Россия – не Папуасия. Государственного, дипломатического опыта у нас раз в пять побольше, чем у Америки!

Хорошие, крепкие, многодетные семьи есть, и нужно больше о них говорить, а не показывать мыльные оперы, где все друг с другом переспали по десять раз

Церковь, наука, образование и стереотипы: Мнения священнослужителей

05.09.2016 11:24


25 августа состоялось очередное заседание Высшего церковного совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом, где, в частности, сказал:

«К сожалению, уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются…

Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии… Все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека…

Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьезную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни».

Хорошей иллюстрацией к этим словам патриарха может служить реакция в соцсетях на назначение нового министра образования. Хотя Ливанов не пользовался любовью публики, назначение Ольги Васильевой было встречено крайне недружелюбно: ее обвинили в мракобесии, сталинизме и других страшных грехах. Характерно, что все эти записи последовали сразу – раньше, чем министр успела сказать или сделать что бы то ни было.

«Сталкивались ли вы с таким предвзятым отношением к верующим? Как на него следует реагировать? Есть ли признаки, что оно преодолевается?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

05.09.2016 12:21

Поскольку я начал действовать в системе образования в Рязанской области в качестве председателя отдела еще в 2000 году, то на начальном этапе руководители тогда еще областного управления образования естественно совершенно не принимали идею ни о каком содружестве и совместном действии по воспитанию и обучению учащихся. Но спасибо, что они не были и сторонниками инноваций. У них было советское понимание об образовании, и всякие нововведения, которые тогда уже начались, например, с «компетентностным подходом» и иными забавами, у детей и учителей не приживались.

А когда сменилось руководство, мы нашли взаимопонимание по многим вопросам, в частности в подготовке учителей у нас между отделом религиозного образования, институтом развития образования и Минобрнауки консенсус есть. Нас привлекают к подготовке учителей по ОРКСЭ, раньше были курсы по духовно-нравственному воспитанию, на наши лекции приходили даже учителя истории, литературы, заведующие по воспитательной работе. То есть нам предоставляли возможность работать с педагогами. Поэтому у нас в Рязанской области 85% учеников выбирает модуль «Православие» в рамках курса ОРКСЭ.

В свое время очень помог институт благочинных помощников по образованию и катехизации, созданный по благословению патриарха. У отдела сразу появилось несколько десятков сотрудников, а это уже хорошая армия, которая работает под единым руководством, с едиными установками, встречается друг с другом, обменивается опытом. Так что не воспользоваться этим институтом было бы неправильно, на мой взгляд. И это приносит свои плоды.

Невозможно решить задачу духовно-нравственного воспитания, взаимодействия и повышения элементарной религиозной грамотности только с одного конца. Надо решать все в комплексе. Конечно, есть заинтересованные учителя, осознающие свою значимость для воспитания, - это не менеджеры в школе, которые работают только ради зарплаты.

Да, есть учителя, директора, работники в районах, которые саботируют, не принимают православие и близко. Но их число невелико, и они вынуждены как-то считаться с общественным мнением, с мнением областного руководства.

Конечно, мы будем радоваться, если на уровне министерства перестанут заниматься «эффективным менеджментом», вставляя палки в колеса, пока президент или премьер-министр не настоят на своем. Видимо, в министерстве не чувствовали себя частью народа. И мы очень надеемся и ждем, что нынешнее министерство будет здраво проводить политику по патриотическому воспитанию, а эти задачи министр уже озвучила, и что будет понимание значимости духовно-нравственных подходов и традиций.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

05.09.2016 12:09

Эти посылы транслируются на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном. Носителей деформированной идеологии и в сфере государственной службы, и в сфере образования, к сожалению, еще очень много. Но ситуацию нужно менять.

Как это делать? - Патриарх обозначил позицию Церкви. Мы приветствуем профессионалов в любой сфере, в том числе в сфере образования. Профессионализм характеризуется тем, что во внимание принимаются существенные вопросы, а несущественные не становятся камнем преткновения. С точки зрения построения грамотной системы образования, которая будет воспитывать разносторонне развитых граждан нашей страны, если человек профессионал, в том, какую религию он исповедует, каких традиций придерживается, он усмотрит только положительные моменты для дальнейшего воспитания. Это определенная база, опираясь на которую, профессиональный учитель может вырастить полноценного человека.

