Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Закон о российской нации: Мнения священнослужителей

03.11.2016 09:00


На заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, состоявшемся 31 октября в Астрахани, Владимир Путин поддержал идею разработать закон о российской нации. С таким предложением выступил заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы, экс-министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов. В его основу должна лечь Стратегия государственной национальной политики. Создание этого закона Путин отнес к вещам, «которые точно нужно реализовать». Многие участники обсуждения говорили о необходимости разделить понятия «нации» и «этносы».

См. также:
Хватит стесняться и кружить вокруг да около: парламентарии о разработке закона о российской нации

Заведующий сектором миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель в беседе с "Газетой.ru" выразил мнение, что закон должен иметь широкое практическое применение. «Если он будет о том, что всем надо дружить, — это работать не будет. Закон должен четко регулировать правоотношения российских граждан и представителей разных этнических групп — без этого он останется декларативным», — сказал эксперт и отметил, что в России как таковое отсутствует антидискриминационное законодательство.

Мукомель считает, что, несмотря на то, что гражданская идентичность в стране достаточно высока, проблема формирования «гражданской нации» в России сталкивается с достаточно сильными ксенофобскими настроениями: «Создается впечатление, что отдельные представители власти время от времени эти настроения поддерживают».

«Как Вы относитесь к этой идее? Что должен представлять собой такой закон?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

03.11.2016 09:55

Этот закон должен был быть готов еще позавчера. Мы восполняем то, чего нам не хватало последние 30 лет, а то и все 70. Закон о национальной самоидентификации и о формировании общественного мнения в отношении национальной политики внутри страны совершенно необходим.

Я смотрел заседание правительства в Астрахани. И что интересно: там полно было чиновников, но не было ни одного священника или муфтия, хотя вопрос касается этноконфессиональных отношений.

В свое время даже очень много ныне ругаемый Сталин этот вопрос решил блестяще, как ни странно это прозвучит из моих уст. И результатом этого правильного решения стало единение народа и победа в Великой Отечественной войне. А после победы 1945 года пошел процесс сокращения репрессий в отношении священников Русской Православной Церкви. С тех пор и до нынешнего времени чиновники нашего госаппарата пытаются решать национальный вопрос, косвенно привлекая представителей ведущих конфессий, почему это не было сделано сейчас – непонятно. Даже символическое их присутствие будет иметь громадное значение. А конструктивное участие обязательно приведет к решению в созидательном русле, потому что у нас сейчас настало время единения российской нации, и это самая главная внутренняя проблема страны, важнее даже, чем экономическая.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

03.11.2016 09:54

Вопрос крайне непростой, и он назрел давно. Потому что с одной стороны очевидна депопуляция русского народа, который является государствообразующим и не имеет соответствующего конституционно обоснованного статуса внутри государства. А с другой стороны - не одно столетие в состав России входит огромное количество национальностей.

Понятие «нация» вообще возникло лишь в конце XIX века, а в ХХ веке, как известно, этим понятием очень злоупотребляли нацисты. И оно не то чтобы скомпрометировано, но его можно использовать только в имперском строе, и о нации вне имперского строя говорить бессмысленно.

Путин правильно ставит вопрос, но он нуждается в серьезной проработке, осмыслении и законотворчестве, чтобы четко определять понятие.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

03.11.2016 09:34

Я не очень понимаю, что такое российская нация. Кто к ней будет относиться? У меня ассоциации с проектом советской эпохи, но тогда было 15 союзных республик, и все понимали, что есть белорусы, украинцы, казахи. Это уникальный опыт, но как таковой нации создано не было. А что получится сейчас? Русский, чеченец, ингуш будут одной нации? Это как-то странно.

Вероятно, это попытка создать подобие «плавильного котла», всех объединить. Но если это делать топорно, ничего хорошего не выйдет. Подобные глобальные проекты останутся только на бумаге, никто серьезно воспринимать их будет.

Мы не должны заниматься попытками создать общую нацию экспериментальным путем. С этой идеей могут не согласиться представители национальных меньшинств, которые гордятся своей принадлежностью к тому или иному этносу. Пусть это называется как угодно, но не нация. Мне кажется, национальная самоидентификация должна проходить естественным путем. Если человек считает себя русским, значит, он русский, якутом – стало быть, якут. Попытка расчесать под одну гребенку разноцветье и разнообразие этносов, на мой взгляд, успехом не увенчается.

