Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Священнослужители и эксперты о русском языке

15.07.2016 08:58


"Провести экспертизу состояния нормативно-правового обеспечения языковой политики и начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации, провести широкое научное и общественное обсуждение перечня произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе", - говорится в резолюции Общества русской словесности, принятой на заседании его президиума, которое прошло в Москве под председательством патриарха Кирилла.

Как сказано в документе, упомянутые предложения приняты, учитывая «озабоченность снижением уровня филологической грамотности, читательской и речевой культуры населения, падением престижа филологического образования, несовершенством учебных программ и образовательных стандартов в области филологии, снижением мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы, отставанием существующей методики преподавания русского языка и литературы от образовательных запросов обучающихся и родителей, снижением речевой и читательской культуры населения страны, уровнем подготовки педагогов».

«Какую бы концепцию языковой политики предложили вы – учитывая, что многие граждане России растут в иноязычной среде, а среди «номинальных» носителей языка его культура падает? Что бы вы включили в список произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе, а что бы исключили из него?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

15.07.2016 09:49

Я согласен со всеми этими предложениями, но хочу сказать еще вот о чем: у нас очень много прекрасных памятников речевой культуры и советского, и дореволюционного времени, так почему бы не возродить их, вернув все лучшее, что было?

Но этого, конечно, мало. Я бы исключил из нашего обихода все лишние слова на иностранном языке, - такие как «менеджмент», «менеджер». Есть прекрасные русские слова, которыми можно не менее точно выразить суть предмета, и так мы действительно вернемся к нашей речевой культуре. Эти заимствования заполонили всю окружающую среду. Мы обращаемся к ним, и постоянно натыкаемся на чуждую нам культуру и навязанные образцы. Поэтому, если мы хотим возродить и сохранить нашу культуру, мы должны освободиться от всего этого.

Есть и еще одна проблема: названия наших улиц, городов у нас нередко дублируются на английском языке, тогда как ни в одном государстве мира их названия не дублируются на русском. Мы перенимаем иностранные слова безответственно. Да, иногда без этого не обойтись – названия на английском языке нужно писать в аэропортах, повторять на английском названия рейсов. Однако часто мы в погоне за всем иностранным забываем самих себя.

В нашем быту, на производстве нужно стараться выражать все понятия на родном языке. Мы покажем прекрасный пример возврата к нашему языку, культуре, и возможно, не нужно будет дополнительных усилий, чтобы их возродить – не исключено, что это произойдет само собой.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

15.07.2016 09:47

Русский язык - это инструмент формирования этнолингвистического сознания, когда народ одним и тем же способом в едином духе описывает происходящие события, оценивает факты, формирует нормы своей жизни. В этом смысле значимость языка такая же, как и знания истории или веры своих отцов. Эти три компонента обязательно должны присутствовать в системе образования, - чего, к сожалению, у нас нет.

Только начинает восстанавливаться историческое образование, но оно не может быть эффективным, если пользоваться сленгом, на котором сейчас говорит молодежь, и на него подчас, к сожалению, переходят молодые учителя, которые не получили должного воспитания и образования, поскольку разрушен комплекс педагогического образования. Присутствует стремление приспосабливаться к сленгу молодежи, а ведь он разрабатывается не в молодежной среде, а в зарубежных институтах, и только потом предлагается нашей молодежи через сайты, субкультуру и прочее. На днях только говорили, как на журфаке МГУ абитуриенты с отличными баллами по ЕГЭ делают ошибки в каждом слове. Надо возвращаться к старым методикам образования.

Что касается списка литературы, у нас большое количество произведений в советский период просто игнорировалось. В их числе наши летописи и святоотеческая литература. Нужно в соответствии с возрастом разрабатывать программы, и еще побольше Пушкина изучать, особенно позднего. А вот, например, Достоевского, по своему опыту помню, в школе изучать тяжеловато. Без должного комментария и духовной основы его читать практически невозможно, а в советское время духовной основы не было, и оставался описываемый им какой-то мрак, погружение в психологию, на которое дети еще не способны. Поэтому с Достоевским надо знакомить попозже, и делать это должны учителя, которые сами прониклись его духом. Еще мне тяжело было читать «Войну и мир». И, кстати, как правило, мальчики читают про войну, а девочки про балы и наряды, в итоге глубина произведения проскальзывает мимо. Уж лучше тогда проникаться духом нашей святоотеческой литературы, - а это Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Филарет Московский. Тут и литература, и история емко описывается.

И еще важно, чтобы составители списков были сами православными, любили нашу традицию, культуру, искусство. Когда подбор произведений будет сделан с любовью, эта любовь перейдет и к детям, которые тогда научатся патриотизму, любви к своей истории, литературе, то есть получат импульс, чтобы развиваться дальше, читать интересные, важные, полезные, произведения, насыщенные духом истины.

