Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Пасха и Первое мая: Мнения священнослужителей

29.04.2016 08:42


В этом году Светлое Христово Воскресение пришлась на первое мая, которое хотя и носит сейчас название «День весны и труда», но ассоциируется в первую очередь с коммунистическим праздником. Из-за этого совпадения в Калуге, в Сургуте, в Крыму и в некоторых других регионах России отменили первомайские демонстрации и митинги.

При этом руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков не одобрил отмену первомайских мероприятий и сказал, что майские праздники никогда не мешали православным праздновать Пасху. «Демонстрации не всегда совпадают с богослужебным временем в храме. Одновременно с этим нужно помнить, что в общество не стоит вносить какие-то разделения. Если кого-то будет раздражать отмена демонстрации ради празднования Пасхи, это будет не очень-то правильно», - сказал о.Александр.

Парадокс, однако, заключается в том, что сейчас многие празднуют и Первомай, и Пасху – при всей идейной и исторической их несовместимости. Именно это имеет в виду глава Крыма Сергей Аксенов, когда пишет: «Многие из вас проведут ночь накануне 1 мая в храмах на пасхальных богослужениях, многие будут праздновать Светлое Христово Воскресение в семейном кругу. В связи с этим органы власти Республики Крым не планируют в этом году проведение первомайских демонстраций и митингов».

«Стоило ли, на ваш взгляд, «разводить» празднование Пасхи и Первомая, как это сделали в некоторых регионах? Не вызовет ли это направленное на православных раздражение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

29.04.2016 11:34

Как и у любого решения, у этого будут как сторонники, так и противники.

В советское время нам нередко мешали отмечать праздник Пасхи, если он выпадал на первое мая. Да, в советское время людей на митинги загоняли. Священнослужителей заставляли приходить на парад, а иногда он проводился в Страстной Четверг или в Страстную пятницу. Тогда кому-то приходилось оставлять богослужение и идти. И поверьте, это было со слезами на глазах. Оставить замечательные, особые службы, которые совершаются раз в году, и пойти на митинг? – а идти нужно было.

Но сегодня, думаю, случай совсем другой: руководители регионов, принявшие решение не устраивать митинги и демонстрации, поступили правильно, решив дать людям возможность отдохнуть.

Но я бы посмотрел на это и с другой стороны. Исторически первого мая праздновался день трудящихся. На митинги собирались рабочие, которые призывали обратить внимание на их проблемы. А сегодня смысл его - руководители «приглашают» своих подчиненных на это мероприятие. Думаю, профсоюзы, если они сегодня имеют какое-то реальное влияние, должны собраться с рабочими и внести какие-то предложения, выслушав и их мнения. Тогда этот праздник будет иметь какое-то основание, и можно рассуждать о том, хорошо это или плохо, что его отменили.

Но как бы то ни было, думаю, руководители регионов поступили хорошо, подумав о людях, которые придут ночью на Пасхальную службу. Я не считаю, что этим они обидели рабочих или представителей профсоюзов.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

29.04.2016 11:23

Издалека судить трудно - на местах, конечно, виднее.

Первомайские митинги и демонстрации, на мой взгляд, - нечто отжившее. Кто и что туда ходит демонстрировать и чего обсуждать? Эти мероприятия и в советское-то время носили формальный характер, а теперь тем более.

К тому же я сомневаюсь, что число участников таких демонстраций было бы большим. Интересно узнать статистику - сколько людей в прошлом году участвовали в первомайских демонстрациях? Думаю, если местные власти приняли решение об их отмене, у них были на то какие-то основания. И если нет особой потребности в этих мероприятия, так и раздражения их отмена не вызовет. К тому же власти не планируют проводить их централизованно, а если люди хотят демонстрацию, могут подать в установленном порядке заявление на ее проведение.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

29.04.2016 10:49

По поводу «разведения» Пасхи и первомайских демонстраций в Евангелии сказаны замечательные слова: «Кесарю кесарево, Богу Богово». Если кто-то хочет на демонстрации, кто их может запретить, как и празднование Пасхи? Это не должно быть подвластно политической конъюнктуре.

Но вот что некоторые отмечают оба праздника - показатель духовной незрелости общества. Многие еще не отказались от советских стереотипов, но уже пришли к Богу. Но по-хорошему - если человек ходит на демонстрации, как он может праздновать религиозные праздники?

В нашей стране так причудливо все сочетается, потому что есть преемственность и конфликт поколений. Людям, выросшим в советскую эпоху, трудно отказаться от привычных праздников, хотя почти все их переименовали, а часть вообще убрали. И майские праздники сегодня стараются использовать для труда на даче, например.

