Проблемы мигрантов: положительные сдвиги или обман зрения? - Мнения священнослужителей
09.12.2015 08:17
Этому, по-видимому, способствовало множество факторов. Отчасти, по пословице, «несчастье помогло»: в кризис приток мигрантов из Средней Азии уменьшился, а конфликт на Украине привел к тому, что с ряда позиций таджиков и узбеков вытеснили беженцы из этой страны, не испытывающие сложностей с интеграцией в российское общество. Отчасти же, видимо, удалось наладить законодательную базу и работу соответствующих государственных органов.
Сейчас мигранты кажутся скорее проблемой Европы, нежели России. И это действительно так: победа «Национального фронта» Марины Ле Пен на региональных выборах во Франции свидетельствует, что очень многие граждане ЕС всерьез этой проблемой озабочены.
См. также:
Французы не хотят быть холуями оккупантов: парламентарии о победе партии Марин Ле Пен на выборах
Победа «Национального фронта» - результат много лет нарастающего недовольства диктатом европейских левых, из-за которых уже десятилетиями многие темы запрещено обсуждать и даже замечать, чтобы не поставить под сомнения базисные принципы левой идеологии. Достаточно вспомнить судьбу Тило Саррацина, которому его выступления против миграционной политики, требующей от коренного населения приспосабливаться к приезжим, а не наоборот, стоили отставки и остракизма. При этом провал политики «мультикультурализма» становился все более очевидным – так что даже ее творцам ( Никола Саркози, Ангеле Меркель, Дэвиду Кэмерону) время от времени приходилось это признавать – что, однако, не приводило к пересмотру ее основных принципов.
По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, миграционный коллапс в Европе показал, что своевременно и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию может только страна, создавшая действенную систему управления миграцией, страна, которая проводит обдуманную, взвешенную политику в этой области. «Россия многое делает для того, чтобы стать такой страной. Мы стремимся сочетать, с одной стороны, усиление миграционного контроля, борьбу с нарушителями законодательства, а с другой – поддержку легальных мигрантов, повышение их правовой и социальной защищённости», - заявила глава верхней палаты.
Анализируя опыт России, Валентина Матвиенко констатировала, что только с момента государственного переворота и начала гражданской войны на Украине Россия приняла более миллиона беженцев, которым были предоставлены не только кров, но и возможность учиться, работать, определить в детские учреждения детей. «При этом мы не заявляли о миграционном кризисе, а просто оперативно вносили в законодательство необходимые поправки и принимали действенные меры».
Вместе с тем, председатель СФ подчеркнула, что говорить о полном благополучии в миграционной сфере преждевременно. Она рекомендовала ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации», а также законодательно модернизировать институты вида на жительство в Российской Федерации и разрешения на временное проживание с использованием балльной системы отбора мигрантов: «Крайне важно четко и ясно решить, кому из мигрантов мы даём «зелёный свет», тем более когда речь идёт о получении российского гражданства».
Она предложила не заполнять из года в год свободные ниши низкоквалифицированными работниками из-за рубежа, а модернизировать и автоматизировать рабочие места, сделать их более привлекательными для россиян: «Иначе за счёт мигрантов мы будем и дальше культивировать отсталые технологии».
Председатель СФ уверена в необходимости создания экономических условий, при которых будут востребованы специалисты высокой квалификации, научные работники, инженеры. Именно такие трудовые ресурсы мы и должны привлекать и из-за рубежа, уточнила она. «Если мы хотим, чтобы россиянами становились только те иностранцы, кто уважает Россию, ее уклад и ценности, хочет трудиться на благо нашей страны, защищать её суверенитет, может быть, есть смысл получать от них подтверждение искренности этих намерений юридически». Например, как это принято в США, Канаде, ряде европейских государств в виде присяги на верность при приеме в гражданство.
«На самом ли деле, по вашим ощущениям, проблема мигрантов в России стала менее острой за последние полтора-два года, или это успокоение кажущееся? Как вы относитесь к идее ввести присягу на верность России для принимающих гражданство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
09.12.2015 09:07
А присяга может только увеличить клятвопреступников. И мы, конечно, ни в коем случае не должны идти этим путем. Никакая присяга не улучшит наше нравственное и духовное единство, цельность нашего существования.
Надо идти тем путем, который предписан нам нашей историей, когда усиливалось и укреплялось наше духовное единство, - а происходило это во время внешних опасностей, угроз, испытаний. Я не желаю нашему Отечеству и народу этих самых испытаний и скорбей с ними связанных, но другого способа не знает никто. А что испытания все ближе и ближе, это очевидно. Хотим мы или нет, но приближаемся к тому моменту, когда эти испытания придут и нас укрепят. Так укрепило нас испытание на Северном Кавказе.
И сейчас наш народ ответственно относится к испытаниям, связанным с ситуацией в Сирии, Турции. Прекрасно видно, что наш народ сплачивается под влиянием угроз, которые пока находятся на уровне газетных и телевизионных известий. И меня радует, что мы еще способны к консолидации.
09.12.2015 09:01
Конечно, нужно справедливо обходиться с людьми, которые хотят у нас работать, быть гостеприимными. Мы вправе требовать исполнения наших законов и лояльности к себе, - но должны и сами понимать, чего хотим от самих себя? Мы хотим потребовать верности от мигрантов, - а почему бы не потребовать ее в таком случае от всех остальных граждан страны, например, в момент получения паспорта? В общем, все эти моменты вызывают вопросы.
Но главными для нас пока остаются такие: «Каково наше будущее?», «Куда мы идем?», «Что такое для нас русский народ и Россия?» Ведь если нам нужны только образованные люди - почему бы не образовывать своих граждан? А мы собираемся принимать людей, получивших образование непонятно где. Почему у нас, граждан России, почти нет возможностей получить бесплатно высшее образование, что в наше время естественно во всем мире? Только у нас это объявляется вип-услугой, которую человек должен купить у государства! Понятно, что эти вопросы кажутся более важными, требующими обсуждения и принятия соответствующих решений.
А с мигрантами просто нужно быть честными, и при этом давать им уверенность в том, что государство - сила, которая гарантирует безопасность, но и требует этого же от тех, кто к нам приезжает.
09.12.2015 08:52
Украина - та же Россия, и люди, приезжающие к нам оттуда, не просто бегут от военных конфликтов, а тянутся, где спокойно, где их родственники, и не только по крови. Так что, когда я говорю о мигрантах, имею в виду, прежде всего, выходцев из Средней Азии, большинство из которых исповедуют ислам. И я думаю, вот там как раз и происходит некая поляризация. Люди, настроенные агрессивно, увлеченные идеей строительства исламского халифата, (справедливого, как они думают, устроения жизни), уже воюют в Сирии и Ираке, - и дай Бог, чтобы они остались там навсегда. А те, кто настроен на сотрудничество с российской властью, более мягко адаптируются в существующую среду. Поэтому неудивительно, что противостояние уменьшилось. Тем более, в условиях нарастания опасности, идущей со стороны экстремистских сил, прежде всего ДАИШ, наверное, даже те, кто ему немного симпатизирует, становятся более сдержанными в выражениях своих симпатий.
Однако, думаю, все зависит от поведения людей, увлекшихся идеями ДАИШ. Если они вернутся в Россию, это будет чревато для нас большими проблемами. Поэтому полностью поддерживаю решение нашей власти – уничтожать эту опасность за пределами нашего государства. Нельзя допустить радикализации тех, кто сейчас нейтрален. Радикалы не должны возвращаться в Россию.
А присяга – дело хорошее. Наверное, такая юридическая процедура была бы уместна. Но мы прекрасно понимаем, что юридическая сторона вопроса в чем-то формальна. Нельзя ограничиваться только заверениями в лояльности власти.
Россия – особая цивилизация. Иногда говорят о ее евразийской сущности, но, думаю, исторически Россия - все-таки европейская держава. Мы представляем собой восточную европейскую цивилизацию, а азиатская составляющая – дополнение российской идентичности, если хотите, проецирование европейских христианских православных ценностей на значительную азиатскую территорию.
Так вот, люди, которые демонстрируют лояльность власти, на мой взгляд, должны не только заявлять об этом, но и всей своей жизнью показывать, что хотят инкорпорироваться в существующую культурную среду. И для этого следует не только формально признать правоту власти и желание следовать ее воле, но и войти в культурное пространство. Для этого, конечно, необходим некий образовательный ценз, который должен быть подкреплен испытаниями вроде экзамена, включающего в себя как знание языка (что тоже средство выражение русской культуры и духовности), так и истории, вех исторического развития России. Думаю, было бы весьма уместно проводить экзамен на знание и культуры православия как религиозной конфессии, которая внесла главный вклад в развитие русской государственности и культуры.
И здесь, думаю, важно вспомнить преподавание основ православной культуры в школе. Сейчас представители либеральных кругов выражают сомнения в необходимости этого предмета, что конечно, недопустимо – в школах сейчас обучается много детей мигрантов, и они благодаря нему будут постигать азы - не веры, но православной культуры. Думаю, очень важно организовать образовательную сеть для мигрантов, которые хотят (и имеют юридическую возможность) стать гражданами России.
09.12.2015 08:49
Кроме того, во времена Советского Союза сложилась уникальная ситуация. Все же жители постсоветского пространства для нас не такие чужаки, как, скажем, для европейцев выходцы из Африки или арабских стран. Таджики, узбеки, казахи долгое время жили вместе с нами. У нас и ментальность в чем-то похожа.
А гражданство если и давать приезжающим из-за рубежа, нужно отдавать предпочтение тем, у кого с нами одинаковые ценности. Сейчас в Европе многие немцы, французы и другие народы уже не чувствуют себя хозяевами в собственном доме. Это связано и с наплывом беженцев, и с либеральной политикой Евросоюза. Кроме того, в Европе есть дискриминация по религиозному признаку – основанием для увольнения с работы может стать нательный крестик, если его ношение кого-то «оскорбит». Естественно, у тех, кто придерживается традиционных ценностей, это вызывает недовольство. Вот таких людей и нужно звать к нам, - тем более если они хорошие специалисты.
И может быть, настанет время, когда арабы заполонят Европу, а Россия улучшит демографическую ситуацию за счет европейцев, придерживающихся традиционных ценностей. Эти люди, думаю, вполне могли бы присягать на верность легитимному правительству России и обязаться исполнять наши законы. В других странах в момент принятия гражданства создана торжественная обстановка, играет гимн. Думаю, это правильно. Человек должен почувствовать, что он не просто получил паспорт, а стал частью великой страны.
09.12.2015 08:44
А что касается присяги, - боюсь, это слабая мотивация - хотя бы потому, что в Российской империи в свое время все граждане присягали на верность царю, и почти все эту присягу нарушили. Вместе с тем большинство россиян все-таки были православными, и отдавали себе отчет, что такое присяга царю, а не просто какому-то правительству, которое сегодня есть, а завтра его не будет.
Так что, на мой взгляд, принятие присяги - не просто малоэффективная мера, но и популистское решение. Мне кажется, разумнее было бы давать людям, в которых заинтересовано государство, временный вид на жительство, потом продлять его, и все это время наблюдать за будущим гражданином. Рано или поздно он проявит свои настроения, симпатии, антипатии. Если правительство и государство убедятся, что тот или иной человек действительно полезен нашей стране и не подведет ее, ему можно дать гражданство.
09.12.2015 08:42
А в России проблемы те же. Да, мигрантов из Азии стало меньше, потому что курс валют изменился, но все же мигранты никуда не делись, они так же работают вместе с нами.
С присягой, если ее введут, будет то же, что с обязательным тестированием по русскому языку: все превратится в формальность. Я знаю многих, кто приехал в Россию, вообще не зная русского языка, но эти люди «посещали» курсы, «сдали» экзамен и в итоге получили патент. Пока есть спрос на трудовых мигрантов, будет и предложение, какие бы меры ни вводили.
09.12.2015 08:39
И слова Валентины Матвиенко актуальны. Если сравнить государство с собственным домом, то каждый хотел бы видеть в лице гостя того, кому можно доверять, уважать, человека, который не навредит этому дому. И мы, граждане России, вправе требовать от приезжих такого. Каждый гражданин должен защищать и уважать законы, самобытность, историю. А от тех, кто хочет получить гражданство нашей страны, мы имеем право требовать лояльности нашему государству, соответствия действующим в нем нормам. Так что требование присяги звучит уместно и логично.
09.12.2015 08:37
Вообще УМВД и УФМС, на мой взгляд, самые открытые для решения различных вопросов ведомства. Их деятельность дала хороший результат: за последние восемь лет у нас не было ни одного зарегистрированного случая межнациональных конфликтов. Да, какие-то разовые происшествия иногда случаются - как говорится, преступность интернациональна.