И напротив, толерантность, религиозный нигилизм способствуют появлению ограниченных людей так называемого общества потребления. Я убежден: будущее России, которая желает развиваться и двигаться вперед, не в богоборчестве и не в идеологемах столетней давности.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

05.09.2016 12:03

Нужно различать реальную жизнь и виртуальную. Появление интернета и его развитие привело к тому, что теперь любого человека можно попросту затравить. Меня тоже удивили нападки на нового министра образования. Ей приписывали какие-то цитаты, размещали различные демотиваторы с ее изображением. А на самом-то деле толком ее никто не знает. Да, встречают по одежке, но провожать по уму еще рано. Мы должны посмотреть на результаты ее работы.

У нас сформировался некая либеральная мода на антиклерикальность, запущенная группами вроде «Пусси Райот». В социальных сетях тоже есть сообщество, которое это культивирует. Даже был запущен термин – ПГМ (православие головного мозга). И, к сожалению, некоторые православные дают повод для иронии и оскорбительных шуток, демонстрируя религиозный фанатизм.

Я считаю, если новый министр образования зарекомендует себя как профессионал, как человек, у которого есть стратегия развития этой сферы, все вопросы отпадут. Хотя это сложно будет сделать после предыдущих министров, которые, на мой взгляд, просто просиживали штаны. «По плодам их узнаете их» – а мы видим их плоды. Все предпринимаемые реформы в сфере образования не привели к хорошим результатам.

В общем, поживем – увидим. Нам, конечно приятно, что человек, открыто объявляющий себя православным христианином, занял такой высокий пост. Я согласен со Святейшим: мы должны судить человека по профессиональным качествам. Да, вера определяет его поступки. Православное христианство проявляется в том, что человек помогает ближнему, терпеливо относится к своим родным, близким, окружающим. А вот влияет ли православная нравственность на его профессиональные качества? Об этом можно только догадываться.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

05.09.2016 12:00

Проблема, о которой говорит Святейший патриарх Кирилл, серьезная. Нельзя не согласиться: этот стереотип - одна из причин разделения нашего общества.

Трудности, которые переживает сегодня наше отечество и его ближайшие соседи – прямое следствие страшного события, произошедшего в нашей стране сто лет назад. Люди, пришедшие тогда к власти, прекрасно понимали: удержать ее они смогут только если разрушат традиции, основы культуры, на которых тогда стояло русское общество, государство. Поэтому интеллектуальную, творческую и иную элиту нашей страны уничтожали физически, или вынуждали оставить родину. И, конечно, особое внимание было обращено на основу внутренней жизни всякого человека, народа – веру. Не случайно с таким упорством тогдашние власти заявляли: они хотят уничтожить, и уничтожат, верующих и священнослужителей.

Конечно, эта безбожная власть, просуществовавшая 70 лет, эта идеология не смогли не сформировать того стереотипа, о котором сказал Святейший патриарх Кирилл. Вот уже четверть века не существует советского государства, переосмыслена и отвергнута его идеология, многие преступления людей, стоявших у власти, раскрыты, но этот стереотип все еще есть. Сколько времени потребуется, чтобы он был изжит?

Благодаря личному усилию Святейшего, вниманию главы нашего государства, он постепенно преодолевается – в частности, введением Основ православной культуры в школах, стандарта высшего образования по теологии. А в текущем году благодаря личным усилиям Святейшего, вниманию господина президента и подготовительной работе православного Свято-Тихоновского университета в перечень специальностей высшей аттестационной комиссии была введена теология. Отныне можно получать высшее богословское образование, дипломы государственного образца, защищать научные работы на соискание ученых степеней, приобретать ученые степени кандидата и доктора наук по теологии. Это удивительная возможность разрушить стереотип в практическом смысле.

Но, как мы знаем из истории, стереотипы живут долго, а разрушаются мучительно, тяжело. Мы как разработчики стандарта по теологии понимаем, насколько в конкретных учреждениях конкретные люди этому стереотипу подвержены.

Мы, в отличие от тех, кто в выплескивает в социальных сетях раздражение по поводу назначения Ольги Юрьевны Васильевой, ее знаем давно: как компетентного специалиста, настоящего ученого, при этом талантливого администратора, глубоко понимающего проблемы высшего образования, которому она отдала большую часть своей жизни, среднего, а также проблемы администрирования (она работала в государственных структурах). И, конечно, мы знаем Ольгу Васильеву как преподавателя духовных школ. Мы понимаем, что в деле преодоления пагубных стереотипов ее возможности, конечно, не безграничны, но этот человек приложит все усилия, чтобы искусственное, разрушительное для нашего государства разделение было преодолено. Мы очень на это надеемся.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

05.09.2016 11:52

Большинство представителей среднего и старшего поколения вышли из советского прошлого, а нам известно, как усиленно внедрялась в сознание наших людей мысль о том, что вера и наука несовместимы. Это было главное направление атеистической работы.