Объединительную работу нужно начинать не с создания нации, а с формирования общенародной идеи, которая нас всех объединит. В советское время таковой были коммунистические идеалы. Что мы может предложить сегодня? Для меня это заповеди Божьи, - но у нас есть мусульмане, буддисты. Всем угодить невозможно, однако идеологическую дыру нужно чем-то заполнить.

Проект «Жить» Матвиенко очень хорош. Но в его основе лежит идея «Мы против войны». Она краткосрочная. Для общенародной идеи нужно выбирать более долгосрочную концепцию.

На мой взгляд, хотя наше общество полинациональное и поликонфессиональное, культурообразующим моментом послужило именно православное христианство. Я не тяну одеяло на себя, но думаю, национальную идею нужно поискать в прошлом. Быстро такие вещи не решаются.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

03.11.2016 09:30

Я, к сожалению, не знаю подробностей предлагаемого закона. Какой-то закон, к которому можно апеллировать в случае проблем, дискриминации, наверное, необходим.

Да, наша страна многонациональная, и какой-то закон, который бы координировал, объединял все остальные законы, подзаконные акты, касающихся межнациональных отношений, наверное, необходим. Единственное, что меня сразу насторожило - название «российская нация». Я не очень хорошо понимаю, понимаю, что это такое. Если имеются в виду все национальности, которые живут в России, то это российские люди, гражданское общество - в правовом смысле. Если говорить о культурно-историческом статусе, тут мы видим многообразие национальных культур, исторических процессов. Причем единство только в том, что все национальности попали в Россию тем или иным путем – добровольного присоединения, в результате военных конфликтов... Так или иначе, они вошли сначала в Российскую империю, затем в Советский союз, и наконец стали частью России.

Но всегда, когда заходит речь о многообразии культур, возникает вопрос об их взаимодействии, взаимообогащении, диалоге, а иногда и о некоторых столкновениях. Мне кажется, было бы ошибкой, если бы этот закон причесывал всех под одну гребенку.

Я вспоминаю Конституцию Советского союза, где говорилось, что создана новая историческая общность - «советский народ». Это была политическая декларация - наверное, чтобы как-то сгладить плохое впечатление, вызванное декларациями Никиты Хрущева о построении коммунизма ну и тому подобными идеологическими советскими инициативами.

Другая проблема связана с тем, что иногда называют духовностью. Если рассматривать общность людей как некую духовную общность, возникает много проблем, связанных с религиозным сознанием, религиозным вектором. Слава Богу, что большинство у нас относится к монотеистам – либо к православным, либо к мусульманам, - и Межконфессиональный совет России показал, что на уровне взаимных инициатив, которые поддерживают разные конфессии, такое взаимодействие возможно. Однако говорить об общности духовной в отношении разных конфессий неправильно.

Гуманизм, который сформировался под влиянием, с одной стороны христианского просвещения, с другой - общественно-социальных процессов, хорошо выражен в русской литературе. Школьный курс русской литературы - наше замечательное наследие, главный воспитатель современного школьника. И хотя многие не любят слово «гуманизм», думаю, все-таки словосочетание «гуманистическая культура» вполне уместно (если понимать под этим не потворство человеческим грехам и слабостям, а то, что человек – высшее творение Божье). Вот в этом смысле можно говорить о духовности, но не в религиозном, а в светско-этическом понимании. Но, конечно, о духовности в церковном понимании речи идти не поможет.

Тут, скорее, нужно, чтобы мы любили друг друга, соседствовали друг с другом и устраняли возникающие противоречия в духе любви и взаимопонимания. Вот если закон будет направлен именно на это, слава Богу.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

03.11.2016 09:28

Это очень актуальная тема. Россия изначально создавалась как многонациональное и многорелигиозное государство. А так как мир меняется, люди меняются, нужно регулировать отношения. У нас по схожим темам много законов – о сохранении идентичности, культуры, языка, так почему не должно быть закона о российской нации?

Мы знаем, и президент об этом говорил не раз, что наши зарубежные «партнеры» пытаются нас расколоть по национальному и религиозному признаку, натравить нас друг на друга. Это очень уязвимая тема, и поэтому надо уделять ей максимальное внимание. Так что закон пойдет нам только на пользу.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

03.11.2016 09:27

Россия велика не только своими территориальными размерами и бесконечными ископаемыми, а в первую очередь тем, что является многонациональным и многоконфессиональным государством. Мы пережили много испытаний, не раз давали отпор врагу, сплотившись вместе.

Политику дружественного сосуществования между народами России надо сохранить и усовершенствовать. И этому может способствовать закон о российской нации. Ведь даже в Коране сказано: «Я создал вас разным цветом кожи, говорящими на разных языках, разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга».

