Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку пожилых граждан. Достаточно хотя бы плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря МГК КПСС

Каждый кулик начинает образовывать вокруг себя новое болото: парламентарии об идее создания региональных агломераций

18.01.2016 09:41


Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обратился к президенту РФ с просьбой разработать совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) программу по реформированию системы управления в регионах. Как рассказал "Коммерсанту" Морозов, речь идет о создании на территории пилотного региона агломерации, которая позволит сэкономить бюджетные средства за счет сокращения лишних администраций.

Морозов подчеркнул, что сейчас много говорят о сложном финансовом положении регионов, "звучат уже реплики, что, возможно, стоит пересмотреть бюджеты". По его мнению, у субъектов много внутренних возможностей для сокращения расходов, к огромным расходам приводит неэффективность системы управления. "Например, мы в Ульяновской области более двух с лишним миллиардов рублей расходов несем на содержание чиновников регионального уровня,— сообщил губернатор.— Мы имеем все потенциальные возможности сэкономить около 500 млн руб., которые могли бы направить на развитие региона".

По его словам, "мир давно использует такой подход, как агломерация, когда, не ломая систему местного самоуправления, создается одна единая управленческая команда на несколько муниципальных образований, в результате проводится согласованная финансовая, экономическая, транспортная политика". "И я предложил сделать Ульяновскую область пилотной для такого проекта,— сказал он.— Если взглянуть на ряд муниципальных образований, то увидим, что налогов, собираемых на их территории, даже не хватает на содержание администрации". При этом он уточнил, что полностью ликвидировать районные администрации не планирует.

Как известно, на Западе существуют подобные образования, например, Большой Лондон, Большой Париж. Но эксперты сомневаются, что такая схема может быть реализована в России. "… Это настолько вне культуры российского управления, что схема наверняка будет жесткой. Это попытка расширить вертикаль на более крупную территорию, посадить сверху общую структуру", – пояснила директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич "Коммерсанту". Об актуальности сокращения расходов заявили и в других регионах.

Напомним, в России доля чиновников в общей численности работающего населения более 30%, в то время как США – 14,4%, в Китае – 8,8, в Индии – 3,6%.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы относитесь к данной инициативе? Насколько эта модель может быть эффективной?

Сергей Лисовский

1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР

18.01.2016 10:12

Идея правильная – об укрупнении муниципальных образований уже давно многие говорят. Множество мелких муниципалитетов на такой большой территории – это нерационально. У нас есть такие муниципальные образования, где бюджета даже не хватает на содержание их администрации, не говоря уже о проведении каких-то работ!

Давно пора перейти к укрупнению. Причем эта форма не будет для нас новой. Такая нормальная система управления была в Советском Союзе. Когда страна развалилась, мы стали реализовывать у себя западные схемы, которые нам, естественно, не подошли.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

18.01.2016 10:12

Ульяновский губернатор обычно выступает с интересными инициативами. Вот и эта относится к таким же: хотя и не новая, но сегодня ее можно назвать своевременной. Я полностью солидарен с Морозовым: количество управленцев надо сокращать, потому что они нам стоят дороже и дороже. И вообще нам не нужны такие раздутые аппараты.

Хочу подчеркнуть, что в наш комитет уже обращались власти Томской и Новосибирской областей с просьбой подкрепить такой переход федеральным законодательством. Мы согласились, тем более в этих регионах агломерационный эксперимент уже идет несколько лет.

Да, дискуссии по этой теме будут, так как речь идет о смешивании нескольких уровней власти. Но бояться пробовать не стоит. Во-первых, некоторые субъекты уже живут в таком режиме, а во-вторых, - у населения есть явный запрос на улучшение деятельности власти и уменьшение числа чиновников.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",
губернатор Красноярского края (1993—1998)

18.01.2016 10:12

Я скептически отношусь к этой инициативе. Более того, считаю, что она уводит от существа проблемы.

Задача не в том, чтобы объединить несколько муниципалитетов, а в том, чтобы соблюдать принципы реального местного самоуправления. Нам нужны честно проводимые выборы, которые заставляли бы кандидатов предлагать населению наиболее оптимальные формы управления, а также заявлять и отвечать за заявленное в части экономии средств при затратах на управление. Это будет гораздо более эффективно, чем сначала назначать мэров по непрозрачной схеме, а потом делать из них некую ассоциацию.

Одним словом, вариант, предлагаемый ульяновским губернатором, надежды на эффективность не вселяет. Вместо того, чтобы совершенствовать систему и вводить реальную конкуренцию в процессе формирования власти на местах, нам предлагается уже заведомо не конкурентно сформированную власть каким-то образом переструктурировать. Нельзя рассчитывать на эффективность чего бы то ни было, не меняя при этом неэффективную первооснову.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

18.01.2016 10:12

Начну с того, что дьявол, как всегда, кроется в деталях. Вначале нужно получить более подробные разъяснения инициативы губернатора Морозова, чтобы понять, о чем именно идет речь.

Пока же могу сказать следующее. Как мне представляется, действовать нужно в самом противоположном направлении, а именно – в направлении развития МСУ. Точнее будет сказать, что нам необходимо возвращаться к нормальному местному самоуправлению.

Напомню, что некоторое время назад Госдумой был принят закон о реформе местного самоуправления. И сегодня большинство регионов РФ идут по линии отказа от прямых выборов глав МСУ, предпочитая фактически их назначение. Решения о соответствующих кандидатурах принимаются по рекомендации комиссий, половина которых состоит из местных депутатов, а вторая половина – из людей, утверждаемых губернаторами. То есть фактически это мягкая форма назначения глав местного самоуправления.