Мы постепенно преодолеваем это мнимое противоречие, внедрявшееся в сознание людей. К сожалению, здесь есть две взаимоисключающие вещи. С одной стороны, люди, которые настроены и критически, и атеистически, всячески подчеркивают якобы несовместимость веры и науки, религии и знания, фактически действуя так же, как и советская пропаганда. К сожалению, почти та же точка зрения встречается в текстах и выступлениях некоторых церковных деятелей, которые объявляют науку лженаукой (якобы она в основе всячески препятствует религиозному сознанию и противится вере).Так, объявляется, что некоторые направления науки – например, мировоззренческое (то, что называется ) – атеистический поход против веры. Но и у атеистов, и у верующих радикалы действуют неконструктивно.

Думаю, назначение Ольги Васильевой министром образования - очень хороший и добрый знак. Это ученый, который глубоко занимался церковной тематикой. Кстати, изучение Ольгой Васильевой истории РПЦ совсем не означает, что она – безоговорочный адепт всех религиозных идей. Наоборот, изучение религии, ее истории может привести человека к разным выводам, в том числе – не процерковным. Но не наша задача исследовать мировоззрение нынешнего министра образования и науки. А что касается назначения Ольги Васильевой, ее попытки совместить одно и другое мировоззрение - это замечательное начинание.

А обвинения в том, что новый министр «троянский конь православия» в области науки, думаю, не соответствуют действительности. Область ее интересов – история Русской Православной Церкви XX века. Это было очень тяжелое время – и для страны, и для Церкви. Патриарх Сергий принимал много непростых решений в попытке сохранить измученную, изнуренную, почти уничтоженную Церковь - не ту, которую не одолеют врата адовы, но Церковь как носителей религиозного сознания: священнослужителей, рядовых мирян, которые не могли должным образом исповедовать свою веру. Думаю, этот сложный период истории Церкви, который исследовала Ольга Васильева, поможет ей понять, как нужно строить отношения Министерства образования с Церковью, и как вообще относиться к присутствию религиозного сознания в школе.

А что касается «Основ православной культуры» - дисциплины, которая вызывает такое раздражение у некоторых - очевидно, что пока она рассматривается как культурологическая, никаких вопросов не возникает. Но как только ее начинают рассматривать в основном как миссионерскую, или как вариант Закона Божия, они появляются. Думаю, сама Церковь должна заботливо предупреждать излишнее усердие особо ретивых преподавателей - неофитов, которые рассматривают «Основы…» как повод для проповеди или, того хуже, пропаганды. «Основы» и Закон Божий - все-таки разные предметы, хотя знакомство с историей, конечно, вызывает интерес к религии, к религиозной жизни, и тут ничего не поделаешь - миссионерская направленность всегда будет присутствовать. Но если она ставится во главу угла, если мы желаем обучить детей религиозной вере, нужно вспомнить сложный опыт дореволюционной России в области преподавания Закона Божия: мы прекрасно знаем, что революционеры тоже изучали этот предмет, многие из них были учащимися семинарий, но это не помешало им стать кровавыми диктаторами и издеваться над собственным народом и Церковью.

Поэтому нужно предотвратить навязывание веры – это вызывает отторжение. Тут необходим тонкий, деликатный подход, чтобы и показать красоту православия, но и не совершать насилия над ребенком, дабы не воспитать "православных атеистов", которых, к сожалению, мы получили в начале XX века.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

05.09.2016 11:43

Вопрос очень разумный и серьезный. Надо аккуратно относиться к словам: мы говорим «общество критикует», но это неправильно. Это некоторая группа лиц и общественных сил, руководимая в большой мере из-за границы, их задача показать себя как представителей всего общества. Осознаем этот факт, и тогда появится ключ к разрешению поставленного вопроса.

В зарубежных странах, - и я это знаю точно, - люди понимают, что такое СМИ, что собой представляют крикуны и скандалисты. И понятно, что каждая общественная сила пытается как можно громче лаять на слона, как в известной басне.

