Для прохождения в полуфинал российской сборной, видимо, нужно было играть в группе с Новой Зеландией, с Зеландией и со Старой Зеландией, и тогда бы все у нее получилось

Хотя большинство икон попало в музеи незаконно, возвращать все подряд Церкви нецелесообразно

Борьбу с мракобесием мы поддержим: Священнослужители об "Атеистах России"

17.05.2016 09:41


В Москве на днях прошел учредительный съезд общественной организации "Атеисты России", созданной для "пропаганды идей атеизма и защиты светского характера общества".

"Одна из целей организации - это развертывание по всей стране массовой пропаганды за научно-естественное мировоззрение и научный анализ действительности против суеверий и мракобесия", - заявил глава новой организации Илья Ульянов, заместитель председателя партии "Коммунисты России", поддержавшей проведение съезда.

В мероприятии участвовали 289 делегатов партии из различных регионов страны. Их средний возраст - 50 лет.

Согласно принятому на мероприятии уставу, среди задач "Атеистов России" будет в том числе "объединение и координация работы атеистов, пропаганда идей атеизма, защита светского характера общества". На сайте "Коммунистов России" отмечается, что "впервые с 1991 года крупная политическая партия выступает с инициативой объединения сторонников научно-естественного мировоззрения, которые планируют прямо заявить о готовности противостоять стремлению религиозных институтов оказывать влияние на образование и культуру, их стремлению беспардонно вмешиваться в жизнь российского общества, их тяге к роскоши и обогащению".

"Наша цель, - говорится далее в публикации, - разоблачить лицемерие отдельных служителей церкви, остановить клерикализацию страны, защитить права всех атеистов и создать влиятельную и активно действующую организацию, которая дала бы политический бой мракобесию. В то же время мы с уважением относимся к чувствам верующих всех конфессий и будем рады диалогу с ними, но не с церковной бюрократией, которой мы намерены жестко противостоять".

Корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям c просьбой прокомментировать создание общества.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

17.05.2016 10:50

Такую организацию можно было бы предвидеть, - ее возникновение логично, потому что все больше людей становится верующими. А ведь атеизм – это тоже религиозная доктрина, потому что предполагает веру в то, что Бога нет.

Религиозная доктрина раскрывается в религиозной философии, которая заключается в материализме: в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Такая доктрина очень неустойчива по одной простой причине: она должна считать разум свойством материи. И когда доходит до ноосферы, атеизм переходит в пантеизм.

Следующий шаг – многобожие. Потому что люди начнут вводить культы предков, того же недавно умершего Ленина или еще кого, возводить их в ранг локальных или всемирных божеств. Движение от атеизма к многобожию происходит всегда, но, видимо, атеисты не знают логики развития этого направления религиозной мысли, поэтому хочется их за это немножко пожалеть.

Им придется придумывать свою историю. Потому что теория Маркса о пятиступенчатом развитии первообщинного строя к коммунизму будущего разоблачена наукой. И Маркс согласился с тем, что коммунизм возникает только силовым образом, за счет сгона крестьян и превращения их в пролетариев, потому что землю захватывают люди, заинтересованные в денежной прибыли, которая ничем не ограничена. Это силовой, а не естественный путь развития. Поэтому в коммунизм сегодня уже мало кто верит, мало кто его строит, за исключением некоторого остатка фанатично верующих атеистов. Время атеизма закончилось.

Сейчас, кстати, очень популярны маги, волшебники, колдуны, то есть представители темных сил, с которыми борется Церковь. И атеистам не удастся устоять между двумя этими мощнейшими духовными центрами, они создадут просто еще одну секту. И как во всякой секте, там будет отрицать моногамную семью и частную собственность, будут стирать национальные границы, потому что пролетарии не имеют своего Отечества, будут бороться с «великодержавной русской культурой»… Хочется им порекомендовать ознакомиться с философией Сартра, который критикует Маркса за то, что тот не атеист.

Так что жалко их, потратят время и силы на бесполезное и пустое занятие.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

17.05.2016 10:44

Скажем честно: все мы устали от пропаганды – независимо от того, какие именно идеи эта пропаганда продвигает. Мы живем в непростое кризисное время, вокруг нас много людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этим людям нужна не идеология, а конкретная помощь. И именно Церковь в России особенно активно помогает нуждающимся.