Ну а что касается присяги на верность - почему бы и нет? Может, следовало бы разработать ее с учетом российской многонациональной общности. В частности, ней можно будет оговорить ответственность перед новой Родиной.
09.12.2015 08:24
Вторая причина и впрямь в некоторых успехах миграционной политики нашего государства. Все-таки мы пришли к созданию центров по выдаче патентов, когда людей тестируют на знание языка - и это улучшило качественный состав мигрантов. Люди, которые не уверены, что могут пройти через эти барьеры, просто испугались приезжать. Есть успехи и в профилактической работе правоохранительных органов. И еще начали выделять мигрантам определенный социальный пакет, хотя пока еще в очень недостаточном масштабе.
Но в целом проблемы никуда не ушли. Внутри общин еще сильно отрицательное отношение к России. Мигранты считают себя незащищенными, многие находятся фактически на положении рабов. Среди них легко находить недовольных, насаждать экстремизм. Это недопустимо, если мы хотим предотвратить беспорядки. Миграционная волна - на 80% мусульмане, это огромные возможности для вербовщиков ДАИШ и других террористических организаций.
Так что при всех достижениях успокаиваться нельзя. Работу надо продолжать. Ведь когда наступит экономическое улучшение, то уехавшие мигранты вернутся и мы можем вновь столкнуться с прежними проблемами.
А к выдаче гражданства надо относиться неформально. Сейчас у нас формальный подход: женился - получи паспорт, прожил сколько-то лет - получи паспорт. Но есть же практика ряда стран по изучению морально-психологического состояния потенциального кандидата на получение гражданства, когда некая комиссия пишет заключение. Я понимаю, что это у нас может породить очередную коррупционную схему, но психологи должны четко понимать, что Россия дает гражданство лицу, не являющемуся врагом страны, который не будет использовать гражданство против России.
Поэтому, безусловно, присяга при приобретении гражданства способна частично решить проблему. И присяга должна, на мой взгляд, не просто иметь красивую форму, а должна нести в себе юридический смысл и юридические последствия от ее несоблюдения. Так что инициатива хорошая, помогающая нашему государству навести порядок в деле неавтоматического предоставления гражданства иностранцам.
09.12.2015 08:23
А есть еще мигранты, которые приезжают, чтобы остаться в России, и с ними другая ситуация. Во-первых, эти люди прибывают не из Узбекистана и Таджикистана, а из других стран – например, из Армении. Во-вторых, там, куда они приезжают, давно уже существует их диаспора. Она берет на себя многие задачи по интеграции приезжающих в общество.
Так что если мы говорим о трудовых мигрантах, в отношении этой категории действительно начала формироваться государственная политика. Кроме того, об этом перестали писать «с надрывом», как делали раньше. Два года назад, до начала украинского кризиса, среди из самых популярных тем в желтой прессе были различные ситуации с мигрантами. Сколько таких статей было правдивыми, а сколько изобиловало передернутыми фактами, не знает никто. Но сейчас этот информационный поток в значительной степени иссяк. А ведь и из-за этого у людей складывалось впечатление, что все было ужасно, а стало неплохо.
Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
09.12.2015 09:10
Так что проблемы были, есть и будут, все зависит от того, какие цели в итоге преследуются. Часто это цели деструктивные. Идеология алармизма неслучайно используется в целях революционных и разрушительных. А тема катастроф или терроризма у нас непреходящая. Большевики тоже террористами были сто лет назад. Поэтому дело не в том, какова ситуация на самом деле, а в ее освещении и в том, какой цели добиваются внушением той или иной тревожности.
Принятие присяги – это фискальная мера, и скорее формальная. Не то чтоб ее нельзя использовать, но прежде надо создать соответствующие условия, чтобы работа мигрантов была нормальной для них и для нас.
Россия всегда была в хорошем смысле «плавильным котлом», мы исторически принимали многие народы с разными культурами, с разным вероисповеданием. Даже в армии у нас многие военачальники были из инородцев. Русский человек очень терпим ко всем, хотя уже столько времени его пытаются сделать агрессивным. Но на фоне других мы как раз очень даже терпимы. Так что надо позаботиться о сбережении русского народа, и если это станет главной задачей государства, тогда и другим будет комфортно.