Нельзя пытаться все отношения зарегулировать с помощью бюрократических процедур, в особенности в сфере образования, медицины и культуры. Здесь преобладающая регуляция – это не право, а мораль

Наука никогда не ответит со стопроцентной вероятностью, как произошел мир, возникла жизнь, появился человек. Но помочь осмыслить это может

Героев нельзя показывать сверхлюдьми: парламентарии о «канонизации» панфиловцев и Зои Космодемьянской

29.11.2016 17:34


Глава Министерства культуры Владимир Мединский заявил, что биографии Зои Космодемьянской и 28 панфиловцев нужно почитать как жития святых. Те, кто ставит их подвиги под сомнение, «будут гореть в аду», считает министр. Об этом он заявил в рамках памятных мероприятий в подмосковном селе Петрищево, посвященных 75-летию со дня казни Зои Космодемьянской немцами. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который также присутствовал на церемонии, тоже заявил, что считает Космодемьянскую «национальной святой».

В 2015 году Государственный архив рассекретил ряд документов, в том числе касающихся и легенды о 28 героях. Директор Госархива РФ Сергей Мироненко назвал эту историю мифом. Глава министерства культуры тогда призвал руководство Госархива не давать собственных оценок документам, а заниматься своей профессией.

В октябре 2016-го Мединский заявил: «Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые».

Это принципиальная позиция Мединского. В своей диссертации он объявил национальные интересы России «абсолютным стандартом истинности и достоверности исторического труда», ссылаясь на О.А. Платонова (автора книг «Жизнь за царя: Правда о Григории Распутине», «Россия под властью масонов», «Бич Божий. Величие и трагедия Сталина», «Масонский заговор в России» и др.)

«Космодемьянская — святая, такая же святая, как 28 героев-панфиловцев, как сотни и тысячи наших предков, отдавших свою жизнь и принявших страшную гибель за наши жизни. Относиться к их жизням можно только как к житиям святых», — сказал министр в Петрищеве. По его словам, сомневаться в их подвиге, «что-то там искать под лупой, считать, 28 или 38, — это поступать точно так же, как поступил этот полицай, который сдал ее (Космодемьянскую) фашистам. Немцы 30 серебреников сэкономили, как известно, они наградили его бутылкой самогона за это. Да горит он в аду! Как будут гореть те, кто ставит под сомнение, копается и пытается опровергнуть подвиг наших предков».

Напомним также, что собственно подвиг панфиловской дивизии, отстоявшей Москву, никто под сомнение не ставил: критика, основанная на документах Минобороны и Генпрокуратуры, касалась именно боя у Дубосекова, где якобы 28 бойцов под руководством политрука Клочкова уничтожили 18 немецких танков, но сами все полегли.

Как Вы расцениваете «канонизацию» панфиловцев и Зои Космодемьянской, совершенную Мединским? Имеет ли право историческая наука исследовать фактическую базу легендарных подвигов? Как Вы относитесь к утверждению, что «абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда» - национальные интересы России? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.


Читайте также:
Святая Зоя и святые панфиловцы: Священнослужители о легендах и святости

Дмитрий Новиков

1-й зампред комитета ГД по международным делам, фракция КПРФ

29.11.2016 17:36

Прежде всего я хотел бы отметить, что память о Великой Отечественной войне для нашего народа священна и должна таковой оставаться. Фашизм представлял собой колоссальную угрозу для всего человечества, и только наш советский народ смог справиться с этой угрозой, с этим колоссальным злом.

В советское время, в том числе и по горячим следам событий Великой Отечественной, корреспонденты, политкомиссары и страна в целом старались высветить для истории все подвиги, совершенные на фронтах войны и в тылу. А о подвиге Зои Космодемьянской стало известно еще в годы войны, он вдохновлял бойцов Красной армии и тех, кто трудился в тылу. Этот подвиг является очень важным символом стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны, и именно так к нему и нужно относиться.

Что касается Панфиловской дивизии, то она воевала в боях под Москвой в один из самых сложных, самых драматичных периодов Великой Отечественной. Бойцы сражались героически, и их подвиг тоже относится к числу величайших подвигов советского народа, как и подвиги Александра Матросова, героев Сталинграда, защитников блокадного Ленинграда и многих других советских людей, которые завоевали нам Победу в те тяжелые годы. И вот эти святые примеры мужества и героизма навсегда должны оставаться в памяти нашего народа, тем более что все они базируются на абсолютно достоверных исторических фактах. Это крайне важно и для ныне живущего, и для будущих поколений.

А историки должны просто делать свою работу, и делать ее честно. Истина состоит в том, что подвиг Панфиловской дивизии в боях под Москвой – безусловно реальный. И то, что сейчас Андрей Шальопа снял художественный фильм, посвященный этому подвигу, – тоже очень важно. Будем надеяться, что и дальше российский кинематограф будет стремиться к максимально объективному освещению событий Великой Отечественной войны. К сожалению, многое из того, что было снято у нас за последние два десятилетия, зачастую содержит очень серьезные перекосы. Достаточно привести в пример фильмы «Штрафбат», «Сволочи» и ряд других кинематографических вещей.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

29.11.2016 17:36

Наука, конечно, имеет право все исследовать, но историческая наука просто не может гарантировать достоверность всех исторических фактов. Тем более, когда то или иное событие случилось несколько веков, тысячелетий назад. Как правило, до нас оно доходит уже обросшим мифами. Однако народ, привыкая к таким мифам, формирует некую систему ценностей и ориентируется на нее в повседневной жизни.

