Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Надо ли помнить о репрессиях: Мнения священнослужителей

04.08.2016 09:04


Необходимо говорить о том, что в России в ХХ веке массово убивали невинных, сказал руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров), возглавивший традиционный архангельский крестный ход по местам захоронений жертв политических репрессий.

Отец Феодосий сказал: «Имена тех, кто лежит в этих могилах, неизвестны. Их объединяет одно: все они невинноубиенные. Кто покаялся в их смерти? Никто. Вырезали, зверствовали, лютовали, устроили массовую бойню. И на все это только один ответ: "Так получилось!"

Мир знает о Нюрнбергском процессе, о его приговоре. А что у нас? Кто-то скажет, что во всем виновата секта атеистов, обесценившая человеческую жизнь. Точно известно одно: Россия перенесла страшный социальный эксперимент. И необходимо не отворачивать лицо от этой правды. Необходимо говорить о том, что на Севере в ХХ веке массово убивали людей. Это факт, его помнят очевидцы. Мы должны знать, что менее ста лет назад в нашей стране людей топили баржами, сажали на кол, сдирали кожу. Это было».

Точное число жертв репрессий советской поры подсчитать невозможно. По некоторым оценкам, с октября 1917 года от политических репрессий пострадали до 50 миллионов граждан, которые были расстреляны, раскулачены или сосланы. Пик репрессий пришелся на годы Большого террора, развязанного Сталиным в 1937-1938 годах. По данным Генпрокуратуры, всего за время действия закона "О реабилитации жертв политических репрессий" пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901127 человек, из которых 637614 в результате были реабилитированы.

Как отметил священник, признание — это попытка честного отношения к историческим событиям, трезвое отношение к фактам. «Крестный ход — это тоже своеобразный шаг к покаянию. Мы привыкли врать, замалчивать, — подчеркнул отец Феодосий. — Какое у нас отношение к расстрелянным? Как к мусору! Почему? Неужели эти люди не страдали, да просто не жили?»

Отец Феодосий отметил, что человек, который помнит свой род, историю, бережнее относится к своей родине: «Наша земля хранит огромное количество убиенных. Память об этом должна быть общенациональной. Гражданская война не кончилась, мы еще не определились, кто на чьей стороне. Многие до сих пор оправдывают свершенные деяния. В свете этого необходимо, но в тоже время и трудно сохранять память. Мало кто этим занимается».

Серьезного сдвига в отношении общества к репрессиям советского времени пока не заметно. Память о них так и не стала естественной частью исторической памяти.

Поддерживать ее пытаются две силы: во-первых, Церковь (упомянем, в частности, ежегодное патриаршье богослужение на Бутовском полигоне), а во-вторых, наследники «диссидентской» интеллигенции позднесоветских лет (тут нельзя не вспомнить «Возвращение имен» - ежегодное чтение списков казненных, проходящее на Лубянской площади). Но эти усилия почти не находят поддержки в учебных программах, информационной политике СМИ и деятельности других институций (музеев, комиссий по установке памятников и проч.; исключения редки).

С другой стороны, нет недостатка в утверждениях, что никаких массовых репрессий вовсе не было или же что они были совершенно оправданы внутренней и внешней политической обстановкой и совершались на благо государства.

Добавим, что и «частная», семейная память об этих событиях ослаблена: в советские годы те, у кого кто-нибудь из родственников пострадал, чаще всего избегали об этом говорить, и их дети и внуки обычно об этом попросту не знали.

"Достаточно ли, на ваш взгляд, в России помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи? Кому и какие усилия следует предпринять, чтобы выправить этот перекос?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

04.08.2016 10:02

К сожалению, в 90-е годы, когда открывались многие архивы и свидетельства о репрессиях 20-30-х годов, это привело не к покаянию и признанию вины, а скорее к поиску имен новых врагов, которых можно было бы в чем-то обвинить. Началась дегероизация многих деятелей советского времени - устанавливали их причастность к репрессиям. Это не делало чести ни исследователям, ни тем, чьи имена они называли.

У нас, увы, нередко решают такие вопросы примитивно – мы найдем «плохих» и объявим их виновными во всем произошедшем, а вот тщательно, серьезно, профессионально разобраться в событиях 20-30 годов прошлого века, к сожалению, готовы немногие. Поэтому такое шельмование приобретает популистический характер.

