Это вызвало протесты коммунистов. В городе проводятся одиночные пикеты, интернет полнится фотоснимками, где Маннергейм снят рядом с Гитлером, с подписями вроде «Он убивал ленинградцев».
К.Маннергейм (1867-1951) окончил Гельсингфорский университет и Николаевское кавалерийское училище (Петербург). До 1917 состоял на службе в русской армии. В годы Русско-японской войны в чине подполковника Маннергейм добровольно отправился на фронт, где принял участие в «набеге на Инкоу» - кавалерийском рейде по тылам противника. Первую мировую войну Маннергейм встретил уже в чине генерала, начальником отдельной кавалерийской бригады. В первые месяцы он отличился в Галицийской битве, в ходе которой основные силы австро-венгерской армии потерпели поражение. За подвиги был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием.
В 1918 принял командование не существовавшей на тот момент финской армией и создал ее «с нуля»; предлагал белым совместное наступление на Петроград и помощь в свержении большевиков, если какая-нибудь влиятельная сила в Белом движении признает независимость Финляндии (при том, что финские политики-националисты предпочитали большевиков как ослабляющий Россию режим).
Когда Советская Россия усилилась, он создал «линию Маннергейма» и сумел избежать молниеносного разгрома во время советско-финской войны: в итоге Финляндия, хотя и утратила 12% территории, сохранила независимость.
В 1941-44 гг. выступал как союзник Германии в войне против СССР. В частности, во время блокады Ленинграда северную часть фронта держали финские войска. Вопреки пожеланиям Гитлера вывел в 1944 году под давлением советского правительства свою страну из войны.
Вкратце эту биографию можно резюмировать так: Маннергейм верно служил Российской империи, пока она существовала; был готов к дружественным отношениям с Россией, которая сохранила бы с империей преемственность; Советскую же Россию, которая эту преемственность отвергла, считал (небезосновательно) враждебной силой и делал все, чтобы Финляндия не попала в советскую зону влияния.
В церемонии открытия принял участие глава кремлевской администрации Сергей Иванов. "Никто не собирается обелять действия Маннергейма после 18-го года, но до 18-го года он служил России, и если уж быть совсем откровенным, то он прожил и прослужил в России дольше, чем он служил и жил в Финляндии. Вообще все, что произошло, это еще одно доказательство, как резко изменила жизнь многих людей, Октябрьская революция, столетие которой мы через год будем отмечать. Но при этом нельзя забывать, ту достойную службу генерала Маннергейма, которую он проходил в интересах России", — сказал С.Иванов на открытии.
Как заявил на церемонии министр культуры РФ Владимир Мединский, памятники героям Первой мировой войны, которые затем оказались по разные стороны баррикад, это попытка преодолеть трагический раскол в обществе. "Тем вот, кто сейчас там кричит, я хочу напомнить от нас: не надо быть святее папы Римского и не надо стараться быть большим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии и умел к поверженному, но достойному противнику относиться с уважением", — сказал В.Мединский.
"И вот доска в честь Маннергейма — это еще одна попытка Российского военно-исторического общества, еще одна наша попытка преодолеть в канун столетия русской революции, преодолеть трагический раскол в нашем обществе. Именно поэтому мы устанавливаем по всей стране памятники героям Первой мировой войны, которые потом оказались по разные стороны баррикад", — отметил В.Мединский.
«Как бы вы прокомментировали увековечение памяти Маннергейма в Петербурге? Способствует ли это консолидации общества или напротив?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
20.06.2016 10:01
Напомню: подобная судьба была еще у одного человека, который в течение трех лет исправно, достойно, с честью служил делу спасению рода человеческого. Он очень многих больных сделал здоровыми, слепых – зрячими. А потом предал своего учителя за тридцать серебренников. Этого человека зовут Иуда Искариот. Памятную доску ему пытались установить в самое лютое большевицкое время. Это свидетельствует: какими бы ни были прежние заслуги человека, все-таки решающим нужно считать итог его жизни.
Это одна сторона медали. Другая - безусловно, слова Священного Писания о том, что всякий человек - ложь. У каждого из нас есть свое мнение по поводу чего-либо. Кто-то думает, что он служит России, отечеству, кто-то – народу, а дела человека, историческая их оценка, порой говорят об обратном. О чем думал и как оценивал принимаемые решения генерал Маннергейм, сказать не могу. Но он был одним из участников блокады Ленинграда, и смерти блокадников отчасти и на его совести - хотел он того или нет.
