http://www.baikal-daily.ru/news/20/67936/

Пожалейте, люди, палачей: Священнослужители о памятниках насилию

31.10.2016 09:13


Юрист фонда "Общественный вердикт" Эрнест Мезак произвел взрывной эффект в соцсетях, опубликовав в «Фейсбуке» фотографию мемориальной таблички, установленной у входа в ИК-31 в городе Микунь Республики Коми «в знак уважения и благодарности первостроителям и сотрудникам-создателям колонии», основанной 16 августа 1937 года. В сталинские годы лагерь считался одном из самых страшных мест заключения в СССР.

Памятная табличка была открыта в августе. В очередную годовщину выхода приказа НКВД СССР N078 о создании лесозаготовительного Усть-Вымского лагеря в колонии N31 устроили праздник. Построенным осужденным зачитали приказ о создании Устьвымлага за подписью наркома Николая Ежова.

"И не стесняются же люди подчеркивать свою ментальную связь с вертухаями сталинских концлагерей. Думаю, у этого "памятника" 30 октября каждого года надо читать списки репрессированных, содержавшихся в коми-зырянских лагерях ГУЛага", - прокомментировал Мезак.

Глава "Руси сидящей" Ольга Романова, перепостившая сообщение Мезака, также язвительно прокомментировала выражение благодарности "учеников своим вертухаям-учителям". "Я даже матерных слов таких не знаю", - призналась она.

В обсуждениях многие предлагали установить рядом с табличкой в память о создателях лагеря еще один памятный знак - с указанием числа заключенных, отбывавших наказание в Микуне по политическим статьям, погибших и впоследствии реабилитированных.

Другие, впрочем, возражали: "А те сотрудники НКВД, которые в 30-50-х годах фактически отбывали заключение по другую сторону проволоки, не достойны того, чтобы их вспомнили? Обличать нужно преступников, а не поголовно всех, кто носил и носит форму". Отметим, правда, что обличение или его отсутствие – это одно, а памятный знак и приказ за подписью Ежова – это немного другое.

Напомним также другую недавнюю историю: в Сургуте, где значительная часть населения – потомки спецпереселенцев, недалеко от места, где должен расположиться монумент репрессированным, некая организация «Русский дух» установила бюст Сталину и собиралась рядом поставить памятник Л.П.Берии. Правда, бюст снесли раньше, чем они смогли развить успех, но активисты обещают вернуть его – хотя, может быть, и не на то же место.

Еще раз подчеркнем: в обоих случаях протест вызывает не попытка разобраться, где в советской истории добро, а где зло – а попытка восславить именно репрессии, которые, казалось бы, в России осуждены на самом высоком уровне; существует целая программа увековечения памяти жертв сталинских концлагерей.

Отметим также, что многие восприняли в том же ключе и установку памятника Ивану Грозному в Орле – как восхваление именно не знающего границ насилия.

«Как бы вы прокомментировали мемориальный знак «первостроителям и создателям» Устьвымлага? Почему, на ваш взгляд, памятники такого рода стали появляться в России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

31.10.2016 09:54

С одной стороны тюрьма – это что-то тяжелое, отрицательное, темное. А с другой стороны, если изучить историю Церкви в нашей православной стране, мы увидим, что очень многие святые сидели в тюрьме. Николай Чудотворец – самый знаменитый из наших святых - провел в тюрьме три с половиной года, его жестоко пытали, но он выжил, ему удалось выбраться из заточения, и он прославился чудесами. И Христос в тюрьме сидел. То есть тюремное пребывание – это крест человека. В нашей стране сейчас очень много людей в местах лишения свободы, больше, чем во всей Европе.

Люди, которые в неимоверных условиях возводили лагеря в советское время, тоже находились в рабских условиях. Еще я знаю, что в 90-е работники многих тюрем за свой счет содержали заключенных, потому что государство их не финансировало. Это тоже геройский поступок.

По большому счету, те, кто служит в местах лишения свободы, выполняют евангельские заповеди. Не будем рассматривать крайности, но основная масса служащих выполняет свой труд в неимоверных условиях. Это же, как правило, отдаленные уголки нашей страны, а люди живут там с семьями. Я был в таких местах, и видел это все. Например, в Сибири в таком поселке кроме тюрьмы или места поселения нет ничего, разве что храм православный еще может быть.