Конечно, души убитых и замученных людей взывают не только к тому, чтобы установить и назвать причастных к репрессиям, но и к тому, чтобы не допустить повторения подобных беззаконий в новейшей истории. Люди, которые порой очень громко, с пеной у рта кричали о репрессиях 30-х годов, сами были разрушителями России в 90-х, и, прячась под маской обличителей зла, производили не меньшее зло.

Да, установить имена убийц и их назвать необходимо, вернув честное и доброе имя убитым. Это как на войне – пока не похоронен последний солдат, она не закончится. И пока репрессированные не названы поименно, а их репутация не восстановлена, репрессии не закончились.

Считаю, наша задача сейчас - не полить грязью как можно больше государственных деятелей того времени, а не допустить сегодня создания благоприятных условий для повторения беззакония.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

04.08.2016 10:00

Конечно, предпринимаемых усилий недостаточно – на этот период советской истории нужно обращать отдельное, самое пристальное внимание, поскольку за ним стоят живые люди, чьи-то родные и близкие. Мне кажется, подробнее нужно изучать его в школе.

А на государственном уровне точки над i была поставлены еще в 90-е годы. Вышли книги, рассказывающие о репрессиях, были пересмотрен взгляды на историю. Сейчас нет ничего, что бы мешало человеку хорошо знать историю, изучать ее.

Так что нам скорее требуется более глубокое и вдумчивое изучение истории в школе. Кроме того, неплохо больше писать об этом периоде, поднимать исторические документы - чтобы у людей был объективный взгляд на события 30-х годов. В общественном сознании должен произойти перелом, а история должна быть вне политики.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

04.08.2016 09:57

Думаю, события тех лет помнят не очень хорошо, а чтобы исправить это, прежде всего, нужно ответить на один очень важный вопрос: «Законно ли было то, что делалось после революции в нашей стране?» И только после того, как мы дадим правдивый ответ, можно будет двигаться дальше.

Но и Церковь и энтузиасты, которые занимаются сохранением памяти жертв, думаю, будут продолжать свою деятельность – независимо от того, ответит ли государство на него или нет. Многие репрессированные – новомученики и исповедники российские, поэтому Церковь вела, и будет вести кропотливую работу по увековечению их памяти.

Пока, судя по всему, государство не понимает, зачем это нужно делать, да и не желает этим заниматься, так как начав говорить о жертвах, мы обязательно спросим: «А почему страдали эти люди?», «Кто был виновником их страданий?», «Кто отдавал приказы?», «Оправданы ли были репрессии и страдания вообще?» - и на все поставленные вопросы мы будем вынуждены ответить. А это непростые вопросы. По сути, не ответило на него не только государство и общество, но и каждый из нас в отдельности, ибо общество состоит из людей, и если мы мыслим в одном направлении, это, естественно, выливается в какое-то общественное мнение - а его пока не существует. Многие не хотят об этом думать, или дают уклончивые ответы. К тому же у нас в стране нет мощной национальной идеи, объединяющей все общество.

Так что все эти вопросы взаимосвязаны, и пока мы не начнем разматывать клубок, у нас не будет ни национальной идеи, ни многого другого.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

04.08.2016 09:49

Очень важно понимать, к чему идет наше общество. Ведь оно не стремится ни к морали, ни к нравственности, ни к общечеловеческим ценностям, - наоборот это все максимально попирается, как только можно. И в этом потоке нет места тем людям, которые отдали свою жизнь за идеалы. Как повернуть этот поток в обратную сторону? Если общество начнет возводить людей репрессированных в ранг мучеников и героев, тогда вся эта мощная система развращения людей окажется ненужной.

Вот сколько Церковь говорит, что аборты - это убийство людей? У нас ежегодно совершаются миллионы абортов в стране, и при этом ничего не меняется. То есть обществу или тем, кто им управляет, это не нужно, и не получится все изменить. Отдельные голоса заглушаются в могучем потоке развлечений.

Точно так же я не вижу мотивов у современных власть имущих помнить о репрессиях. Зачем им это надо? Это же не приносит прибыли. Поэтому и не говорят об этом. Совесть молчит у людей.

