В СССР министра спорта расстреляли бы! Парламентарии о милдронатовом скандале
22.03.2016 12:03
Ситуация получилась очень странная: антидопинговое агентство ВАДА с 1 января включило мельдоний в список запрещенных, несмотря на то, что лекарство не вредит спортсмену, не дает ему никаких преимуществ на соревнованиях, а лишь помогает восстановиться после нагрузок, не дает клеткам мозга и сердца умереть после кислородного голодания. Специалисты сразу обратили внимание на то, что ВАДА не запретила аналоги этого препарата, разрешенные в США. К примеру, L-карнитин, который с успехом используется в большинстве американских спортивных ассоциаций как раз для восстановления после нагрузок.
Вообще, то, как те или иные препараты появляются и исчезают из списка запрещенных – тайна за семью печатями, передает Первый канал. "Тот же кокаин, который, к сожалению, не всегда запрещен, хотя казалось бы, логично его запретить. Запрещено любое присутствие мельдония в пробе у спортсмена, даже самые маленькие значения. А некоторые вещества, субстанции достаточно жесткие, которые реально дают эффект, применяются. Вроде как при лечении бронхиальной астмы… То есть вы можете брызгать. При этом все прекрасно понимают, что дает преимущество. Дает!" - говорит главврач сборной России по футболу Эдуард Безуглов.
Это к истории про норвежских лыжников-астматиков. При этом Ричард Паунд, глава независимой комиссии ВАДА, говорит нам в интервью об открытости и непредвзятости своего ведомства. Вот только объявление о запрете мельдония странным образом совпало с закрытием по решению все той же ВАДА осенью 2015 года Российской антидопинговой лаборатории, руководителя которой Григория Родченкова, специалиста мирового уровня, все та же комиссия Всемирного антидопингового агентства обвинила якобы в уничтожении почти полутора тысяч допинг-проб российских атлетов. После этого Родченков подал в отставку и был приглашен работать в точно такую же лабораторию но, внимание, в … США!
Но если посмотреть с другой стороны, удивительно слышать объяснения, причем не только Шараповой: да, с сентября ВАДА предупреждало, что запретят, но на то, что запретили, как-то не обратили внимания.
Что же пошло не так? Ведь в большом спорте на каждого атлета работает команда, и если спортсмен не прочитал "вадовский" бюллетень, вокруг него - люди, которые обязаны это сделать.
На милдронатовый скандал жестко отреагировал президент РФ Владимир Путин, который, выступая на совещании с членами правительства, возложил ответственность за очередное поражение России в борьбе с допингом, прежде всего на спортивных чиновников: "Не нужно ничего политизировать, не нужно продвигать теорию заговора — нужно системно и своевременно реагировать на принимаемые решения, в том числе на уровне международных организаций. Если у вас не было данных о том, как быстро выводится этот препарат из организма человека, то нужно было провести соответствующую работу, вступить в контакт с коллегами из WADA и заблаговременно с ними всё это обсудить".
По словам главы государства, чиновники от спорта должны были предупредить спортсменов об изменениях международных антидопинговых требований. Он отметил, что нынешний допинговый скандал стал возможен из-за системных вопросов в этой области.
Владимир Путин обвинил руководство российского спорта в допущении употребления спортсменами мельдония. "Очевидно, что наши спортивные руководители, должен об этом сказать, проявили непонимание актуальности этих вопросов, своевременно не пополнили соответствующие списки, которые были представлены соответствующими международными структурами", – сказал президент. По его словам, чиновники от спорта "не пополнили наши стоп-листы, не проинформировали своевременно спортсменов, тренеров и других специалистов о решении Всемирного антидопингового агентства".
Как бы Вы прокомментировали ситуацию вокруг милдронатового скандала? Кто виноват и должен ли ответить за этот провал Мутко? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.
22.03.2016 12:07
Детского спорта у нас уже нет, система детско-юношеских школ развалена. Команд, в которых могла бы играть наша талантливая молодежь, тоже нет: в основном ставка делается на легионеров, на большие деньги. Порой возникает ощущение, что сегодня Министерство спорта выполняет функции некоей "прачечной" для отмывания воровских денег. Поэтому неудивительно, что спортивным функционерам нет дела до того, чтобы следить за изменением антидопинговых требований.
Так что я думаю, пока от спорта в стране еще что-то осталось, от Мутко в качестве министра спорта и его команды надо избавляться как можно скорее.
22.03.2016 12:07
Все прекрасно знают и понимают, что спортсмены не обязаны отслеживать изменения в списке запрещенных препаратов. Министерство спорта должно было как минимум своевременно информировать спортсменов об этих изменениях, подробно разъяснить ситуацию тренерам и медицинским специалистам сборной России, а главное - взять на особый контроль полное прекращение использования запрещенного препарата.
Поскольку, судя по плачевным для нас результатам допингового скандала, ничего этого не делалось, нужны решительные кадровые изменения в руководстве министерства – вплоть до отставки его нынешнего главы. На смену должны прийти опытные профессионалы, способные создать эффективную систему оперативного информирования спортсменов об изменениях правил использования препаратов спортивной фармацевтики.