Санкт-Петербургский Детский хоспис, которым я руковожу, был создан по инициативе Русской Православной Церкви. За годы работы нам удалось решить государственную задачу в области организации паллиативной педиатрии, поспособствовать юридическому оформлению стандартов оказания детской паллиативной помощи. Стационар Детского хосписа, созданный усилиями некоммерческой организации, мы передали государству. Таким образом наше учреждение стало ярким примером взаимодействия между государством, обществом и Церковью в сфере помощи тяжелобольным детям и их близким.

Мы в Детском хосписе верим, что помощь детям с неизлечимыми заболеваниями лежит вне сферы идеологии. Она способна объединять людей с противоположными взглядами на жизнь, каждый из которых должен уметь профессионально ухаживать за пациентом, принимая в расчет его духовные нужды, культурные и религиозные традиции его семьи.

Хотелось бы, чтобы организации, объединяющие людей без религиозного мировоззрения, вносили свой вклад в помощь конкретным людям, а не занимались жонглированием идеями. Мы, в свою очередь, будем рады объединять усилия с теми, кто открыт делам милосердия, вне зависимости от их религиозных убеждений или же отсутствия таковых.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

17.05.2016 10:40

Чтобы ответить на вопрос о пользе подобных обществ, нужно обратиться к истории и посмотреть, что принес миру атеизм. Он ярко проявил себя в период Французской революции, которая прославилась широким применением гильотины – станка для автоматизированного обезглавливания человека. Он работал без перерыва, и в результате на совести «атеистического общества» колоссальное количество казней. А дальше наполеоновская империя, захватнические войны, в которых по разным оценкам погибли от трех до пяти миллионов человек... Это все плоды столь любимого коммунистами атеизма.

Нельзя сказать, что и те, кто возглавлял русскую революцию, были верующими,– это были преимущественно атеисты. Господство атеизма в нашей многострадальной стране оплачено десятками миллионов жизней!

Возьмите Гитлера – вы хотите сказать, что он верующий? При нем тоже был атеистический режим, и тоже десятки миллионов, если не больше, загубленных человеческих жизней. Мне кажется, это хороший исторический ответ на предложение «Коммунистов России».

Посмотрите на реальные проблемы нашего общества. У нас сокращается финансирование на образование, на здравоохранение. В этом что, виноваты верующие? Конечно, необходимо поднимать образовательный и культурный уровень, медицинское обслуживание нашего народа, и обращать на это самое пристальное внимание. От того, что кто-то с кем-то начнет воевать, лучше нашему народу не станет.

Ну и потом, эти люди говорят о какой-то роскоши. Может, кто-то из духовенства и имеет возможность жить роскошно. Но почему они тогда не ополчаются на олигархов, не выясняют, откуда у них деньги, а также у чиновников, криминальных авторитетов – это тоже все не бедные люди? Попробуйте с ними поговорите, они быстро все вам объяснят. Так нет, нападают на самых беззащитных.

Поэтому я не могу сказать ни слова одобрения в пользу этого начинания. Мне кажется, это бездарная идея, заранее обреченная либо на неуспех, либо на ухудшение положения нашего народа, которому и без того трудно.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

17.05.2016 10:39

Какие-то они агрессивные, эти «Атеисты России», и задачи ставят странные. С порога оскорбляют священноначалие, не понимая, что невозможно разделить священноначалие и церковный народ. Говорят, что нужно уважать простых верующих, собираются бороться с «мракобесием» - это очень смешные, поверхностные заявления. Люди, толкующие о каком-то мировоззрении, защите своих идей, так легкомысленно рассуждают о серьезных вопросах.

Естественнонаучное и религиозное мировоззрения не противопоставляются друг другу – достаточно почитать классиков русской философии, чтобы немного разобраться в этом вопросе. Религиозное мировоззрение не оспаривает научные истины, это заблуждение. Получается, «Атеисты…» не понимают простых вопросов, но претендуют на то, чтобы определять идеологические позиции в обществе и защищать что-либо.

Конечно, Церковь в жизнь российского общества «беспардонно» не вмешивается, ничего не навязывает. Православие – огромный культурный пласт нашего народа. Люди хотят изучать православную культуру, а сейчас такие возможности открываются. По-моему, это замечательно. На мой взгляд, свою культуру нужно знать хорошо, а не так однобоко, как ее изучали в советское время, на чем настаивают коммунисты – во всяком случае, их радикальные представители, выдвигающие такие смешные тезисы.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

17.05.2016 10:34

Уже в самой постановке вопроса лидеры этой организации путают понятия, - если, конечно, не намеренно лгут. Они выступают за принципы светскости в обществе, но это подразумевает прежде всего равные права и возможности представителей различных мировоззрений. Светскость не предполагает поддержку какого-то одного из них - в том числе атеистического или материалистического. А коммунисты утверждают, что принципы светскости поддерживают материалистический взгляд на вещи.