И на последнем месте должны быть в изучаемой программе зарубежные писатели, а то и вообще их можно не рассматривать в школе, потому что редкий мальчишка моего времени не читал Жюля Верна, Джека Лондона, Фенимора Купера. Эти произведения дети читают самостоятельно, без понуждения. Надо четко различать литературу, которая призвана научить, и которая призвана быть занятной, тогда понятнее будет построение программы и ориентация на духовное направление.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

15.07.2016 09:41

Думаю, чтобы справится с этой проблемой, у нас должна быть целевая программа.

Я просто поражаюсь, когда читаю сообщения в Ватсапе или каких-то других месенджерах - видимо, с грамотностью у людей не очень, а они еще и отключают функцию проверки правописания. Я добавился в одну из групп информационного агентства нашей области, где пользователи делятся информацией, и там повальная неграмотность - люди пишут с ужасающими ошибками. Так что проблема действительно есть, и если ничего не предпринимать, большинство россиян уже лет через 10-15 перейдут к словарному запасу Эллочки-людоедки.

Кроме того, из языка начнут исчезать гласные буквы. Сегодня вовсю используются такие аббревиатуры, как ППКС (подпишусь под каждым словом). Раньше мы смеялись над появлением таких «языков», как «падонский» и «олбанский». А если приглядеться, можно увидеть, что они остались - просто немного окультурились. Я уж не говорю про пунктуацию – запятые люди попросту не ставят.

Что делать в такой ситуации? В различных регионах уже проходят различные «фестивали чтения», когда участники зачитывают отрывки из известных произведений отечественных и зарубежных авторов. У нас в Благовещенске тоже недавно проходил библиоринг «Открой рот», и я удивился, как много людей, в том числе молодежи, пожелали в нем участвовать.

Еще одно очень интересное мероприятие - «Тотальный диктант». Думаю, подобных мероприятий должно быть как можно больше. Я видел, как в одной из частных школ администрация стимулирует учеников к чтению: там запустили буккросинг, и повсюду в коридорах стоят полки с книгами, кроме того, по всей школе развешаны плакаты с изображениями наших классиков – Толстого, Пушкина, Достоевского, необычно одетых (например, в спортивную форму). Думаю, в борьбе за грамотность нашего поколения хороши любые средства.

Ну и конечно необходимо экранизировать известные произведения. Я с удовольствием посмотрел современную экранизацию «Преступления и наказания», «Идиота», и мне захотелось перечитать эти произведения. Думаю, молодежи это тоже будет интересно.

А еще я бы вернулся к опыту советских лет – наше образование было систематизированным и едва ли не лучшим в мире. Проблема была лишь в идеологии.

Что бы я обязательно включил в сегодняшнюю программу по литературе? Обязательно своего любимого Достоевского - хотя он и так там уже есть. Достоевский - патологоанатом русской души. Думаю, в программе хватает и произведений Чехова, Гоголя и Толстого. А вот по поводу современных авторов я не уверен – может, их произведения и станут классикой лет через сто, да и сейчас кое-что интересно почитать, но все – таки произведения авторов XIX века, «Серебряного века» – основа нашей литературы.

А в целом я приветствую инициативу Общества русской словесности. Мы движемся в правильном направлении.

Священник Сергий Круглов

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

15.07.2016 09:38

Если пытаться изменить язык, ничего не получится. Уже было много таких экспериментов – от создания знаменитого эсперанто до языковых реформ в разных странах. Язык – это внешнее выражение, средство общения и средство выражения того, что у человека внутри. Как живет человек, таким и будет язык. Так что надо обращать внимание не на изменение языка, а на изменение менталитета, жизни, системы ценностей человека. Кто этим будет управлять и руководить? Очень сложный вопрос, поскольку мы знаем, что попытки массового управления из разряда поворота северных рек, выработки генерации советского человека, уже были, и ничего из этого не получилось.

Сегодня народ стремится к каким-то благам, не понимая, что главное его богатство – язык, но это сокровище могут топтать ногами. А ведь язык – это великий дар Бога человеку, что отличает его не только от животных, но и от ангелов, это то, что соединяет человека с Богом. Недаром второе Лицо Троицы – Бог-Слово, Логос. Язык – это задание, в процессе исполнения которого человек может расти, приближаться к богу и царству божьему, исполнять свое человеческое предназначение на Земле. И очень жалко, когда человек перестает пользоваться словарем из тысячи слов и удовлетворяется словарем из сотни слов. Так что пусть каждый делает, что может, и радует, что вообще возникла озабоченность и осознание этого вопроса.

Что касается списка литературы, то из русской классики невозможно исключить никого. Вселенная русской литературы хранит в себе все – от альфы до омеги, впитала в себя лучшее и нужное из всей мировой культуры. Поэтому я бы расширил список литературы, но не сократил.