В СССР все народы жили дружно, осознавая себя единым советским народом, пусть у каждого и была своя национальность. Но ведь осознание единой нации пришло не просто так, для этого велась серьезная работа со стороны государства.

Сегодня этого нет, но в стране по-прежнему живет огромное количество разных народов. Потому нужен закон, в котором будет учитываться наша многонациональная особенность. И почему бы не назвать его именно законом о российской нации.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

03.11.2016 09:24

Почему бы и нет? Существовало же такое понятие как «советский народ», но в Советском Союзе в паспортах указывалась национальность. Для чего это делалось? - Чтобы показать многонациональность Советского Союза, дружбу народов.

Однако евреи выступали против так называемого «пятого пункта», желая, чтобы он исчез из паспортов. И вот свершилось - в паспортах национальность больше не пишут. Она по желанию указывается в свидетельстве о рождении, если отец и мать ребенка разных национальностей. Но тут евреи опять заволновались – стало сложно понять, кто еврей, а кто нет?

Думаю, понятие «россиянин» не может быть названием национальности. Национально - культурная автономия проводит политику, направленную на сохранение национальных особенностей – культуры, религии, языка каждой нации. Это дает уверенность, что никакая национальность не растворится и не исчезнет. Неясная самоидентификация любого этноса приведет к обеднению – многообразие различных национальных культур придает красоту российскому народу.

Но с политической точки зрения, позиционирования себя на международной арене, это правильный подход. Когда мы говорим «немец», «голландец», «американец», называем принадлежность не к этносу, но к государству. Тут я согласен: можно всех объединить под общим названием.

Но у каждой нации свои самобытные черты, выделяющие ее среди других национальностей. И это вызывает интерес других народностей. Если все дома строить безликими, с одинаковой архитектурой, глазу не на чем будет остановиться. Так и с народом – чем больше разнообразие традиций, промыслов, религий, тем больше возможности у человека познакомиться с представителями других этносов.

Так что в политическом плане я «за» понятие «россиянин», но внутри государства нужно сохранить полиэтническую структуру, которая сейчас есть в Российской Федерации.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

03.11.2016 09:23

Я не совсем понимаю, для чего нужен такой закон. У людей уже есть национальность. Ну, допустим, решили, что все будут называться российской нацией. А каковы практические шаги?

Любое начинание должно иметь под собой основу, иначе это будет еще одной структурой, непонятно, чем занимающейся. Я российский гражданин - как и все остальные граждане нашей страны. Мы все – маленькие, большие, католики, протестанты - имеем равные права. Что изменится в наших отношениях, если определят, что мы нация? – Думаю, ничего.

К сожалению, у нас начинаний много, а результата мало. Мы все время как будто только готовимся жить, а жизнь ведь очень короткая.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

03.11.2016 09:16

К сожалению, сложно пока об этом говорить предметно, поскольку никто не видел даже первичного проекта этого закона. А вот идея прописать особую роль русского народа периодически возникает, что я вполне поддерживаю и говорю, что надо начинать именно с этого, а потом двигаться дальше.

Честно говоря, с трудом представляю, что будет в законе. Пытаются внедрить термин «российская нация», и многие его критикуют, а многие путают понятия «нация», «народность» и «этнос». И странно предлагать, не раскрывая смысла предложенного.

Вот четкое определение понятий «нация» и «этнос» можно закрепить законодательно. На уровне ученых споры могут длиться бесконечно, но с помощью закона можно юридически закрепить смысл понятий. -

Анастасия Митрофанова

доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии, государственно-религиозных отношений и социологии религии Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

03.11.2016 09:15

Мне понятны причины, по которым появилась идея создания такого закона. Она проистекает из необходимости укрепить солидарность граждан России, принадлежащих к разным этническим группам, исповедующих разные религии. Намерение хорошее, но его вряд ли можно осуществить через создание нации законодательным путем. Прежде всего потому, что в России, увы, исполняются не все законы. Но это не главная причина.

Формирование национальных государств было возможно только до глобализации мировой экономики, потому что нация – это прежде всего замкнутая экономическая единица, замкнутый рынок. Можно сказать, что нация состоит из трех элементов: единая культура, единая политическая система и единая экономика.

Однако сейчас, после того как глобализация размыла сначала экономические, а потом политические и культурные границы национальных государств, никакие нации не смогут ни формироваться, ни консолидироваться, эта битва заранее проиграна. Консолидацию населения в России нужно осуществлять, но не на основе идеи нации, во всяком случае, не терминов девятнадцатого века.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...