Так что очень неоднозначный вопрос по поводу того, как относиться к сотрудникам исправительных учреждений. Поэтому по поводу установления мемориальной доски нельзя судить однобоко.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

31.10.2016 09:53

Причина возникновения памятников такого рода очевидна: в нашей любимой Отчизне растет ностальгия по жесткой власти, которая не дала в свое время рассыпаться нашей державе, позволила подготовить страну к страшнейшей войне и победить. Так что на мемориальном знаке благодарность не «вертухаям и узурпаторам», а людям, которые укрепили и сохранили Отечество. Ведь каждый работал на своем месте.

Кстати, про сталинские лагеря очень много говорят, но достоверно известно, что там сидело в разы меньше людей, чем сейчас сидит в тюрьмах США.

Да, люди, которые работали в этих местах, с жестким характером, иначе нельзя, но это тоже необходимая работа по сохранению Отечества. Точно так же необходимы были великие стройки «пятилеток», когда построили железные дороги, ГЭС и многое другое.

Кстати многие, а я это знаю даже на примере своих родных, отрабатывая наказание на Севере, обеспечили себе нормальную хорошую анкету и будущее своим детям. Неплохо для людей, настроенных антисоветски! И количество людей, которые выправили свою биографию в те времена в лагерях и смогли жить дальше вполне нормально, гораздо больше, чем сейчас.

Я, например, окормляю одно из московских СИЗО и общаюсь с подследственными - у них перспектива очень тяжелая. Большинство людей, попавших в тюрьмы, выходят на свободу будущими рецидивистами. А в советское время люди возвращались и продолжали нормальную жизнь, мечтая лишь об одном: чтобы дети не повторяли судьбу родителей.

Другое дело, когда отношение к этой ситуации носит характер провокационный, как установление бюста Берии. Это, безусловно, провокация, как установление доски Маннергейму в Санкт-Петербурге. А по отношению к истории провокации допускать нельзя.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

31.10.2016 09:44

В моей семье отношение к этой кровавой странице истории однозначное – в репрессивной мясорубке погибли мои прапрадед и прадед – кузнецы на селе. Не знаю уж, чем они властям помешали.

Тройкой НКВД прапрадед, а впоследствии и его сын, были приговорены к расстрелу. Я делал запросы в архивы, и мне прислали фрагменты приговоров и допросов. Их дела шиты белыми нитками.

Кстати, у нас в Амурской области был один из крупнейших сталинских лагерей - Бамлаг; Байкало-Амурская магистраль частично построена на костях заключенных. В наших краях отбывал наказание отец Павел Флоренский. Не зря этот период нашей истории народ называл «ежовыми рукавицами».

Мы живем в век информационных манипуляций, и все эти информационные поводы – установка доски Маннергейму, памятника Грозному и так далее - раздувают специально. Правда, думаю, установка мемориального знака «первостроителям и создателям» Устьвымлага – просто резвость не по разуму некоторых сотрудников колонии. Но это тут же вытаскивают наружу, и вот начинает «полыхать».

У нас намеренно затрагивают темы, которые могут расколоть общество на две половины. Так что когда речь идет о таких одиозных личностях как Сталин, Грозный, Маннергейм, нужно сто раз подумать, прежде чем открывать памятные доски и устанавливать памятники и мемориалы.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

31.10.2016 09:39

Появление подобных знаков – попытки реабилитировать в исторической памяти, героизировать, прославить страшных тиранов прошлых веков, прежде всего таких, как Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) и Иван Васильевич Грозный. Это показатель последствий коррозии исторической памяти народа, которой оная подвергалась на протяжении всего исторического периода. А кроме того - стремление простого человека к «сильной руке», к защите.

В первом случае мы имеем дело с сознательной, последовательной политикой, с идеологической машиной, которая отрабатывала эту задачу, во втором - с безвременьем 90-х - начала нулевых, с обманом и ограблением, которым подвергся великий народ великой разрушенной страны. И этот рефрен: «перестреляйте всех коррупционеров, дайте нам Сталина» вполне понятен.