Стереотип – это как раз непонимание того, что такое моська, которая лает на слона, чтобы мы ее боялись. Как только мы охватим эту ситуацию общим взглядом, и станем жить по принципу «собака лает – караван идет», тогда все встанет на свои места.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

05.09.2016 11:32

Безусловно, потихоньку все преодолевается, те же введенные уроки религиоведения тому пример. И ведь сначала хотели ввести только уроки православия, но так как Россия многоконфессиональна, то логично, что появился курс ОРКСЭ, изучающий все традиционные религии. Но, честно говоря, и это пока не прижилось, потому что нет подготовленных преподавателей, методических и учебных пособий. При этом я считаю, что если некому преподавать вопросы религии, то лучше вообще обойтись без этого предмета, чем преподавать его плохо.

Что касается образования, то мы стали переходить на европейскую систему, ввели ЕГЭ - и во что превратилась наша страна, которая была самой читающей и образованной?

Но, безусловно, есть и обратная сторона: когда искренне верующий ведет себя соответственно, придерживается канонов своей веры, это часто не нравится другим. Такого человека могут чуть ли не изгоем сделать. Так что предвзятого отношения хватает везде, бороться с этим очень непросто. Но ситуация с предвзятостью улучшается, главное относиться ко всему без фанатизма и уважать чувства верующих.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

05.09.2016 11:28

Назначение нового министра я воспринимаю как хороший знак. Хочется надеяться, что ее особое отношение к религии отразится на системе образования, - и в частности, на том, как религия представлена в этой системе. У нас светское государство, но религиозное самосознание у многих людей с каждым годом просыпается все больше, люди хотят знать свою религию, изучать ее. Но в системе образования пока это отражено очень слабо.

Хочется, чтобы религиозная составляющая была значительной при получении образования, и чтобы религиозное образование имело серьезный вес в нашем государстве. Сейчас если с высшим религиозным образованием еще кое-как находим компромисс, то с начальным и средним ситуация очень печальная. Возможно, назначение Ольги Юрьевны каким-то образом поможет разрешить эту задачу.

70 лет коммунизма бесследно не прошли для нашей страны, и, видимо, 25 лет мало, требуется еще время, чтобы преодолеть все стереотипы и предвзятое отношение к религиозным людям. Но и сдвиги есть! Тем более верующие люди в силу своих дополнительных преимуществ имеют больший потенциал. И, например, верующих преподавателей становится все больше, так что с каждым годом ситуация все лучше, и постепенно все встанет на свои места.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

05.09.2016 11:25

Могу сказать совершенно определенно, что среди воцерковленной научной общественности о новом министре положительное мнение. И такого рода ученые вообще дали достойный бой тем «либеральным силам», которые сразу стали обвинять Ольгу Васильеву, причем необъективно.

Я 1 сентября успела побывать в Доме правительства на торжественных мероприятиях посвященных открытию учебного года, и там серьезные люди, включая губернатора Московской области, очень положительно комментировали инновации, которые теперь происходят на образовательном поле. Наконец-то заговорили о том, что надо больше думать не о форме в образовании и о надзирательной функции для педагогов, а надо обратить свои очи на содержание образовательного процесса. Наконец-то возможен отход от ЕГЭ, возврат к сочинениям, который позволит вернуть молодежь к необходимости прочтения русской классической литературы. Выступления министра образования мне очень близки и ложатся на сердце. Я очень благодарна президенту, что он внял гласу общественности.

Так что предвзятое отношение к верующим явно преодолевается, если происходят такие радующие нас перемены. Я и мои коллеги полны радужных надежд. Надеемся, что теперь действительно повернемся в сторону духовных ценностей, которые хранятся в нашей многовековой письменности. Так что трудно было найти дорогу к храму, но надо помогать людям ее искать, и слава Богу, что все меняется.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Патриархия отмечает, что, принимая во внимание пожелание Церкви иметь гарантии исключения ошибки при установлении происхождения "екатеринбургских останков", Следственным комитетом назначен комплекс экспертиз, в том числе историческая, генетическая, антропологическая, направленный на бесспорную идентификацию погибших.

15 июня директором Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" был назначен Юрий Мудров. Его предшественник, Николай Буров, ушел с поста директора музея 1 июня. Исполняющим обязанности директора была назначена Ирада Вовненко, до того занимавшая должность заместителя директора музея по связям с общественностью.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР