Я наблюдаю за событиями в Хакасии и отмечаю, что после избрания главой региона представителя КПРФ там стало возникать немало каких-то неприятных, скандальных ситуаций

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

"Православная культура" в школах: Мнения священнослужителей

01.08.2016 09:18


Проект курса «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс направлен Российской академией образования на экспертизу в ряд организаций.

В содержание учебного курса включены темы «Нравственные принципы и нормы в православной культуре», «Христианская семья», «Грех и его последствия в жизни человека, семьи, народа, общества», «Искупление». Предполагается, что курс сформирует у учеников основы «российской гражданской идентичности и ценности многонационального российского общества».

В феврале на архиерейском совещании патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявлял, что Русская православная церковь (РПЦ) направила в Минобрнауки предложение по расширению школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) с 2017/18 года. РПЦ предложила преподавать ОРКСЭ не только в четвертых классах, как это происходит сейчас, но и во втором, третьем, а также в пятом—девятом классах.

См. также:
Школа должна оставаться светской: парламентарии о введении курса «Православная культура» в 1-11 классах

Газета «Коммерсант» приводит мнения представителей трех других традиционных религий России, которые опасаются расширения школьного курса ОРКСЭ. Так, в Буддийской традиционной сангхи считают, что в случае одобрения курс может спровоцировать раскол общества. Сейчас большинство школьников изучают светскую этику или мировые религиозные культуры, и буддизму уделяется недостаточно внимания. Предложенная новая программа может усугубить ситуацию.

В Духовном управлении мусульман РФ напомнили, что во второй половине 2000-х годов дискуссия о преподавании религии в школах «шла очень тяжело и болезненно для всего общества и государства», но «в итоге благодаря духовным лидерам традиционных религий и властям было найдено определенное решение, которое острую ситуацию успокоило». Представленный же новый проект программы «провоцирует новый виток острой полемики с межконфессиональным оттенком».

В Российском еврейском конгрессе заявляют, что «само по себе это предложение — троянский конь»: «Из проекта следует, что будут учить православию, а не православной культуре. Мы должны учить детей видеть полную картину мира, чтобы они могли конкурировать в глобальных рынках, а не делать так, чтобы они залезли под одеяло и ничего не хотели знать!»

С другой стороны, следует напомнить, что все эти доводы – и про опасность конфессионального «размежевания» среди школьников, и про то, что изучение собственной религиозной культуры сужает умственный горизонт ребенка, и т.п. – приводились и в самом начале процесса, когда курс ОРКСЭ только вводился в школьные программы. Практика, однако, показала, что реальные проблемы лежат вообще в другой плоскости: во-первых, почти нет подготовленных преподавателей нового предмета, а во-вторых, у школ нет возможности (или, во всяком случае, навыка) обеспечивать изучение модуля по выбору, - а значит, неизбежно возникают попытки навязать родителям тот или иной единообразный выбор.

«Что вы думаете о предложении Российской академии образования? Насколько это возможно и насколько это желательно? Разделяете ли вы опасения представителей других конфессий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

01.08.2016 10:11

Вводить такой учебный курс необходимо. За эти годы преподавания ОРКСЭ уже стало понятно: опасения, что возникнут основания для межрелигиозного конфликта или противостояния, а кругозор учащихся сузится, беспочвенны.

Можно гадать о всевозможных опасностях, опасаться ксенофобии, того, что какая-то из религиозных культур будет представлена больше, чем другая, но на самом деле бояться нужно другого: религиозного терроризма, который сейчас шагает по планете широкой поступью. У нас также возникают новые угрозы в виде компьютерной зависимости, никуда не делись традиционные нарко- и алкогольные угрозы, и против этого сегодня не выработано эффективной защиты. А религиозное сознание - эффективная прививка против существующих реальных угроз. Придумывать какие-то мнимые - значит, следовать русской поговорке: «Волков бояться - в лес не ходить».

