переживало молодое советское государство в период становления. Очень грустно сознавать, что образованные интеллигентные люди, представители музейного сообщества приводят те же аргументы, что и большевики. Но представим себе человека, который сам (или его предок) получил во владение вещь, отнятую у кого-то еще. И вот наступает время ее вернуть. Нынешний владелец говорит: «Позвольте, мне эта вещь нужна, и если я ее отдам, придется приобретать такую же за собственные деньги». Вряд ли кто-то признает такой аргумент справедливым. По сути, речь идет о нежелании возвращать незаконно отнятое, намерении построить благополучие на несправедливости. Но от того, что несправедливость была совершена уже давно, она не перестает быть таковой.

Некоторые говорят: «храмы – это народное достояние». Но что мы понимаем под словом народ? Для меня это не только наши современники, но и те, кто жил 10, 100, 1000 лет назад. Российский народ един в своей истории. И люди, построившие на свои средства, своим трудом храмы, сделали это с единственной целью - для совершения в них богослужений. Они строили их для Русской Православной Церкви, желая построить именно храм, а не музей. И люди, которые используют эти храмы не по назначению, по сути, оскорбляют волю наших предков. Как можно хранить прошлое и при этом так несправедливо поступать по отношению к прошлым поколениям?

С другой стороны, во многих случаях именно представители музейного сообщества спасли храмы и священные предметы от уничтожения. Среди сотрудников музея много людей высококультурных и верующих. К тому же православный храм не может быть закрыт от тех, кто, не будучи воцерковленным христианином, желает прикоснуться к сокровищнице православного искусства. Нам нужно об этом помнить и искать точки соприкосновения.

Но в любом случае нужно исходить из того, что главное назначение храма – богослужения, и Церковь не может никакими решениями светской администрации быть ограничена в праве совершать их.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

01.12.2015 09:19

Я в первую очередь от всего сердца хочу поблагодарить сотрудников музеев: в советское время они делали то, что мы не могли - вместо нас проповедовали Христа Спасителя, рассказывая о святынях, находившихся в музеях. Священнослужители в то время, как известно, не могли проповедовать открыто. О христианстве, православии, о Боге рассказывали музейщики. Вот за это им низкий поклон.

Тем не менее, есть постановление правительства вернуть Церкви принадлежавшее ей когда-то имущество, и никто не может оспаривать это решение. Думаю, руководство музеев, да и рядовые сотрудники были готовы к тому, что наступит момент, когда эти ценности, а также здания нужно будет передать. Но если сегодня возникают трудности и разногласия, - действовать силой, конечно же, не следует. Нам нельзя превращаться из гонимых в гонителей. Я бы не хотел, чтобы сотрудники музеев сказали: «Вы в одной руке держите Священное писание, слова Христа о любви, а в другой меч». Вот этого я не хотел бы услышать от людей, которые проповедовали Христа в трудные годы нашей Церкви.

Наверное, наиболее разумным было бы работать над устранением разногласий сообща. Включить в комиссию представителя Церкви, который бы трудился вместе с представителями власти, музейными работниками, проповедовал - в том числе, в музеях. К тому же показал бы, как умеет работать, общаться с людьми, сколь трепетно относится к передаваемым бесценным экспонатам. Это, думаю, успокоило бы сотрудников музея, показав: они передают их в надежные руки.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

01.12.2015 09:13

Во-первых, мне кажется, нужно увеличить финансирование, выделяемое на содержание музеев, а также на их развитие и реконструкцию. Если у музеев мало денег, этот вопрос нужно решать на государственном уровне. Почему должна страдать Церковь, если государство их выделяет недостаточно?

Второй важный момент - охрана церковных ценностей. Наверняка надеется немало желающих покуситься на предметы церковного искусства (а некоторые из них действительно имеют мировое значение). В таком деле нельзя действовать сгоряча, и правовую базу, наверное, придется дополнять, но эта работа должна быть совместной, чтобы и Церковь, и музеи могли сотрудничать и договариваться.

А вообще церковное достояние все-таки и есть церковное достояние. И у нас в стране подавляющее большинство населения считает себя верующими. Наши храмы наполняются людьми, открываются новые. Продолжается процесс, который так активно начался 20-30 лет назад – возвращение народа в Церковь. Поэтому, конечно, нужно искать возможности договариваться и решать сложные проблемы. Так что все же музеи должны стремиться вернуть законное имущество Церкви, которое когда-то было отнято у нее советской властью.

