Пугачев и пугачевцы: Мнения священнослужителей

23.01.2017 09:05


10 (21) января в Москве на Болотной площади был казнен Емельян Пугачев – последний знаменитый русский самозванец и руководитель крупнейшего бунта в императорской России вплоть до начала XIX века.

В России оценка Пугачевщины резко менялась. Первым движением Екатерины II после подавления восстания было по возможности стереть самую память о возмущении. С этой целью были переименованы река Яик (в Урал), Яицкое казачье войско (в Уральское), родина Пугачева Зимовейская станица на Дону (в Потемкинскую) – и т.п.

Один из первых историографов бунта, А.С.Пушкин, описывал его как жестокое и страшное возмущение, не лишенное, однако, некоторой поэтической привлекательности. Вместе с тем, он стремился понять причины и самого восстания, и его первоначальных успехов, не списывая все на пороки его руководителей. В целом такого рода оценки и доминировали в дореволюционной историографии.

С конца 30-х годов вплоть до распада СССР возобладала исключительно положительная оценка Пугачёва. Подчеркивалась жестокость правительственных войск по отношению к восставшим, но террор и насилие самих бунтовщиков не упоминались. Салават Юлаев, сподвижник Пугачева, стал фактически национальным героем башкир – и остается им до сего дня. В честь Пугачева и Салавата назвали города, улицы и другие важные объекты.

«Кажется ли вам нормальным прославление Пугачева и других участников его бунта?» - с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добросельский

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

23.01.2017 09:17

В безрассудном бунте против общественной несправедливости творятся несправедливости значительно большие. Справедливый Суд Божий нам не доступен по определению, а при бунте и суд человеческий, который по определению же несправедлив, но необходим, тоже становится недоступен из-за бушующих страстей, лишающих человеческий суд остатков рассудительности.

Христианам надобно бороться с несправедливостями общества разумно, начиная с себя, а затем, взвешенно реформируя общественные институты под максимальные в данных исторических условиях возможности, соблюсти справедливость. Тогда не будет накапливаться революционный вал нерешённых проблем, грозящий затопить всё общество.

Кроме того, бунтовщиками часто становятся те, кто просто желает погулять за чужой счёт, а словами о справедливости только прикрывается. В настоящее время Пугачёв – имя нарицательное как для первых, так и для вторых, поэтому прославление его есть подготовка будущего бессмысленного и беспощадного бунта.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

23.01.2017 09:12

Понятно, что в советское время героизация Пугачева и его сподвижников была вызвана прежде всего политическими мотивами: они рассматривались как борцы с императорской властью.

Конечно, это был страшный кровавый бунт, и Пугачев – фигура неоднозначная. Не просто же так люди шли в его войско: положение крестьянства было тяжелым. Но судить об этом надо объективно.

А что касается названий улиц и площадей, надо спрашивать мнение народа. Но чтобы решение было объективным, надо знать историю. Чтобы не получилось ситуации, как с памятником Ивану Грозному. Тоже неоднозначная фигура, но какой резонанс вызвало открытие памятника в Орле! Хотя это основатель города, и при всех своих недостатках он сделал многое для России. Так что надо уходить от крайностей и объективно рассматривать исторические события.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

23.01.2017 09:10

Всегда хочется, чтобы в истории торжествовала правда, но она затмевается нашей субъективной оценкой, наслоением истории. Нам всегда жалко угнетенных борцов за свободу, и становится уже неважно - как, когда, зачем они боролись, что в результате получилось. Вот Пугачев - борец за свободу, и мы за него будем стоять и переживать. При таком подходе никакой правды не добьешься. Это не научный, а популистский подход, который в современное время очень популярен.

Если действовать в парадигме стереотипов, что царская Россия – это власть угнетателей, а крестьяне были бесправны и угнетены, то, конечно, все понятно. Но надо изучать исторический контекст объективно, и тогда все начинает представляться совсем иначе, не так плоско, однозначно, искаженно и примитивно.

К Пугачеву у меня нет никаких симпатий, не вижу необходимости поддерживать его память. Он был самозванцем, чтобы добиться своей цели, готов был переступать через тех крестьян, которым хорошо жилось у помещиков. Множество людей погибло, ничего не добившись.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

23.01.2017 09:09

Сама жизнь заставила многих крестьян встать на сторону Пугачева: к ним жестоко относились, об отмене крепостного права никто не говорил тогда, поэтому народ поднялся. Действительно, очень много башкир поддержали Пугачева, - они хотели лучшей жизни, свободы, справедливости.

Мне кажется, после подавления восстания царскому режиму надо было изучить предпосылки бунта, а не предавать все забвению. Надо было учесть причины, требования народа, пойти на какие-то компромиссы, чтобы избежать будущей еще большей трагедии. Да, бунт был подавлен жестоко, хотя тогда такие меры применяли не только в России, так подавляли бунты и в Европе.

А большевики, конечно, к Пугачеву и его соратникам относились лояльно, считали его героем, потому что он был против царской власти, все логично.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

23.01.2017 09:08

Нужно выбрать «золотую середину». Восстание низов за справедливость и одновременно жестокость восставших по отношению к своим противникам – все надо рассматривать вместе.

В жизни ничто не проходит без последствий, - и, быть может, именно восстание Пугачева привело в итоге к отмене крепостного права? С другой стороны, восстание не стало, к сожалению, уроком для существующей царской власти: не научило защищать государство от насильственных бунтов.

Возможно, выход был в конституционных изменениях. Например, если бы у Пугачева и его соратников была возможность подать свой голос в парламенте, бунта бы не было. То есть демократизация, которая тогда была нужна, в России не произошла. В результате Октябрьская революция, которая случилась спустя почти полтора века, свергла царский строй, и на долгие 70 лет страна была ввергнута в большевистскую диктатуру.

А то, что Пугачева прославляли в СССР, логично. Он был предвестником событий, который произошли в октябре 1917 года, он был против царской власти, а потому угоден большевикам.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".