Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Ждали чуда, но оно не произошло: парламентарии о сокращении господдержки отечественного автопрома

13.10.2016 17:42


Минэкономики предлагает значительно сократить господдержку отечественного автопрома. По мнению ведомства, надо отказаться от тотального стимулирования внутреннего спроса, так как это не мотивирует концерны снижать издержки и улучшать качество машин. Нынешние меры господдержки автопрома только "сжигают" бюджетные деньги и мешают отрасли "перестроиться под новую реальность", говорится в отраслевом мониторинге Минэкономики, пишет Newsru.com со ссылкой на "Коммерсант".

В документе подчеркивается, что на фоне 40-процентной недозагрузки российских мощностей и общего чистого убытка отрасли в 102,3 млрд руб. в 2015 году реструктуризация сектора так и не началась. Между тем для выхода из нынешнего кризиса необходимы структурные изменения — в том числе политика стимулирования игроков и рыночных перспектив в целом.

В Минэкономики указывают, что кризис 2008-2009 годов концерны не напугал, поскольку был сглажен господдержкой. Это предотвратило сокращение мощностей, но не способствовало оздоровлению отрасли. Переориентация на инвестразвитие (льготный режим "промсборки") вместе с поддержкой помогли отрасли быстро восстановиться в 2010-2012 годах, что привело к расширению мощностей. На этом фоне у игроков образовались завышенные ожидания роста внутреннего спроса, но стимулов для поиска внешних рынков сбыта не было.

В документе также сообщается, что господдержка отрасли в 2017-2019 годах может составить порядка 270 млрд руб. Распределение средств Минэкономики предлагает увязать с реализацией обязательств по "промсборке", объемом добавленной стоимости, количеством технологических операций, а также с долей экспорта в продажах.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы можете прокомментировать предложение Минэкономики? Поможет ли такая мера оздоровить отечественный автопром?

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

13.10.2016 17:44

Естественно, я отрицательно отношусь к этой инициативе Минэкономики. Фактически это попытка начать перевод автопрома полностью но рыночные отношения. Но тем самым мы не только не поможем ему развиваться – эта отрасль у нас совсем заглохнет. Ее продукция станет абсолютно неконкурентоспособной ни на внешнем рынке, ни внутри страны.

Я вообще считаю, что надо поставить определенные таможенные барьеры и, в частности, повысить таможенные пошлины на ввоз комплектующих изделий для нашего автопрома – с тем, чтобы создать как раз конкурентную среду, чтобы наши автомобили могли стать дешевле, чем ввозимые за счет пошлин. Если мы действительно хотим поддержать свой автопром, подобные регулирующие меры надо вводить обязательно. Хочу также отметить, что государственная поддержка развития автомобильной отрасли – это задача не только экономическая, но и социальная, связанная с созданием большого количества новых рабочих мест.

Не может быть никаких сомнений в том, что государство должно поддерживать и автопром, и машиностроение, всю обрабатывающую промышленность. Нам надо переходить на нормальную систему государственного управления. А для этого должно быть такое правительство, которое заинтересовано в развитии производственных отраслей. Но беда в том, что нынешнему правительству, по всей видимости, ничем неохота заниматься. Достаточно обратить внимание на ситуацию в тракторном машиностроении: тракторных заводов в стране полно, а продукции выпускается мизер. Потому мы и завозим сегодня из-за границы и самолеты, и цистерны, и даже сельхозтехнику, что правительство не желает заниматься поддержкой отечественного производства.

Сергей Катасонов

Депутат ГД РФ VI и VII созывов, фракция ЛДПР

13.10.2016 17:44

Без государственной поддержки не только автопром, но и любая другая отрасль в настоящее время у нас не выживут.

Масштабы господдержки автопрома сокращать можно, но только в том случае, если доходы населения в стране резко возрастут. Тогда бы мы сказали, что мы рублем будем голосовать за машины. Но сегодня этого нет, а потому согласиться с концепцией, предлагаемой Минэконмики, никак нельзя.

Мы понимаем, что в очередной раз ставится задача сэкономить бюджетные средства, но в результате такой экономии мы потеряли сначала судостроение, потом авиастроение. А теперь гигантскими усилиями мы пытаемся все воссоздать и тратим на это уже не сотни миллионов, а сотни миллиардов.

О чем говорят в Министерстве экономики? Давайте перестанем поддерживать своих автопроизводителей, чтобы они реально конкурировали. Но для этой конкуренции нужен потребительский спрос, а его сегодня практически нет. Поэтому выход здесь только один: продолжать поддерживать автопром в тех же масштабах. Иначе мы просто потеряем эту отрасль, как в свое время потеряли авиастроение.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

13.10.2016 17:44

Обычно в последние годы я и многие мои коллеги, экспертное сообщество ругали Минэкономики, и ругали заслуженно. Зачастую те бюджетные средства, которые выделялись по согласованию с министерством, шли на поддержку нерентабельных производств и не двигали нашу экономику вперед. А то, что Минэкономики предлагает сейчас по автопрому, по сути означает признание неэффективным курса, который проводился в последние 5-7 лет.