Так что изучать традиционную православную культуру необходимо. Более того, это единственный реальный способ удержать Российскую Федерацию от сепаратизма и внутреннего разрушения.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

01.08.2016 10:10

Я не вижу в этом никакой проблемы. Нужно называть вещи своими именами: государствообразующая религия в России именно православие (так сложилось исторически), и нет ничего страшного, что этот предмет будут изучать расширенно.

К тому же кто мешает обратиться в Российскую академию наук с такими предложениями буддистам, представителям ислама и иудаизма? Они такие же равнозначные члены общества. Я думаю, их поддержат. Видимо, православные христиане более активные, вот и все. Да и регионов, где подавляющее количество населения – православные христиане, больше, нежели тех, где традиционная религия – ислам или буддизм.

Когда в школах только водили ОРКСЭ, многие уже опасались недопонимания – хотя это все равно, что опасаться конфликтов между школьниками, изучающими английский, и теми, кто учит французский.

Мне кажется, эти проблемы надуманы. А такие инициативы нужно поддерживать.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

01.08.2016 09:50

Действительно, проблема сейчас не в выборе какого-то определенного модуля, а в отсутствии этого выбора. В глубинке в малокомплектных школах, а также в школах с разнообразным этническим и религиозным составом право выбора, по-моему, не реализовано вообще.

Впрочем, не буду говорить за всю Россию-матушку, но в нашем регионе выбрать конкретный модуль не представляется возможным. И проблема не только в нехватке подготовленных кадров и отсутствии учебников – нет финансирования и технической возможности.

Когда Русская Православная Церковь предлагает ознакомиться с основами своей культуры, имеется в виду светский курс, - и это неоднократно подчеркивалось патриархом. Не нужно искать никаких религиозных подтекстов там, где быть их не может. Критики, вероятно, не понимают, в чем заключается курс – так пускай откроют учебники. Да, там рассказывается об иконах, о святых, о заповедях Божьих, но как по-другому изучать православие? Но это светский курс, и преподают его светские педагоги. Ни один священник, если он не специалист в области педагогики, не прошел соответствующих курсов и не имеет диплома государственного образца, этот курс не преподает – я хочу обратить на это особое внимание. Потому что когда раздаются возражения представителей других конфессий, создается впечатление, что они этот учебника в руках не держали.

Одно дело - закон Божий. Это религиозная дисциплина, которую нужно преподавать в специализированных учебных заведениях, но не в светских школах. И другое - основы православной культуры – светский курс, который прошел государственную сертификацию. Его изучили на предмет соответствия стандартам нашего образования не только с лупой, но, думаю, даже под микроскопом.

Предложение патриарха в основном обусловлено тем, что в нашей стране нет предмета, который обучал бы нравственности и рассказывал о культурных ценностях, которые могли бы объединить весь наш народ. Человек может даже не исповедовать евангельских истин, но если он о них узнает, быть может, у нас меньше будет проблем с половым воспитанием, с межрелигиозными, межнациональными отношениями. Чего боятся представители других конфессий? Того, что мы скажем: «Все люди - братья, а твой ближний – это любой другой человек?» - Это меня всегда интересовало.

Так что основная проблема сейчас именно в отсутствии выбора – и у детей, и у родителей. А инициативу патриарха можно только приветствовать и внедрять повсеместно. Тогда, быть может, будет меньше безобразий по телевизору и в интернете. Почему-то там можно растлевать души наших детей, и никто против не выступает – к сожалению.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

01.08.2016 09:44

Предложение расширить курс «Основы православной культуры…» я, конечно, поддерживаю. Но вначале необходимо решить проблемы, с которыми мы столкнулись при преподавании «Основ…» ранее.

А опасений представителей других традиционных конфессий я не разделяю. Насколько я понимаю, людей никто не лишает права выбора. Они могут изучать православную культуру или выбрать какой-то другой модуль.

