Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Где тонко, там и рвется: Священнослужители о "точках напряженности"

29.06.2016 09:21


«Левада-центр» провел опрос с целью выяснить, какого рода противоречия ощущаются сегодня в России сильнее всего.

По результатам исследования, самой болезненной «точкой напряженности» оказались имущественные и социальные различия. 41% считает очень сильной напряженность между богатыми и бедными, еще 35% признают, что таковая напряженность есть, и еще 14% считают ее «не очень сильной». Что ее вовсе нет, полагают только 7%.

На втором месте – напряженность между руководством и рядовыми работниками: 23% считают ее очень сильной, 42% - средней, 22% - не очень сильной.

На третьем месте – напряженность межэтническая (15% - сильная, 37% - средняя, 31% - не очень сильная); на четвертом – межрелигиозная (13% - сильная, 35% - средняя, 28% - не очень сильная).

Проблема «отцов и детей» оказалась на пятом месте: «очень сильной» напряженность между людьми разных поколений сочли всего 6%, а 35% считают, что ее просто нет.

«Кажутся ли вам достоверными итоги опроса? Как бы вы сами оценили межнациональные и межрелигиозные отношения в нынешней России? Как их можно было бы улучшить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

29.06.2016 10:36

Соглашусь с результатами опроса.

Я бы предложил государству в первую очередь обратить внимание на компании, которые строят дома, распродают в них квартиры, а потом выясняется, что строить они не имели права – в этом месте или вообще. Этот болезненный вопрос могут решить только первые лица государства. Если строители-обманщики будут бояться, что их заставят отдать людям все, что наобещали, проблема решится.

Что касается отношений между начальниками и подчиненными, тут нельзя не забывать слова апостола Павла: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Да, начальник должен поступать по справедливости, даже если кому-то его решение покажется излишне суровым. Но причинять боль подчиненному, унижать его не подобает. Он должен говорить подчиненным: «Ты можешь, у тебя получится», а не «Ты обязан, я тебя заставлю».

Но и подчиненные не должны «проглатывать» несправедливость. Этим они наталкивают руководителя на мысль, что он никогда не ошибается. Однако нужно знать, что, как и когда сказать. Перед важным разговором следует совершить за себя молитву, чтобы Господь вложил нужные слова в твои уста. Затем помолиться за человека, с которым придется разговаривать, попросив Господа: «Сделай так, чтобы меня правильно поняли, чтобы после этой беседы у меня был друг, а не враг». И последнее, о чем Его нужно попросить, «Вразуми, когда молчать, а когда говорить».

Я, как и многие опрошенные, тоже не ощущаю в нашей стране межрелигиозной и межнациональной напряженности. В Оренбургской области таких проблем нет. Радует и отсутствие разногласий в школах, - а ведь многие боялись, что с появлением основ православной, исламской культур они начнутся и дети будут ненавидеть друг друга. Слава Богу, этого мы избежали.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

29.06.2016 10:19

Любое социологическое исследование имеет свои границы достоверности. Очевидно, что в нем обозначен тот круг проблем, которые существуют в российском обществе постоянно, - да и, пожалуй, в любом обществе.

Я бы не стал драматизировать ситуацию с межрелигиозными отношениями – наше обществе стабильно и нет предпосылок для серьезных межрелигиозных конфликтов, хотя стоит отметить: в крупных городах, в частности, в Москве такие проблемы все же возникают, но не между представителями разных религий, а между верующими и носителями атеистического мировоззрения – в частности, по поводу строительства храмов.

Конфликты между представителями разных религий в Москве обычно связаны с межнациональными отношениями, с миграцией: мигранты недостаточно адаптированы к нашему обществу, часто не готовы принимать существующие в нем правила и вызывают тем самым раздражение, которое носит социальный характер, однако норовит облекаться в форму межнационального и межрелигиозного напряжения.

Полагаю что более важная проблема современного общества - как раз существенная разница между очень богатыми и очень бедными: кризис последних лет эту разницу увеличил. Люди, которые испытывают большие материальные трудности, склонны выражать свое недовольство. Но и здесь в основе лежит нравственность: даже социально-экономические проблемы во многом связаны с нежеланием богатых принимать на себя социальные обязательства, нежелание работодателей достойно оплачивать труд работников. Это ведет к серьезному напряжению в обществе, которое может принимать самые разные формы. И очень хорошо, что социологические исследования позволяют нам отследить, в каком направлении развивается наше общество.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

29.06.2016 10:12

Межрелигиозные отношения у нас в целом спокойные и продуктивные, особенно между традиционными конфессиями. Правда, есть множество неопятидесятнических групп, которые выдают себя за протестантов, но таковыми не являются. Они пытаются встроиться в диалог с Русской Церковью и государством, бравируя мифическими сотнями тысяч последователей, вызывая напряжение.

Межнациональные же отношения омрачаются прежде всего неконтролируемой миграцией и этот вопрос нуждается в срочном решении. Получается, что жителю Европы гораздо сложнее попасть в нашу страну, чем жителям Средней Азии. Это, на мой взгляд, неправильно.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

29.06.2016 10:04

Мне кажется, результаты опроса соответствуют действительности, хотя если бы спросили меня, я бы самыми напряженными назвал отношения между совестливыми и бессовестными. Отсюда напряженность и между богатыми и бедными, руководителями и рядовыми сотрудниками (я не замечал, чтобы руководители были беднее своих подчиненных).

Какая-то межэтническая напряженность в обществе, наверное, тоже есть, но это не столь заметно. Вероятно, кому-то не нравится количество приезжих, их поведение, или просто беспокоит, что рядом «чужие». Но кого-то беспокоит, а кого-то и нет.

Межрелигиозного напряжения, на мой взгляд, нет как такового. По-настоящему религиозные люди испытывают друг к другу уважение. Ты встречаешь верующего человека, и видишь: он внимателен к своей душе, прислушивается к своим духовным запросам.

Как улучшить напряженность в отношениях? Мне кажется, в первом случае только честностью, совестливостью. Нужно с любовью относиться к другим людям. Не следует забывать, что им тоже необходимо кормить семью, они тоже должны достойно жить. Если поступать так будет каждый, - мне кажется, напряженность исчезнет. Конечно, наше телевидение активно проводит идеологическую работу. Но сколько бы нам ни рассказывали, что где-то хуже, чем у нас, кошелек свидетельствует: нам и самим несладко.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

29.06.2016 10:01

Сегодня в России много разных проблем: одни можно объяснить экономическим кризисом, другие низким уровнем жизни или 70-летним советским периодом. Но иногда создается впечатление, что некоторые из них существуют не сами по себе, что они управляемы и даже кому-то выгодны, - будто нас используют как каких-то подопытных кроликов. Народ начинает чувствовать, что власть манипулирует этими проблемами, и тогда становится особенно грустно. Одна из таких проблем как раз касается межнациональных отношений.

Россия - уникальная страна, где во время империи сохранили прекрасный многовековой навык: народы разных национальностей, культур, языков и религий всегда уживались вместе. Но советская власть этот вопрос пыталась решить очень примитивно и упрощенно, а современная власть многие моменты не чувствует и будто не хочет чувствовать.

Проблема межрелигиозная, когда мусульман становится все больше, уже накрыла всю Европу, накрывает и Россию. Слава Богу, что в нашей стране удается уживаться разным людям. Владимир Владимирович Путин об этом, помню, писал статью, но постулаты, которые он высказывал, так и остались на бумаге.

Имущественное расслоение в обществе - это вопрос экономики. Люди уже привыкли за первое десятилетие XXI века, что в России экономика успешная, мы живем с профицитным бюджетом. И когда начался кризис, который накрылся еще сверху санкциями, и нам объясняют, что денег не будет, то народ, привыкший к хорошему, начинает возмущаться. Самый простой способ вызвать народное недовольство – ударить по благосостоянию. Понятно, что если эта проблема еще подогревается искусственно извне, то становится не просто грустно, но и боязно за будущее.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

29.06.2016 09:57

Следует отметить, что сами вопросы задавались не об объективной реальности, а о субъективных ощущениях человека. Для сравнения: одно дело спросить о сумме моего заработка, а другое, когда спрашивают о моем отношении к такой сумме заработка.

Выплеснуть зависть к соседу, начальнику или сотруднику – дурное свойство человека. И одна из реальных проблем общества – это наличие постсоветского синдрома, то есть зависти к материальному благополучию окружающих. И это мешает людям жить. Могу сказать, что за рубежом это так не выражено. Там если сосед имеет достаток, у нормальных людей он не вызывает таких реакций. И печальное наследие советчины, что у нас это есть.

А что межнациональные и межрелигиозные отношения оказались ниже по приоритету, говорит о фактическом состоянии вещей, то есть эта тема, к счастью, на сегодня, благодаря усилиям властей, Церкви и общества, в спокойном состоянии. Стимулировать межнациональную и межрелигиозную вражду у нас не удалось, в отличие от зависти и недовольства богатыми людьми или начальством.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

29.06.2016 09:55

Сегодня проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений порой раздуваются искусственно. В СССР некоторые даже не знали своей национальности. Но радует, что это не стоит на первом месте среди проблем, и я согласен, что так и есть.

Только не надо забывать, что эта проблема в любой момент может вспыхнуть, если ее накалять. Поэтому руководство и мы – духовенство – должны относиться к этой теме очень серьезно. Внутренние распри могут оказаться страшнее внешней угрозы.

