Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Школа должна оставаться светской: парламентарии о введении курса «Православная культура» в 1-11 классах

29.07.2016 11:57


Проект курса «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс направлен Российской академией образования на экспертизу в ряд организаций.

В содержание учебного курса включены темы «Нравственные принципы и нормы в православной культуре», «Христианская семья», «Грех и его последствия в жизни человека, семьи, народа, общества», «Искупление». Предполагается, что курс сформирует у учеников основы «российской гражданской идентичности и ценности многонационального российского общества».

В феврале на архиерейском совещании патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявлял, что Русская православная церковь (РПЦ) направила в Минобрнауки предложение по расширению школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) с 2017/18 года. РПЦ предложила преподавать ОРКСЭ не только в четвертых классах, как это происходит сейчас, но и во втором, третьем, а также в пятом—девятом классах.

Газета «Коммерсант» приводит мнения представителей трех других традиционных религий России, которые опасаются расширения школьного курса ОРКСЭ. Так, в Буддийской традиционной сангхи считают, что в случае одобрения курс может спровоцировать раскол общества. Сейчас большинство школьников изучают светскую этику или мировые религиозные культуры, и буддизму уделяется недостаточно внимания. Предложенная новая программа может усугубить ситуацию.

В Духовном управлении мусульман РФ напомнили, что во второй половине 2000-х годов дискуссия о преподавании религии в школах «шла очень тяжело и болезненно для всего общества и государства», но «в итоге благодаря духовным лидерам традиционных религий и властям было найдено определенное решение, которое острую ситуацию успокоило». Представленный же новый проект программы «провоцирует новый виток острой полемики с межконфессиональным оттенком».

В Российском еврейском конгрессе заявляют, что «само по себе это предложение — троянский конь»: «Из проекта следует, что будут учить православию, а не православной культуре. Мы должны учить детей видеть полную картину мира, чтобы они могли конкурировать в глобальных рынках, а не делать так, чтобы они залезли под одеяло и ничего не хотели знать!»

С другой стороны, следует напомнить, что все эти доводы – и про опасность конфессионального «размежевания» среди школьников, и про то, что изучение собственной религиозной культуры сужает умственный горизонт ребенка, и т.п. – приводились и в самом начале процесса, когда курс ОРКСЭ только вводился в школьные программы. Практика, однако, показала, что реальные проблемы лежат вообще в другой плоскости: во-первых, почти нет подготовленных преподавателей нового предмета, а во-вторых, у школ нет возможности (или, во всяком случае, навыка) обеспечивать изучение модуля по выбору, - а значит, неизбежно возникают попытки навязать родителям тот или иной единообразный выбор.

Что Вы думаете о предложении Российской академии образования? Насколько это возможно и насколько это желательно? Разделяете ли Вы опасения представителей других конфессий? - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Член Совета Федерации от исполнительной власти Брянской обл.(2015-2020) Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000).

29.07.2016 11:59

Начну с того, что Российская академия образования, подготовив такой курс, вступила в противоречие со своей сутью. Вместо того чтобы быть главным органом знаний, академия множит мракобесие и содействует клерикализации общества, что абсолютно недопустимо.

Вместе с тем я не разделяю критику, идущую со стороны представителей иных традиционных конфессий. Все-таки православие в России – ведущая религия, и забывать об этом не стоит.

Геннадий Савинов

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике (Ульяновская обл). Член ЕР

29.07.2016 11:59

Вопрос архисложный. Россия позиционирует себя как государство православное, так что в принципе ничего плохого не вижу в этой инициативе. Нет ничего зазорного в том, что в стране, где 80% населения исповедуют православие, в течение одиннадцатилетнего школьного курса дети будут изучать православную культуру. Тем более, сейчас мы пытаемся возрождать деревню, где вера, духовность всегда были сильнее, чем в городе. Очень важна и семейная культура, семейные ценности, на что всегда делало упор православие.

Единственное, что надо иметь в виду, этот предмет не должен навязывать ученикам православную веру, «втягивать» их в православную религию. Предмет должен преподаваться как общеобразовательный, расширяющий кругозор, а не как катехический.

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

29.07.2016 11:59

Хватить жить без царя в голове – вот главная мысль предложения Кирилла. Те же материализованные предметы, что изучаются сейчас в школе, не связаны с духовностью. Да, человек получает набор знаний, но не имеет морально-нравственного стержня. И не надо бояться, что разработанный Российской академией образования курс «затолкает» ребенка в религию – даже из одного его названия - «Православная культура» - можно понять, что это не так.

Со своей стороны могу предложить трем другим традиционным конфессиям подготовить свои курсы. Пусть ребенок с родителями выбирает, на какой из них идти – сейчас же четвероклассникам дается выбор. Ведь никто же не будет детей из мусульманских, иудейских, буддистских семей насильно направлять изучать православие. Понятно, что они захотят пойти на традиционные для них направления.