Другое дело, бывает, что ребенку насаждают то, что он не понимает. Я сам в школе не читал, когда заставляли. Достоевского, например, открыл для себя в 25 лет. И это правильно, потому что насилием и зубрежкой отбивать вкус к литературе преступно. Но все зависит от личности преподавателя, а вот чтобы вырастить эту личность нужна забота министерства образования, чтобы преподаватель не чувствовал себя голодным, униженным, бесправным. Чтобы не надо было думать о том, чем завтра накормить своих детей, а чтобы спокойно можно было преподавать детям замечательный русский язык и литературу. Дайте людям выдохнуть, и они все сделают сами, потому что наш народ очень талантлив.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

15.07.2016 09:36

Интерес к чтению падает, потому что этим вопросом никто специально не занимается. Как писал Пушкин, «И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит».

Нужно обучать детей и писать тоже, чтобы они описывали, как съездили куда-то на экскурсию, делились своими впечатлениями, пробовали писать стихи. Когда человек пробует что-то делать сам, потом совсем по-другому оценивает то, что встречает у мастеров. Очень хороши литературные клубы, гостиные, где школьников учат разбирать произведения, понимать, что именно автор хотел сказать, какими средствами он пользовался. У нас бытует мнение, что если человек знает буквы, он уже умеет читать - ничего подобного. Нужно учить детей читать, пользоваться языком.

Вообще нужно по-другому подходить к преподаванию словесности. До революции дети обязательно писали сами - к тому же не на одном языке. Мне кажется, нужно учить их пользоваться языком, тогда будет повышаться интерес к чтению. И этим нужно специально заниматься. Сегодня психологи замечают, что человек может прочитать текст, но ничего из него не извлечь или извлечь какую-то второстепенную информацию. Получается, что зная буквы, дети не умеют читать. За рубежом выяснили: ученики допускают одни и те же ошибки в сочинении. Оказалось, что они его не читали, - просто смотрели экранизацию.

Это общая беда – отсутствие культуры чтения. Отсюда отсутствие культуры пользования речью. Постепенно все переходят на просмотр фильмов. Дети проходят в школе «Войну и мир», ни разу не открыв книгу! А если научить человека извлекать информацию из текста, читать будет интересно.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

15.07.2016 09:33

Сегодня из-за глобализации, активного использования интернета любой язык претерпевает трансформации, появляются иностранные слова, современный лексикон. И если сегодня научно не регулировать этот вопрос, не совершенствовать методику преподавания, не проводить популяризацию именно правильной литературы, то изменение языка не в лучшую сторону будет усугубляться.

Самое главное сегодня – это хорошая программа от школы до университета, нынешняя явно не эффективна. И эту программу должны разработать лучшие профессионалы.

У нас предостаточно сегодня достойной литературы, наши классики оставили огромное наследие. И я бы посоветовал добавить в список классики богословскую литературу, но не для ознакомления с религией, а для обогащения собственных знаний и культуры. Эти книги помогли бы обогатить речь молодого поколения, чего сегодня как раз не хватает.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

15.07.2016 09:32

Проблема, естественно, в обучении. Все закладывается в семье. Если семья читающая, то и ребенок будет читать – просто его нужно заинтересовать.

Да, дети сейчас как-то по-другому получают информацию, не из книг. И библиотеки пустеют не потому, что люди перестали читать - просто появились другие источники информации, различные новинки вроде электронных книг. Писать грамотно сейчас даже легче, чем раньше - сразу можно узнать значение непонятных слов. Раньше, например, я их выписывал, а затем спрашивал значение этих слов у папы – он был очень начитанным человеком, а также у педагогов.

Нужно просто научить пользоваться интернетом для нахождения литературных источников, колоссального справочного материала, и начинать нужно не с учеников, а с учителей. А у нас учителя - это «самое слабое звено». Это несчастные люди, забитые отчетами. Создайте им нормальные человеческие условия, чтобы они хотели и имели возможность передать ученикам все, что знают – именно с этого нужно начинать, а не с составления списков.

Вообще, на мой взгляд, необходимо кардинально изменить подход к изучению литературы, убрав оттуда всю идеологическую составляющую. Любая идеология – это некие рамки, предвзятость, что не на пользу никакому обществу. Все эти «Как закалялась сталь» и «лишние люди» никакого отношения к литературе не имеют, и убивает желание ею заниматься.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

15.07.2016 09:31

Уже много лет обсуждается, что нужно менять в школе преподавание литературы, выстраивать по хронологическому принципу – от древне-русской до современной. Понято, что это очень сложно, но тогда «Слово о полку Игореве» будет понятнее, чем когда его изучают между «Василием Теркиным» и «Мертвыми душами». Поэтому тут разговор даже не о списке, а о литературных направлениях, но для этого нужен особый учебник.