А исторически праздник 1 мая вообще посвящен демонстрации рабочих в Чикаго, то есть далекому от нас событию. В СССР манифестацию проводили просто в поддержку советской власти. Для нас это неактуально, а для людей левых убеждений - лишний повод продемонстрировать свою публичность.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

29.04.2016 10:42

И Пасха – государственный праздник, и «День весны и труда», и, как справедливо было замечено, они не мешают другу и не противоречат, а самое главное, по времени и так разведены. По сложившейся примерно сто лет назад традиции нашей Церкви Пасхальное богослужение начинается ровно в полночь. А демонстрации – не раньше 10-11 часов. Так что сказать, какую цель преследовали власти, например, Крыма, отменив митинги и демонстрации, я затрудняюсь.

Вызовет ли это отрицательные эмоции в отношении православных? – думаю, нет. На первомайские праздники народ и раньше ходил неохотно, а что касается походов «на шашлыки», с чем в первую очередь в народе ассоциируется первое мая - так все давно к этому приготовились.

Мы должны объяснять людям, что вера - это внутренне убеждение, состояние. Они всегда могут найти время и место, дабы выразить свое религиозное чувство - все возможности для этого в нашей стране есть. Если кто-то хочет сходить на демонстрацию – пожалуйста, у нас свободная страна, и никто не может нам запретить в установленном порядке провести шествие.

В преддверии Светлого Христова Воскресения я хочу всех православных поздравить с этим праздником, и пожелать, чтобы народ понял его смысл - мы празднуем воскресение Христа, и надеемся на воскресение в будущей жизни. А пока, увы, у людей слабое представление о празднике Пасхи. Оно связано с поеданием куличей, пасох, яиц, но ни в коей мере - с Христом.

Мы на днях подвели итоги конкурса «Пасхальный перезвон», где, среди прочего, предлагалось рассказать о праздновании Пасхи. А поскольку дети по природе бесхитростны и непосредственны, то так и написали: «В Чистый четверг проводим генеральную уборку дома, в субботу красим яйца, печем куличи, а в воскресенье дружно сидим за столом». И все. Значит, нужно лучше объяснять. Ну что же, будем больше работать над этим.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

29.04.2016 10:36

Я думаю, отец Александр прав: есть люди, которым важно собраться и выйти на демонстрацию, да и у человека, который ночью празднует Пасху, быть может, гражданская позиция проявляется в участии на следующий день в демонстрации. Мне кажется, празднование Первомая отменять не стоило. В конце концов, у христианина есть духовник – решили бы это дело личным образом.

Я, честно говоря, не замечал, чтобы «День весны и труда» праздновали массово. Пожалуй, только члены КПРФ помнят, что такое Первомай, но, по-моему, и они до конца не осознают суть это праздника, отмечая его больше по привычке. Если бы как-то его обновить, на мой взгляд, была бы польза с практической точки зрения. Например, почему бы в этот день не собираться профсоюзам, предлагая какие-то конкретные меры по улучшению жизни рабочих, социальные программы? И не обязательно партийные. А так на эти митинги выходят все больше люди пенсионного возраста, что как-то противоречит сути «марша трудящихся».

Тем не менее, такие демонстрации и митинги, мне кажется, православным не помешают. А вот их отмена может вызвать раздражение, - но не в отношении верующих. Могут быть обвинения в адрес Церкви - как будто бы это она инициировала отмену праздника, чтобы продемонстрировать клерикализацию общества, а не власти это сделали по своим соображениям.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

29.04.2016 10:33

Это вопрос демократического устройства местной власти, законно избранной, которая, взвесив соображения «за» и «против», приняла решение. Конкретному человеку никто не может запретить отмечать тот или иной праздник: мы живем в свободной стране. Но общественные мероприятия, связанные с шествиями, митингами, работой транспорта находятся в ведении местной власти, которая и принимает решение.

Церковь в лице священника Александра Волкова высказала рекомендацию Первомай не отменять, потому что такие запреты могут способствовать неприязни, усилению трений в обществе. И это правда: запреты могут отрицательно повлиять на социальный мир. И я как священник подчеркиваю свободу личности и совести. Но пусть люди привыкают к подчинению закону. Если власть приняла решение, будьте добры подчиниться, не будьте дикой толпой, от которой исходит реальная опасность и все страдают.

Кстати, мы в СМИ часто читаем о крупных скандалах, гражданских протестах с насилием, мародерством, которые происходят в разных демократических странах – США, Франции, Испании, Германии. И что? Там никто ухом не ведет. Нарушили закон - приехала полиция, разогнала митинг, все разошлись. А у нас в России: разогнали несанкционированный митинг - тут же вся страна возмущается. У нас не хватает уважения к закону и правильного отношения к нарушителям закона! Если отменили в городе демонстрацию – подчиняйтесь или переизбирайте местную власть.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

29.04.2016 10:31

Мне кажется, в патриархате правильно прокомментировали: не надо смешивать. Искренне верующих не так много, чтобы отменять демонстрацию, это неправильно.

Мы жили в стране, которая 70 лет шла к коммунизму, а оказалось, что шли не тем путем. Но это не значит, что Первомай - коммунистический праздник. К тому же большинство людей в возрасте относятся к нему, как к бытовому празднику, не имеющему ничего общего с коммунистической идеей. Первомай - все же День весны и труда, пусть и основан в коммунистическое время.