И очень, кстати, правильно, что намечаемый курс будет обязательным – во всяком случае, я так понял и на это надеюсь. Все необязательные факультативы – трата времени. Заявляю это со всей ответственность, ссылаясь на личный опыт. В свое время я преподавал в школе ОБЖ, часть которого была факультативной. Называлась она «Основы военной службы», и поначалу ходило на нее очень мало народу. Было это в 90-е годы, когда всячески пытались избежать армии. Так я ребят и их родителей водил на наше городское кладбище, где лежали десятки молодых людей 18 – 20 лет, погибшие, кто от наркотиков, кто от занятий бандитизмом и т.д. В то время как в армии в год погибало не больше одного военнослужащего из нашего города. То есть нужно применять метод кнута и пряника, а не только одним пряником заманивать. Кнут и пряник спасает жизни.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

29.07.2016 11:59

Я пока не читал проект курса, подготовленного Российской академией образования, но я не сомневаюсь, что он будет достаточно качественным. Все-таки над ним работали мои коллеги-ученые, с серьезными именами и серьезными заслугами.

Второе. Я не думаю, что нам нужно было превращать курсы изучения религиозной культуры из факультативных в элективные, то есть в те, которые можно изучать по выбору, но в обязательном порядке. На мой взгляд, необходимо сохранять светский характер российской школы. А все замечательные курсы - православной культуры, мусульманской культуры, иудейской и буддистской - нужно изучать на факультативной основе.

Если же в школе у нас одни дети будут изучать на обязательной основе православную культуру, другие - мусульманскую и т.д., мы теоретически закладываем уже внутри школы возможность конфликта на религиозной почве. Этого нужно всячески избегать.

Поэтому, с моей точки зрения, во имя сохранения и укрепления межконфессионального мира и согласия, школа должна оставаться светской. Соответственно, и предлагаемый Российской академией образования курс должен вводиться исключительно на факультативной основе. Если семья хочет, чтобы ребенок изучал курс православной культуры – нет проблем. Если хочет, чтобы он изучал курс исламской культуры, – нет проблем. Но все это должно обеспечиваться на факультативной основе.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

29.07.2016 11:59

Мне совершенно непонятно, почему идея такого учебного курса исходит от Российской академии образования. Мы ведь знаем, что научное и религиозное мировоззрение – это два альтернативных мировоззрения. Другое дело, когда такие идеи высказываются в самой православной среде, в том числе патриархом Кириллом, благодаря чему они, конечно же, положительно воспринимаются православными верующими.

Когда у нас появился такой предмет как «Основы православия», одновременно была предусмотрена и возможность изучения школьниками других основных религий. Ведь в России проживает порядка 20% мусульман, есть и буддисты, католики, представители других традиционных религий. Пусть даже они составляют меньшинство, но тем не менее мы живем в многоконфессиональном государстве. И нам до сих пор удавалось не переходить черту, за которой происходит подчеркивание особой значимости какой-то одной религии.

Поэтому, если возникла идея такого учебного курса, необходимо учитывать интересы других конфессий. Иначе ее реализация действительно может привести к напряженности в отношениях между разными конфессиями. Хотя я в принципе считал бы этот курс ненужным элементом в системе школьного образования.

В любом случае, этот вопрос нужно широко обсуждать: с обществом, с верующими всех конфессий, а также с теми, кто с уважением относится к религии, но при этом верующим не является. Нужно учитывать, что государство у нас светское, Церковь отделена от системы общего образования. И лично мое мнение заключается в том, что нам нужно стараться во всем, и уж тем более в области образования, придерживаться принципов светского государства и делать все для того, чтобы объединять народ, а не разъединять.

Александр Сидякин

руководитель администрации главы Башкирии, депутат Госдумы 2011-2018, член «ЕР»

29.07.2016 11:59

Инициатива хорошая, правильная. И я убежден, что просто ее критики до конца не понимают, что это будет факультативный курс, а ни в коем случае не обязательный предмет. Образование в нашей стране светское, государство отделено от Церкви, поэтому иное просто не предполагается Конституцией.

Кстати, подобные уроки у нас уже существуют в различных регионах – в зависимости от религиозной принадлежности основного состава населения. Но подчеркну, везде они носят именно факультативный характер. Все основывается на доброй воле ученика и его родителей. Уверен, что точно так же будет и с проектом Российской академии образования.

А в том, что такие курсы действительно нужны, нет никаких сомнений. Мы ведь довольно часто говорим, что где-то у нас плохо с моралью, что обществу не хватает духовности. Вот и давайте на конкретных примерах покажем, что можно прививать основы наших традиционных ценностей со школьной скамьи. Чем раньше мы будем рассказывать подрастающему поколению о традиционных ценностях православия, ислама, буддизма и других основных религий, тем меньше всякого рода отребья и шарлатанов будет шататься вокруг людей, которые до конца не определились со своей верой.

И не стоит здесь опасаться каких-либо перекосов в сторону той или иной религии. Я сам представляю Республику Татарстан, где испокон веков мирно сосуществуют разные религии и разные культурные и религиозные традиции. У нас митрополит Феофан и муфтий Камиль-хазрат называют друг друга братьями. И я уверен, что ни в нашем регионе, ни в других субъектах РФ, не будет никакой обязательности в предметах по изучению религиозных культур.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Мы последовали сценарию ВОЗ, который требует действительно огромной, мощнейшей медицинской системы. А такая система есть в основном только у тех стран, которые изначально по-другому относились к медицине. В России такого отношения к медицине не было, и в результате мы попали в самую плохую нишу. То есть, у нас сейчас гигантская смертность по сравнению с теми же европейскими странами, и явно не наш стиль, выбранный в пандемию. Поэтому нам было бы лучше вернуться к советскому принципу карантина..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."