Иерей Святослав Шевченко: Национальную идею нужно поискать в прошлом

03.11.2016 09:34

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

Комментарий к статье Закон о российской нации: Мнения священнослужителей

Я не очень понимаю, что такое российская нация. Кто к ней будет относиться? У меня ассоциации с проектом советской эпохи, но тогда было 15 союзных республик, и все понимали, что есть белорусы, украинцы, казахи. Это уникальный опыт, но как таковой нации создано не было. А что получится сейчас? Русский, чеченец, ингуш будут одной нации? Это как-то странно.

Вероятно, это попытка создать подобие «плавильного котла», всех объединить. Но если это делать топорно, ничего хорошего не выйдет. Подобные глобальные проекты останутся только на бумаге, никто серьезно воспринимать их будет.

Мы не должны заниматься попытками создать общую нацию экспериментальным путем. С этой идеей могут не согласиться представители национальных меньшинств, которые гордятся своей принадлежностью к тому или иному этносу. Пусть это называется как угодно, но не нация. Мне кажется, национальная самоидентификация должна проходить естественным путем. Если человек считает себя русским, значит, он русский, якутом – стало быть, якут. Попытка расчесать под одну гребенку разноцветье и разнообразие этносов, на мой взгляд, успехом не увенчается.

Объединительную работу нужно начинать не с создания нации, а с формирования общенародной идеи, которая нас всех объединит. В советское время таковой были коммунистические идеалы. Что мы может предложить сегодня? Для меня это заповеди Божьи, - но у нас есть мусульмане, буддисты. Всем угодить невозможно, однако идеологическую дыру нужно чем-то заполнить.

Проект «Жить» Матвиенко очень хорош. Но в его основе лежит идея «Мы против войны». Она краткосрочная. Для общенародной идеи нужно выбирать более долгосрочную концепцию.

На мой взгляд, хотя наше общество полинациональное и поликонфессиональное, культурообразующим моментом послужило именно православное христианство. Я не тяну одеяло на себя, но думаю, национальную идею нужно поискать в прошлом. Быстро такие вещи не решаются.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Абсолютное большинство россиян – 92-93% - относятся к православным с уважением и доброжелательностью – иными словами, позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповеданий или атеисты.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Там, где был призыв не сесть, а встать, не отдохнуть, а потрудиться, - этот призыв всегда находил отклик

Садриев предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний ислама. В частности, богослов констатировал, что сегодня российским мусульманам тяжело молиться так, как это предписано – сообразно суточному движению Солнца по небу. Эту практику богослов считает слепым копированием молитвенного уклада арабов при жизни пророка Мухаммеда

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)