Кроме того, утверждение о якобы имеющемся конфликте между наукой и верой, что пытались внушить нам в течение десятилетий большевики, - беспочвенно. Никакого конфликта между религией и наукой не существует, поскольку они занимаются разными вещами. Есть же верующие ученые. На Западе, в Европе много ученых с мировым именем, получивших самые высокие награды и признания в различных областях науки. Есть среди них пасторы, главы церквей, для которых их занятия наукой не идут вразрез с верой, поскольку никаких противоречий тут нет. Ученые занимаются рассмотрением изменений материального мира - религиозное мировоззрение подразумевает нечто фундаментальное, что не подлежит какому-либо пересмотру. Религиозное мировоззрение несет в себе глобальные ответы о смысле жизни, о появлении человека в этом мире, о его задачах, и так далее. Наука же на эти вопросы не дает никакого ответа, и ученые это признают.

Так называемое научно-атеистическое мировоззрение – удел прошлого столетия. И, если мы вернемся к прошлому, как-то даже стыдно будет перед современным миром. Я не знаю, есть ли будущее у этого движения – возможно, каких-то озлобленных людей, которые думают, что церковники вмешиваются в жизнь светского человека, оно сможет сплотить.

Верующие призывают к гуманности, к проявлению человеколюбия, подчеркивают, что человек – образ Божий. К чему будут призывать представители этого атеистического движения, и что утверждать? Что человек - образ и подобие обезьяны? В таком случае все остальные понятия - о справедливости, любви, гармонии, стремлении к совершенству - пустой звук. Это все возможно, только если присутствует духовность. Как только мы ее отвергаем, ставя себя на одну доску с животными, грани между добром и злом стираются. Тогда нужно пересматривать понятия «преступление», «преступник». Если мы действительно всерьез задумаемся о подлинном материалистическом мировоззрении, должны будем полностью изменить наш образ жизни. В нашей жизни не будет места любви и человеколюбию. Поэтому как можно ратовать за такие общества и восхищаться тем, что они у нас появляются?

Человек может не исповедовать веру, но пропагандировать атеистический взгляд на мир – это полная несуразица.

Иерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

17.05.2016 10:31

Мне очень нравится, что представители этой общественной организации собираются бороться с мракобесием. Сейчас это очень важно, так как мракобесие, которое породили в нашей стране коммунисты, изживается тяжело.

А вообще интересно было бы узнать, какое образование у этих 289 человек, которые собрались на съезд? Потому что атеизм – не что иное, как религия, но без Бога. А там, судя по всему, собрались активные адепты антирелигиозного мировоззрения. Это вечная боль коммунистов – они хотят «заразить» своей верой всех остальных.

Давным-давно известно, что научное мировоззрение не противопоставляется религиозному. Наука описывает то, что создал Бог. Я сам врач-хирург, среди наших глубоко верующих соотечественников много врачей и ученых. Например, офтальмолог Филатов, архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий)…

Мне непонятны их заявления об уважении к чувствам верующих и о намерении противостоять «церковной бюрократии». А кто в нее входит? Называйте, пожалуйста, конкретных людей. Вы собираетесь бороться с роскошью? Так приезжайте на мой приход, посмотрите на мой дом, мою машину.

Почему у коммунистов любимое занятие «отнять и поделить»? У них что, как только наступает начало века, срабатывает генетическая память, и хочется устроить в стране кавардак?

Понятно: грядут выборы, нужно заполучить электорат, еще раз напомнить о своих «заслугах». Так пусть они расскажут, как коммунисты уничтожали население «не их» вероисповедания, как сделали святого из Ленина, про свои демонстрации, собрания с чтением проповедей. Люди, которые разбираются в культах, вам скажут - коммунизм и атеизм обыкновенная религия, но только без Бога.

А их попытки отделить религиозные структуры? И с какими верующими они собираются бороться? С православными, католиками, иудеями, буддистами, мусульманами? Это громогласные, ни чем не подтвержденные заявления.

Повторюсь: единственный пункт их «программы», который мне действительно нравится, – борьба с мракобесием. Действительно, с ним нужно бороться, а то даже в коммунистических газетах и журналах публикуют гороскопы. Остальное – непонятные лозунги, а те, кто их выдвигает, наверное, просто хотят в Думу, на хорошие зарплаты, ничего при этом не делая и ни за что не отвечая.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

17.05.2016 10:13

Учредители, как всегда, подменяют понятия: светский - совсем не значит атеистический, а христианство не противопоставляет себя научному мировоззрению. Удивляет, что и в ХХI веке есть последователи квазирелигии "атеизм" с верой в мифически-всесильную науку. Нормальные учёные сейчас понимают ограниченность наших знаний о мире и делать фетиш из «всесильной науки, которая всё объясняет», не станут.

Но вот в чём хочется пожелать успеха, да и помощь оказать можно, - так это в борьбе против суеверий и мракобесия. Действительно неплохо бы закрыть передачи с бесконечными колдунами и прекратить "битвы экстрасенсов". Заодно и обратить внимание на то, сколько "потомственных чародеев" предлагают свои услуги в газетах.

А насчет влияния религии на культуру - тут атеистам придётся много поработать. Убрать из музеев полотна наших великих художников на религиозные темы, а также иконы. Лишить "образование и культуру" творений великих писателей и поэтов, размышлявших о вопросах веры. Заодно и композиторов, писавших музыку для богослужения или на религиозные темы. Наконец и храмы разрушить - культовые же здания... А ведь мы всё это уже видели менее века назад!

Или атеисты предлагают что-то оставить, а что-то убрать? К примеру, Рублёв с Достоевским и Гоголем будут в нашей культуре, Рахманинова с его Всенощной оставим, а сейчас пусть верующие не лезут в "культурный процесс", так? Значит, попов из союза писателей исключить, чтоб не влияли? Шутки шутками, но сами-то они понимают, что говорят?

Заметно лукавство (может, это наследственное?) у новых "воинствующих безбожников". Они опять пытаются выдавать частное за общее и всё валить в одну кучу, говоря об "оказании влияния на образование и культуру", "беспардонном вмешательстве в жизнь российского общества", "тяге к роскоши и обогащению." И как они будут "разоблачать лицемерие отдельных служителей церкви"? Если они имеют в виду, что они вере в Бога учат, так это делают все служители, а не отдельные. А если "не так" учат, - разве атеистам решать, как вере учить? Ну а если они будут выводить "на чистую воду" тех, кто не ради Господа служит, а за деньги или власть, - им, скорее им спасибо сказать нужно.

И совсем странно звучит фраза об уважении к верующим. Или это для того, чтобы под закон "Об оскорблении" этих чувств не попасть? Трусовато!

У меня пожелание организаторам - назовите организацию по-русски: "Безбожники России". Чтобы всё было ясно. . ещё мне очень жаль этих людей. Я уверен, большинство - хорошие и честные люди. Просто они не верят, что наш прекрасный мир создала любовь, ибо Бог есть любовь.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

17.05.2016 10:08

Слово «бороться» я вообще не люблю, потому что оно может значить что угодно, начиная от запретов и гонений и заканчивая здоровой дискуссией. Хотя в дискуссии я не вижу ничего дурного. Если это общество будет привлекать внимание к реальным проблемам, мы в Церкви с удовольствием будем в эти дискуссии вступать. Это даже будет нам выгодно.

Другое дело, что подобные общества к дискуссиям не готовы. Приводишь им их же научные доводы, а они говорят: «Все равно вы не правы, попы - обманщики». И все заканчивается голыми обвинениями.

В дискуссии с атеистами я всегда говорю одно: никого не должна интересовать ложь. Неважно, священник ли я, просто человек. Меня интересует правда: что представляет моя душа, какой будет ее жизнь, кто создал этот мир, есть ли у человека связь с Творцом этого мира? А ложь - не то, ради чего человек мог бы жертвовать своей жизнью. И мы, христиане, на примере праведных мучеников можем сказать, что вера – главное в нашей жизни.

Меня больше огорчает в людях равнодушие, чем мнение, которое не совпадает с моим. Пусть будет меньше равнодушных, пусть люди ищут истину, задают себе и окружающим трудные вопросы и находят на них ответы.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

17.05.2016 10:05

Неужели этих людей не учит горький опыт и нашей страны, и других, где пытались бороться с религией? Религия вечна, начиная от Адама – первого человека на Земле. А те народы, которые пытались построить государство без религии, как известно, пришли к гибели из-за безнравственности.

Поэтому все традиционные религии России стоят на страже традиционных ценностей. Не только политическая и экономическая жизнь нужна стране, важно уважать и беречь свои духовные корни. И еще религия призывает к совести, и это очень важно.

Боюсь, создание такой организации может привести к конфронтации в обществе – если они начнут оскорблять верующих. Если так будет, атеисты попадут под недавно принятый закон.

Так что посмотрим, как все дальше пойдет. Но не думаю, что у них большие шансы в нашей стране, где религия всегда была основополагающей.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

17.05.2016 10:03

Пользы точно никакой не будет от такой организации, - впрочем, как и вреда. Потому что в нашем обществе насильно никто не заставляет быть верующим или атеистом. Это дело добровольное. К вере приходят люди уже с убеждением. Для традиционных конфессий неприемлемо как-либо принуждать людей.

К вере ни в школе, ни на улице приучить нельзя. Это самосознание каждого человека, а начинается все из семьи. Если с малых лет родители детям рассказывают о религии, ходят в храмы вместе, учат цитаты из Священного писания, то никакое общество атеистов уже ничего не изменит.

Да, атеисты имеют право не верить, - но и мы имеем право верить. Так зачем они вмешиваются, пытаясь разрушить ценности, не ими установленные? Их идея бессмысленна и бесполезна. И в СССР были верующие, которые не боялись ходить в храмы.

Эти взрослые люди, называющие себя атеистами, видимо, не оказывались в тяжелой ситуации, когда человек все равно приходит к вере, просит Всевышнего о помощи, - и Он приходит и помогает! После этого человек уже не может не верить, каким бы атеистом он раньше ни был.

Игорь Дабакаров

председатель Ульяновской еврейской культурно-просветительской общественной организации «Шалом», президент Общероссийской общественной организации «Российский еврейский молодежный конгресс»

17.05.2016 10:01

Атеисты хотят отстаивать свои права? - а разве их кто-то ущемляет? Ну, захотели они создать общественную организацию – это их право. У нас открывается много разных организаций и структур. Если они действуют в правовом поле, какие могут быть проблемы? И если «Атеисты…» хотят строить нормальный диалог – пожалуйста, никто не против.

Но с порога обвинять кого-то в мракобесии, - пожалуй, чересчур. В этом можно обвинить и самих атеистов, собирающихся кому-то противодействовать. И вообще, пускай вначале собой займутся.

Мы уже все это проходили, и коммунистическая идеология провалилась. Есть у коммунистов последователи – замечательно, пусть будут. Но создавать противодействующие структуры – это как-то некрасиво.

Мне кажется, обществу такая организация не нужна. Мы, напротив, уже много лет выводим его из бездуховности, упадка, наступивших по вине наших братьев - коммунистов, говорим о духовных ценностях.

Любой человек в нашей стране волен выбирать, идти ему в церковь, или в партию, или вообще никуда не ходить. Но никому навязывать свою волю нельзя, тем более в такой стране, как Россия.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

17.05.2016 09:54

Мы уже все это проходили. Кто не верит в Бога – пусть не верит, это его личное дело. А от создания подобных обществ лучше не станет. Они будут бороться или друг с другом, или с кем-то еще.

И что именно нам предлагают «Атеисты России?» Борьбу с Церковью и другими религиозными институтами? Это в наше время?

Атеизм и вера – разные вещи. Каждый может выбирать, что ему ближе. А иначе мы вернемся в то время, когда с церквей снимали колокола, а сами церкви разрушали. Сейчас, наоборот, их восстанавливают. А эти нас призывают наступать на те же грабли.

Наше общество нуждается в единстве - особенно сейчас, когда такая сложная внешнеполитическая ситуация. Но атеизм нас не объединит. Я боюсь, людей опять начнут сталкивать, а у нас и без того проблем сейчас хватает. Не думаю, что эту организацию кто-то поддержит.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

17.05.2016 09:52

Мы живем в свободном обществе, где каждый волен организовывать любое сообщество, лишь бы оно не противоречило законодательству. Насколько я знаю, пропаганда идей атеизма этому не противоречит. Так что пожалуйста, пусть этим делом занимаются, но будут готовы держать удар и отвечать на контраргументы их оппонентов. Если они будут своих оппонентов слышать, я только приветствую. Пусть организуют конференции, приглашают богословов, священников. Я сам бы с удовольствием в этом принял участие… но, боюсь, этого не будет.

Понятно, что в съезде участвовали люди, получившие образование в советские годы: молодежь этими вопросами уже не интересуется. И я в какой-то степени даже удивлен, что только сейчас появилось это сообщество, потому что, насколько я знаю, уже была подобная организация – «Атеистическое общество Москвы», даже был свой печатный орган – журнал «Здравый смысл». Так что ничего нового в этом нет.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Университет без кафедры теологии – университет ущербный. Он не дает тех возможностей, которые дает университет, в котором представлены все гуманитарные науки. Ведь само слово университет, оно предполагает не только узкую специализацию, а широкий охват знаний