Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Этнолингвистический конфликт: Парламентарии об изучении национальных языков в школах регионов

06.07.2016 17:11


Представители нескольких организаций, занятых защитой русского языка в национальных регионах России, обратились к политическим партиям и движениям. В их обращении, которое публикует портал EurAsia Daily, в частности, говорится:

"Накануне очередных выборов в Государственную Думу РФ хотим обратить Ваше внимание на вопиющую ситуацию с изучением русского языка, которая наблюдается в ряде национальных республик России уже с первой половины 2000-х. Тяжелее всего она в Татарстане, где для ее определения специалистами используется термин "этнолингвистический конфликт".

Проблема в том, что в Татарии и ряде других подобных регионов даже в отсутствие соответствующей языковой среды "национальные" языки обязательны для изучения в школах и детсадах, хотя многие родители этого не хотят. При этом на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем в "не национальных" регионах РФ, а в школах практически повсеместно используются учебные планы для национальных школ. При этом эта навязанная тенденция отнюдь не способствует сохранению "национальных" языков, вызывая у тех, кому эти языки неродные, их неприятие.

Причина проблемы – в федеральном языковом законодательстве. Об этом в депутатском корпусе ГД РФ вполне осведомлены, проблема неоднократно поднималась, однако конкретных действий по-прежнему нет, несмотря на многочисленные обращения родителей и целых сообществ. Более того, последние два обращения - из Башкирии и из Татарии - были из ГД РФ "спущены по инстанции" в эти же республики, где они сразу попали в министерства образования, которые сами же и занимаются языковой дискриминацией".

Составители обращения заявили, что "изо всех регионов России один Крым безоговорочно занял позицию добровольности - изучения крымско-татарского и украинского языков по желанию. В других национальных регионах местным администрациям удаётся проводить прежнюю политику в языковом вопросе, опираясь на пробелы в устаревшем языковом законодательстве страны…

Неудивительно, что в нацреспубликах так и не были выполнены поручения и рекомендации президента РФ Владимира Путина, принятые по итогам совещания по русскому языку и межнациональным отношениям в мае 2015 года. Поправки к ФЗ "О языках…" так и не были вынесены на обсуждение в ГД РФ, поскольку их рассмотрение уже второй год торпедируется депутатами-лоббистами из упомянутых национальных республик".

Авторы обращения призывают изменить законодательство так, чтобы исключить принуждение к изучению национальных языков и сокращение программ по русскому языку в школах национальных республик.

Документ подписан общественными деятелями из Башкирии, Татарстана, Бурятии и Республики Коми.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Считаете ли Вы описанный "этнолингвистический конфликт" серьезным? Допустимо ли принуждать к изучению национальных языков?


Читайте также:
Русский язык в национальных республиках: Мнения священнослужителей

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

06.07.2016 17:18

Поддерживаю эти общественные организации с точки зрения недопустимости урезания часов преподавания русского языка в национальных республиках. Русский язык там должен преподаваться в объемах, утвержденных для Российской Федерации в целом. Уменьшение часов непозволительно. То есть по всей территории страны, независимо национальный это регион или "не национальный", программы по русскому языку должны быть одинаковыми.

Что касается преподавания национальных языков в национальных республиках, то оно должно быть обязательным – ни о какой добровольности в вопросе изучения этих языков речи быть не может. В этой связи я не разделяю позицию официального Крыма, где украинский и крымско-татарский языки не входят в число обязательных для изучения предметов. В нашей республике три государственных языка – русский, крымско-татарский и украинский, потому и изучаться они должны в обязательном порядке. Другой вопрос, в каких объемах? Русский – в объемах федеральной программы, о чем я уже говорил.

Кстати, в вопросе добровольности изучения крымско-татарского и украинского языков у меня расхождения и с моими товарищами по Русской общине Крыма. Русская община Крыма считает здесь правильным свободу выбора. Хотя они являются такими же государственными для Крыма, как и русский. Почему тогда преподавание английского, немецкого, французского языков, которые вообще не имеют никакого отношения к республике, стоит в обязательной сетке? Давайте и их изучать по желанию.

Еще раз: язык, который является родным для республиканско-образующей нации той или иной национальной республики, должен изучаться в обязательном порядке. Русский язык там тоже естественно должен изучаться обязательно на уровне стандартов, утвержденных для России в целом. Сокращения часов по русскому языку непозволительно.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

06.07.2016 17:18

На мой взгляд, поскольку русский язык – это язык межнационального общения в многонациональной стране, он однозначно должен преподаваться во всех республиках по единой федеральной программе. Национальный язык в национальных республиках преподаваться может, в национальных школах – должен, но не в большем объеме, чем русский. Русский язык – государственный язык, потому между ними, как минимум, должен соблюдаться паритет.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

06.07.2016 17:18

Первое. Если к политическим партиям и движениям обращаются общественные деятели, причем в большом количестве, значит проблема серьезная.

Второе. Моя принципиальная позиция, как первого зампреда думского комитета по образованию, заключается в следующем. Мы должны стараться обеспечить возможность получения образования на том языке, на каком хотят обучаться сами люди. Что это означает? Например, у нас большое татарское население в Омской области. И если они хотят изучать свой национальный язык, мы должны стараться обеспечить им такое право. Если же русские в Татарстане не рвутся изучать татарский язык, мы должны им объяснять, что для установления добрых отношений между этносами в республике изучение татарского было бы полезно, но мы не должны их к этому принуждать.

И третий момент. Четыре депутата, каждый из которых является профессором – Алферов, Зюганов, Мельников и Смолин – внесли в Госдуму большой проект федерального закона «Об образовании для всех». По обсуждаемому здесь вопросу мы предлагаем там две позиции. Первая заключается в том, что изучение национальных языков в школах национальных республик должно регулироваться не законодательством этих республик, а федеральными государственными образовательными стандартами.

Другое важное положение предусматривает, что граждане, которые признают русский язык своим родным языком, имеют право изучать его в этих республиках не только как государственный, но и как родной. А это значит, что количество часов на русский язык там увеличится, а изучение языка национальной республики для людей, признающих русский язык родным, будет проводиться исключительно по их желанию.

Гаджимет Сафаралиев

Член комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «Единая Россия»

06.07.2016 17:18

В соответствии с Конституцией и законом о языках у нас изучается государственный язык Российской Федерации – русский язык. Есть еще государственные языки национальных республик в составе РФ, которые должны изучаться наряду с русским на одинаковом уровне. Но в ряде таких республик с изучением национальных языков действительно иногда перебарщивают. И во многом это связано с тем, что у русского языка там на сегодня не существует статуса родного языка.

С одной стороны, мы должны сохранять и развивать национальные языки. Но если мы придадим русскому языку статус родного, то я не думаю, что от этого будет хуже другим языкам. У нас многонациональная и многоязычная страна, где никто не занимается ассимиляцией населения, заменой того или иного родного языка русским языком. Они должны просто сосуществовать вместе. А если местные чиновники где-то перебарщивают с организацией преподавания того или иного национального языка – с этим надо разбираться. Нельзя такие вопросы давать на откуп местным чиновникам, среди которых могут быть люди не вполне грамотные, не имеющие достаточной культуры и знания своей страны.

Главное, чего нам не хватает – это как раз принятия законопроекта, разработанного нашим комитетом по делам национальностей. Он-то и предусматривает придание русскому языку статуса родного в образовательной сфере, что сразу поможет снять все спорные вопросы. Это позволит человеку, где бы он в России ни проживал, по его желанию делать выбор в пользу изучения русского языка как родного языка. В настоящий момент такой возможности нет, что и приводит иногда к перекосам, которые некоторые называют сегодня этнолингвистическими конфликтами.

Для страны в целом очень важно сохранение родных языков всех населяющих ее народов и в то же время – изучение и развитие русского языка как межгосударственного языка, как языка межнационального общения. Давайте не будем тех, кто предпочитает изучать русский язык противопоставлять тем, кто хочет сделать упор на изучении своего национального языка. Мы живем в одной многонациональной стране и должны стремиться в таких вопросах к разумному балансу.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

06.07.2016 17:18

Сразу скажу, что тема эта очень непростая. Во всех национальных республиках, в том числе и у нас в Удмуртии, представители коренной национальности периодически ставят вопрос о том, что все без исключения жители этих республик должны обязательно изучать язык коренной национальности. Такое требование звучит даже в тех республиках, где представители коренного этноса составляют меньше половины местного населения.

Это действительно приводит к конфликтам. Скажем, кто-то приехал в ту или иную национальную республику буквально недавно, рассчитывает прожить там несколько месяцев или несколько лет, чтобы потом переехать в Москву или какой-то другой регион. Безусловно, в данном случае он столкнется с определенными проблемами, если его в обязательном порядке будут заставлять изучать национальный язык. И тем более я понимаю родителей, которые планируют отправить своих детей для получения дальнейшего образования в ту же Москву или другой город. По большому счету, приоритетным для этих детей должно быть изучение русского языка и одного из иностранных языков.

В принципе, дискриминации русского языка в ряде национальных регионов можно было бы противопоставить принятие специального федерального закона, который позволил бы сделать изучение тех или иных языков добровольным. Во всяком случае, к этому надо стремиться. Но, к сожалению, национальные элиты во многих национальных республиках уже довольно давно продавили через свои законодательные органы положения о приоритете национальных языков. И теперь поменять ситуацию будет достаточно сложно.

Тем не менее, вопрос, несмотря на всю его сложность, необходимо всесторонне обсуждать с привлечением разного рода экспертов, чтобы все-таки выйти на какой-то компромиссный вариант, наиболее приемлемый для нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."