Каждый человек сам знает, что ему праздновать. Если человек религиозен, он будет праздновать Пасху и не пойдет на демонстрацию, а неверующий мог бы и пойти на шествие. А кто-то, может, и на Пасхальное богослужение, и на демонстрацию успеет сходить.

Так что не надо разделять людей, надо дать возможность отметить праздники всем.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

29.04.2016 10:23

Мы должны находить компромисс. Первомай все же всегда воспринимался как праздник весны и труда, а сегодня идейной коммунистической составляющей в этом празднике и вовсе нет.

Запрещать ничего не надо. Человек богобоязненный, который крайне не приемлет все коммунистическое, может и не идти на демонстрацию, его же не заставляют. А если он хочет, то и после службы пойдет на митинг, ничего тут плохого нет. Каждый волен выбирать.

Но у меня, например, ностальгия по субботникам. Это мероприятие куда полезнее обычного первомайского шествия. Ведь все как один – от мала до велика – выходили на улицы, чтобы навести порядок. Субботники сплачивали народ. И вот эта традиция, к сожалению, уходит.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

29.04.2016 10:21

Пасха – великий праздник, его отмечают тысячу лет, а Первомай нет. И верующий все равно пойдет в церковь. Это не советские времена, когда на демонстрации ходили в обязательном порядке. Тогда даже деньги людям давали – только бы они приходили. Сейчас человек волен сам выбирать, что ему нужнее. А захочет, успеет туда и сюда: Первомай это же не государственный праздник, но праздник весны, хоть и его называют «День весны и труда».

Не знаю, многие ли ходят сейчас на демонстрации – сам я в них не участвую. Большинство наверняка уезжают на дачу. Если будет хорошая погода, люди обязательно этим воспользуются. Это все-таки четыре выходных дня, нужно как следует поработать.

Тем не менее, я считаю, что власти регионов, где запретили митинг и демонстрации, поступили неправильно – люди сами могли выбрать, куда им пойти. Ну а резкой реакции против православных, думаю, ждать не следует. Да и кому возмущаться? Большинство коммунистов сами православные. Ходят и на партийные собрания, и в Церковь. Правда, многие, увы, всего лишь отдают дань моде. В советское время коммунист не мог быть открыто верующим. Помнится, комсомольцев даже посылали на дежурство: смотреть, кто ходит в церковь и приносит ключи. Все, как мы видим, изменилось.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

29.04.2016 10:18

По-моему, это дело, верующих, которые сами должны сделать выбор. Я вообще не представляю себе, как коммунисты могут отмечать Пасху: они либо не коммунисты, либо не православные. Коммунизм и православие несовместимы. Люди, которые пытаются их совместить, лгут и православию, и коммунизму. Мы очень хорошо помним лозунги коммунистов: «Религия – опиум для народа», - так зачем же разыгрывать комедию?

«День весны и труда» - государственный праздник, и государству решать, оставлять его или нет. А Пасха - праздник религиозный, и как его отмечать, решать православным. Ну а вообще по Конституции наше государство светское, так что этот сыр-бор мне непонятен. Либо мы правовое государство, либо нет.

Первомай вообще искусственно установленный в Советском Союзе праздник, на который заставляли ходить с плакатами вождей. Мы говорим: «другое время», но как только люди выходят на демонстрацию, сразу «виден хвост» Советского Союза. Значит, пора отрезать этот «хвост» - или вернуться в Советский Союз. А мы одной ногой стоим в Советском Союзе, а другую вообще не можем поставить, не решив для себя, в каком времени и в какой стране живем. И вот эта раздвоенность приводит к неразберихе в нашем несчастном государстве. Мы не можем отделаться от старого и идти вперед.

Нужно решить для себя, кто мы, и чего хотим. А пока не решим, ничего не получится. С таким грузом двигаться дальше невозможно. Нужно оставить его где-то и идти с веселым сердцем и с улыбкой на лице.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

29.04.2016 10:17

Безусловно, это вызовет раздражение: любой запрет всегда действует раздражающе. Тем более если это запрет со стороны Церкви, к которой и так у многих людей отношение, мягко говоря, критическое, если не сказать даже враждебное. Это будет очередной повод сказать, что Церковь якобы навязывает свое мнение народу. Для кого-то это будет выглядеть как соединение власти с Церковью, нарушение Конституции, по которой власть и Церковь отделены. Так что это неправильно. А тем более неправильно с церковной точки зрения. Церковь не навязывает свою волю народу, призывает к свободному выбору. И в самые тяжелые времена советской власти православным можно было праздновать Пасху, даже если это было связано с риском для свободы и даже жизни.

Поэтому тут я не вижу вообще никакой проблемы. Кто-то идет в храм, кто-то на демонстрацию, а у кого в голове каша, идет сначала в храм, а потом на демонстрацию. Так что это глубоко ошибочное решение местных властей.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...