Очень странно звучит заявление Российского еврейского конгресса - в Израиле изучают иудаизм, если я не ошибаюсь, с первого по последний класс, и там никто не говорит, что это как-то сужает кругозор. Наоборот, как нам известно, в Израиле развита наука, нанотехнологии. Почему-то опыт страны, где иудаизм – не просто доминирующая, а по сути, единственная религия, которую на всех уровнях поддерживает государство, в расчет не берется. Мне кажется, было бы хорошо чаще об этом напоминать.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

01.08.2016 09:43

Я вообще не вижу тут проблемы, этот вопрос не раз обсуждался. В России большинство исповедует православие. Есть отдельные регионы, где больше мусульман или буддистов, поэтому новый курс просто должен быть под них подстроен.

Другой вопрос, что изучение курса должно играть цементирующую роль. Мы же изучаем историю России, русский язык. Так и история православия – неотъемлемая часть нашего достояния, независимо от того, исповедует человек православие или нет. Главное учитывать специфику учеников, если это люди верующие, преподавать надо в одном ключе, если атеисты или исповедуют другие религии, то больше давать религиоведческих знаний.

Никто же не выступает против русского языка, так почему отвергают историю православия, которая вообще должна быть в центре российской идеологии и культуры? Ведь если не знаешь православных традиций, трудно понять историю русской литературы, какие-то моменты российской истории. Это помогает усваивать историю отечественной культуры. Так что никакой основы для раскола тут нет.

Например, в Арабских Эмиратах все изучают Коран, и это не раскалывает общество, равно как и в Израиле все изучают Тору, там на государственном уровне это считается обязательным. Есть народы, у которых религия играла очень важную роль в формировании истории и менталитета.

И странно стесняться русским людям религии, благодаря которой наша страна стала великим государством, имеет великую культуру и традиции, которые повлияли на развитие многих народов, принявших православие и вошедших в состав России.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

01.08.2016 09:40

Я не вижу никаких проблем в принятии этого курса. А противники все время кричат, только все их красиво выстроенные аргументы не жизнеспособны, не актуальны и никому не нужны. За всем этим стоит, как правило, только ненависть к христианству и Русской Православной Церкви. Да, может есть 5% здравых мыслей, но они не дискуссионные, это конкретные предложения для каких-то перемен.

Вспомним, сколько было противников, когда вводили изучение теологии. А спросить бы у них, знают ли они вообще, что это такое? В Европе все воспринимают, как норму, а у нас как что-то немыслимое.

На мой взгляд, говорить о вере в школе имеет смысл именно в старшем возрасте. Конечно, говорить о ней нужно всегда, но мне как педагогу было бы интересно пойти преподавать в светскую школу в 9-10 классе, когда уже происходит формирование личности. А маленькие дети в своих взглядах еще полностью зависят от родителей.

Другие конфессии, думаю, должны меньше беспокоиться. Что касается мусульман, то их религия и вовсе очень решительно завоевывает пространство в нашем обществе всеми возможными способами. Остальные конфессии тоже могут не переживать. Ничего страшного не происходит.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

01.08.2016 09:29

Мы видим логическое развитие, и слава Богу, что в положительном направлении.

Начало совершенствования преподавания было заложено 15-20 лет назад, когда общественность стала просить не вытеснять религиозную жизнь из школы, ведь вытеснение ее – это уродство, унаследование нами от большевистских времен. Сейчас идет ликвидация дефекта. Мне еще несколько лет назад пришлось писать обширную статью на эту тему.

Наше сегодняшнее состояние показывает, что при введении курса ОРКСЭ подход был верный, происходит преодоление реальных трудностей, которые возникают в любом добром деле.

Конечно, курс, охватывающий все школьные годы, очень необходим, он хорош и полезен. Но надо понимать, что есть семьи, которые из принципиальных соображений будут против, чтобы дети изучали такой материал. И если в семье существует враждебное отношение к православию, было бы неразумно идти на конфликт: пусть эти дети не изучают этот курс.