Другое дело, что память об этом нужна, чтобы такое больше не повторилось. Но опять же по всем духовным законам, получается, будут еще более сильные репрессии. И те, которые были в советское время, покажутся цветочками. То есть в этом потоке людей в ад не находится места для памяти жертв репрессий.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

04.08.2016 09:47

Конечно, у нас почти не помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи. И в школе, увы детям не открывают всю глубину исторических процессов. У нас школьная программа - кратко обо всем. Открываешь учебник, а там пятисотлетний период умещается всего на нескольких страницах. Судя по всему, перед теми, кто ее составляет, не стоит задача заставить школьников прочувствовать трагедию того времени.

Историю своей страны человек должен помнить, чтобы не совершать ошибок в будущем. К сожалению, у нас история пишется в угоду тем или иным политическим деятелям. И она постоянно переписывается. Сколько авторов - столько несовпадений в описаниях тех или иных процессов. А исправить ситуацию можно только правдивым изложением событий. Начни сейчас говорить о репрессиях, и обязательно найдутся те, кому это не понравится. Нас начнут призывать «не поднимать шума», «смягчать слова». А я считаю, этого делать не нужно. Мало что кому не нравится, но если это правда? Лицемерие приводит к печальным последствиям. Сегодня молодых ребят берут в оборот радикалы, и им нужно объяснять: насилие приводит к тому, что страну заливает кровью.

Жаль, что такие актуальные темы у нас поднимают от случая к случаю, быстро о них забывая. Давайте уже определимся, нужны ли нам самим такие «неудобные» вопросы, или нет?

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

04.08.2016 09:43

У меня пострадал дед от репрессий, и я никогда не забываю, что было такое время. Кроме того, я этот период изучал в Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Понятное дело, что мы рано или поздно столкнемся с проблемой сталинизма, ведь проблема именно в идеализации образа Сталина. Что делать с этим? Когда я с кем-то разговариваю или спорю на эту тему, всегда говорю, что Сталин - чудовище, и добавить тут нечего. И как можно оправдывать репрессии политической ситуацией? Ни одна потерянная жизнь не может быть оправдана этим. Существуют государственные преступники, но когда, например, расстреливают все священство, а в лучшем случае ссылают в Сибирь или в казахстанские степи, где невозможно жить, это называется геноцидом, уничтожением народонаселения по какому-то несущественному для юридических форм признаку.

Безусловно, это должно быть в нашей памяти, чтобы мы, столкнувшись с какой-то формой дискриминации, сразу видели, что нарушается принцип справедливости, независимости закона от национальности, классовой принадлежности. А сегодня по-прежнему существует одно из самых ужасных понятий – классовый враг. Это бесчеловечно, неприлично быть носителем классовых взглядов. Но ведь если кто-то встречает человека не своего социального слоя, допустим, более обеспеченного, то, не касаясь нравственных норм, начинает его обвинять в богатстве.

Тема репрессий важна для нашей культурной компоненты. Культурный человек должен на уровне рефлекса понимать это, вот как мы одергиваем руку, если прикасаемся к горячему, точно также должны реагировать, если видим грубое и неоправданное насилие, несправедливость, ущемление. Это должно в нас вызывать чувство неприязни.

Когда мы рассуждаем о репрессиях прошлого столетия, у меня такое ощущение, будто на нашу Землю попал вирус, потому что болели не только мы, но и Германия, Испания, Италия – во многих странах был вирус бесчеловечности, насилия, ликвидации людей любым путем. И этот вирус не исчез, а спит до времени, поэтому нам надо помнить о репрессиях, чтобы был иммунитет, и мы не позволяли себе кричать как «правозащитница» Новодворская: «Раздавите гадину!» Как раз диссиденты и прочие профессиональные борцы за правду – это часть классовой политической борьбы и ненависти, этим заражено человечество. И ради того, чтобы эта гадость не вылезала в нашем сознании, надо помнить о репрессиях.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

04.08.2016 09:40

Мы живем в свободной стране, а диссиденты и интеллигенты по доброй или злой воле не хотят смотреть правде в глаза и чаще по слабости человеческой или своему политическому заданию, которое получают неизвестно откуда, пытаются представить дело совсем иначе. Попросту говоря, они желают разрушить нашу социальную государственную структуру и любыми способами извратить то, что происходит сейчас.

Каждый в нашей стране развивает свое мировоззрение так, как он считает нужным. Это отличает нас от тоталитарного государства, в котором мы жили в ХХ веке. Поэтому заставить всех помнить о репрессиях, к примеру, мы не можем.