На памятный день императора Петра красноречивый вития патетически восклицал, обращаясь к усопшему: «Встань, великий Петр, и посмотри, что тут происходит». И один из присутствующих, малоросс по происхождению, спросил, зачем он его зовет, справедливо заметив: вот он встанет, и всем нам плохо будет.

Такие призывы понятны и по-человечески и исторически. Насилие над исторической памятью, культурой народа, которое было совершено в 1917 году и совершалось далее на протяжении более полувека, уничтожение лучших людей – все это не прошло без последствий.

Думаю, поиск «сильной руки» в прошлом веке (Сталина) или 500 лет назад, во времена Ивана Грозного – свидетельство утраты культурной традиции, чутья, которое вырабатывалось веками и было беспощадно прервано.

И думается мне, начать что-либо менять нужно с похорон того, что лежит в Мавзолее на Красной площади (если там еще есть человеческие останки, а не только парафин и притирки с бальзамами). Нужно убрать уродующее исторический облик Красной площади сооружение, перенести его другое место. И тогда многое станет понятно.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

31.10.2016 09:34

Это боль нашей страны – память о тех изменениях в людском сознании, которые происходили, начиная с 1917 года. Чем ближе мы к столетию этой знаменательной даты, тем больше нас мучает вопрос: что зло, а что добро? Что для России ее предначертанный историей, Богом путь, а что - данная ей реальность, из которой мы никак не можем вырваться?

Я в этом вижу проявление демонических сил, которые в начале столетия, как и век назад, пытаются ввергнуть ее в очередной омут бед и кровопролития. Всегда в начале века в России происходят такие катаклизмы, от которых мы даже через столетия не можем прийти в себя не только психологически, но и физически. Гибнет огромное количество людей, тот уникальный генетический фонд, который мог бы развивать нашу страну. Но мы должны себе сказать: все это от лукавого, дьявол хочет нас ввергнуть в гражданскую войну, страшнее которой ничего на свете нет.

И когда мы ставим тот или иной памятник, всегда видим две части людей. Одна смотрела на другую поверх дула пистолета или автомата.

Я не могу смотреть фильмы про гражданскую войну и революцию, читать об этом – все это отзывается во мне страшной болью. Я помню, как мой прадед погиб в великий голодомор, искусственно устроенный теми, кто хотел счастья для всей земли.

Мои дорогие революционеры и иже с ними, запомните раз и навсегда: никогда человечество не построит рая на земле, тем более насильственным способом. Даже Господь наш, Иисус Христос, который в любой момент может все изменить и перевернуть, тихо стучит в наше сердце, не выламывая дверь. А если уж Бог себя так ведет, давайте мы будем брать с него пример.

Каждый раз кому-то хочется заполучить каравай, который он не пек, «отобрать и поделить» и жить припеваючи. И как раз в этом я вижу причину появления таких памятников: люди отходят от Бога, от любви, видят друг в друге не братьев, а источник наживы. Наше обнищание духа как раз и есть причина появления этих памятников. Желание народа отбить его стремление к свободе к Богу и принизить его - вот в чем заключается смысл их установки. В очередной раз нам грубо напоминают, что наше место за колючей проволокой, решеткой, в казематах.

Я думаю, мы все-таки сможем дать отпор этим людям и такие памятники перестанут появляться. Как священнослужитель я не могу призывать людей к каким-то действиям, но могу призвать их к молитве, чтобы Господь вразумил их, чтобы они перестали вести себя так пагубно для нашей страны. И пожелать, чтобы Господь вразумил другую половину –она не должна быть такой пассивной, нужно активнее защищать свои жизненные ценности.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

31.10.2016 09:33

Обсуждал эту тему с коллегой и услышал даже версию, что так делают назло либералам.

Надо помнить, что люди в лагеря были отправлены политическими деятелями того времени, а не теми, кто работал в лагерях. И еще не надо забывать, что в современном обществе есть носители разных радикальных мыслей: кто фашизм поддерживает, кто ваххабизм или другие радикальные формы религиозного экстремизма, но говорить вслух об этом не решаются. И, не дай Бог, эти люди поднимут голову.