Кстати, подавляющее большинство мусульманских семей, уверен, никогда не будет возражать, чтобы их дети изучали культуру православной России. Это хорошо видно по нашей Ивановской области, где много мусульман, а количество тех, кто избрал мусульманский модуль, измеряется единицами. Так что, надеюсь, инициатива будет принята с оговоркой: по требованию родителей дети изучать курс не будут.

На Северном Кавказе, вероятно, будет внедрен курс основ исламской культуры или будет двойное преподавание. Уверен, православная община, как и мусульманская, пойдет навстречу педагогам, обеспечит кадрами и методическими средствами.

У нас в области есть хороший пример: мы подготовили курс о нравственных основах семейной жизни. Было плодотворное сотрудничество с департаментом образования и епархией, разработали эффективный методический курс, который содержит материалы вполне христианского происхождения и никому не наступающий на пятки, чтобы никто не мог обвинить государство или Церковь в присваивании себе каких-то преимуществ. И этот курс устроен в сетке классных часов, то есть, кто хочет, изучает.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

01.08.2016 09:27

Мы живем не в царские и не в советские времена, у нас новая действительность. И у нас есть важный документ - Стратегия государственной национальной политики, но нам в стране надо принять еще и Стратегию государственных конфессиональных отношений, где были бы учтены спорные моменты верующих разных конфессий, которая бы регламентировала наши отношения.

А то, получается, у кого есть возможности, те и продвигают свои интересы. Это касается не только Русской Православной Церкви, но и других конфессий. Кто первый встал, того и башмаки. Но в многонациональном государстве надо учитывать мнение всех.

Изначально ведь была идея об учебнике в единой обложке обо всех традиционных конфессиях, и светские учителя не в мировоззренческом, а в культурологическом плане будут обучать детей.

Но все же проект немного изменился. И одна из основных проблем – это действительно нехватка педагогов. Если есть в классе несколько иудеев или мусульман, им не выделяют отдельного учителя, потому что это нагрузка на бюджет школы. Что им тогда делать?

Что касается последней инициативы, то мы понимаем Русскую православную церковь и патриарха: православие – это история, традиции. Но тогда давайте быть до конца справедливыми и вернем мусульманам учебные заведения. Если мы возвращаемся к тем временам, когда даем разрешение на религиозное образование одним, то почему не даем другим? Вот у меня спрашивают: в вузах кое-где запрещают девушкам ходить в платке, в то же время во многих светских вузах есть православные храмы. Так почему одним можно, а другим нельзя?

Религия должна объединять общество, и надо подумать, как лучше сделать этот курс, надо посоветоваться всем вместе, никого не обижая, учитывая мнение всех традиционных конфессий.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

01.08.2016 09:26

Надо очень внимательно подходить к этому вопросу. Мы пониманием, что православие – это государствообразующая конфессия, ее исповедует большинство населения страны. Но нужно, чтобы все конфессии изучались, а православию, что логично, пусть уделяется чуть больше внимания. То есть самое главное, чтобы остальные традиционные религии не ущемлялись. Ведь есть у нас регионы, где 95% детей мусульмане, например, в Чечне, в Дагестане. Так что очень важно не рубить с плеча, надо все хорошо взвесить.

И еще очень важный вопрос: кто будет преподавать? Светские учителя или священнослужителей будут приглашать? А если в классе представители всех традиционных конфессий? Все будут изучать только православие? Мы с уважением и почтением относимся к патриарху и православию, но надо учитывать интересы всех конфессий.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

При активном сопротивлении граждан внедрять ту или иную религию – это неправильно. Думаю, такие люди как Сергий Радонежский такие действия осудили бы - богоугодное дело нельзя делать путем принуждения граждан. И уж конечно это не христианская мораль, когда парни, скажем так, хорошо экипированные и подготовленные, разгоняют людей

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".