Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Госдума приняла "антитеррористический пакет" Ирины Яровой

24.06.2016 13:21


Госдума приняла во втором и третьем чтении антитеррористический пакет поправок депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Как сообщает RNS, положения законопроекта, касающиеся интернета и сотовых операторов, против которых выступали представители отрасли, не подверглись существенным корректировкам. Поправки были приняты голосами фракций "Единая Россия" и "Справедливая Россия". ЛДПР и КПРФ отказались поддерживать законопроект. "За" проголосовало 287 депутатов, "против" — 147, один парламентарий воздержался.

Законопроект вводит для операторов связи требование о хранении данных о переписке и звонках пользователей в течение трех лет, а для интернет-ресурсов, согласно последней корректировке, в течение года, содержание переписки и разговоров, включая весь контент (аудио, видео, изображения), необходимо хранить в течение шести месяцев.

Операторы и "организаторы распространения информации" (фактически — все интернет-ресурсы) должны будут предоставлять без решения суда правоохранительным органам данные для дешифровки сообщений, которыми обмениваются пользователи — за неисполнение этой нормы законопроект предполагает штраф от 800 тыс. до 1 млн руб.

Согласно заключению экспертного центра при правительстве, стоимость необходимой инфраструктуры для хранения переписки превысит совокупную выручку крупнейших компаний за семь лет. Одному "Ростелекому" на содержание базы потребуется 1 трлн руб. ежегодно.

В Российской ассоциации электронных коммуникаций заявляют, что требование по раскрытию ключей для декодирования сообщений создает угрозу нацбезопасности и частной жизни граждан, при этом мера не обеспечивает защиту от действий злоумышленников, ставя под угрозу протокол HTTP. При этом законопроект ставит в неравные условия представителей российского и зарубежного бизнеса. Также представители интернет-отрасли указывали, что требование по дешифровке сообщения может быть неисполнимо, поскольку в ряде мессенджеров, а также в том числе в протоколе HTTP, ключи генерируются и хранятся не у операторов, а непосредственно у контактирующих пользователей.


В пятницу принят также во втором и третьем чтениях закон, согласно которому с 20 июля 2016 года в России вводится ответственность за акт международного терроризма в виде пожизненного лишения свободы. Также закон ужесточает уголовное наказание за участие в экстремистских сообществах и их организацию, снижает до 14 лет возраст, с которого участники массовых беспорядков могут привлекаться к уголовной ответственности, передает агентство "Москва".

Закон дополняет Уголовный кодекс РФ новой статьей о международном терроризме, который определяется как взрыв, поджог и иные действия, совершенные за пределами РФ и подвергающие опасности жизнь российских граждан, а также нарушающие мирное сосуществование государств и народов. За акт международного будут лишать свободы пожизненно либо на срок от 15 до 20 лет (пожизненно или от 18 до 20 лет, если погибли люди) с ограничением свободы до двух лет. Такие дела относятся к подсудности, в частности, Московского окружного военного суда.

Наказание за финансирование международного терроризма предусматривается в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет с возможным штрафом до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период до трех лет.

Кроме того, документ вводит уголовную ответственность для граждан, которые не сообщили властям о подготовке и совершении другими лицами, за исключением близких родственников, различных преступлений. Речь, в частности, идет о захвате заложников, о теракте, содействии и обучении террористической деятельности, публичном оправдании терроризма, организации незаконного вооруженного формирования. Умолчавших об этом предлагается лишать свободы на срок до одного года либо наказывать принудительными работами в течение того же времени или штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере дохода за период до шести месяцев.

Помимо этого, закон увеличивает с восьми до 10 лет минимальный срок лишения свободы за теракты и создание незаконного вооруженного формирования, с 10 до 12 лет увеличивается минимальный срок лишения свободы за теракт с тяжкими последствиями. Устанавливается нижний порог штрафа за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в размере 100 тыс. руб. (в настоящее время есть только верхний предел в размере 500 тыс. руб.). Усиленное наказание будет применяться за публичные призывы к террористической деятельности и публичное оправдание терроризма с использованием интернета, а не только СМИ, как сейчас.

Под публичным оправданием терроризма будут пониматься заявления о признании идеологии и практики терроризма правильными и нуждающимися в поддержке и подражании. При этом вводится нижний предел срока лишения свободы за такое преступление на уровне пяти лет.

Также документом предусмотрено, что лица, участвующие в деятельности террористической организации или экстремистских сообществ могут быть освобождены от уголовной ответственности только в том случае, если они впервые совершили и добровольно прекратили преступление.

Помимо этого, вводится наказание за вовлечение в организацию массовых беспорядков. Санкция предусмотрена в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет, или штрафа от 300 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере дохода за период от двух до четырех лет, или принудительных работ от двух до пяти лет.

Кроме того, закон ужесточает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, предусмотренные ст. 282 УК РФ. За это преступление будет грозить лишение свободы на срок от двух до пяти лет (в настоящее время - до четырех лет, без нижнего предела). Штраф предлагается установить в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или дохода за период от двух до трех лет (сейчас - в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или дохода от одного года до двух лет).