По мнению подвижников XX века, ленинградская блокада была наказанием за реки крови и бесчинства, совершенные в послереволюционном Петрограде, и с этой точки зрения Маннергейм - лишь карающая сила Божья, своего рода рука фараона, через которого Господь вразумлял наших обезумевших предков.
Суммируя все это, считаю положительным возникновение самой дискуссии по поводу памятной доски Маннергейму. Она дает нам возможность лишний раз вспомнить историю, ее героев, и задуматься о своих сегодняшних устремлениях и решениях, которые спустя десятилетия будут оценивать наши потомки.
20.06.2016 09:57
Для чего нужны такие герои? Они как ориентиры для христиан, пример для подражания. И странно, когда увековечивают память неоднозначного человека, что может вызвать раскол в обществе. Яркий пример – события на Украине, где «водружают на знамя» не только неоднозначных личностей, но однозначно отрицательных.
Поэтому нужно быть осторожными в выборе исторических приоритетов. Что это, реверанс в сторону Финляндии или что-то еще? Нам остается только гадать.
20.06.2016 09:57
Как бы ни складывалась жизнь, эти люди служили России, ее благу, процветанию. И уже то, что о них говорят, свидетельствует: они оставили заметный след в историческом прошлом нашей Родины. Я разделяю такой подход, хотя действительно бывают несколько одиозные личности, вызывающие споры и сомнения. Но общество не делится на черное и белое, есть и другие цвета, политические или иные предпочтения. Кстати, Россия всегда славилась и неоднородностью, и мирным сосуществованием различных национальностей, культур.
Согласен: Маннергейм - личность неоднозначная, но однобокость тоже плоха. И если мы действительно хотим сплотить наше общество, для начала нужно поступить именно так. Конечно, нужны некие базовые ценности (это тема отдельного разговора), но и увековечение памяти тоже один из элементов консолидации общества.
20.06.2016 09:24
Безусловно, это связано с тем, что у нас в обществе нет единого мнения по поводу коммунистической идеологии, мы никак не можем определиться по поводу прошлого и мечемся. Нужен вердикт или определенные суждения, на основании которых общество могло бы консолидироваться и объединиться. Изменить мы уже ничего не можем, но определенную оценку дать должны, и на ее основе выстроить настоящее и будущее России.
20.06.2016 09:21
Коммунистов можно понять, они последователи советской идеологии. Но советский строй уже не вернется, им с этим пора смириться. Но наше общество в основном состоит из людей, выросших на советской трактовке истории, где Маннергейм изображен палачом.
Думаю, пройдет время и все встанет на свои места. А сейчас лучше вообще не заострять внимание на таких спорных вопросах, чтобы избегать очередного раскола в обществе.
20.06.2016 09:19
Маннергейм в числе других достоин увековечения памяти. Другой вопрос, что это за собой ведет споры, а зачем они? У нас и так в стране полно сложных вопросов. Так что, возможно, стоило повременить с установкой мемориальной доски. Общество еще, получается, не созрело, если сразу начались спекуляции на тему его биографии. А если уж мы хотим увековечить память, то у нас полно славных сынов Отечества, чьи биографии сегодня не вызовут разногласий.
20.06.2016 09:08
Во-вторых, в 1941-44 гг. финны были союзниками германской армии, воевавшей против Советского Союза. Известно, как относились в Германии к евреям, а в финских войсках Маннергейма воевало много еврейских солдат, и он ни одного еврея - гражданина Финляндии не отдал на уничтожение, сколько этого ни добивались СС.
Следует отметить хорошую подготовку офицерского состава царской армии. Кстати, Ленин приглашал этих военных специалистов на службу в Красную Армию - вряд ли без них ей удалось бы так успешно воевать. В этом заслуга Маннергейма и всех остальных «военспецов», как называли их тогда.
Как можно осуждать человека, который воевал, защищая свою Родину? Это неправильно. В конце концов, Ленин сам предоставил независимость Финляндии, которая входила в состав Российской империи.
Вообще это очень интересная инициатива – установка памятной доски этому удивительному человеку, патриоту. А позиция коммунистов по поводу установки этой памятной доски еще раз свидетельствует: ничего не изменилось, они те же самые, хотя Зюганов и говорит, что они теперь другие, и агрессивной коммунистической идеологии больше нет.
На сегодняшний день большее уважение вызывает позиция Сергея Миронова и его партии, которая, будучи в некоторой оппозиции к партии власти, демонстрирует конструктивную деятельность, а не идеологическую «зашоренность», как коммунисты.
Я согласен: этот памятную доску нужно было установить. Но это действительно внесет раскол в общество. Ну так у нас до сих пор не решается даже вопрос по поводу захоронения тела Ленина, а ведь он сам завещал похоронить себя рядом с сестрой.