Власти нашей страны придерживаются демократических взглядов и понимают пагубность этих идей. А мы должны благодарить Бога, что живем в правильном обществе, и не надо забывать страшное прошлое. Если наша память будет короткой, найдутся те, кто захочет вернуть нас в страшное время 30-х годов.

Я считаю, что неправильно было устанавливать эту памятную доску у входа в исправительную колонию. Можно же было сделать это где-то внутри, где «красный уголок», где хранятся архивные документы. А будоражить общественность, выставляя доску на всеобщее обозрение, было ни к чему.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

31.10.2016 09:24

Работникам надо ставить памятник не там, где все видят, а там, где они служат – за стенами колонии. У нас же есть памятники погибшим милиционерам, они стоят во многих городах, но во дворе управлений МВД.

Для тех, кто посещает колонию, все ее работники кажутся отрицательными персонажами. Зачем лишний раз нервировать людей? Не знаю, чем объяснить эту инициативу, как и историю в Сургуте, но это однозначно неправильные поступки.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

31.10.2016 09:22

Наша беда в том, что мы превращаем историю в политику – взять установку памятника тому же Ивану Грозному. У нас было много хорошего, много и плохого, но многие просто не хотят знать свою историю.

Если я не ошибаюсь, репрессии в нашей стране были осуждены еще на XX съезде партии. И мемориальный знак «первостроителям и создателям» Устьвымлага» ни к чему был устанавливать было не нужно У нас еще повсюду стоят памятники Ленину - ну и пусть стоят, а устанавливать новые историческим личностям, к которым у народа двойственное отношение, мне кажется, ни к чему - это только разобщает общество. А то некоторые товарищи, которые «любят» Россию, на этом очень умело играют, поднимая волну и создавая нездоровую атмосферу.

Но знать историю своей страны, безусловно, нужно.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

31.10.2016 09:17

Установка памятных знаков в память репрессивных органов – конечно, показатель небольшого ума. В нашей истории было много различных событий - в том числе, печальных. Много было и побед, - но я не думаю, что та или иная система наказания, созданная в тот или иной период истории России, достойна памятных знаков и упоминаний.

Система наказаний необходима любому государству, от нее никуда не деться, но гордиться этим, подчеркивать значение этой системы в жизни государства - безнравственно и антиисторично. Это как раз указание на репрессивную роль государства, и особо радоваться этой его роли, в общем-то, причин нет. По большому счету это свидетельствует о недостатке исторического сознания тех, кто такие таблички устанавливает.

Думаю, памятников заслуживают как раз те невинные жертвы массовых репрессий, которые были в 30-е или иные годы отечественной истории. А подобным памятным знакам я, честно говоря, не нахожу ни морального, ни исторического оправдания.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

31.10.2016 09:16

Разумеется, такого рода мемориальные знаки говорят о нездоровой тенденции. Почему-то кому-то хочется восславить рабский труд заключенных. Если на этой табличке было бы указано, сколько заключенных погибло при основании лагеря, как на могилах павших, это выглядело бы нормально, а в нынешнем виде это похоже на издевательство.

Почему это происходит? Мир, к сожалению, сейчас охвачен конфликтами, войнами, в эти времена всегда возникает «ура-патриотизм», желание крепкой руки у власти для наведения порядка. Такую мысль могут высказывать только недалекие люди в области политической философии. Запретить, наказать - это самый простой подростковый способ решения конфликтов.

Поэтому, увы, пока не будет большего спокойствия в мире и в нашей стране, такого рода знаки будут появляться, как и бюсты Сталину, и памятники Ивану Грозному. Люди никогда не будут глубоко изучать историю и политическую философию, так как уверены, что все знают и лучше всех все понимают.

Пусть это наивно, но я обращаюсь к нашим СМИ, ведь люди смотрят телевизор и слушают радио: нам нужны аналитические передачи о нашем недавнем и далеком прошлом. Людям не хватает по-настоящему необходимой информации на эту тему.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".