Конечно, уже нет социального равенства, которое было в СССР, и между богатыми и бедными есть разница, но здесь, мне кажется, должно вмешиваться государство. То есть нужно наладить работу профсоюзов, общественных организаций, которые должны гасить недовольства.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

29.06.2016 09:40

Серьезных межнациональных и межрелигиозных проблем в России сегодня нет, на мой взгляд. Мы находим общий язык в важных моментах.

Есть кое-где локальные проблемы: вот мы в Тульской области много лет просим выделить землю под строительство мечети для мусульман. Как имам я могу проблему раздуть широко, вынести за пределы области, говорить о дискриминации мусульман, но я этого не делаю, потому что понимаю: так вопрос не решится. Он решится, когда придет адекватный руководитель региона.

А еще нынешние псевдореформаторы пытаются использовать межрелигиозные и межнациональные отношения в своих целях, зная, что это болевая точка. Поэтому надо быть бдительными и не допускать спекуляций на этот счет.

Самое главное в проблемах общества - находить общий язык с властями, силовыми структурами, представителями религиозных организаций, чтобы была ясность и стабильность. А если будем оскорблять друг друга и ругаться, это ни к чему хорошему не приведет.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

29.06.2016 09:29

Межрелигиозной напряженности у нас, по сути, нет. Возьмем Тульскую область - здесь все в порядке. Не было никаких распрей и на почве межнациональных отношений. У нас хорошо работают между собой общины и землячества, есть взаимопонимание с властью много проводится всяческих совещаний, конференций, концертов – это как-то людей сближает. У нас в ноябре проводится «Страна в миниатюре», где участвуют почти все диаспоры, а их у нас очень много. Там показывают свою кухню, культуру, выступает художественная самодеятельность. Концерты проводятся в концертном зале или филармонии и собирают полные залы. До трех и более часов. И люди с удовольствием слушают. На 9 мая - «Бессмертный полк»: мы также все участвовали – это людей сближает.

А напряженность между бедными и богатыми всегда была и будет. Если средняя зарплата небольшая и некоторые едва сводят с концы концами, а по телевизору показывают миллионные свадьбы - это людей раздражает.

В любое время отношения «начальник – подчиненный» были и будут напряженными. Не зря же в Японии есть комнаты для снятия стресса, где бьют резиновых начальников. Сейчас молодежь приходит в бизнес и немного неправильно ведет себя, самонадеянно, - конечно, это раздражает. Это все зависит от руководства - если оно умное, все в порядке. Вот когда кумовство и каждый из руководителей тащит своих знакомых, чтобы ему легче работалось, это всегда раздражает. А если человек на законном основании занимает свое место, понимает суть работы - все нормально. В любом деле раздражает некомпетентность.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

29.06.2016 09:28

Думаю, итоги опроса вполне объективны – во всяком случае, верно отмечены и главные проблемы, и их последовательность.

Обострение межрелигиозных отношений произошло в последние годы, и тому есть ряд объективных и субъективных причин. Главная объективная причина - в росте интереса к религиям, в идентификации каждым гражданином себя с той или иной религией, а также в степени принятия или непринятия других религий. Если в СССР большинство не задумывалось о религиях, то когда интерес к ним серьезно возрос, все стали искать, что нас объединяет или разъединяет.

У нас официально зарегистрировано 70 религий. Кстати, некоторые люди, в том числе депутаты, путаются в цифрах между религиями и религиозными организациями. Здесь надо быть внимательными. И у нас есть противоречия между религиями, потому что так или иначе они затрагивают интересы друг друга.

К субъективным факторам я бы отнес развившийся во всем мире экстремизм и терроризм на религиозной почве, прежде всего исламистский и основанный на сектантстве. Из-за этих факторов, к сожалению, в опрос попали межрелигиозные отношения в нашей стране. При этом отмечу, что именно в России эти отношения могут послужить примером толерантности. У нас есть города, где мусульманские общины помогают строить церковь христианам и наоборот - христиане помогают строить мечеть. Это несвойственно сейчас современному миру. Наша российская государственная наследственность, совместное проживание на протяжении тысячи лет в рамках единого государства дают свои результаты в межкультурной и межрелигиозной интеграции.

Улучшить отношения можно прежде всего через образование. Я остаюсь последовательным критиком преподавания ОРКСЭ в 4 классе школы. Надо этот предмет развивать шире и не в миссионерском плане, а именно в религиоведческом, чтобы дети со школьной скамьи знали религию друг друга, уважали ее, знали, что может оскорбить невзначай соседа, и старались этого не делать. А сейчас получается миссионерство, потому что дети выбирают для изучения религию, которую исповедуют.

А в целом не удивило, что на первом месте в результатах опроса имущественная дифференциация общества. Сегодня очень актуальна проблема «хозяев жизни» и их детей, которые других за людей не считают. Это западная система воспитания, когда американцы считают скрупулезно погибших в Орландо, а о погибших от терактов в Дамаске даже не думают. Молодежь получает образование западного образца, в итоге на улицах мы видим «мажоров» и всех остальных.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".