В данном случае ситуация следующая. События Великой Отечественной войны не могут лечь в этот ряд, потому что у них есть много свидетелей, в том числе еще живых. Если брать меня, мое поколение, то для нас факты вокруг Зои Космодемьянской, подвига 28 панфиловцев настолько однозначны и не противоречат нашему видению тех событий, что мы их воспринимаем естественно, как данность. Уверен, абсолютное большинство моих ровесников, включая меня, не захотят отказываться от выработавшегося годами стереотипа восприятия тех событий. В этой связи возникает естественный вопрос: «нужно ли подвергать сомнению ту историю, зачем переворачивать все с ног на голову, ради чего все это делается?»

Вместе с тем я против попытки канонизации Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев, против проведения параллелей между ними и признаваемыми церковью мучениками. На мой взгляд, это совершенно из другой оперы, как говорится.

Евгений Серебренников

1-й зампред Комитета СФ по обороне и безопасности (Республика Хакасия). Член ЕР. Заместитель министра МЧС РФ (2002-2006)

29.11.2016 17:36

Если Мединский считает нужным почитать как жития святых Зою Космодемьянскую и 28 героев-панфиловцев – это его право. Я же далек от мысли причислять их к лику святых – мне кажется, в данном случае это не совсем уместно.

Безусловно, они Герои (в данном случае и во многих других я бы писал это слово с большой буквы). Более того, своими подвигами они причислены к национальным героям. Да, в архивах пока не найдено документального подтверждения подвига 28 панфиловцев. Но в архивном деле достаточно часто проскальзывают ошибки, с чем соглашаются сами ученые. При этом они тут же делают заключение, что подвиг 28 панфиловцев – это легенда. А зачем спешить? – надо изучать дальше. Потому думаю, история очень скоро все расставит на свои места. Факт подвига 28 панфиловцев, защитивших Москву, не мог родиться из каких-то иносказаний, легенд, это, действительно, был факт. Уверен, в недалеком будущем это окажется исторически подтверждено.

Появившееся желание пересмотреть легендарные подвиги наших героев я бы назвал неблагодарным занятием. Люди, которые этим занимаются, имеют, по моему мнению, какую-то искаженную форму своей ответственности перед историей.

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

29.11.2016 17:36

Не согласен с Мединским. Я не ставлю под сомнение сам подвиг Зои Космодемьянской и героев-панфиловцев – я ставлю под сомнение подвиг как жизнь особенных людей. Подвиг – это жизнь обычных людей, но в определенных условиях, в данном случае - в условиях военного времени, когда очень многие были способны на подвиги и совершали их. Если же мы будем показывать этих героев как каких-то необычных, сверхлюдей, людей из жития святых, то на подсознании обычных граждан мы перечеркнем их возможность также совершить подвиг, если вдруг что-то. То есть обычные люди начнут думать, что раз они не особенные, не святые, не безгрешны, то на подвиг и не способны.

Служение святых богу – это совершенно иная вещь, чем подвиг. Да, это в каком-то смысле тоже подвиг, но другой. Исходя из этого мне непонятно причисление, например, Николая II к лику святых. Ведь он не был святым, его жизнь не была безгрешной, связанной со служением богу. Не могу этого понять.

Я также считаю, что история в первую очередь должна основываться на фактах. В то же время в случае с героями-панфиловцами, если вдруг выясняется, что это была легенда, то почему бы ее не признать необходимой легендой для того исторического периода?! В истории есть же такие легенды, которые придумывались специально: их миссия была сплотить народ, выработать в сознании людей необходимую точку зрения. Так и с панфиловцами. Тогда нужен был подвиг маленькой группы для поднятия в обществе боевого духа, для поднятия значимости каждого бойца, чтобы вселить уверенность в победе в каждого советского человека. Это же было важное, благое дело!

Тем более подвигов, может быть, не совсем таких, но очень похожих, во время Великой Отечественной войны было очень много, иначе мы бы не выиграли.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Летать самолетами в России стало дешевле, чем ездить поездами. Об этом недавно сообщила Федеральная монопольная служба России. Как оказалось, стоимость перелета не отличается от поездки в плацкартном вагоне, а иногда бывает и дешевле. Накануне после приостановки из-за разногласий по тарифам РЖД возобновила продажу билетов в плацкартные вагоны на 2018 год. По решению правительства стоимость поездки по сравнению с 2017 годом не изменится.

Железняк: "Недовольства у избирателей накопилось достаточно для того, чтобы они изменили традиционный расклад голосов на выборах и оказали поддержку партии "Альтернатива для Германии", выступающей за разворот от невнятных и противоречивых общеевропейских интересов к решению внутренних проблем, с которыми страна столкнулась, в том числе, из-за провальной миграционной политики".

Жириновский: "Надо сделать нормой закона обязательный ввод второго тура. Тогда двое кандидатов, набравших максимальное количество голосов, выходят во второй тур, а избиратели еще раз смогут подумать, кого из них поддержать. А так, как сейчас ситуация складывается – всем заранее будет известно, кто победит".