Отношение церковно-христианского сознания к событиям ХХ века прекрасно всем известно. Достаточно послушать проповедь патриарха, посвященную российским новомученикам, погибшим в ХХ веке. А дальше идет свободный процесс в обществе, и Церковь тут ничего не может сделать. Это как вопрос, почему одного святого почитают больше, а другого меньше. И наше дело в этом свободном процессе - оставаться в том русле, которое ведет Церковь, и не рвать на себе волосы, почему и как население страны реагирует на те или иные исторические события.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

04.08.2016 09:35

Я сам из репрессированных. Мои родители были сосланы в Среднюю Азию, где я и родился. Но об этом кричать и говорить постоянно тоже не нужно. У каждого периода времени есть и хорошая и плохая сторона.

Но напоминать о репрессиях надо, писать об этом в учебниках, чтобы новое поколение знало, сколько людей пострадало из-за режима, который тогда считали самым хорошим. И еще важно об этом говорить, чтобы такое не повторилось. Кроме того, еще живы свидетели тех событий. И оправдывать репрессии уж точно нельзя. Все, что идет против человечности – это зло. Это же элементарная истина от Всевышнего.

Кстати, радует, что нынешнее руководство страны помнит и осуждает репрессии. Уверен, и в новом учебнике по истории об этом страшном периоде не забудут. А как отразить его там правильно, надо подумать профессионалам.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

04.08.2016 09:34

Конечно, репрессии – это страшный период нашей истории. К сожалению, практически нигде не говорится об этом. Когда мы учились, в учебниках тоже не было информации, но мы знали о том, что ссылали на Соловки и в другие места, и по каким статьям. А сегодня в День памяти жертв политических репрессий собираются, чтобы вспомнить пострадавших, - и все на этом. Молодое поколение толком о Великой Отечественной войне не знает, а о репрессиях уж тем более.

Я недавно вернулся из Крыма, и вот, кстати, крымские татары, которых репрессировали, отлично все помнят и постоянно говорят об этом, они давно уже добиваются реабилитации своего народа. Ведь татар обвиняли в пособничестве фашистам, но неверно думать, что вся нация была такой, отдельные предатели были везде, но почему-то против целых народов принимались решения. А причем тут дети, старики? Нельзя же всех уничтожать. Это уже называется геноцид. А какие страшные муки испытывали люди, они гибли в пути, их просто выкидывали в поле из вагонов зимой. И как можно забывать о таком? Конечно, надо об этом рассказывать и в учебниках, и в СМИ.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

04.08.2016 09:32

Сталинские массовые репрессии были завершением последнего этапа Гражданской войны. Они не сбавили обороты во время Великой Отечественной войны и даже после ее окончания.

И потом, Сталину необходимо было усиление личной власти. Для такой идеологии был нужен кумир, человек, которому беспрекословно доверяют и которого боятся. То есть репрессии нужны были для укрепления тоталитарного общества. И Сталин развивал не просто культ личности, а культ личности и страха. В стране в те годы была параллельная жизнь: одновременно с бытовыми радостями, созданием семей, рождением детей происходила жуткая и страшная расправа над людьми.

Сегодня испытываешь ужас, когда приходишь на Бутовский полигон, осознавая, сколько людей там расстреляно и похоронено, - зачастую это были простые рабочие и совсем молодые люди, абсолютно безвинные. Как об этом можно молчать? Конечно, СМИ должны взять на себя роль рассказчика о тех страшных событиях. И обязательно надо говорить об этом в учебниках.

Ошибка Сталина была в том, что невозможно сломить человеческую душу. Да, можно испугать, но сломить невозможно. И эти репрессии не сломили людей, но загубили многих. А люди у нас прекрасные, и выжить могут несмотря ни на что. И мы можем жить счастливо без страха за будущее, если учтем ошибки прошлого.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

04.08.2016 09:00

Конечно, ничего забывать нельзя. Если ты не знаешь свою историю, у тебя нет будущего – и в этом я полностью согласен с игуменом Феодосием.

Думаю, у нас действительно начали забывать о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи, а этого допустить нельзя: необходимо поднимать эти темы в СМИ, больше говорить о беззакониях той поры на уроках истории в школе.

В моей семье тоже был репрессирован родственник – мой дядя. Он освободился после 17 лет лагерей, когда я был еще мальчишкой. Посадили его по чьему-то доносу: он попросил… выключить радио, сказав, что слушать одно и то же уже надоело. В нашей семье хранят память о нем – а как иначе. И мы все должны знать не только историю своей семьи, но и страны.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...