Мы не собираемся ни на кого нападать, но если нас вынудят, ответим серьезно. Россия ничего не боится

Между реальной деятельностью Владимира Ульянова и тем представлением о нем, которое вложили, «впечатали» в сознание наших соотечественников, нет почти ничего общего

Кто мы - викинги или скифы? Мнения священнослужителей

24.01.2017 09:04


Фильм «Викинг» снискал необычайный успех в российском кинопрокате, собрав за десять дней 1,2 миллиарда рублей.

Картину похвалил Владимир Путин. «С удовольствием посмотрю фильм еще раз», — признался Путин и охарактеризовал кинокартину как «художественное, а не документальное произведение».

При этом «Викинг» подвергся масштабной критике:
- некоторым православным не нравится, что князь Владимир изображен жестоким, грязным, похотливым убийцей (но таким же Владимира в бытность его язычником изображают и источники, включая житие);
- оппозиция рассматривает фильм как еще один пример «кремлевской культурной пропаганды, которая отравляет и искажает образ России».
- русские националисты считают, что фильм оскорбляет великую российскую культуру, пишет норвежская газета «Aftenposten» (перевод на сайте «ИноСМИ»).

Известный публицист Денис Драгунский объясняет успех картины тем, что «фильм попал в „десятку“ наших национальных устремлений». «Мы не оттуда, где пустыня и тайга, степь или монгольская кочевая деревня. Мы хотим быть из Скандинавии. Никакие мы не скифы и не азиаты. И не были ими никогда, — пишет известный писатель, политолог и комментатор. — Мы — викинги. Мы хотим быть из Скандинавии!» - пишет он, обыгрывая известные строчки Блока «Да, скифы - мы, да, азиаты – мы, - С раскосыми и жадными очами!»

Драгунский считает, что популярность фильма — знак, что большинству русских не нравится «евразийский» взгляд на восток, в сторону Китая. «Мы должны сказать всему миру и, главное, самим себе, что мы — исконно европейская страна. Культурно, духовно, языково и даже династически, если для кого-то это важно», — заключает критик.

«Видели ли вы сами фильм «Викинг»? Что вы о нем думаете? Чем объясняете его успех у зрителей? Согласны ли вы, что «никакие мы не скифы и не азиаты и не были ими никогда»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

24.01.2017 09:28

По тем эпизодам, которые я видел в рекламных роликах, и по прочитанной критике, у меня тоже есть вопрос: почему князя Владимира называют викингом, когда он им никогда не был? У нас есть в летописях варяги-русь, и это были русские воины, а не норманны. Более того, насколько мне известно, проведенные генетические исследования доказывают, что норманнского элемента в останках Рюриковичей нет. И норманны не могли построить нашу государственность, потому что сами ее не имели. Поэтому уже в исходной позиции заложено лукавство, или это дань каким-то конъюнктурным соображениям. Это не есть фильм, который должен формировать наше представление о переходе от язычества к православию, и это не есть исторический образ князя Владимира.

Не соглашусь с Драгунским. Мне кажется, в последнее время отпало желание быть ближе к Западу. У трезвомыслящего народа желание быть европейцами постепенно сходит на нет. И сегодня я даже не знаю таких, кто по-прежнему хранит восхищение европейской цивилизацией и культурой. Запад оказался неспособен противостоять натиску исламизма, сатанизма в виде всяких гей-сообществ, ювенальной юстиции и прочему. И у меня очень много в ближнем и дальнем окружении людей, которые уже не хотят быть европейцами, как и не хотят быть азиатами. Понемногу проявляется желание быть самими собой, - русским народом.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

24.01.2017 09:18

Мне понятно, что интерес к истории государства неподделен и естествен. Он дополнительно поддерживается тем, что у многих людей нет уверенности в «школьном» изложении истории, которое не соответствует археологическим и историческим открытиям ХХ века. В связи с этим рождается желание осветить темные времена истории, изложенные неточно или с иными акцентами.

