Священник Андрей Постернак: Проблемы, не решенные в средней школе, "переползают" в высшую

18.07.2016 09:24

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

Комментарий к статье Священнослужители о высшем образовании

Даже мнения экспертов по поводу процента людей с высшим образованием кардинально расходятся. Это говорит о том, что попытка нормировать - изначально неправильная постановка проблемы. Надо исходить не из того, сколько людей должно быть с высшим образованием, а формулировать определенные цели и задачи, которые должны стоять перед молодыми людьми, перед потребностями государства в соответствующих специалистах и, в конце концов, перед потребностями общества, которое не может существовать без интеллектуальной элиты.

Систему приоритетов надо установить другим образом. Система высшего образования у нас многоступенчатая, на сегодня это три ступени: бакалавр, магистратура и аспирантура. Человек с высшим образованием может иметь три диплома, но людей, испытывающих такую потребность, всегда будет не так много. Кому-то нужен диплом только бакалавра, - этого достаточно, чтобы работать по специальности. Кому-то нужен диплом магистра, чтобы заниматься исследовательскими работами, писать диссертацию. Так что наши ступени высшего образования могут удовлетворить разные потребности. А вот как должны вести себя эти люди, получив диплом, это другой вопрос.

У нас многое зависит от выбранного вуза, специальности. Молодые люди часто выбирают направления, которые переполнены специалистами соответствующего профиля, у нас перепроизводство юристов, менеджеров, экономистов, они не могут устроиться работать, потому что у государства и общества нет потребности в таком количестве специалистов. Естественный отбор сам расставляет все на свои места, оказываются востребованными только те, кто предприимчив, инициативен. А какое-то количество останется недовольно системой, они оказываются невостребованными, не могут встроиться в современную жизнь, но это не вопрос подготовки специалистов, а вопрос постановки целей и задач каждого человека. И этот вопрос надо ставить перед средней школой, которая должна ориентировать своих выпускников, объясняя, чего они должны добиться. Но так как этого не происходит в школе, получается растянутая проблема, связанная с высшим образованием. То есть вузы получают молодых людей, которые не сформулировали перед собой соответствующие цели. Так что нерешенные школьные проблемы постепенно переползают в бакалавр и в магистратуру.

Мне кажется, этот вопрос надо решать за счет формирования правильной системы приоритетов у выпускников школ, которые должны понимать, для чего они учатся, зачем им высшее образование. Чтобы их знания носили не абстрактный характер, а были востребованы в обществе, чтобы они могли в дальнейшем получить работу, которая соответствовала бы их интересам. И тогда в обществе выстроится баланс, потому что каждый человек будет выбирать себе специальность в соответствии со своими задачами, целями, возможностями и потребностями.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Общественного согласия вокруг темы репрессий как не было, так и нет. В частности, орловский обком КПРФ в очередной раз требуют установить в Орле памятник Сталину и «восстановить справедливость в оценке исторической роли Верховного главнокомандующего», которую искажают «исторические спекулянты».

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)