Также усиливается наказание для организаторов экстремистских сообществ (ст.282.1 УК РФ). Им будет грозить лишение свободы на срок от шести до десяти лет, сейчас - от двух до восьми лет. Для участников таких сообществ сроки лишения свободы устанавливаются от двух до шести лет (сейчас им грозит до четырех лет), штраф - в размере от 300 тыс. до 600 тыс. руб. вместо штрафа до 100 тыс. руб. За организацию незаконного въезда устанавливается единственное наказание в виде лишения на срок до пяти лет с возможным ограничением свободы, исключается назначение штрафа или обязательных, исправительных или принудительных работ.

Кроме того, закон устанавливает, что уголовная ответственность с 14 лет наступает за участие в массовых беспорядках, за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе и незаконном вооруженном формировании, в деятельности террористической организации, а также за угон воздушного судна, водного транспорта или железнодорожного подвижного состава.


В рамках второго чтения по предложению профильного комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции из "антитеррористического пакета" было исключено положение, которым предлагалось запретить гражданам, осужденным за терроризм и экстремизм, в течение пяти лет выезжать из России, и разрешить ограничивать в этом праве тех, кому было объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для террористических преступлений.

В закон также не вошла норма об отзыве российского гражданства у лиц, имеющих также иностранное гражданство, если они были признаны виновными в терроризме, захвате заложников, международном терроризме и организации незаконного вооруженного формирования.

Ранее на очном заседании комитет не только поддержал это положение, но и предложил считать такие деяния добровольным отказом от российского гражданства, равно как и поступление без согласия российских властей на военную службу, в правоохранительные органы иностранного государства или работу в международных организациях, в которых Россия не участвует. Однако после проведения комитета опросным путем, поправки о лишении гражданства были вовсе исключены из документа.


Зампредседателя комитета по безопасности Эрнест Валеев объяснил спешную переработку резонансного "антитеррористического пакета". "Шел поиск правильного решения", — сказал он РБК. На вопрос, почему в понедельник комитет одобрил лишение гражданства россиян и ограничение на выезд, а уже в пятницу отказался от этих норм, Валеев ответил: "Регламент не нарушен, законопроекты могут дорабатываться вплоть до их рассмотрения на пленарном заседании, это обычная практика".

Во время обсуждения пакета поправок Дума отклонила несколько предложений депутатов по смягчению законопроектов. Замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил исключить ужесточение наказаний по "экстремистским статьям" УК (ст.282). Фракция ЛДПР в целом выступает за отмену этих статей.

"В прошлом году более 500 человек были приговорены по ст.282, и ни один из них не был террористом. В основном это лица, которые сделали какое-то заявление, репост в социальных сетях. Среди них есть представители молодежи, которые отличаются радикальными взглядами. Но глубокое убеждение фракции ЛДПР, что из-за этого с молодых лет нельзя ломать жизнь человеку", — объяснил Диденко. Но дума отклонила его предложение.


Накануне, перед обсуждением во втором чтении, "пакет Яровой" подвергли серьезной критике со стороны экспертного сообщества. В числе скептиков оказался интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

"Данный пакет поправок финансово невыполним, содержащиеся в нем требования по раскрытию ключей для декодирования сообщений создают киберугрозы для национальной безопасности, для бизнеса, для частной жизни граждан. Кроме того, предлагаемый в законопроекте комплекс решений не соответствует поставленной задаче. По этим причинам законопроект требует доработки и не может быть принят в предложенной к третьему чтению редакции", - заявил он "Национальной службе новостей".

По мнению Мариничева, для выполнения требований, обозначенных в поправках, необходима мощная инфраструктура, которая влетит компаниям в копеечку.

"Для решения задачи хранения и обработки всех текстовых сообщений пользователей необходимо строительство дополнительных центров обработки данных, обеспечение их каналами связи, дорогим инженерным и IT-оборудованием, электропитанием и другими дорогостоящими ресурсами. Затраты на создание подобной инфраструктуры поставят крупных игроков на грань финансового коллапса, а для малых и средних будут означать невыполнение законодательства и выход либо из бизнеса, либо из правового поля, либо из российской юрисдикции", - пояснил он.

Собеседник НСН подчеркнул: кто точно выиграет от нововведений, так это зарубежные производители IT-оборудования. Закупать его придется за границей, поскольку российских аналогов просто не существует.

Кроме того, одним из последствий принятия "пакета Яровой" может стать серьезная угроза кибербезопасности как отдельных пользователей, так и страны в целом. "Раскрытие ключей означает изменение алгоритма обеспечения кибербезопасности, а значит - фактически встраивание заведомой уязвимости в систему. Возрастут риски утечки конфиденциальной информации, что создает угрозу для страны, бизнеса и граждан", - заявил Мариничев.

"Следует особо отметить, что требование по раскрытию ключей для декодирования сообщений означает сосредоточение ключей от всех коммуникаций у одного владельца, что увеличивает риск их взлома иностранными разведками, хакерами, террористами, что создает угрозу национальной безопасности. Это работает на решение задачи законопроекта «с точностью до наоборот», поскольку способствует не пресечению, а подготовке преступлений злоумышленниками с использованием сети Интернет", - добавил интернет-омбудсмен.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."