Был у нас недавно Орешкин, которого выгнали. И можно сказать, зря выгнали. Он просто сказал правду - фактически признал, что в общем-то экономика будет катиться под гору

Сжигание мусора – это не выход из положения. Это неизбежно будет вести к выбросу в атмосферу вредных газов, которые будут пагубно отражаться на здоровье людей и на всей окружающей среде

Библия вместо Толстого? Мнения священнослужителей

04.10.2016 09:05


Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая выступила с предложением пересмотреть школьную программу по литературе.

"Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы "Войну и мир" Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать", — сказала президент РАО. (В обязательную программу входит только один роман Достоевского – «Преступление и наказание», - Regions.Ru).

Свое мнение Вербицкая обосновала тем, что "это глубоко философские произведения", в которых авторы затрагивают темы, глубины которых ребенок понять не может.

Вместо этого она предложила включить в программу произведения духовной литературы. «Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы. Смотрю на учеников воскресных школ - они другие, и определенно не стали хуже своих сверстников от того, что послушали проповедь», - сказала Л.Вербицкая.

См. также:
Литература - не учебный предмет, а воспитание души: парламентарии об изменении школьной программы

Правда, это свое предложение она не конкретизировала. Едва ли предполагалось изучать полный текст Библии – огромный свод произведений разного времени, сопоставимый по объему со всей школьной программой вместе взятой, и вдобавок в значительной мере состоящий из текстов, школьнику скучных (своды законов; подробные инструкции, как изготовить тот или иной священный предмет; всякого рода обрядовые предписания) и в принципе непонятных без исторического комментария.

«В настоящее время в России более трети населения страны ничего не читают, а сколько россиян функционально неграмотны, то есть не умеют читать и писать - не знают никто. Это еще раз подтверждает простую истину: русской буржуазии не нужны грамотные и образованные люди. Ей нужны рабы, или как изящно выразился экс-министр образования (Фурсенко) “грамотный потребитель”. Результат - страна все больше погружается в “новое средневековье”, из которого его вытащили коммунисты», - пишет Forum-msk.org.

«Как бы вы прокомментировали предложения Вербицкой? Нуждается ли школьная программа по литературе в пересмотре, и если да, то в каком?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

04.10.2016 10:05

Школьная программа, конечно, меняется от эпохи к эпохе, и значительно. Не думаю, что сегодняшняя программа – такая драгоценность, которую обязательно нужно хранить. Она может быть лучше и, возможно, нуждается в изменении – об этом говорят и педагоги, и школьники, и их родители.

Конечно, менять нужно многое. Но следует ли делать это так, как советует Людмила Вербицкая, я не уверен – есть же основы нашей культуры, и в их число входят произведения Достоевского и Толстого. Нужно подходить к этому разумно.

Загруженность современных школьников не позволяет им полностью прочесть произведения того же Толстого – зачастую они читают не оригинал, но сокращенный пересказ. Конечно, это не очень хорошо, но изучать русскую культуру, безусловно, нужно.

Предположение, что Библия легче для изучения, чем «Война и мир», конечно, забавно – последняя книга в трех томах, а в Библии их несколько десятков, и даже прочитать ее (не то что осмыслить) обычному школьнику не под силу. Даже семинаристы изучают Библию несколько лет. Думаю, если ее где и изучать, то на уроках «Основы православной культуры», где в пересказе объясняются основные моменты Библии.

Ну а вообще Библию знать необходимо. Любой культурный человек должен понимать ее образы, основные сюжеты, смысл, но заменять ею «Войну и мир» не надо.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

04.10.2016 09:44

Вопрос пересмотра школьной программы по литературе – один из сложнейших. Есть главная проблема: дети не читают. Связано это с целым рядом причин, - прежде всего, чтобы получать удовольствие от чтения, необходимо трудиться: проще нажать на кнопку и посмотреть фильм. Как для получения удовольствия от занятий силовой гимнастикой надо научиться подтягиваться хотя бы раз десять, так и в литературе надо научиться читать. Поэтому родители, которые пытались приохотить детей к чтению, делали это, не опираясь на школьную программу. В школьной программе есть интересные произведения, но их мало. И то, что вызывало интерес 20-30 лет назад, сейчас интереса не вызывает вообще. Детям неинтересно читать про Чичикова. Вот про Дубровского интересно, - но, к сожалению, Пушкин написал мало прозы.

