Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Иногда не грех и поучиться у соседей: Священнослужители о "Дне теней"

03.02.2016 07:31


В Латвии действует необычная форма профессиональной ориентации школьников: так называемый «День теней». Суть его в том, что любой школьник, от первоклассника до выпускника, может на несколько часов (от 4 до 6) стать «тенью» представителя заинтересовавшей его профессии – понаблюдать вблизи, как выглядит та работа, к которой он примеривает свое будущее. Те, кто хочет получить «тень», оставляют об этом сообщение на специальном сайте, а школьники потом выбирают из списка заинтересовавшие их профессии.

В этом году впервые можно будет стать «тенью» священнослужителя: «тени» смогут понаблюдать за работой настоятеля католической общины и программного директора католической радиостанции Radio Marija Latvija. В этом году День теней выпадает на Пепельную среду (начало Великого поста у католиков), поэтому дети смогут ознакомиться с ходом важного для Церкви и верующих дня. Священник уже предупредил своих потенциальных «теней», что школьники не смогут присутствовать на исповеди, однако им обязательно расскажут об этом таинстве и его значении.

«Как бы вы прокомментировали такую форму подготовки школьников ко взрослой жизни? Не следует ли попробовать перенять ее в России? Разумно ли распространять «профориентацию» на служение клириков?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

03.02.2016 08:26

В целом начинание весьма разумное. Хорошо, если дети представляют себе профессию на конкретном примере, тем более за несколько школьных лет можно разные профессии изучить.

Что касается клириков, то у нас есть нечто подобное: очень часто мальчишки из воцерковленных семей и семей духовенства бывают в алтаре и помогают. Алтарники научаются многим премудростям. Даже в свое время были споры, какое образование для священника лучше: которое он получил, будучи таким помощником клирика в алтаре, или же обучаясь в какой-нибудь духовной школе, семинарии, академии?

Так что это не только изобретение Латвии. Разве что им удалось это официально сохранить и узаконить. А вообще наследственное пользование профессией поощрялось и в СССР. Сейчас как-то пренебрежительно относятся к труду, который не приносит больших прибылей, а раньше ценили этот семейный профессионализм. Поэтому хочется, чтобы и сейчас ценность трудовых и важных специальностей была значима и не оценивалась только по количеству материального достатка или властных полномочий.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

03.02.2016 08:22

Часто дети выбирают профессию, не имея о ней никакого представления. Знакомство с основными ее навыками, возможно, окажется полезным. Как можно выбрать, например, профессию сварщика, ничего о ней не зная?

Так что эта идея может сработать, если речь идет о каких-то строительных, производственных работах. А вот окажется ли полезным поверхностное знакомство с профессией ученого? – вряд ли. Ребенок услышит, как говорят на непонятном языке о непонятных вещах.

А ответ на вопрос: «стоит ли применять этот опыт в отношении клириков?» прост – дети должны быть верующими. Чтобы выбирать служение, нужно иметь веру. Знакомство с какими-то элементами священнодействия вряд ли даст ожидаемый эффект. Так что при выборе некоторых профессиях такие «Дни теней» могут принести пользу, а в случае со священнослужителями, мне кажется, это будет только во вред - человек увидит, как совершается таинство «издалека», не прочувствует сути служения. На мой взгляд, идея может быть принята, но с большими поправками.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

03.02.2016 08:19

Такой опыт может оказаться полезным при выборе профессии строителя, или, к примеру, учителя. Если человек рано поймет, к чему лежит душа, и будет к этому готовиться - замечательно.

Но священнослужитель – это служение, а не профессия. Конечно, можно попросить его поделиться опытом духовной жизни, но попробовать себя в его роли? Церковь – не театр. Подвох здесь в том, что пытаются произвести слияние духовного с мирским. Показать: как пекарь печет хлеб, так и священник «работает» - удовлетворяет духовные потребности граждан. Это неверно. Священниками становятся по призванию. Священник участвует в жизни Церкви молитвенно, он выстраивает живую связь с Богом. Таинство совершается только в силу благодати Святого духа. Это происходит не из-за каких-то достоинств священнослужителя - Господь совершает его.

Рассматривать священство как профессию было бы неправильно. За свое служение священник будет держать ответ перед Богом. С него спросят больше, чем со всех остальных. Священник ответит за каждого своего прихожанина. За тех, кого соблазнил или не услышал, пройдя мимо. Это очень серьезно, и нельзя допустить, чтобы молодой человек совершил ошибку, за которую будет потом расплачиваться всю свою жизнь.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

03.02.2016 08:14

Думаю, это хорошая идея – в том числе в миссионерском плане. Детям будет интересно прийти в семинарию, отведать там пищи, побывать на службе. Только я назвал бы это мероприятие по-другому - со словом «тень» у многих нехорошие ассоциации. Но назвать можно по-разному, а сама идея, повторюсь, интересна.

