Надо ли помнить о репрессиях: Мнения священнослужителей
04.08.2016 09:04
Отец Феодосий сказал: «Имена тех, кто лежит в этих могилах, неизвестны. Их объединяет одно: все они невинноубиенные. Кто покаялся в их смерти? Никто. Вырезали, зверствовали, лютовали, устроили массовую бойню. И на все это только один ответ: "Так получилось!"
Мир знает о Нюрнбергском процессе, о его приговоре. А что у нас? Кто-то скажет, что во всем виновата секта атеистов, обесценившая человеческую жизнь. Точно известно одно: Россия перенесла страшный социальный эксперимент. И необходимо не отворачивать лицо от этой правды. Необходимо говорить о том, что на Севере в ХХ веке массово убивали людей. Это факт, его помнят очевидцы. Мы должны знать, что менее ста лет назад в нашей стране людей топили баржами, сажали на кол, сдирали кожу. Это было».
Точное число жертв репрессий советской поры подсчитать невозможно. По некоторым оценкам, с октября 1917 года от политических репрессий пострадали до 50 миллионов граждан, которые были расстреляны, раскулачены или сосланы. Пик репрессий пришелся на годы Большого террора, развязанного Сталиным в 1937-1938 годах. По данным Генпрокуратуры, всего за время действия закона "О реабилитации жертв политических репрессий" пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901127 человек, из которых 637614 в результате были реабилитированы.
Как отметил священник, признание — это попытка честного отношения к историческим событиям, трезвое отношение к фактам. «Крестный ход — это тоже своеобразный шаг к покаянию. Мы привыкли врать, замалчивать, — подчеркнул отец Феодосий. — Какое у нас отношение к расстрелянным? Как к мусору! Почему? Неужели эти люди не страдали, да просто не жили?»
Отец Феодосий отметил, что человек, который помнит свой род, историю, бережнее относится к своей родине: «Наша земля хранит огромное количество убиенных. Память об этом должна быть общенациональной. Гражданская война не кончилась, мы еще не определились, кто на чьей стороне. Многие до сих пор оправдывают свершенные деяния. В свете этого необходимо, но в тоже время и трудно сохранять память. Мало кто этим занимается».
Серьезного сдвига в отношении общества к репрессиям советского времени пока не заметно. Память о них так и не стала естественной частью исторической памяти.
Поддерживать ее пытаются две силы: во-первых, Церковь (упомянем, в частности, ежегодное патриаршье богослужение на Бутовском полигоне), а во-вторых, наследники «диссидентской» интеллигенции позднесоветских лет (тут нельзя не вспомнить «Возвращение имен» - ежегодное чтение списков казненных, проходящее на Лубянской площади). Но эти усилия почти не находят поддержки в учебных программах, информационной политике СМИ и деятельности других институций (музеев, комиссий по установке памятников и проч.; исключения редки).
С другой стороны, нет недостатка в утверждениях, что никаких массовых репрессий вовсе не было или же что они были совершенно оправданы внутренней и внешней политической обстановкой и совершались на благо государства.
Добавим, что и «частная», семейная память об этих событиях ослаблена: в советские годы те, у кого кто-нибудь из родственников пострадал, чаще всего избегали об этом говорить, и их дети и внуки обычно об этом попросту не знали.
"Достаточно ли, на ваш взгляд, в России помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи? Кому и какие усилия следует предпринять, чтобы выправить этот перекос?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
04.08.2016 10:00
А на государственном уровне точки над i была поставлены еще в 90-е годы. Вышли книги, рассказывающие о репрессиях, были пересмотрен взгляды на историю. Сейчас нет ничего, что бы мешало человеку хорошо знать историю, изучать ее.
Так что нам скорее требуется более глубокое и вдумчивое изучение истории в школе. Кроме того, неплохо больше писать об этом периоде, поднимать исторические документы - чтобы у людей был объективный взгляд на события 30-х годов. В общественном сознании должен произойти перелом, а история должна быть вне политики.
04.08.2016 09:57
Но и Церковь и энтузиасты, которые занимаются сохранением памяти жертв, думаю, будут продолжать свою деятельность – независимо от того, ответит ли государство на него или нет. Многие репрессированные – новомученики и исповедники российские, поэтому Церковь вела, и будет вести кропотливую работу по увековечению их памяти.
Пока, судя по всему, государство не понимает, зачем это нужно делать, да и не желает этим заниматься, так как начав говорить о жертвах, мы обязательно спросим: «А почему страдали эти люди?», «Кто был виновником их страданий?», «Кто отдавал приказы?», «Оправданы ли были репрессии и страдания вообще?» - и на все поставленные вопросы мы будем вынуждены ответить. А это непростые вопросы. По сути, не ответило на него не только государство и общество, но и каждый из нас в отдельности, ибо общество состоит из людей, и если мы мыслим в одном направлении, это, естественно, выливается в какое-то общественное мнение - а его пока не существует. Многие не хотят об этом думать, или дают уклончивые ответы. К тому же у нас в стране нет мощной национальной идеи, объединяющей все общество.