А кино позволяет человеку очень убедительно показать любую, даже не соответствующую действительности картину мира. Поэтому успех «Викинга» можно объяснить работой сценаристов, интересом людей к истории и тем, что официальная наука звучит в наши дни неубедительно: исследования особо не ведутся, книги выходят малыми тиражами. И на поверхности остается то, что соответствует запросам торговли и рекламы. В этой связи я приветствую интерес к фильму. Правда, тревожно, что нет внятного доходчивого ответа научного сообщества на изображенную картину мира.

С точкой зрения Драгунского я согласен, потому что она соответствует археологическим находкам ХХ века. Остается пока не восполненным информационный пробел, который не позволяет провести четкую границу между тем, за что наука ручается, и тем, что составляет предмет наших фантазий, необоснованных предположений и даже мечтаний. А такая граница должна быть. Мы не можем отказываться от мифов, мифотворчества, но когда идет четкая привязка к историческим личностям и событиям, которые есть в учебниках, мы должны либо объяснить разницу и сказать, что учебник неправ, изложение ветхое и неверное, - либо говорить, что такая трактовка истории красива, но не соответствует действительности.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

24.01.2017 09:13

Фильма я пока не видел и сужу о нем главным образом по отзывам других. Мое знакомство с ним началось несколько лет назад: один из режиссеров этой картины, когда только начали ее снимать, мне показывал то, что в последствии стало рекламным роликом фильма: две минуты экранного времени – сцена в лесу, где из-за заснеженных елей врываются всадники. И хотя съемки тогда были приостановлены, но у меня уже возникла уверенность, что этот фильм я хочу посмотреть.

Что касается кассовости, то в мире рекламы неважно, что говорят, - важно, чтобы вообще говорили. Скандальная оценка создает больше рекламы продукту, чем не скандальная. Соответственно вал критики тоже «подогрел» интерес – ругают, значит, надо посмотреть.

Среди этой критики мне отдельно хотелось бы отметить мнение автора романа «Язычник», который лег в основу этого фильма. Кстати, таким было первое название фильма. Автор говорит, что вкладывал иную идею, чем отразили в фильме. Но режиссерская команда тоже говорила, что вначале была одна идея, но те, кто продолжил снимать, пошли по другому пути. Есть еще мнение некоторых реконструкторов, - сам я не разбираюсь в художественном реквизите, который использовался, но утверждается, что есть некоторое количество несовпадений в одежде и атрибутике, несоответствие с эпохой, что видно на экране.

Но хочу подчеркнуть, что всякую критику, - а у нас вообще в известном смысле отсутствует культура критики, - стоит делить, по крайней мере, на десять, а то и больше. Надо понимать, что снимался не документальный и не учебный фильм, где должно быть полное соответствие историческим реалиям. Снимался художественный фильм. И как историк скажу: не стоит путать художественный образ князя Владимира с историческим образом святого.

Сравнивая этот фильм с другим патриотическим нашумевшим фильмом «28 панфиловцев», отмечу, что можно было обойтись без любовных линий, драм чувств и прочего, как это сделали как раз в фильме о панфиловцах. Как меня уверял в период работы на «Мосфильме» один режиссер, кино не может существовать без постельных сцен. Но я уверен, что современный кинематограф вполне может справиться и без этого. Вместо того чтобы апеллировать к низменным человеческим инстинктам, нужно ставить иную задачу. Вот в «28 панфиловцах» именно так и сделали, отчего кино только выигрывает.

Наивным заблуждением и глупостью или осознанным введением в заблуждение будет мнение о том, что искусство находится вне идеологии. Идеология есть основа политики, а искусство прямо через идеологию связано с политикой. Деидеологизированного искусства не существует. И в этом смысле обращение к исторической тематике неизбежно. Если мы будем «Иванами, не помнящими родства», мы перестанем быть государством. И в настоящий момент мы государством являемся условно. Мы не дали честной оценки событиям, которые произошли 100 лет назад, тем людям, которые пришли к власти, и даже не предали до сих пор земле главного виновника. Поэтому так важно обращение к исторической тематике в кино.