Зачастую у людей представление о Церкви кем-то навязано. Они думают, что это место, где одни бабушки, там скучно, неинтересно, монотонно.

Я, когда занимал должность епархиального пресс-секретаря, предлагал журналистам провести день со священником и написать потом статью. Никто не решился, а жаль. Если бы даже журналисты скептически отнеслись к увиденному, они бы поняли: священники – такие же люди, как и все остальные, им свойственно шутить, смеяться, переживать. Думаю, такое знакомство оказалось бы полезным и школьникам - даже если никто из них потом не поступит в семинарию.

Конечно, священничество - не совсем профессия, это служение, образ жизни. Врач и военнослужащий, придя домой, снимают халат и китель – а священник остается служителем всегда – в Церкви, дома, в социальных сетях.

С помощью таких «Дней теней» можно было бы популяризировать и обычные профессии, непопулярные среди молодежи – каменщика, плотника, или, скажем, водителя фуры. Юристы, экономисты без опыта не востребованы, они никому не нужны.

Сколько раз в детстве ребенок меняет мечту о профессии? Вначале хочет стать космонавтом, потом «спускается на землю». Мои сыновья, например, сейчас уже хотят конструировать робототехнику, автомобили. К сожалению, часто к выбору профессии детей подталкивают родители, а они должны делать его сами.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

03.02.2016 08:11

Идея в целом интересная, хотя странно, что участвовать в таких мероприятиях предлагается и учащимся младших классов. Мне кажется, «Дни теней» актуальнее для старшеклассников - все-таки речь идет о профориентации. Я не исключаю, что второклашка потом несколько лет будет мечтать за партой об этой профессии, но постараться заинтересовать нужно в первую очередь тех детей, которым не сегодня-завтра выбирать дело своей жизни.

К тому же «Дни теней» хороши для знакомства не со всеми профессиями. Как, сидя несколько часов с преподавателем университета, подросток может понять специфику его работы? Ощутить трудность принимаемых им решений, напряженность рабочего дня? Он просто увидит, что тот делает. Это все равно, что смотреть на операцию хирурга (впрочем, я не уверен, что школьников вообще пустят в операционную). В любом случае, они не поймут, что переживает врач, не почувствуют его внутреннего состояния. Хотя в любом случае знакомство с этой профессией будет интересно.

И в пятом, и даже в первом классе ребенок, конечно, может посмотреть, как выглядит профессия «изнутри», только это должно происходить в другой форме. И такие формы сейчас есть. Например, «китбурги» (игровые площадки для изучения различных профессий, своего рода миниатюрная копия «взрослого мира»). Ребенок может попробовать стать врачом, слесарем, полицейским – младшеклассникам, мне кажется, хватило бы таких игровых вариантов.

Посмотреть, чем занимается священник, возможно, тоже интересно. Но мне кажется, к этому должно быть призвание - просто потому, что служение связано не только с профессиональными навыками, но и с внутренним выбором. В прочем, в качестве эксперимента такое, думаю, возможно.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

03.02.2016 08:10

Довольно интересный опыт, я не вижу никаких минусов в этом. Если дети хотят серьезно подойти к вопросу выбора дальнейшего профессионального пути, такой метод им сможет помочь.

Раньше в российском обществе было отдельное духовное сословие, то есть дети так или иначе не просто видели, чем занимаются их родители, но изначально знали, что они будут заниматься этим и дальше, поэтому учились с раннего возраста. Сейчас нет сословной системы, но если кого-то из школьников заинтересует такой путь, почему бы и не познакомиться. Главное, чтобы был мудрый подход со стороны самих священников, чтобы детям можно было объяснить: священнослужитель – не просто профессия, а служение. Хотя и медицинская стезя тоже в какой-то степени служение, как и преподавательская. Если думать об этом, как о способе для заработка денег, тогда это беда.

Но в самом факте, когда дети интересуются и хотят посмотреть, как проходит рядовой день священника, ничего плохого нет. В нашей стране тоже вполне можно попробовать проводить такой день.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

03.02.2016 08:06

Мне кажется, идея очень хорошая. Чтобы взять ее на вооружение, нужно проанализировать опыт Латвии и других стран, где есть такая практика. Наверняка имеются социологические и психологические исследования в этих странах, в которых показано влияние «дня теней» на последующий выбор школьниками их будущей профессии.

О разных профессиях, включая служение духовенства, бытует множество мифов и стереотипов, которые могут быть развеяны, если школьники в течении дня смогут не только наблюдать, но и общаться с «носителем» профессии.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

03.02.2016 08:04

Думаю, связанное с религией в профориентацию включать не надо. А то школьники попробуют одну религию, вторую - они запутаются. В Коране сказано: «Не навязывайте религию, а проповедуйте, и люди сами осознают и поймут».

