Жизнь после нефти: Парламентарии о заявлениях Кудрина на Петербургском экономическом форуме
17.06.2016 16:51
«Когда мы складывали доходы от нефти в резерв, мы пытались сдержать укрепление национальной валюты, чтобы не снять барьеры для дешевого импорта. Когда мы не удержались и стали тратить эти деньги, мы пришли к зависимости, которая показала себя в результате падения цен на нефть и обрушения нашей национальной валюты. Честно скажу, обрушение национальной валюты больше чем в два раза для экономических властей — это позор. Как и для страны, я считаю», — приводит слова Кудрина РБК.
По его мнению, «это означает, что мы не можем создать стабильные условия для бизнеса — как для импорта технологий, так и для экспорта». Власти должны создать сейчас такие условия, чтобы «впредь не привести снова к такому обрушению валюты». «Нужно не увеличивать зависимость от потребления нефтяных доходов на внутреннем рынке», — сказал Кудрин. По его мнению, цена на нефть останется на уровне около $50 за баррель или опустится ниже.
Необходимо ввести бюджетное правило, чтобы не «наступить на те же грабли, на которые наступили, когда увеличивали наши расходы вслед за ростом нефти», сказал Кудрин. «Нужно создать более жесткое бюджетное правило», — подчеркнул он.
Экс-министр считает, что цена отсечения в ближайшие пять лет должна быть на уровне $40, «дальше — $30, дальше — еще ниже, чтобы снижать зависимость от нефти».
«В 2000 году экспорт нефти и газа из России составлял $40 млрд, в 2006 году — превысил $100 млрд, в прошлом году — $200 млрд. В последние несколько лет мы получали от мира за наши нефть и газ $200 млрд. Мы стали привыкать жить при таком трансферте валюты в нашу страну», — сказал Кудрин.
По его мнению, сейчас необходимо поставить цель — производить технологических товаров и продукции «примерно на те же $200 млрд в ближайшие 15 лет».
Корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям с вопросами: Что Вы думаете по поводу заявления Кудрина, что обрушение курса рубля более чем в два раза — это позор для экономических властей? Как Вы относитесь к заявлению Кудрина поставить цель — производить технологических товаров и продукции «примерно на те же $200 млрд в ближайшие 15 лет»? Реально ли это? Как и, главное, кто может это реализовать?
17.06.2016 16:53
Поэтому, как мне кажется, экс-министру финансов надо сначала в своем глазу обнаружить бревно, а потом уже искать соринки в чужих глазах. Согласен с его высказыванием, но не согласен с подходом.
Что же касается предложения Кудрина о выпуске экспортноориентированной продукции на 200 млрд долларов, то, конечно же, это правильное предложение. Но его нужно было начинать планомерно реализовывать еще 10-15 лет назад. Ведь уже тогда было понятно, что нефтяная и газовая зависимость мировой экономики будет постепенно снижаться.
К сожалению, из-за отсутствия стратегического видения и планирования у нас вновь и вновь принимаются непродуманные и вредные для экономики решения. Это и перенос введения норм о стратегическом планировании, отмена трехлетнего бюджета, а также отсутствие грамотно выстроенных государственных программ. В этом году было решено отказаться от их корректировки, и теперь вообще непонятно, для чего эти программы нужны, если они никак не увязываются с бюджетом, с планами правительства, и если никто не будет спрашивать с их исполнителей за результаты.
Можно рассуждать и про 200, и про 500 млрд доходов от экспортноориентированной продукции. Но с такой структурой управления, с таким правительством, с такими подходами мы не добьемся абсолютно никакого результата, и ситуация скорее всего будет только ухудшаться. И все эти дискуссии на различных форумах – они тоже ни к чему не приведут.
Нужно срочно направлять средства на финансирование инвестиционных программ, которые позволили бы выстроить новые производства конкурентоспособной продукции. Нужно насытить финансовый рынок долгосрочными кредитами для инвестиционных проектов. Причем речь необходимо вести не о 20-40 млрд рублей, которые правительство почему-то считает достаточными для развития промышленности, а о сотнях миллиардах рублей. Они должны предоставляться производителям в различных вариантах: в виде гарантий, в виде госфинансирования, коммерческих кредитов, возможностей выхода на облигационные займы на фондовой бирже.
К сожалению, ничего этого сейчас в стране не делается. Похоже, никто в правительстве и не думает о важности и экстренности таких мер. Сейчас цена на нефть чуть поднялась, и опять все расслабились. Уже говорится о том, что цена в 50 долларов за баррель нас вполне устраивает, и предпринимать, возможно, ничего и не надо. Считаю, что это очень ошибочная позиция.