В этом плане я бы его инициативу поддержал. Не может не радовать, что Минэкономики меняет свою позицию в части механизмов поддержки автопрома. Мне всегда казалось, что эти механизмы работали не очень эффективно.

С одной стороны, я за то, чтобы сохранялась и определенная поддержка спроса на отечественные автомобили, чтобы многие комплектующие все в большей степени производились в России. С другой стороны, заявленная Минэкономики заточенность на конечный результат, на мотивацию к поиску при ограниченных ресурсах оптимальных решений, представляется мне совершенно верным подходом. Это говорит о том, что министерство все-таки умеет признавать свои прежние ошибки, пересматривать свою собственную политику. Очень важно, что оно стало искать новые, более эффективные варианты поддержки автопрома.

Надеюсь, аналогичный поиск будет распространяться и на другие наши отрасли. У нас много отраслей, которые тоже ждут своей перестройки. Это и авиапром, и медицинская промышленность, и другие направления, которые у нас технически отстали на десятки лет.

Так что такое начинание Минэкономики я приветствую и желаю ему успехов. Мировая экономика становится сегодня все более инновационной, внедряются все более эффективные методы организации производства, и надо уметь быстро на это реагировать.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Член Совета Федерации от исполнительной власти Брянской обл.(2015-2020) Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000).

13.10.2016 17:44

Господдержка автопрому нужна, но не такая, которая оказывается сейчас. Автопром существует в рыночной, конкурентной среде. Если у кого-то появляется возможность купить хорошую машину, он естественно выбирает с более высокими эксплуатационными качествами, более привлекательную внешне, чем "Жигули".

Если бюджет в условиях рынка поддерживает рыночные структуры, это не способствует ни улучшению качества автомобилей, ни конкуренции. То есть такие деньги действительно оказываются сожженными и сожгли их только для того, чтобы не сокращать людей, провоцируя безработицу, чтобы держать на плаву "АвтоВАЗ" и смежные с ним отрасли.

Автопром надо поддерживать, стимулируя научные разработки в области транспортного машиностроения, включая автостроение. Автопром сейчас находится на переломе самой парадигмы: появляются электромобили, идут сообщения, что вот-вот появятся какие-то новые виды транспорта. Вот в такое будущее надо вкладываться, причем не только с ориентацией на внутренний рынок, но и на внешний, чтобы быть впереди планеты всей, создавая современную, конкурентную автопромышленность.

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

13.10.2016 17:44

Поддерживать государственными деньгами отечественный автопром, конечно, нужно. Другое дело, она должна быть целевой: кому помогать, как, чем. Ну и должен быть определен индикативный результат: на что мы хотим выйти через полгода, год и т.д. Пока же никаких таких критериев и рубежей нет, автопроизводитель воспринимает господдержку просто как лишние деньги, а вовсе ни как стимул для развития, для повышения качества своей продукции.

Взять хотя бы "КамАЗ" - машина нормальная, но есть вопросы к ее качеству, сервису. Хотя завод "КамАЗ" обладает всеми возможностями для производства более качественных машин и улучшения их сервисного обслуживания. Тем более это надо быстрее делать, потому что в линии большегрузных "КамАЗов" (самосвалов) с нами уже активно конкурируют китайцы. В результате "КамАЗ" теряет рынок самосвалов, поскольку потребитель начинает выбирать китайскую продукцию как более надежную (как бы это странно не звучало).

Что касается "Жигулей", то "Жигули" остаются народной машиной, очень популярной среди сельского населения. Единственное, надо поддерживать не все модели, а выделить одну-две, которые и станут по-настоящему народными. Для этого должна быть открытая, правдивая статистика по поломкам, по отзывам людей, на основе которой и надо будет сделать выбор.

Кстати, в отсутствии контроля автопрома, в отсутствии целевого направления для этой отрасли явно высвечивается лень Минэкономики, которое не обеспечило необходимого мониторинга, не подготовило методик расчетов для эффективного использования мощностей. Они просто давали денег и ждали чуда. Но чуда не произошло, потому теперь министерство говорит, что денег не надо. Но они нужны, просто их надо использовать по-другому.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

13.10.2016 17:44

Для меня отечественный автопром – это наша машиностроительная отрасль в целом, которая находится в тяжелейшем положении. У нас слишком много импортной техники, импортных составляющих – надо стремиться переходить к своему производству.

Если же взять конкретно марку "Жигули", то здесь стоит предупредить "АвтоВАЗ", мол, либо вы совершенствуете модельный ряд, повышаете качество автомобилей, либо государство прекращает поддержку производства машин, которые часто ломаются, на которые много нареканий и которые потому люди не очень жалуют.

Помощь же всему автопрому сворачивать нельзя. Без государства наше машиностроение не поднимется, тем более кое-какие проблески у нас есть. К примеру, совместные предприятия по сбору автомобилей зарубежных брендов в России: это и Ford, и Volvo, и Hyndai, и BMW, и Volkswagen, и Skoda и т.д.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."