Применительно к нашей стране хочется пожелать, чтобы школьники справлялись хотя бы со школьной программой, потому что нагрузка огромная из-за ЕГЭ. И хочется, чтобы в первую очередь в наших школах боролись за моральные устои, чтобы детишки не курили, не пили алкоголь, этого зла слишком много.

А в целом идея неплохая, чтобы школьники познакомились с профессиями, - а то окончат школу и не знают, куда поступать. А тут заранее изучат, посмотрят, оценят. Вполне возможно, что благодаря такому методу они изменят свое решение в отношении одной профессии и выберут другую, полюбят ее, узнав поближе.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

03.02.2016 08:02

Очень хорошая идея.

У нас в России, как правило, родители решают, куда устроить детей на учебу, на работу. Все хотят устроить на место попрестижнее. В итоге ребенок кое-как учится без стремления, получает диплом, надо идти работать, а желания нет, потому что он эту работу не выбирал сам, родители затолкали. По этой причине в России рабочие специальности пропали вообще, все получили высшее образование, а работать идти некуда. Малая часть - те, у кого есть хорошие связи, - устраиваются в жизни, а большинство невостребованной молодежи или бездельничает, или спивается, или меняет то и дело место работы. И жизнь наладить не могут. Поэтому хорошо бы проводить профориентацию со школьной скамьи.

С религией сложнее. Но, например, если бы к нам привели детей, я бы с удовольствием им рассказал, что собой представляет наша религия. Только тут, конечно, должно быть согласие всех сторон – учителей, родителей, детей. Религия все же не профессия в чистом виде.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

03.02.2016 07:54

Не понимаю, зачем устраивать «Дни теней» для знакомства с профессией служителя религиозного культа? Для чего человеку, не собирающемуся стать священником, присутствовать на службе? Нахождение там с точки зрения любой конфессии – уже участие в службе. А иудеям, например, нельзя присутствовать на православной или католической богослужении. В общем, это предложение затрагивает такие вещи, каких лучше не касаться. Думаю, тот, кто захочет, найдет нужную информацию в интернете.

Да и для светских профессий это имеет смысл, если профессии рабочие и ребенок получает практическую пользу: узнает, как вбить гвоздь, или, скажем, класть кирпичи. А вот если он увидит, как хирург отрезает кому-то ногу, ничего хорошего не получится. Ни один режиссер не станет проводить репетицию, если в зале будет сидеть куча народа. А кому интересно слушать, как пианист восемь часов занимается на рояле? У обычного человека от такого зайдет «ум за разум». Так что представителями творческих профессий это не сработает – дети их только отвлекут, но сами ничему не научатся.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

03.02.2016 07:48

Мне кажется, это интересная идея. Дети увидят, как взрослым достаются деньги. Узнают, в чем заключается работа, скажем, строителей - тех же каменщиков.

Конечно, хочется, чтобы они не просто стояли и смотрели, но и попробовали сделать что-то своими руками. Тогда точно поймут, хотя заниматься этим или нет. Но это, конечно, можно только для рабочих специальностей, и то не для всех. Я не хотел бы стать пациентом, которого оперирует «тень» – шучу, конечно. Понятно, что в больнице ребенку никто не позволит вообще что-то делать. Кроме того, увиденное там вряд ли принесет ему пользу.

А вот в случае с преподавателями вузов или школ такой опыт, думаю, может оказаться полезным. Ребенок посмотрит, как педагог общается со школьниками или студентами, узнает о нормах поведения. Получит общее представление о профессии.

Со священнослужителями будет сложнее - дети увидят только внешнюю сторону действа, не поймут подлинного смысла происходящего. К тому же раввин, к примеру, проводит много подготовительной, если можно так выразиться, работы - читает дома Тору, соблюдает кашрут (систему ритуальных правил). Этого школьники, конечно, не увидят. Но почему бы для общего развития им действительно не посетить синагогу? Думаю, это будет интересно.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

03.02.2016 07:47

Мне кажется, такая форма профориентации вполне интересная. Действительно школьники часто не имеют представления о будущей работе, руководствуясь юношескими идеалистическими фантазиями. Шесть часов знакомства с реальной жизнью могут дать им более реалистичное представление.

С другой стороны школьники не знают о существовании многих профессий, их круг ограничен лишь самыми популярными: врач, продавец, шофер… Они не знают о существовании редакторов, например. Так что инициатива вполне интересная. Главное ее правильно применить.

А вот священник - это не профессия, это жизнь. Посмотреть на работу священника может каждый христианин, когда ходит на службу. А если он не христианин, то выбирать должность священника как работу бессмысленно, даже вредно и опасно: так можно получить священников-атеистов. В остальных профессиях неважно, верующий ты или нет. Можно быть водителем и при этом атеистом, мусульманином, буддистом, православным. Но священник - это подвижничество, образ жизни, который меняет человека, а не просто учит каким-то операциям. Так что опыт Латвии интересен, но только не для «профессии» священнослужителя.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".