Протоиерей Сергий Баранов

секретарь Орской епархии

01.12.2015 09:10

Нужно понять: для Церкви передаваемые вещи не просто исторические ценности или сокровища, а святыни. Это очень важно. К тому же некоторые культовые вещи не могут использоваться иначе. Ценность изъятых когда-то порфир не в том, сколько они стоят. Или, скажем, святые чаши ценятся вовсе не за то, сколько в них килограмм золота или какие камни вставлены – ценна сама чаша, потому что в ней происходила Евхаристия, находилась кровь Христова. Поэтому в музее ей не место. Она и изготавливалась не как предмет искусства, но как религиозный предмет.

Думаю, даже «Троицу» Андрея Рублева в некоторой степени оскверняет отношение к ней только как к предмету искусства. Она ценна не только с художественной и исторической точек зрения. Это наша святыня, как и Владимирская икона Божией Матери.

Есть вещи, которые не оцениваются не деньгами. Неверующему человеку это понять сложно. Например, когда светский экскурсовод рассказывает о «Троице» Рублева, упоминая какие-то исторические факты, но не ее духовную ценность, это тоже в некотором смысле кощунство.

Как избежать конфликтов религиозных организаций с музеями? Думаю, Церкви для ведения переговоров в столь щекотливой ситуации нужно выбирать людей разумных, которые смогут говорить с оппонентами спокойно, но очень убедительно и на понятном для них языке. И лучше просить, а не требовать. Иначе отношения сразу ухудшаются. А если люди не понимают, мы должны просить еще и еще, объясняя, почему просим: мы решаем не свои финансовые вопросы, но вопросы духовные.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

01.12.2015 08:30

Думаю, в этом вопросе необходимо учитывать мнение двух сторон. Церковное искусство создавали люди верующие, - они, конечно, хотели бы, чтобы эти предметы культа, а теперь уже и старины, стали достоянием верующих людей - потому что творили их во имя Бога.

С другой стороны, конечно, нужно учитывать и аргументы государства: да, эти ценности должны быть сохранены, поэтому следует использовать наилучшие для этого способы. Если той или иной иконе или древнему религиозному предмету, святыне нельзя создать в храме надлежащих условий, значит, ей пока лучше находиться там, где такие условия есть. В таком решении есть еще один плюс - эту святыню (и одновременно древний ценный предмет) увидят сотни тысяч людей. В православной храм все же придет не каждый, особенно если речь идет о тех, кто принадлежит другой вере, а в музей он придет.

Так что все-таки нужно учиться находить общий язык. Тем не менее, нужно помнить: речь идет о предметах, сделанных верующими людьми для внутрицерковного пользования. С этим нужно считаться.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

01.12.2015 08:29

Мне кажется, людей нарочно сталкивают лбами, раздувая эти конфликты. Когда возникает трудная ситуация, нет стремления найти компромисс, зато налицо желание спровоцировать очередную ссору. Боюсь, некоторые представители общества хотят, используя эту напряженную ситуацию, дискредитировать Церковь, и специально всех провоцируют. Это как с выступлением «Пусси Райот».

Если бы была создана нормальная комиссия, включающая специалистов с обеих сторон, можно было бы без труда определить порядок использования памятников архитектуры и обеспечить условие хранение ценностей. Ну, существуют же храмы-музеи Московского Кремля, где также бывают службы? Это все вопросы решаемые, причем к обоюдной пользе – для музеев тоже хорошо, когда в храмах идет богослужение: значит, объект действующий и там можно ощутить все нюансы церковного искусства. Об этом писал еще Павел Флоренский, отмечая, что, делая Троице-Сергиевскую лавру музеем, нужно проводить в ней богослужения, и тогда это будет живой объект.

Так что польза здесь двойная – будет установлен лучший надзор за ценными произведениями искусства. А во внеслужебное время храм будет работать как учреждение культуры и своего рода миссионер, который несет красоту, созданную предками как свидетельство слова Божьего.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Причина нашей бедности - это крайне высокий уровень социального неравенства и отсутствие прогрессивной налоговой системы. Мы рекордсмены «большой двадцатки» по уровню социального неравенства: у нас 1% населения владеет примерно 71% национального богатства. И мы единственная страна «большой двадцатки», в которой до недавнего времени не было прогрессивного налога. Теперь у нас появился слабенький прогрессивный налог: 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год, а в США, прогрессивный налог Трам ...

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Заявление WADA речь идет о политических дивидендах, о каких-то заказных «разборках». Во главе этого стоят и политики, и разного рода миллиардеры, использующие большой спорт в погоне за новой прибылью, рекламой. От здорового, полезного, от идеи спорта ради мира, в олимпизме ничего не осталось. А ведь все, что делалось здесь раньше, начиная с Древней Греции, служило тому, чтобы остановить конфликты, войны, чтобы направить энергию тех или иных противоборствующих сторон в мирное, состязательное спо ...

Ефремов – человек достаточно оппозиционный, и его творчество было не по душе властям. Но при этом столь же очевидно, что никто Ефремова наручниками к рулю не приковывал и водку в него не заливал. Произошла трагедия, погиб человек, и вместо того, чтобы попытаться как-то сгладить ситуацию, выбрать путь покаяния, что-то компенсировать, защита ответчика выбрала весьма сомнительную стратегию. Адвокат попытался сделать изо всей этой истории максимальный хайп для себя, и это бумерангом ударило ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Удачной эту инициативу назвать нельзя. Обеспечение безопасности на дорогах – очень важная задача. Но безопасность на дорогах не зависит от того, на какой скорости по ним ездят машины. У нас люди гибнут не от скоростей, а от плохих дорог, от отсутствия разделительных и от поведения определенной части населения, которая вне зависимости от ограничений будет всегда нарушать правила. Такие люди превышают скорость не на 20 км, а на 100 и больше, развивая ее до предела. И вот их-то штрафами как р ...

Александр Пушкин явно не сдал бы Единый государственный экзамен. Альберт Эйнштейн в школе считался, мягко говоря, не самым способным учеником по физико-математическим наукам, а Дмитрий Менделеев был одним из последних в своем классе. Но все это не помешало этим людям стать мировыми гениями. ЕГЭ предполагает формальный подход к знанию, и многим творческим людям он совершенно не годится. Не говоря уже о том, что далеко не все выпускники школ собираются сразу поступать в высшие учебные заведения

"Почему человек должен кого-то информировать о том, привит он, или нет? Может, по каким-то медицинским показателям, из-за каких-то заболеваний ему нельзя прививаться. Это личное дело человека, связанное с состоянием его здоровья. Если вы хотите, чтобы люди везде прививались, то не паспорта вводите, а сделайте так, чтобы можно было в любой больнице эту прививку получить, в том числе в самой маленькой глухой деревушке..."

Ни Министерству природных ресурсов, ни другим правительственным структурам нельзя играть в такие игры, которые они затеяли. Вырубка лесов вокруг Байкала – это самое страшное. Если кому-то что-то нужно строить, пускай строят в стокилометровой зоне вокруг. Там много других прекрасных мест, которыми можно пожертвовать. Но территориями, относящимися к байкальскому заповеднику, ни при каких обстоятельствах жертвовать нельзя. Никакая выгода не может сравниться с потерей имеющихся у нас мировых запас ...

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

По данным зарубежных социологов примерно за половину всех преступлений, даже в развитых странах, отвечает так называемая массовая культура. В частности, публичное насилие в учебных заведениях характерно для Соединенных Штатов, и увы, для России, хотя Америку в этом мы, слава богу, не догнали. И гораздо меньше такого насилия в социальных государствах Европы и в Канаде. Одна из главных причин негативных сценариев – это крайне жесткая конкурентная среда в жизни и на телевидении

У нас достаточно механизмов для того, чтобы привлекать людей за клевету и в этой части наше законодательство ни в какую из сторон менять не нужно. а клевета в отношении неопределенного круга лиц – это юридический нонсенс. Что это за круг лиц, и кто будет его определять, кто будет считаться потерпевшим? Все это абсолютно нереально даже вообразить. По-видимому, данный законопроект направлен на то, чтобы заставить людей под страхом возбуждения против них уголовных дел, судебных производств просто ...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...