Я абсолютно уверен, что язычество было куда более ужасным, кровавым и разрушительным, чем оно показано в фильме. Это действительно особый мир, который не породил культуры, - только ужас перед беспощадностью богов и память о человеческих жертвоприношениях. Это страшный мир, из которого вырвался не человек, проживший долгую жизнь, не уже убеленный сединами и украшенный мудростью старец, а юноша – совсем молодой человек. Вдруг что-то произошло в его сердце, и у него хватило воли, силы, чтобы это преодолеть.

Так что этот фильм, несомненно, явление. Возможно, не вполне удачный, но закономерный, естественный и необходимый.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

24.01.2017 09:11

Я смотрел урывками, видел рекламные трейлеры. Первое, что мне резануло слух, это то, что князя Владимира связали с викингами и Скандинавией. Как-то совсем это не клеится. В учебниках истории не припомню такой версии.

Знаю, что многие не в восторге от фильма. Он, конечно, красочный, снят красиво, спецэффекты зрелищные, но какой-то он пустой. И даже не знаю, чем объяснить успех. Фильм действительно жестокий и кровавый. Кстати, дочь моя смотрела этот фильм в кинотеатре и на нее, современную девушку, фильм впечатления тоже не произвел. Так что теряюсь в догадках, кто эти люди, которым понравился фильм с таким обилием сцен насилия, не отражающий исторической реальности.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

24.01.2017 09:09

О фильме я много слышала и хочу посмотреть. Его успех, на мой взгляд, объясняется тем, что наконец-то идет обращение к реальной истории. Те фильмы, анонсы которых я регулярно вижу, - как правило, «проходные» и пошлые комедии, ориентированы на низменные инстинкты, они не подтягивают зрителя на уровень выше, а наоборот.

В случае с «Викингом» сюжетная тема достойная, а говорят, и снято хорошо. Я слышала мнение уважаемых православных и воцерковленных профессоров, занимающихся этим периодом истории, и общее впечатление положительное. Критики ссылаются на искажение некоторых исторических фактов и деталей. Так что хочется пожелать, чтобы сценаристы консультировались у ведущих специалистов-историков, ученых, которые работают с архивами и первоисточниками.

Президенту фильм понравился, мне кажется, потому что тема сюжета из разряда вечных, которые обеспечивают успех, - как тема любви, жизни, смерти, предназначения человека. А тут вечный спор об истоках истории. Хуже, когда вообще замалчивают и не говорят об этом, а тут даже при каких-то недостатках фильма все равно у зрителей возник интерес. Пробудить интерес к этой теме – уже отлично! То есть тут воспитательный момент, - что, видимо, и оценил Владимир Путин.

Я не согласна, что «мы не азиаты и не скифы». Вопрос «Востока и Запада» внутри нашей страны вообще очень сложный, им занимаются историки, философы, литературоведы. И с налета, помахивая саблей, нельзя сказать, - мол, мы не Запад или не Восток.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

21 апреля ВС РФ удовлетворил иск Минюста, признав экстремистской «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России». Суд постановил ликвидировать организацию и запретить ее деятельность на территории РФ. Вместе с головным центром ликвидируются 395 организаций, входящих в его структуру.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Вспомним, как возрождался храм Христа Спасителя, когда кричали, - мол, не допустим, чтобы крест православного храма возвышался над Москвой.

Ранее с аналогичной инициативой выступили в министерстве внутренних дел МВД России. Начальник отделения по борьбе с педофилией Сергей Алабин предложил ввести обязательную геномную регистрацию мигрантов для раскрываемости преступлений против половой неприкосновенности детей.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР