"В данном случае я выступаю от имени музейных сотрудников, это было обсуждено и утверждено на заседании президиума Союза музеев России в Перми. Учитывая сложную экономическую ситуацию, в которой находится страна, мы предлагаем введение трехгодичного моратория на все эти передачи. Потому что государство не может материально обеспечить строительство помещений для того, чтобы переместить музеи из религиозных зданий и объектов в какие-либо другие", - заявил Кузьмин.
По его словам, предложение будет направлено в Общественную палату РФ. "Мы ставим вопрос о том, чтобы был принят специальный закон о совместном использовании религиозных учреждений - храмов, церквей и так далее - совместно с музеями, которые там находятся. Пока это не регламентировано, и, в общем-то, это добрая воля самих музеев, которые несут в связи с этим большие затраты", - добавил Кузьмин.
«Интерфакс» напоминает, что в конце октября президент Союза музеев России и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предлагал ввести временный мораторий на норму закона о передаче государственного имущества религиозного назначения, обязывающую завершить процедуру не позднее, чем за шесть лет с момента поступления заявления религиозной организации.
Напомним также, что время от времени между религиозными организациями и музеями возникают острые трения: достаточно вспомнить протесты сотрудников музея-заповедника «Херсонес Таврический», когда его директором пытались назначить священника, а также споры о судьбе Исаакиевского собора в Петербурге.
возвращении Церкви конфискованных у нее большевиками ценностей породили бурную полемику в обществе.
Церковь настаивает, что конфискованное по праву принадлежит ей и что ее голос при определении судьбы тех или иных икон и зданий должен по меньшей мере учитываться. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства - не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.
Обе стороны позволяли себе довольно резкие выпады: Церковь обвиняли в дикости и безразличии к национальному достоянию, музеи - в хранении краденого.
Regions.ru провели уже несколько опросов на эту тему:
Место ли иконе в музее? - Мнения священнослужителей
Спор за "Троицу": Обзор мнений
Чьи в музее иконы, - Мнения священнослужителей
Спор за иконы, - Мнения священнослужителей
Спор об иконах (Продолжение темы)
Иконы надо вернуть Церкви (Комментарии политиков и общественных деятелей)
Музеи и Церковь со временем придут к компромиссу (Мнения политиков и общественности)
Церковь и музей: возможно ли сотрудничество? - Мнения священнослужителей
Однако постепенно обе стороны признали, что в доводах оппонентов есть своя правда: что, с одной стороны, у Церкви есть право на возвращение отнятого, а с другой - что простая передача всего подряд в руки Церкви приведет к неминуемой утрате церковных ценностей.
Одно из положений, с которыми согласились обе стороны - что надо искать формы взаимодействия Церкви и музея, чтобы иконы и храмы могли использоваться по назначению, сохраняя в то же время значение музейных объектов и профессиональную заботу об их сохранности и реставрации.
Некоторые формы такого взаимодействия давно прошли испытание практикой: так, некоторые драгоценные иконы выставлены в храме при Третьяковской галерее, где им обеспечены музейные условия хранения.
За рубежом обычны ситуации, когда между богослужениями храм служит туристическим объектом, туда водят экскурсии, а специалисты ведут наблюдение за находящимися в нем культурными ценностями.
«Почему, на ваш взгляд, происходят конфликты религиозных организаций с музеями? Как их избежать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
01.12.2015 09:19
Тем не менее, есть постановление правительства вернуть Церкви принадлежавшее ей когда-то имущество, и никто не может оспаривать это решение. Думаю, руководство музеев, да и рядовые сотрудники были готовы к тому, что наступит момент, когда эти ценности, а также здания нужно будет передать. Но если сегодня возникают трудности и разногласия, - действовать силой, конечно же, не следует. Нам нельзя превращаться из гонимых в гонителей. Я бы не хотел, чтобы сотрудники музеев сказали: «Вы в одной руке держите Священное писание, слова Христа о любви, а в другой меч». Вот этого я не хотел бы услышать от людей, которые проповедовали Христа в трудные годы нашей Церкви.
Наверное, наиболее разумным было бы работать над устранением разногласий сообща. Включить в комиссию представителя Церкви, который бы трудился вместе с представителями власти, музейными работниками, проповедовал - в том числе, в музеях. К тому же показал бы, как умеет работать, общаться с людьми, сколь трепетно относится к передаваемым бесценным экспонатам. Это, думаю, успокоило бы сотрудников музея, показав: они передают их в надежные руки.
01.12.2015 09:13
Второй важный момент - охрана церковных ценностей. Наверняка надеется немало желающих покуситься на предметы церковного искусства (а некоторые из них действительно имеют мировое значение). В таком деле нельзя действовать сгоряча, и правовую базу, наверное, придется дополнять, но эта работа должна быть совместной, чтобы и Церковь, и музеи могли сотрудничать и договариваться.
А вообще церковное достояние все-таки и есть церковное достояние. И у нас в стране подавляющее большинство населения считает себя верующими. Наши храмы наполняются людьми, открываются новые. Продолжается процесс, который так активно начался 20-30 лет назад – возвращение народа в Церковь. Поэтому, конечно, нужно искать возможности договариваться и решать сложные проблемы. Так что все же музеи должны стремиться вернуть законное имущество Церкви, которое когда-то было отнято у нее советской властью.
01.12.2015 09:10
Думаю, даже «Троицу» Андрея Рублева в некоторой степени оскверняет отношение к ней только как к предмету искусства. Она ценна не только с художественной и исторической точек зрения. Это наша святыня, как и Владимирская икона Божией Матери.
Есть вещи, которые не оцениваются не деньгами. Неверующему человеку это понять сложно. Например, когда светский экскурсовод рассказывает о «Троице» Рублева, упоминая какие-то исторические факты, но не ее духовную ценность, это тоже в некотором смысле кощунство.
Как избежать конфликтов религиозных организаций с музеями? Думаю, Церкви для ведения переговоров в столь щекотливой ситуации нужно выбирать людей разумных, которые смогут говорить с оппонентами спокойно, но очень убедительно и на понятном для них языке. И лучше просить, а не требовать. Иначе отношения сразу ухудшаются. А если люди не понимают, мы должны просить еще и еще, объясняя, почему просим: мы решаем не свои финансовые вопросы, но вопросы духовные.
01.12.2015 08:30
С другой стороны, конечно, нужно учитывать и аргументы государства: да, эти ценности должны быть сохранены, поэтому следует использовать наилучшие для этого способы. Если той или иной иконе или древнему религиозному предмету, святыне нельзя создать в храме надлежащих условий, значит, ей пока лучше находиться там, где такие условия есть. В таком решении есть еще один плюс - эту святыню (и одновременно древний ценный предмет) увидят сотни тысяч людей. В православной храм все же придет не каждый, особенно если речь идет о тех, кто принадлежит другой вере, а в музей он придет.
Так что все-таки нужно учиться находить общий язык. Тем не менее, нужно помнить: речь идет о предметах, сделанных верующими людьми для внутрицерковного пользования. С этим нужно считаться.
01.12.2015 08:29
Если бы была создана нормальная комиссия, включающая специалистов с обеих сторон, можно было бы без труда определить порядок использования памятников архитектуры и обеспечить условие хранение ценностей. Ну, существуют же храмы-музеи Московского Кремля, где также бывают службы? Это все вопросы решаемые, причем к обоюдной пользе – для музеев тоже хорошо, когда в храмах идет богослужение: значит, объект действующий и там можно ощутить все нюансы церковного искусства. Об этом писал еще Павел Флоренский, отмечая, что, делая Троице-Сергиевскую лавру музеем, нужно проводить в ней богослужения, и тогда это будет живой объект.
Так что польза здесь двойная – будет установлен лучший надзор за ценными произведениями искусства. А во внеслужебное время храм будет работать как учреждение культуры и своего рода миссионер, который несет красоту, созданную предками как свидетельство слова Божьего.
Игумен Серапион (Митько)
заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
01.12.2015 09:46
Помнится, когда у Церкви изымали ценности и храмы, это мотивировали экономическими трудностями, которые переживало молодое советское государство в период становления. Очень грустно сознавать, что образованные интеллигентные люди, представители музейного сообщества приводят те же аргументы, что и большевики. Но представим себе человека, который сам (или его предок) получил во владение вещь, отнятую у кого-то еще. И вот наступает время ее вернуть. Нынешний владелец говорит: «Позвольте, мне эта вещь нужна, и если я ее отдам, придется приобретать такую же за собственные деньги». Вряд ли кто-то признает такой аргумент справедливым. По сути, речь идет о нежелании возвращать незаконно отнятое, намерении построить благополучие на несправедливости. Но от того, что несправедливость была совершена уже давно, она не перестает быть таковой.
Некоторые говорят: «храмы – это народное достояние». Но что мы понимаем под словом народ? Для меня это не только наши современники, но и те, кто жил 10, 100, 1000 лет назад. Российский народ един в своей истории. И люди, построившие на свои средства, своим трудом храмы, сделали это с единственной целью - для совершения в них богослужений. Они строили их для Русской Православной Церкви, желая построить именно храм, а не музей. И люди, которые используют эти храмы не по назначению, по сути, оскорбляют волю наших предков. Как можно хранить прошлое и при этом так несправедливо поступать по отношению к прошлым поколениям?
С другой стороны, во многих случаях именно представители музейного сообщества спасли храмы и священные предметы от уничтожения. Среди сотрудников музея много людей высококультурных и верующих. К тому же православный храм не может быть закрыт от тех, кто, не будучи воцерковленным христианином, желает прикоснуться к сокровищнице православного искусства. Нам нужно об этом помнить и искать точки соприкосновения.
Но в любом случае нужно исходить из того, что главное назначение храма – богослужения, и Церковь не может никакими решениями светской администрации быть ограничена в праве совершать их.