17.06.2016 16:53
Как может Кудрин ставить задачу производства технологической продукции, когда он построил экономику трубы, экономику сырьевую, которую всячески консервировал? Мы знаем, что каких-либо прорывов в области развития технологий у нас не было. Зато явно были заметны мега-прорывы в воровстве, в растаскивании бюджетных средств, «распиле» и т.д., в чем ту же корпорацию «Роснано» не раз уличали Счетная палата и правоохранительные органы.
То, к чему призывает сегодня экс-министр, в принципе невозможно, если будет проводиться курс, к которому Кудрин имел самое непосредственное отношение. Он – один из реализаторов этого курса, его идеолог.
17.06.2016 16:53
А по поводу производства технологических товаров я не очень понимаю, что Кудрин имеет в виду. Что это за технологические товары, почему 200 миллиардов долларов, отчего взят срок в 15 лет? Не ясно.
17.06.2016 16:53
Задержка с нашей стороны будет нам стоить все дороже, поскольку современные технологии капитализируются, и у нас элементарно не хватит денег, чтобы «запрыгнуть» в этот сегмент. В заявлении Кудрина речь идет о принципиальной замене сырьевых денег на несырьевые. Кудрин что сказал? - что мы имеем 40% от сырьевого экспорта. Мы же должны иметь 80% от всего экспорта, половина которого должна быть несырьевым. То есть речь идет о том, чтобы наконец-то началась модернизация, смысл которой как раз и заключается в обеспечении несырьевого притока экспортных капиталов.
При этом хочу обратить особое внимание, что у нас в стране нет субъекта проведения модернизации. Правительство не может заниматься этим в принципе, так как по своей сути погрязло в сиюминутных делах. Наше правительство пытается реагировать на вызовы сегодняшнего дня, но надо уметь думать не до 2018 года, а хотя бы на 10 лет вперед. Значит, для проведения модернизации нужна какая-то иная структура.
17.06.2016 16:53
И между прочим, в советский период мы никогда не зависели от иностранной валюты, потому что у нас был свой высококачественный товар. Мы активно развивали нашу продукцию, и она имела хороший сбыт на внешнем рынке. Нельзя зависеть от цены на углеводороды. Мы должны сделать все, чтобы компенсировать разницу между стоимостью доллара и рубля производством высокотехнологичной легко сбываемой продукции.
17.06.2016 16:53
На Петербургском международном экономическом форуме прозвучали некоторые цифры, которые говорят сами за себя. В восточные регионы уже вложено около 1 триллиона рублей, и до конца 2016 года к ним добавится еще как минимум 200 миллиардов рублей. Это 230 новых проектов, и примечательно, что 40 процентов средств – это инвестиции в промышленность.
Я бы отметил и другой факт. На один рубль из бюджета здесь приходится 12 рублей частных инвестиций. Наш бизнес видит возможности для роста, его в целом устраивает существующий деловой климат. Дальний Восток и Восточная Сибирь довольно долго были где-то на периферии внимания. Сегодня у них есть шанс заявить о себе, а у нашей экономики, в том числе, и с их помощью достичь высоких показателей. 200 миллиардов долларов – огромная сумма, но не надо бояться больших задач.
Валерий Гартунг
Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"
17.06.2016 16:53
А с тем, что нам нужно ставить задачу производить больше технологических товаров и продукции я, безусловно, согласен. Что для этого нужно делать? Нужно создавать условия, при которых производить в России высококачественную продукцию было бы выгоднее, чем за рубежом. Для этого должна быть доступность кредитных ставок: не 12-14%, а 2-3%, как за рубежом.
Нужно прекратить тратить деньги на мега-проекты, строить мосты в никуда, устраивать какие-то спортивные праздники, за которые потом вся страна расплачивается. Взять хотя бы Олимпиаду в Сочи, в результате подготовки к которой у ВЭБа образовалась дыра в триллион рублей. Он финансировал частные компании, строившие спортивные объекты, а те потом скинули на ВЭБ все свои долги. В итоге государство заплатило за эти долги из Фонда национального благосостояния – вместо того, чтобы направлять средства на развитие экономики и поддержку отечественного товаропроизводителя.
Ну и конечно же, нельзя было подписывать на невыгодных для нас условиях протокол о присоединении к ВТО. Нужно было не сокращать расходы на здравоохранение и образование, а навести порядок в госзакупках, в сборе ввозных таможенных пошлин, отменить возврат НДС экспортерам сырья, начать бороться с монополизацией рынка металлов. Вот меры, которые могут кардинально изменить ситуацию в стране.
Если Кудрин только декларирует задачи, стоящие перед российской экономикой, то у нашей партии есть конкретная программа мер по реализации этих задач.