С точки зрения губернатора это удобно: управлять теми, кого ты назначил, намного легче. С точки зрения интересов жителей мне представляется, что это плохо. Избранный глава местного самоуправления вольно или невольно будет защищать интересы тех, кто его избрал. А назначенный глава МСУ будет в первую очередь смотреть на губернатора, и только во вторую и третью очередь – на людей, чьи проблемы и задачи он должен решать.

В подобных случаях я всегда повторяю, что демократия – это, наверное, плохая форма управления, но все остальные – еще хуже. Поэтому вряд ли предложение губернатора Ульяновской области повысит эффективность системы управления в регионах. Скорее всего, оно увеличит отчуждение власти от народа.

Алексей Диденко

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР

18.01.2016 10:12

ЛДПР положительно относится к этому предложению губернатора Ульяновской области. Можно только приветствовать тот факт, что президент дал согласие на его реализацию.

Мы сами неоднократно выступали за реализацию в России модели агломераций. А начать мы предлагали с Москвы и Санкт-Петербурга, объединив их в единые регионы, соответственно, с Подмосковьем и с Ленинградской областью. Это позволило бы сократить там огромную на сегодня армию чиновников и наладить более эффективное управление. Стоит отметить, что Новая Москва – это несколько усеченный вариант нашей концепции. Мы предлагали в целом расширить столичный регион до границ близлежащих регионов, таких как Рязанская, Тверская, Калужская области.

Могу привести и вот какой конкретный пример. В качестве кандидата я участвовал в прошлом году в кампании по выборам губернатора Кемеровской области. И многие избиратели, и региональные эксперты не раз поднимали там вопрос о необходимости создания южно-кузбасской агломерации, объединив в единый регион два больших города - Кемерово и Новокузнецк, а также прилегающие к ним территории. Организационные, транспортные, трудовые и прочие ресурсы этих городов настолько уже срослись, что от агломерации они могут только выиграть.

Сама жизнь, непростая экономическая ситуация заставляют сегодня искать более эффективные схемы управления. А в случаях создания агломераций экономия средств, идущих на обеспечение системы управления, была бы колоссальной. Другое серьезное их преимущество заключается в возможностях интеграции трудовых ресурсов, в снятии тех или иных барьеров для трудовой миграции. Все это неизменно должно положительно сказаться на экономическом росте территорий, создании более благоприятных условий для бизнеса и жизненном уровне людей.

Валерий Сударенков

Сенатор от Калужской области (2000-2015). Губернатор Калужской области (1996-2000)

18.01.2016 10:10

Агломерация – это не значит объединить вокруг Москвы или другого города тридцать близлежащих районов и управлять ими из единого центра. Видимо, авторы этой идеи не посмотрели на последствия создания Иркутской агломерации, которая объявила себя таковой несколько лет назад. Еще несколько субъектов тоже пытаются создать агломерации, но ничего у них не получается.

Вместо того, чтобы дать свободу предпринимательству, снять административные барьеры, как призывает президент, происходит административное подчинение. Но нельзя административно подчинять себе все находящееся вокруг, пусть эти территории сами решают свои вопросы.

Агломерация – это чисто экономическая структура, в основе ее лежит экономика, а не региональная администрация: к примеру, может быть министерство регионального развития этой агломерации, не подчиняющееся администрации области, - парижский вариант. Агломерация может создаваться только при нейтралитете областной администрации, чтобы она не вникала в агломеративное управление, где сами разберутся, как на экономической базе создать свою модель.

Признаюсь, будучи губернатором, я тоже вынашивал агломерационные планы в отношении Калужской области, но, слава Богу, вовремя очухался. Как говорится, каждый кулик начинает образовывать вокруг себя новое болото.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Если Леонтьев не хочет повторения у нас украинского сценария, не хочет «майданов», если подобные ему не хотят, чтобы молодежь входила на улицы и устраивала какие-то протестные акции, то им следует понимать, что у молодежи, как и у всех остальных, должно быть право выбирать власть. Если кто-то стремится лишить молодежь права голосовать, то этот человек больше всех делает для того, чтобы молодежь выходила на улицы и совершала какие-то противоправные действия - это и есть первый толчок к «майда ...

Парламентарии комментируют

Причина нашей бедности - это крайне высокий уровень социального неравенства и отсутствие прогрессивной налоговой системы. Мы рекордсмены «большой двадцатки» по уровню социального неравенства: у нас 1% населения владеет примерно 71% национального богатства. И мы единственная страна «большой двадцатки», в которой до недавнего времени не было прогрессивного налога. Теперь у нас появился слабенький прогрессивный налог: 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год, а в США, прогрессивный налог Трамп только снизил до 37%

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

У нас достаточно механизмов для того, чтобы привлекать людей за клевету и в этой части наше законодательство ни в какую из сторон менять не нужно. а клевета в отношении неопределенного круга лиц – это юридический нонсенс. Что это за круг лиц, и кто будет его определять, кто будет считаться потерпевшим? Все это абсолютно нереально даже вообразить. По-видимому, данный законопроект направлен на то, чтобы заставить людей под страхом возбуждения против них уголовных дел, судебных производств просто ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

Хочется привести пример с закипающим чайником. Если чайник плотно закрыть, а вода закипела, то у чайника неизбежно сорвет крышку. А если на чайник надеть свисток, то он засвистит, предупреждая о кипении. Так вот, массовые уличные акции – это тоже свисток, сигнал для власти. Вот если власть дает возможность выходить пару из свистка и вовремя на это реагирует, т.е. прислушивается к народным требованиям, тогда все нормально. А если она закупоривает этот свисток, то недовольства накаляется и крышку ...