Игумен Серапион (Митько): Когда у Церкви изымали ценности и храмы, это тоже мотивировали экономическими трудностями
01.12.2015 09:46
Игумен Серапион (Митько)Помнится, когда у Церкви изымали ценности и храмы, это мотивировали экономическими трудностями, которые переживало молодое советское государство в период становления. Очень грустно сознавать, что образованные интеллигентные люди, представители музейного сообщества приводят те же аргументы, что и большевики. Но представим себе человека, который сам (или его предок) получил во владение вещь, отнятую у кого-то еще. И вот наступает время ее вернуть. Нынешний владелец говорит: «Позвольте, мне эта вещь нужна, и если я ее отдам, придется приобретать такую же за собственные деньги». Вряд ли кто-то признает такой аргумент справедливым. По сути, речь идет о нежелании возвращать незаконно отнятое, намерении построить благополучие на несправедливости. Но от того, что несправедливость была совершена уже давно, она не перестает быть таковой.
Некоторые говорят: «храмы – это народное достояние». Но что мы понимаем под словом народ? Для меня это не только наши современники, но и те, кто жил 10, 100, 1000 лет назад. Российский народ един в своей истории. И люди, построившие на свои средства, своим трудом храмы, сделали это с единственной целью - для совершения в них богослужений. Они строили их для Русской Православной Церкви, желая построить именно храм, а не музей. И люди, которые используют эти храмы не по назначению, по сути, оскорбляют волю наших предков. Как можно хранить прошлое и при этом так несправедливо поступать по отношению к прошлым поколениям?
С другой стороны, во многих случаях именно представители музейного сообщества спасли храмы и священные предметы от уничтожения. Среди сотрудников музея много людей высококультурных и верующих. К тому же православный храм не может быть закрыт от тех, кто, не будучи воцерковленным христианином, желает прикоснуться к сокровищнице православного искусства. Нам нужно об этом помнить и искать точки соприкосновения.
Но в любом случае нужно исходить из того, что главное назначение храма – богослужения, и Церковь не может никакими решениями светской администрации быть ограничена в праве совершать их.