Так что все эти вопросы взаимосвязаны, и пока мы не начнем разматывать клубок, у нас не будет ни национальной идеи, ни многого другого.
04.08.2016 09:49
Вот сколько Церковь говорит, что аборты - это убийство людей? У нас ежегодно совершаются миллионы абортов в стране, и при этом ничего не меняется. То есть обществу или тем, кто им управляет, это не нужно, и не получится все изменить. Отдельные голоса заглушаются в могучем потоке развлечений.
Точно так же я не вижу мотивов у современных власть имущих помнить о репрессиях. Зачем им это надо? Это же не приносит прибыли. Поэтому и не говорят об этом. Совесть молчит у людей.
Другое дело, что память об этом нужна, чтобы такое больше не повторилось. Но опять же по всем духовным законам, получается, будут еще более сильные репрессии. И те, которые были в советское время, покажутся цветочками. То есть в этом потоке людей в ад не находится места для памяти жертв репрессий.
04.08.2016 09:47
Историю своей страны человек должен помнить, чтобы не совершать ошибок в будущем. К сожалению, у нас история пишется в угоду тем или иным политическим деятелям. И она постоянно переписывается. Сколько авторов - столько несовпадений в описаниях тех или иных процессов. А исправить ситуацию можно только правдивым изложением событий. Начни сейчас говорить о репрессиях, и обязательно найдутся те, кому это не понравится. Нас начнут призывать «не поднимать шума», «смягчать слова». А я считаю, этого делать не нужно. Мало что кому не нравится, но если это правда? Лицемерие приводит к печальным последствиям. Сегодня молодых ребят берут в оборот радикалы, и им нужно объяснять: насилие приводит к тому, что страну заливает кровью.
Жаль, что такие актуальные темы у нас поднимают от случая к случаю, быстро о них забывая. Давайте уже определимся, нужны ли нам самим такие «неудобные» вопросы, или нет?
04.08.2016 09:43
Понятное дело, что мы рано или поздно столкнемся с проблемой сталинизма, ведь проблема именно в идеализации образа Сталина. Что делать с этим? Когда я с кем-то разговариваю или спорю на эту тему, всегда говорю, что Сталин - чудовище, и добавить тут нечего. И как можно оправдывать репрессии политической ситуацией? Ни одна потерянная жизнь не может быть оправдана этим. Существуют государственные преступники, но когда, например, расстреливают все священство, а в лучшем случае ссылают в Сибирь или в казахстанские степи, где невозможно жить, это называется геноцидом, уничтожением народонаселения по какому-то несущественному для юридических форм признаку.
Безусловно, это должно быть в нашей памяти, чтобы мы, столкнувшись с какой-то формой дискриминации, сразу видели, что нарушается принцип справедливости, независимости закона от национальности, классовой принадлежности. А сегодня по-прежнему существует одно из самых ужасных понятий – классовый враг. Это бесчеловечно, неприлично быть носителем классовых взглядов. Но ведь если кто-то встречает человека не своего социального слоя, допустим, более обеспеченного, то, не касаясь нравственных норм, начинает его обвинять в богатстве.
Тема репрессий важна для нашей культурной компоненты. Культурный человек должен на уровне рефлекса понимать это, вот как мы одергиваем руку, если прикасаемся к горячему, точно также должны реагировать, если видим грубое и неоправданное насилие, несправедливость, ущемление. Это должно в нас вызывать чувство неприязни.
Когда мы рассуждаем о репрессиях прошлого столетия, у меня такое ощущение, будто на нашу Землю попал вирус, потому что болели не только мы, но и Германия, Испания, Италия – во многих странах был вирус бесчеловечности, насилия, ликвидации людей любым путем. И этот вирус не исчез, а спит до времени, поэтому нам надо помнить о репрессиях, чтобы был иммунитет, и мы не позволяли себе кричать как «правозащитница» Новодворская: «Раздавите гадину!» Как раз диссиденты и прочие профессиональные борцы за правду – это часть классовой политической борьбы и ненависти, этим заражено человечество. И ради того, чтобы эта гадость не вылезала в нашем сознании, надо помнить о репрессиях.
04.08.2016 09:40
Каждый в нашей стране развивает свое мировоззрение так, как он считает нужным. Это отличает нас от тоталитарного государства, в котором мы жили в ХХ веке. Поэтому заставить всех помнить о репрессиях, к примеру, мы не можем.
