Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Школа должна воспитывать не потребителя, а созидателя: парламентарии о приучении детей к труду

28.09.2016 11:48


Министр образования Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре заявила, что в систему образования необходимо вернуть уборку школьных помещений, чтобы прекратить воспитывать потребителей. Васильева полагает, что необходимо вернуть также сельские бригады, которые ранее работали в сельских школах, а также отправлять школьников трудиться на приусадебных участках.

«Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — пояснила Васильева.

О том же она говорила на форуме учителей русского языка и литературы в Волгограде: «Нужно возвращать общественно-полезный труд, и он не должен сводиться только к электронным формам. Человек, выходящий из школы, должен быть не только духовно и интеллектуально наполненной личностью, но и уметь что-то делать руками, быть готовым к трудной реальной жизни и уметь хотя бы просто забить гвоздь. Виртуальная реальность не заменит приготовления пищи, утюжка, молотка. Принтер 3D ничего за нас не сделает».

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев, одобряют ли они это предложение.

Читайте также:
Труд - это хорошо и правильно: Священнослужители о трудовом воспитании

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

28.09.2016 11:50

Поддерживаю инициативу Васильевой. Дети должны за собой убирать, тем более убирать то место, где они проводят очень много времени, получая знания, которое со временем становится их родным. Так же и в семье: чем раньше ребенка начинают приучать к труду, тем лучше для него самого – он становится более собранным, у него формируется чувство ответственности за порученное дело. Уборка своей комнаты, классов, картошки – это благо для детей.

В школы должен вернуться посильный для ученика труд. Я бы не стал заставлять школьников, как это было раньше, мыть полы в общих коридорах, холлах, актовом, спортивном залах, то есть в местах общего пользования - здесь без специального персонала не обойтись: он должен помогать ученикам поддерживать школу в чистоте. Но в учебном кабинете, закрепленным за классом, это надо делать обязательно. В периоды же генеральных уборок, когда школа промывается дезинфицирующим раствором, специальный персонал должен мыть все здание. С другой стороны, это все уже детали.

И ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей, которые захотят оградить своих детей от таких уборок, предлагая заплатить и нанять кого-нибудь на такую работу. Особенно, думаю, это может быть распространено в элитных, платных школах, где учатся дети высокопоставленных либо богатых родителей. Перед трудом все должны быть равны: прав детей такой труд не ущемляет, в противоречие с рыночными отношениями не вступает.

Над порядком реализации этого предложения стоит хорошо подумать, так как здесь есть законодательные препятствия, обусловленные рынком, но если все получится, буду рекомендовать своим коллегам по Госдуме, Совету Федерации обязательно его поддержать.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

28.09.2016 11:50

На сей момент я поддерживаю большинство инициатив министра Ольги Васильевой, в том числе и данное предложение. Хотя мне кажется, что его можно было бы немножко отредактировать.

Напомню, что в 1998 году тогдашний министр образования Андрей Фурсенко заявил следующее. По его словам, прежняя школа была плохая, потому что она воспитывала творца, а современная школа должна быть хорошей и воспитывать квалифицированного потребителя. Конечно, квалифицированного потребителя тоже нужно воспитывать, но если все будут потреблять, то кто будет тогда создавать?!

Второе. Мы забыли одного из пророков в нашем Отечестве – Антона Семеновича Макаренко. А между прочим, его признают одним из лучших педагогов ХХ века. Он входит в пятерку самых больших знаменитостей в области образования во всем мире. И вот одна из ключевых идей педагогики Макаренко – это как раз соединение воспитания с производительным трудом.

Поэтому я считаю, что школьникам надо не просто вернуть определенные обязанности по самообслуживанию и уборке помещений, в которых они учатся. На мой взгляд, нам нужно восстановить трудовое воспитание, что называется, по полной программе.

В свое время мы, незрячие ребята, вскапывали пришкольный участок, сажали деревья, занимались другими видами труда. Мы немножко ворчали, нам казалось, что нас «перегружают». Но никому и в голову не приходило, что мы не должны работать на самих себя, а должны ждать, пока за нас начнут работать какие-то там гастарбайтеры или кто-то еще.

Да, сегодня у нас рыночная экономика. Но и рыночная экономика бывает разной. Бывает капитализм производительный, в духе Маркса-Вебера, а бывает торгово-ростовщический, какой, к сожалению, сформировался во многом в России. Так вот, если мы не хотим, чтобы наша экономика и дальше развивалась в рамках торгово-ростовщического капитализма, нам надо воспитывать в людях уважение к труду и стремление трудиться, а не стремление потреблять.

Поэтому, повторяю: я бы, наверное, отредактировал предложение Ольги Васильевой, но в основе я бы его поддержал.

Вадим Деньгин

Член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция ЛДПР

28.09.2016 11:50

Я полностью разделяю мнение министра образования. Очень радует, что она думает не только о необходимости «перезагрузки» системы образования как таковой, но заботится обо всем, что касается внешкольной работы. Сам я окончил школу в 1997 году, и хорошо помню, как мы ездили на картошку, убирались в классе, выносили мусор и т.д.

В каком формате учащиеся должны привлекаться к полезному для школы труду – это уже дело каждой отдельной школы. Но в любом случае, министр абсолютно права. Ведь, по сути, внося посильную трудовую лепту в благополучие своей школы, мальчишки и девчонки вносят свой вклад и в жизнь страны. А тот, кто пренебрежительно относится к месту, где он учится, в каком-то смысле равнодушно относится и к своей стране.

Поэтому, на мой взгляд, в привлечении школьников к труду есть серьезный элемент и патриотического, и духовно-нравственного воспитания молодежи, о необходимости которого говорят и президент, и патриарх. Следовательно, инициативу министра можно только приветствовать. И никакой эксплуатации детского труда видеть здесь не нужно.

Если же кого-то это предложение не устраивает – пусть он ничего не делает. Но это будет выглядеть просто позорно, если ты не поедешь помочь по мере своих сил, допустим, совхозу, который поставляет сельхозпродукты твоей же школе и другим детским учреждениям твоего родного региона.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

28.09.2016 11:50

Предложение Ольги Васильевой очень интересное, и я бы его поддержал. Мы уже на протяжении нескольких лет обсуждаем подобные идеи, в том числе по просьбе и самих родителей, и учителей. Многие из них жалуются, что сегодня совершенно невозможно, как в старые времена, привлекать ребятишек к элементарным видам работ. Все упирается в якобы нарушение прав несовершеннолетних.

А ведь раньше всегда, и в особенности в сельских школах, учащиеся и классы убирали, и трудились на приусадебных участках. Составлялся график на весь летний период, школьники по графику приходили на эти участки и отрабатывали положенное количество дней. И никто не воспринимал это как некую обузу или эксплуатацию. Я сам, когда учился в 9-м классе физико-математической школы, участвовал в ремонте класса, красил пол. И вы знаете, мне это даже нравилось.

Хочу вспомнить также историю с Исааком Ньютоном, который был принят в университет как кандидат. А кандидатов в Англии заставляли тогда отмывать доску от мела, предварительно постирав тряпку. Это не помешало Ньютону стать достойным человеком и великим ученым.

Понятно, что у нас найдутся и такие родители, которые первое время будут жаловаться, что вот мол, их детей хотят заставить трудиться. Но я считаю, что труд, о котором говорит министр образования, пойдет нашим школьникам только на пользу и будет самым положительным образом сказываться на воспитательной составляющей. Скажем, если дети будут сами убираться в классах, в школьных дворах, они, уважая свой собственный труд, будут уже стараться не мусорить, будут следить за чистотой и порядком.

Думаю, предложения министра образования основаны на тех совещаниях, которые она проводит с педагогической общественностью, с родителями, с научными работниками. Видимо, нам представлено коллективное мнение, которое сформировалось за те несколько недель, которые Ольга Васильева активно работает в качестве министра.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."