Язык без знания культуры языка выучить невозможно. И лингвисты изучают именно особенности языка. А если говорить о народной массе, то, например, «Тотальный диктант» показывает очевидную неграмотность, но это уже следствие, а как решать самоё проблему? Лексика сегодня обеднела, люди разговаривают на эдаком «птичьем» языке с обилием иностранных слов. У нас уборщик теперь «менеджер по клинингу»! Я знаю, что в некоторых вузах факультеты по западному образцу уже называют департаментами. И эти западные кальки сжимают русский язык, превращая его в шагреневую кожу. Но мы же не можем всех заставить пойти на курсы повышения квалификации!

Зато можно создавать больше фильмов по русской классике вместо сериалов «про ментов». Например, была великолепная экранизация «Бесов» Достоевского, аутентичная постановка классики. И я даже нашим иностранным учащимся рекомендовала этот фильм к просмотру. Такую классику ставить бы для фонового знания культуры. Потому что многие воспринимают культуру только через масс-медиа. И, конечно, надо находить талантливых авторов, публиковать их большими тиражами, чтобы люди их читали, а не Бог знает что. Ведь если сейчас зайти в книжный магазин, там много переизданной классики, но книги современных и далеко не самых достойных авторов будут стоять на витрине.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

15.07.2016 09:03

Несомненно, любое государство должно заботиться о чистоте государственного языка - одного из важнейших факторов национальной самоидентификации народа. В нашей стране это русский язык и, естественно, русская литература, так как они тесно связаны между собой. Недаром в Российской империи этот предмет фактически не разделялся и назывался «Русской словесностью».

Действительно, проблема засорения языка есть, связана она как с многочисленными влияниями из-за рубежа, так и с различными изменениями внутри нашей страны, потому что засорение языка – это прежде всего засорение сознания людей, которые вносят странные языковые обороты в разговорную и письменную речь.

Мне кажется, главное, что сегодня нужно сделать - поставить заслон внедрению в разговорный и письменный язык нецензурных выражений. К сожалению, сейчас стало нормой употреблять нецензурные слова и в разговорной речи, и в литературных произведениях, и в кинофильмах. Именно отсюда, как мне кажется, исходит одна из главных опасностей. Возможно, меньшую опасность несет внедрение в русский язык иностранных слов – так было всегда во все времена, и если народ продолжал сохранять свои исторические традиции, любые иностранные слова быстро становились русскими (тому есть множество примеров). Сейчас многие иностранные слова мы уже считаем русскими.

Что касается литературы, то, несомненно, это не только один из важнейших предметов образования, но и одна из важнейших областей национального самосознания и самоидентификации, так как именно через язык и литературу молодому поколению передается социальный, нравственный, религиозный опыт предшествующих поколений, и через литературные образы, традиционные языковые обороты, передается знание, которое обрели их предки в процессе освоения (во всех смыслах) родной земли. Поэтому, думаю, нужно постоянно привлекать внимание общественности к проблеме сохранения чистоты литературы и русского языка.

К сожалению, инициатива по уничтожению и высшего педагогического образования, и педагогического образования филологического направления, и среднего образования в школах исходит из Минобрнауки, деятели которого считают: современным людям не нужно глубокое знание филологии, лингвистики и литературы. Эти деятели видят нас всего лишь простыми работниками, бездумно исполняющими некие задания, спускающиеся «сверху».

Поэтому когда мы говорим о необходимости борьбы за сохранение языка и литературы, к сожалению, это означает в первую очередь борьбу с Министерством образования, ибо именно оттуда исходят главные угрозы – и языку, и литературе.

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

15.07.2016 09:02

Списки классической литературы для школьников были всегда, периодически менялись, но костяк произведений оставался. Думаю, можно сформировать из этих списков лучший, но тут надо дать слово специалистам по литературе.

Что касается концепции языковой политики, то она обязательно должна быть, русский язык надо защищать от пагубных слов, иноязычных.

Мне кажется, благодаря развитию информационных технологий сегодня читать стали больше, но проблема в том, что читают не ту литературу, которую надо. Поэтому на государственном уровне надо пропагандировать именно лучшие произведения, чтобы у населения возник интерес к их прочтению. Вот по какому-нибудь центральному телеканалу посоветовали бы прочитать конкретное произведение, и это повлияло бы на многих.

А культура падает, потому что читают произведения, абсолютно не соотносящиеся с нормой русского языка. У нас, слава Богу, самая лучшая литература в мире. Но, к сожалению, многие даже не знают, какие произведения у нас есть, а для молодежи они и вовсе не модные. Значит, надо сделать их модными, а это возможно только с помощью пропаганды. Быть начитанным должно быть модно, только не надо бездумно читать все подряд.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".