Да, весь этот скандал носит политический характер, и включение мельдония в список запрещенных препаратов не имеет никаких иных оснований, кроме политических. На этом фоне особенно бросается в глаза безответственность сегодняшних спортивных функционеров, их неспособность защитить наших спортсменов, отстаивать интересы российского спорта. Между тем профильные чиновники обязаны своевременно отвечать на все угрозы, исходящие от политизированных международных контролирующих органов.
22.03.2016 12:07
Понятно, что в случае с милдронатовым скандалом был нанесен удар по нашему спорту – в плане того, что на Западе, по видимому, прекрасно знали, какие препараты используют наши спортсмены. Их спортсмены уже могут обходиться другими препаратами, а наши не могут. Это как, знаете, в птицеводстве: у нас для лечения там используются антибиотики второго-третьего поколения, а в Европе и Америке уже давно используются антибиотики третьего, четвертого и пятого поколений. Примерно то же самое и в спорте. Спортивная медицина – это очень дорогое удовольствие, и, наверное, мы пока не можем развивать ее так же активно, как развивают за рубежом.
Поэтому здесь я бы не сваливал все на чиновников, а просто посмотрел бы на состояние нашего спорта и нашей науки, которая финансируется у нас очень слабо. С другой стороны, и чиновники, которые должны следить за состоянием спортивной отрасли, спортивной медицины, возможно, не вполне эффективно используют средства, выделяемые на их финансирование.
22.03.2016 12:05
В свое время я, став министром спорта Московской области, пообщавшись со спортивными врачами, понял, что российская спортивная медицина мертвая, она зеро: зачастую спортсмены сами себе назначают препараты. Сегодня спорт высших достижений, и об этом знают все профессиональные спортсмены, – это ничто иное как соревнование мировых фармакологических компаний: какая из них искуснее спрячет в своих препаратах допинг, та с окружающими ее спортсменами и на высоте. Человеческие возможности ограничены, а с поднятой сегодня планкой без витаминной, допинговой поддержки призовых мест не завоевать – с теми результатами, с которыми сейчас на них добегают, допрыгивают, доплывают, без допинга было бы невозможно.
Но допинг тоже бывает разным и с разной степенью возможного вреда для организма. Во времена Советского Союза допинговые препараты тоже были, но там за этой областью очень четко следили, в этом направлении работали целые научные институты. В СССР, если бы стольких наших спортсменов дисквалифицировали по допингу, да еще в преддверии Олимпиады, министра спорта вообще бы расстреляли!
Как только ВАДА запрашивает какое-то лекарство на допинг, а делает она это всегда заранее, в случае с милдронатом чуть ли не за год, его тут же надо переставать принимать, так как, исходя из практики, если тот или иной препарат запросили на допинговую проверку, сто процентов что он попадет в допинговый список. Разве наше министерство этого не знает? Знает, но надеется, как и многие наши граждане, на русский авось.
И не надо здесь искать политического заговора против нашей страны, как правильно сказал президент, надо принимать меры через пересмотр системы подготовки наших спортсменов, через возрождение российской спортивной медицины, через наказание виновных из министерства спорта во главе с министром. А то сейчас у нас помощь "утопающим" спортсменам дело рук самих этих "утопающих" спортсменов-бедолаг.
Посмотрите, китайцы с какими результатами "выстреливают", те же американцы. Они что, без допинга так "стреляют". Конечно, с ним! А не попадаются, потому что их спортивные функционеры, медики нос по ветру держат.
Кстати, когда я в конце 70-х – в 80-х годах профессионально занимался спортом, мне и моим коллегам-спортсменам тоже давали этот милдронат. Безусловно, он никакой не допинг, он как поддерживающие организм в тонусе витамины, как профилактическое средство, но если ВАДА берет его на проработку, надо следовать ее указаниям, чтобы не навредить своим спортсменам, своей стране.
Сергей Поддубный
Заместитель председателя Комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, фракция «ЕР»
22.03.2016 12:07
То есть как только ВАДА заинтересовалась милдронатом в прошлом году, наши чиновники обязаны были тут же отреагировать на это, тут же начать вести переговоры с ВАДА, выясняя, почему, на каких основаниях этот препарат взят на рассмотрение организацией, а не дожидаться, когда она внесет его в свой "черный" список. Милдронат не должен был оказаться среди допингов, он – не допинг. Чиновники же занялись милдронатом лишь тогда, когда наши спортсмены стали на нем попадаться.
Еще один момент – период выведения этого препарата из организма. Он был разработан в 70-е годы прошлого века. По исследованиям того времени, в инструкции к нему написали, что он выводится из организма от нескольких часов до нескольких суток. Но сейчас аппаратура у ВАДА наисовременнейшая, она позволяет определять мельчайшие элементы, остающиеся в крови после периода полураспада того или иного препарата. Да и проведенные сейчас опыты доказывают, что полностью он выходит из организма минимум через полгода!
Конечно, наши спортсмены не принимали милдронат после 1 января 2016 года, но остатки-то его в организме, как выяснилось, есть! Думаю, нашим высокопоставленным спортивным чиновникам, медикам надо взять ответственность на себя и начать процесс реабилитации наших спортсменов, отстаивая их интересы. А то получается, что виноваты именно спортсмены.