Будем надеяться, что когда исчезнет отрицательное отношение ко всему новому, в России между всеми партиями начнется конструктивный диалог, направленный на стабилизацию, развитие и сохранение России. Вот чем нужно заниматься, а не спорить до хрипоты, кто прав, а кто виноват.
20.06.2016 09:05
Так и в истории с Маннергеймом. Я не оправдываю его действия на внешнеполитическом уровне. Тем более мы многого не знаем, - а ведь был пакт Молотова-Риббентропа, и Финляндия фактически по воле Союза попала под влияние Германии. Маннергейму надо было выживать между государствами несравнимо более сильными. А с точки зрения человеческой он честно служил Российской империи, а потом новой родине, как служат сегодня и наши многие русские в других странах, но мы же их не объявляем врагами. Так сложились исторические обстоятельства.
Я бы не стал однозначно приветствовать открытие мемориальной доски, потому что историческое восприятие неоднозначно, потому что есть погибшие в семьях, которые штурмовали «линию Маннергейма». Я понимаю возмущенные голоса. Но меня установление доски не смущает, я не осуждаю тех, кто ее открыл, потому что сделали это ради памяти о честном человеке. Да, к сожалению, границы государств и сами государства могут меняться, а человек остается верен тому народу, с которым проживает в широком или узком смысле слова.
Есть в этой проблеме и еще одна важная сторона. Установка мемориальных досок, памятников, похороны с почестями или перенесение праха в Россию, как в случае с останками генерала Деникина, все это вызывает новые расколы в нашем обществе. Значит, мы еще не пережили до конца это время, и нам предстоит еще много работы. Пока не переживем раскол 1917 года и не затянутся шрамы, нанесенные в то время, причем с двух сторон, у нас не будет гармонии в обществе. А преодолеть раскол можно путем создания средневзвешенных подходов, и воспитания в этих подходах одного-двух поколений подряд. Если так и будем в разных учебниках преподносить разные точки зрения, раскол будет длиться еще 100 лет. И тем более не надо демонизировать, как у нас принято, всех бывших руководителей нашей страны. Это наша с вами история.
И еще усугубляют раскол демарши некоторых «горячих голов». Уверен, 99% проходящих мимо и не замечает эту доску. А если рану постоянно ковырять, она никогда не затянется. Так что коммунисты пусть ставят памятники Ленину или Сталину, а поклонники Маннергейма и других военных, которые честно выполняли свой долг, могут им ставить памятники.
20.06.2016 09:04
Мне кажется, сегодня всем нам нужно согласиться с одной очень важной идеей: защитники отечества - те, кто стоял на страже рубежей нашей Родины в любые исторические времена, - заслуживают почета и уважения потомков. Карл Маннергейм честно служил в годы Первой мировой войны, его полк, а потом и дивизия, героически сражались. Не случайно на переговоры с Маннергеймом уже в конце Великой Отечественной был послан Андрей Жданов, который воевал под командованием Маннергейма в Первую мировую, и их фронтовое братство сыграло роль в заключении мирного договора между СССР и Финляндией.
Увековечение памяти Маннергейма сродни перезахоронению в русскую землю останков Деникина, философа Ильина, великого князя Николая Николаевича, Шаляпина и многих других русских людей, не принявших ни советской власти, ни социалистической революции, и, тем не менее, оставшихся людьми, которые служили исторической России.
Мне кажется, памятная доска в честь русского генерала, ставшего президентом Финляндии, - еще одна попытка напомнить всем нам о том, что историю не нужно судить - необходимо у нее учиться.
Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
20.06.2016 10:07
Да, личность он неоднозначная. Но эта проблема и разногласия вокруг нее связаны с отсутствием единого взгляда на нашу историю дореволюционную и советскую.
Наша история состоит из массы трагических, драматических и трудных событий. И прийти к единому взгляду можно только на идейной и, прежде всего, христианской основе. Почему коммунисты часто оказываются недовольны или в противоречиях? Потому что они с одной стороны хотят остаться все же коммунистами, а с другой стороны им надо приспособиться к современным реалиям. Но, к сожалению, коммунистическая идеология безбожна, а совместить безбожие с православием – задача все же шизофреническая. Либо надо отказаться от безбожия, либо оставаться эдакими диссидентами.
А Маннергейм все же был героическим человеком, хоть и оказался на стороне наших противников. Но в нравственном отношении к нему трудно предъявить какие-то серьезные претензии. Так что меня лично не смущает открытие мемориальной доски.