У литературы есть две задачи. Первая: прочитать и понять, что прочитал, проанализировать, подумать, сделать выводы. Литература – один из немногих предметов, который учит детей гуманитарно мыслить. Вторая задача: в программе должны быть произведения, которые научат детей мыслить. И серьезные литературные произведения, в том числе философского характера, как «Война и мир» или «Преступление и наказание», могут быть понятны ребенку! Это работа на опережение. Да, сейчас не очень понятно, но основа на будущее должна быть заложена.

Меду прочим, в «Преступлении и наказании» прекрасно обыграно Евангелие, где Соня Мармеладова читает о воскрешении Лазаря. И гораздо проще понять Евангелие именно так, чем изучать Библию, гораздо менее понятную, чем любой роман Достоевского. А вот в контексте Достоевского дети, не воспитанные в христианской среде, очень много могут понять про Евангелие.

То же самое касается «Войны и мира» - там есть целый ряд евангельских сюжетов. Толстой вообще был одним из лучших христианских писателей. И если у учителя хватит нравственного чувства и образования, чтобы об этом говорить, результат будет лучше, чем при изучении Библии. Ведь Библия – это сложнейший материал, там и для взрослого без подготовки в сто раз больше вопросов, чем ответов.

Так что прежде чем менять школьную программу по литературе, надо четко понять, как это сделать, исходя из обозначенных двух задач. Сейчас однозначно готовых решений нет, а любые мелкие, половинчатые, популистские решения ничего кроме вреда не принесут.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

04.10.2016 09:41

У каждого общества есть свои запросы, и в этом смысле нужно адаптировать любую программу к нынешнему моменту. Если мы сейчас, например, обследуем положение в Москве, то окажется, что ребята, приехавшие из Азии и учащиеся в нашей школе, даже «Курочку Рябу» прочесть не могут, не то что Достоевского. Возможно, в этом случае и надо корректировать программу. Но с другой стороны, именно сложные произведения заставляют ученика тянуться к высокой планке.

Вся школьная программа построена по принципу усложнения, то есть к 10-11 классу, когда изучают «Войну и мир» и «Преступление и наказание», человек уже должен думать на том уровне, чтобы понимать произведение. И еще велика роль учителя в этой ситуации. Можно «Войну и мир» пройти так, что в памяти ничего не останется, кроме любовной линии. Но если бы не заставляли в школе читать эти произведения, многие никогда бы вообще не узнали, кто такой Толстой. Поэтому нужен разумный подход.

Я считаю, что убирать из программы Толстого и Достоевского не надо, хотя согласен, что изучать их произведения сложно и можно вообще отбить все желание читать литературу дальше. И тут на первый план выходит учитель с тем, как он преподаст эти произведения.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

04.10.2016 09:38

Сейчас каждый русский школьник знает «Войну и мир», а после предлагаемого нововведения ее знать не будут – и это плохо. Какие же мы тогда граждане нашей страны, если не будем знать Толстого? Многие его и читали-то только в школе.

Мне кажется, если мы уберем из курса литературы самые крупные произведения, смысл ее изучения просто утратится. Все-таки на уроках литературы дети изучают самые масштабные произведения наших авторов, которыми она в первую очередь и отличается от литературы английской или французской. Вообще любую литературу нужно изучать по самым крупным ее шедеврам. Как изучать историю искусств, не зная, например, Рафаэля или Микеланджело?

Мне кажется, это бессмысленное предложение – изъять из курса литературы произведения мирового уровня. Да, они трудные, но для этого их и изучают в школе, а иначе их могут не прочесть никогда. В общем, принять это предложение означает отменить литературу.

Что касается Библии – книги, которую, безусловно, читать нужно, причем на протяжении всей жизни - она непростая для школьников; сложна и для семинаристов. Для многих моих сокурсников ее изучение представляло определенные трудности - особенно Ветхого Завета. У нас были хорошие пособия по текстам Библии, но они не для школьников.

Мне кажется, с Библией нужно знакомиться уже не в школьном возрасте – хотя изучать отдельные сюжеты из нее, конечно, можно. Нравоучительные истории еще и полезны для души. Библейские истории школьник должен знать, как мифы Древней Греции – тогда, например, в музее ему будут понятны все библейские сюжеты - а их в музее полно. Много пословиц и поговорок берут свое начало в Библии. Человеку, который ничего не слышал ни про Иова, ни про Иону, и другие вещи непонятны.

Библия оказала огромное влияние на европейскую культуру и литературу. Ее нужно знать, чтобы быть грамотным человеком. Но необходим специальный адаптированный курс, который бы помог человеку войти в сложный мир Библии, подготовить его.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

04.10.2016 09:31

Я всегда считал, что школьная программа по литературе – замечательное наследие, которое мы получили от нашего государства. Литературная программа советского периода, конечно, не во всем была составлена блестяще, но в целом она очень хороша.

Русская литература сформировалась под влиянием менталитета русского общества, воспитанного в лоне Православной Церкви. Именно благодаря литературе ученики в безбожное советское время получали первоначальные сведения о духовном наследии России – во всяком случае, о духовно-нравственных основах христианства они узнавали из произведений русских авторов. Поэтому всякое изменение должно быть обоснованным.

На мой взгляд, «Война и мир» передает дух русского народа, в этой книге говорится о семье, переживаниях юности, о влюбленности – о том, что очень важно для школьников. Батальные сцены, быть может, не имеют столь большого значения (хотя они яркие, красивые и интересные – по крайней мере, для мальчиков). Рассуждения Льва Толстого о роли личности в истории, которые можно назвать философскими, я, когда был учеником, понимал. А конец романа, философские главы, конечно, тяжеловесны, сложны для восприятия. Но, на мой взгляд, и в них есть замечательные рассуждения. Нужны ли они ученику? Мне кажется, философия делает человека человеком. Если уж говорить, что это произведение слишком велико для программы, можно его адаптировать (хотя это и звучит кощунственно). Но без «Войны и мира» представить себе русского человека невозможно.

То же касается и произведений Федора Михайловича – именно Достоевский достоверно описал русскую душу (может, даже лучше, чем кто-то другой) – мятущуюся, сложную. Он очень детально описал и борьбу с грехом.

На мой взгляд, можно ставить вопрос о том, какое из произведений Достоевского лучше изучать учащимся. Мне, например, кажется, что «Братья Карамазовы» проще для восприятия, нежели «Преступление и наказание», но и это я не берусь утверждать - вопросы, который ставит Раскольников, очень важны для юных. Несомненно, Достоевский тоже должен быть в школьной программе.

А вот включить в него полностью Библию, конечно, невозможно. И тут тоже возникает вопрос об адаптации (некоторые моменты из нее можно истолковать неправильно). Думаю, нужно выбрать либо определенные части, либо предложить вниманию школьников какой-то адаптированный текст, а можно, например, остановиться на книгах, которые дают представление о Библии, но не отражают полноту библейского повествования – как например, «Руфь» - произведение, где говорится о взаимопомощи, любви друг к другу, но не о вероучительных истинах.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

04.10.2016 09:27

Предлагать Библию в качестве альтернативы Толстому не совсем правильно: у нас все же многонациональное и многоконфессиональное государство. Нужна литература, не акцентирующая внимание на той или иной конфессии.

Проблема в том, как современная молодежь относится к книгам. Сегодня есть возможность слушать аудиокниги, смотреть видеоматериалы – все это с каждым годом все больше используется в качестве альтернативы чтению. Но современные технологии очень отвлекают, подростки очень много времени тратят, чтобы поиграть в компьютерные игры, посидеть в соцсетях… В итоге на чтение и саморазвитие не остается времени. Нужно с этим что-то делать, чтобы зависимость от гаджетов была как можно меньше. Это болезнь, и мы еще не до конца понимаем, к чему она в будущем приведет. Но родители легкомысленно относятся к этим вещам, а потом теряют время и силы, чтобы избавить ребенка от этой зависимости. Я уже не говорю про проблемы со зрением и осанкой.

Все это в совокупности отбивает охоту у детей читать. И, может быть, пока что не надо трогать наших классиков - лучше оставить их покое, а заняться тем, как привить детям любовь к чтению.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

04.10.2016 09:25

Достоевский и Толстой, конечно, поднимают сложные для школьников вопросы, но заменять их произведения словом Божьим нельзя. К тому же в Библии поднимаются вопросы не менее сложные. И решать такие вопросы следует специалистам, а не чиновникам, которые выполняют непонятно какие функции. И было бы хорошо, если бы дети этих чиновников учились в обычных российских школах, а не где-нибудь в Оксфорде – чтобы они знали, что там происходит.

Если убрать из программы такое фундаментальное произведение, как «Война и мир», дети могут его не прочесть никогда. Вообще человеку читающему свойственно возвращаться к ранее прочитанному, по-другому оценивать то или иное произведение. Но нужно всегда предполагать, что ученик, окончив школу, больше учиться не будет. Со знаниями, которые он получил, ему жить; от того, что удалось в него вложить, зависит вся его дальнейшая жизнь – и желание учиться дальше, кстати, тоже. Я считаю, нужно стараться дать ученику как можно больше, а если он не разберется в каких-то тонкостях произведений – ничего страшного, это не силам и некоторым взрослым.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

04.10.2016 09:23

Что Толстого и Достоевского ни в коем случае нельзя изымать из программы, для меня очевидно. Я помню свои школьные годы, с каким удовольствием я читал не только обязательные для программы произведения, но и то, что не входит в программу.

Школьники 16-17 лет – это взрослые юноши и девушки, они не просто могут, а должны и обязаны размышлять над философскими вопросами, потому что они входят в жизнь, у них должны быть четкие ориентиры. А русская литература - лучшая. Произведения Достоевского, Толстого, Тургенева и других авторов именно XIX века как раз и дают нам основания для нашей культуры. Выбрасывать что-то – это преступление, разрушение духовного образования нашей молодежи.

Что касается Библии, то ее, конечно, читать надо любому человеку. Но вводить ли ее в школьное образование - это скорее относится к курсу «Основы православной культуры». Библия – все же не художественная литература, и неправильно читать ее просто как занимательное изложение о праотцах. А толкование духовных текстов на уроках литературы все-таки неуместно.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

04.10.2016 09:16

Каждый, кто облечен властью, выдвинут народом, общественностью на важный пост, отвечая на вопросы журналистов, прежде всего должен думать об ответственности за каждое сказанное слово. Более того, нужно стараться давать комментарии столь понятно, чтобы у непрофессиональных журналистов не было никакой возможности их превратно истолковать, опубликовав «сенсацию».

Госпожа Вербицкая – председатель Попечительского совета фонда «Русский мир», его благословил Святейший Патриарх. Деятельность этой новой организации чрезвычайно важна.

Думаю, госпожа Вербицкая сама уже не рада, что в такой форме ответила на вопрос, вызвав такой "бум" комментариев. На мой взгляд, это не совсем корректное толкование ее высказывания. Не думаю, что человек, выдвинутый на столь высокий пост, предложил изъять из школьной программы «Войну мир». Да, это сложное произведение, - на мой взгляд, это, напротив, значит, что оно заслуживает серьезного изучения в старших классах, с пространными историческими и прочими комментариями. Соглашусь с многими моими коллегами: оно подобно произведению Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», которое называют «энциклопедией русской жизни». Не случайно весь мир не только читал этот роман, но и смотрел его многочисленные экранизации.

А Достоевский и его пророчество о Красоте, которая спасет мир, и вовсе не требует особого комментария - учить и читать этого писателя в школе необходимо!

А что касается изучения духовной литературы – здесь, разумеется, нужна конкретизация. И сегодня в школе изучают ветхозаветные истории, пророчества – в рамках курса «Основы православной культуры». Правда, в небольшом объеме, и только в 4 классе в объеме 32 часов. Да, отдельные книги Библии тяжело воспринимать и взрослым (не только детям), но это не означает, что их не нужно изучать. Нужно и полезно, не только в 4-м, но и в старших классах, и в ВУЗах. Я бы рекомендовал вслед за Вербицкой «усилить» в старших классах преподавание Писания и святоотеческого Предания, а также основ других религий - если этого хотят дети и их родители. Еще раз повторюсь, 32 часов для этого смехотворно мало – об этом не раз говорил в своих выступлениях и Святейший Патриарх Кирилл.

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

04.10.2016 09:14

Да, «Война и мир» и «Преступление и наказание» - глубоко философские произведения, но это основа нашей литературы, и неверно говорить, что именно сейчас школьники не способны их изучать и понимать. Я не считаю, что нынешнее поколение хуже предыдущих, поэтому не надо убирать романы из программы.

Что касается сакральных текстов, думаю, Церковь будет против, потому что изучать Библию в качестве художественного произведения неэтично. И потом, у нас много регионов, где преобладает ислам или буддизм. Получается, что и там надо менять программу, вводить Коран или что-то еще, и это тоже неправильно. Ни Коран, ни Библия не являются произведениями русской литературы.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также – на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".