Политкорректность за океаном и у нас: Мнения священнослужителей
18.05.2016 09:19
Это не первая попытка запретить журналистам называть вещи своими именами. Как известно, в странах Запада такая игра – «А и Б не говорите, черное и белое не называйте» - принята уже давно и называется «политкорректностью».
«Чтобы случайно не обидеть какого-нибудь потомка выходцев из Африки, который мог посчитать, что слово «черный» применительно к нему используется с уничижительным оттенком, был придуман специальный термин «афроамериканцы». Весьма неполиткорректным стало заострять внимание и на том, что афроамериканцы, составляющие всего 12-13% населения США, совершают в Соединенных Штатах в три раза больше преступлений, чем представители других рас... Либеральные политики и общественные деятели Америки могли усмотреть в этом попытку скрытой дискриминации темнокожего населения как якобы более склонного к совершению противоправных действий, чем белые… Однако подобная цензура прямо противоречит первой поправке к конституции США, гарантирующей свободу слова», - пишет издание «Взгляд».
Недавно этой идеологии, давно восторжествовавшей на Западе, объявил войну кандидат в президенты США Дональд Трамп. Слова «Политкорректность убивает нас как страну» стали одним из лозунгов его избирательной кампании. «И здесь Трамп очень точно уловил настроения большинства американских избирателей: по данным Washington Post, с тем, что «большая проблема Америки заключается в ее политкорректности», согласны 68% населения США. При разбивке по политическим взглядам тезис поддерживают 62% демократов, 68% независимых избирателей и 81% республиканцев». По мнению газеты Washington Times, именно политкорректность, особенно нежелание использовать словосочетание «исламский терроризм», может стоить демократам президентского кресла. «Пытаться загнать сильные эмоции куда-то внутрь не означает избавиться от них, – замечает исследователь в Брукингском институте, а в прошлом советник президента Билла Клинтона Уильям Галстон. – Трамп нам показал, что, хотя многие люди прикусили свои языки, они при этом не изменили своего мнения».
«Опыт Америки и Европы учит, что политика, направленная на замалчивание проблем ради защиты чьих-то чувств, не только не решает данные проблемы, а ведет к их обострению. Общество, постоянно «наступающее» себе на язык, дабы не сказать, что в пропорциональном отношении иммигранты или представители некоторых национальных меньшинств совершают больше преступлений, чем коренные жители (вспомним события в Кельне в новогоднюю ночь и реакцию немецких властей на эти события), не сможет целенаправленно и эффективно бороться с преступностью. И вряд ли это будет способствовать установлению гражданского мира и стабильности, о которых столь пекутся политики – адепты политкорректной толерантности», - резюмирует «Взгляд».
Однако не следует забывать и об оборотной стороне этой проблемы. Известный православный публицист Сергей Худиев, комментируя прошедшую по блогосфере волну обвинений крымских татар в коллаборационизме и оправданий сталинской депортации, пишет: «В чем состоят интересы России в отношении крымско-татарского народа? В том, чтобы крымские татары были довольными и лояльными гражданами страны, имели хорошие отношения с другими ее гражданами и все вместе жили в добрососедстве и мире. В чем состоят интересы врагов России? В том, чтобы эти отношения были как можно более плохими, чтобы крымские татары имели как можно больше жалоб и огорчений на своих русских соседей и на Россию в целом и чтобы их тем удобнее можно было использовать для дестабилизации обстановки в Крыму. Кому в этой ситуации помогают те, кто отождествляет крымских татар с коллаборационистами времен войны? Только противникам России».
В точности то же можно сказать, например, о тех, кто отождествляет мусульман с террористами: такого рода обвинения никак не способствуют тому, чтобы мусульмане оставались довольными и лояльными гражданами России, а полномасштабный конфликт мусульман с их соседями был бы таким подарком врагам нашей страны, о каком они, к счастью, пока могут только мечтать. Об этом, в частности, говорил патриарх Кирилл 15 мая в Нальчике: «Мы знаем, что сегодня не всем в мире по нутру наша межнациональная гармония. Прилагаются значительные силы, чтобы радикализировать религиозные или национальные группы, заставить их посмотреть на своих братьев с позиции силы, попытаться создать некие группы, с тем чтобы побеждать других, чтобы завоевывать больше, чем можно и нужно иметь. Мы знаем, что такие настроения нагнетаются и в нашем Отечестве. Вот почему историческая традиция нашего многонационального народа — добрые отношения, в первую очередь, православных и мусульман, как и представителей всех традиционных религий России, — должна быть залогом мирной, спокойной и процветающей жизни».
«Нужны ли России свои правила «политкорректности»? Как, на ваш взгляд, следует говорить о преступности и терроризме, чтобы, с одной стороны, не замалчивать реальные проблемы, а с другой – не нарушить межнациональную и межконфессиональную гармонию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
18.05.2016 09:53
Кроме того, я полагаю, что никакое существующее зло не должно и не может фактом своего существования оправдывать какое-либо иное зло. Если мы понимаем: «воровать плохо», должны говорить, что воровство – это зло. Думаю, не стоит замалчивать коррупционные преступления под предлогом того, что постоянно говоря о коррупции, мы только ее подпитываем, признаем ее существование.
В наше время также необходимо отдавать себе отчет, как может быть воспринято то или иное сказанное слово. Думаю, что смакование в средствах массовой информации подробностей тех или иных преступлений террористического характера возлагает на сотрудников СМИ страшную ответственность за последующие события. Сначала нам в подробностях рассказывают, как на Ближнем Востоке бандиты режут христиан как скот, а потом сошедшая с ума уроженка Средней Азии, няня в одной российской семье, зверски убивает свою маленькую подопечную…
Но одно дело - смаковать физиологические подробности совершенного преступления, состояние пострадавших, а совсем другое - называть вещи своими именами. Если бы сегодня нам предоставили полноценную статистику о том, какое количество преступлений в Москве совершается не гражданами России, а выходцами из тех или иных регионов, - может, тогда бы москвичи могли бы проявить гражданскую сознательность, разрешить эту ситуацию самым понятным и простым способом. Но пока бизнесу выгоднее, чтобы в нем были заняты не то что не коренные москвичи – даже не граждане России (которые, например, обслуживают кладбища), мы вновь и вновь будем наблюдать, как нас «делят». Мы - Москва, Россия, русский народ - то, что можно «делить», «доить», «стричь». И представители разных замечательных народов, имеющие и не имеющие отношение к России, будут выяснять отношения, а мы - уворачиваться, чтобы не попасть под горячую руку, пулю или кусок арматуры.
18.05.2016 09:48
Нужно помнить еще и такую важную вещь: в рай прежде всех попал грешник - покаявшийся на кресте разбойник. Мы также должны понимать: все мы в сравнении с Богом грешники, и даже в сравнении с ближними должны считать себя бóльшими грешниками. В молитве, которую читает священник пред причастием, говорится, что Господь пришел грешников спасти, от них же «первый есмь азъ» - то есть мы, священники, тоже себя считаем грешниками.
А кроме отдельных людей есть народы. Могут ли быть какие-то грехи у народа? Наверное, если вспомнить фашистскую Германию. Можно ли говорить о коллаборационизме крымских татар? Что было, то было. Наверное, можно упоминать и о том, что террористы подчас облекаются в одежды мусульманского благочестия. Но мы должны понимать: есть большая разница между народом и каким-то поступком этого народа, который, быть может, принес кому-то много зла и беды.
Есть еще и покаянный момент. Думаю, покаяние немецкой нации было очень глубоким, серьезным, и грех нацизма они в себе через это изжили. Это можно сказать и о крымских татарах. Мне кажется, грех не нужно замалчивать, но и вменять его в вину потомкам тоже не следует. Это было бы очень большой ошибкой – обвинять современных крымских татар в сотрудничестве с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Так мы действительно сотрем различия между грехом и личностью грешника. Тем более депортация крымско-татарского народа была беззаконием Сталина. Невозможно наказывать весь народ за то, что кто-то из его представителей не был лоялен к советской власти - в наших сегодняшних условиях это было бы просто безумием.
Думаю, прежде чем говорить, что совершили крымские татары по отношению к советскому государству, нужно подумать о том, что совершило советское государство (пусть и позже) в отношении них самих. Наверное, здесь тоже должно быть какое-то покаяние.
Вообще духовная жизнь начинается с покаяния. Без покаяния не бывает ничего доброго. А оно уже началось - были приняты документы, которые признают беззаконие над этим народом именно беззаконием. Думаю, что здесь конечно нужны и какие-то дополнительные шаги - необходимо бережно относиться к людям, в сознании которых осталась эта травма.
Я не хочу сказать, что никакого греха не было: фактически всю нашу партизанскую сеть уничтожили из-за того, что крымские татары выдавали партизан фашистам. Почему так произошло? Почему весь народ был так нелоялен к советской власти? Может, в ней было что-то такое, что многим позволило пойти по этому пути?
Думаю, решение этой проблемы – в покаянии. Свои грехи следует признать и тем, и другим.
18.05.2016 09:35
Зачем указывать, что террористы – жители Чеченской республики, Дагестана или Кабардино-Балкарии? Чтобы показать: «вы видите, сколько бы ни старалась Россия, она никак не может задобрить представителей Северного Кавказа, они по-прежнему занимаются экстремизмом или совершают террористические акты»?
Если мы так опасаемся слова «политкорректность» и не готовы принимать законопроект, запрещающий указывать в средствах массовой информации национальность и религиозную принадлежность террористов, от некоторых заявлений нашим политикам и журналистам все же следует воздерживаться. Есть террористы и из России, и из Средней Азии, и с Северного Кавказа. Если делать акцент на вероисповедание или национальность, это будет способствовать увеличению дистанции между народами. Так что политкорректность нужна: и в политике, и в СМИ, а как этого добиться, нужно думать.
18.05.2016 09:33
Россия все-таки многонациональная и многоконфессиональная страна. В каждой конфессии есть свои преступники, не только среди представителей ислама. Необязательно террорист – это мусульманин. На Украине вот говорят, что русские - террористы, но мы же не повторяем эти глупости! Понятно, что Россия не терроризирует Украину, та сама выбрала себе такой путь.
Ни мусульмане, ни христиане, ни татары, ни русские сами по себе не террористы, но среди всех народов и конфессий есть те, кто переступает границы дозволенного. И тогда достаточно назвать имя и фамилию этого человека, сказав: «это сделал Ташбулат Бориев или Иван Григорьев». Как говорил герой Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя», "вор должен сидеть в тюрьме". Так вот: любой преступник должен сидеть в тюрьме - русский он или татарин. Многие кричат «Аллах акбар», но эти люди не мусульмане, ислам не исповедуют. Зачем же чистую религию - ислам или православие - ассоциировать с бандитами?
18.05.2016 09:32
Я привел этот пример, чтобы показать: во всем нужен разумный подход, нельзя доводить ситуацию до абсурда. Если мы хотим запретить увязывать преступность с определенным этносом или религией, давайте тогда перестанем употреблять выражение «этническая преступность». А мы прекрасно знаем, что нередко банды формируются именно по этническому признаку. Да, у нас есть грузинские, абхазские, кавказские чеченские, дагестанские, какие-то иные группировки. Это же не свидетельствует о том, что все чеченцы, абхазы, грузины плохие люди! Мы просто констатируем: банда сформировалась по этническому признаку. И тут вдруг нам запрещают упоминать, что ее представители принадлежат к определенному этносу. Почему? Это же не позволит ни обществу поставить правильный диагноз, ни выстроить правильные и эффективные механизмы противодействия этнической преступности.
Я считаю, это страусиная позиция. Ну, давайте тогда засунем в голову в песок, а все остальное подставим, чтобы этническая преступность или псевдорелигиозный терроризм дали нам хорошего пинка при попустительстве отдельных депутатов или групп.
Некоторые этнические группы, очень активно ведущие себя на земельном, финансовом, торговом рынках, очень не хотят, чтобы общество увидело, что они фактически захватили те или иные отрасли, контролируют ту или иную сферу. И так как большинство преступлений в этих сферах связано с этническими группами, они, разумеется, боятся такой идентификации. Именно для этого и нужны лоббистам формальные запреты.
Но иногда указание на национальность исходит от провокаторов. Когда ситуация напряжена до предела, хватит и возгласа: «все это сделали представители такой-то религии или этноса», чтобы все против них ополчились. И эти провокационные действия должны наказываться, но не по формальному признаку – мол, человек назвал национальность преступника. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, и для этого у нас уже есть все необходимые механизмы в рамках действующего законодательства.
Иерей Святослав Шевченко
Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии
18.05.2016 10:02
Ваххабизм, например, официальная религия Саудовской Аравии, и она, по сути, транслирует на весь мир идеи мусульманского радикализма. Но почему-то мировое сообщество это не волнует. Молчит «мировой арбитр» США, молчит Европа. Посредством разыгрывания религиозной карты определенные политические силы хотят «раскачать лодку» на Севере Африки, на Ближнем Востоке, в других странах. Сегодня ислам стал оружием, которое используют в геополитической борьбе.
Недавно я читал интервью с бывшим сторонником ДАИШ, который разочаровался в идеях этой террористической организации. Он признается: там нет мусульман, только наемники. Религия для этих людей - просто ширма.
Вместе с тем слова «политкорректность», « толерантность» - признаки бесцветности, бесхребетности политических движений. Думаю, поэтому у Дональда Трампа такие высокие рейтинги – он не боится открыто говорить то, о чем молчат все остальные.
Конечно, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако нужно отличать мирных мусульман от радикальных исламистов, быть может, следовало бы придумать для этой цели какие-то новые термины. Но любой здравомыслящий человек уже понимает разницу. Кто такой исламист? - это обвешанный взрывчаткой шахид, отрезающий головы христианам.
И обязательно свой голос должны возвысить лидеры мусульманских общин мира, в том числе российских регионов, где ислам исповедует большая часть населения. Как-то я присутствовал на одном из заседаний совета при губернаторе Амурской области по межрелигиозным отношениям. И имам местной общины принес русскоязычные газеты, где мусульманское духовенство объясняет разницу между ДАИШ и нормальным исламом, между ваххабизмом и суннитами, шиитами. Мне кажется, такие статьи должны появляться и в светской прессе. Православных христиан же никто не путает с католиками или протестантами? В СМИ полно информации на этот счет, объясняет разницу и духовенство. Мне кажется, если такие объяснения касательно ислама звучали бы на телевидении, публиковались в газетах, в интернет-СМИ, проблема потеряла бы свою остроту.