Отношение церковно-христианского сознания к событиям ХХ века прекрасно всем известно. Достаточно послушать проповедь патриарха, посвященную российским новомученикам, погибшим в ХХ веке. А дальше идет свободный процесс в обществе, и Церковь тут ничего не может сделать. Это как вопрос, почему одного святого почитают больше, а другого меньше. И наше дело в этом свободном процессе - оставаться в том русле, которое ведет Церковь, и не рвать на себе волосы, почему и как население страны реагирует на те или иные исторические события.
04.08.2016 09:35
Но напоминать о репрессиях надо, писать об этом в учебниках, чтобы новое поколение знало, сколько людей пострадало из-за режима, который тогда считали самым хорошим. И еще важно об этом говорить, чтобы такое не повторилось. Кроме того, еще живы свидетели тех событий. И оправдывать репрессии уж точно нельзя. Все, что идет против человечности – это зло. Это же элементарная истина от Всевышнего.
Кстати, радует, что нынешнее руководство страны помнит и осуждает репрессии. Уверен, и в новом учебнике по истории об этом страшном периоде не забудут. А как отразить его там правильно, надо подумать профессионалам.
04.08.2016 09:34
Я недавно вернулся из Крыма, и вот, кстати, крымские татары, которых репрессировали, отлично все помнят и постоянно говорят об этом, они давно уже добиваются реабилитации своего народа. Ведь татар обвиняли в пособничестве фашистам, но неверно думать, что вся нация была такой, отдельные предатели были везде, но почему-то против целых народов принимались решения. А причем тут дети, старики? Нельзя же всех уничтожать. Это уже называется геноцид. А какие страшные муки испытывали люди, они гибли в пути, их просто выкидывали в поле из вагонов зимой. И как можно забывать о таком? Конечно, надо об этом рассказывать и в учебниках, и в СМИ.
04.08.2016 09:32
И потом, Сталину необходимо было усиление личной власти. Для такой идеологии был нужен кумир, человек, которому беспрекословно доверяют и которого боятся. То есть репрессии нужны были для укрепления тоталитарного общества. И Сталин развивал не просто культ личности, а культ личности и страха. В стране в те годы была параллельная жизнь: одновременно с бытовыми радостями, созданием семей, рождением детей происходила жуткая и страшная расправа над людьми.
Сегодня испытываешь ужас, когда приходишь на Бутовский полигон, осознавая, сколько людей там расстреляно и похоронено, - зачастую это были простые рабочие и совсем молодые люди, абсолютно безвинные. Как об этом можно молчать? Конечно, СМИ должны взять на себя роль рассказчика о тех страшных событиях. И обязательно надо говорить об этом в учебниках.
Ошибка Сталина была в том, что невозможно сломить человеческую душу. Да, можно испугать, но сломить невозможно. И эти репрессии не сломили людей, но загубили многих. А люди у нас прекрасные, и выжить могут несмотря ни на что. И мы можем жить счастливо без страха за будущее, если учтем ошибки прошлого.
04.08.2016 09:00
Думаю, у нас действительно начали забывать о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи, а этого допустить нельзя: необходимо поднимать эти темы в СМИ, больше говорить о беззакониях той поры на уроках истории в школе.
В моей семье тоже был репрессирован родственник – мой дядя. Он освободился после 17 лет лагерей, когда я был еще мальчишкой. Посадили его по чьему-то доносу: он попросил… выключить радио, сказав, что слушать одно и то же уже надоело. В нашей семье хранят память о нем – а как иначе. И мы все должны знать не только историю своей семьи, но и страны.
Владыка Алексий (Кульберг)
Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии
04.08.2016 10:02
У нас, увы, нередко решают такие вопросы примитивно – мы найдем «плохих» и объявим их виновными во всем произошедшем, а вот тщательно, серьезно, профессионально разобраться в событиях 20-30 годов прошлого века, к сожалению, готовы немногие. Поэтому такое шельмование приобретает популистический характер.
Конечно, души убитых и замученных людей взывают не только к тому, чтобы установить и назвать причастных к репрессиям, но и к тому, чтобы не допустить повторения подобных беззаконий в новейшей истории. Люди, которые порой очень громко, с пеной у рта кричали о репрессиях 30-х годов, сами были разрушителями России в 90-х, и, прячась под маской обличителей зла, производили не меньшее зло.
Да, установить имена убийц и их назвать необходимо, вернув честное и доброе имя убитым. Это как на войне – пока не похоронен последний солдат, она не закончится. И пока репрессированные не названы поименно, а их репутация не восстановлена, репрессии не закончились.
Считаю, наша задача сейчас - не полить грязью как можно больше государственных деятелей того времени, а не допустить сегодня создания благоприятных условий для повторения беззакония.