Мы не собираемся ни на кого нападать, но если нас вынудят, ответим серьезно. Россия ничего не боится

Между реальной деятельностью Владимира Ульянова и тем представлением о нем, которое вложили, «впечатали» в сознание наших соотечественников, нет почти ничего общего

Священник Филипп Ильяшенко: Язычество было куда более ужасным, кровавым и разрушительным, чем оно показано в фильме

24.01.2017 09:13

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Комментарий к статье Кто мы - викинги или скифы? Мнения священнослужителей

Фильма я пока не видел и сужу о нем главным образом по отзывам других. Мое знакомство с ним началось несколько лет назад: один из режиссеров этой картины, когда только начали ее снимать, мне показывал то, что в последствии стало рекламным роликом фильма: две минуты экранного времени – сцена в лесу, где из-за заснеженных елей врываются всадники. И хотя съемки тогда были приостановлены, но у меня уже возникла уверенность, что этот фильм я хочу посмотреть.

Что касается кассовости, то в мире рекламы неважно, что говорят, - важно, чтобы вообще говорили. Скандальная оценка создает больше рекламы продукту, чем не скандальная. Соответственно вал критики тоже «подогрел» интерес – ругают, значит, надо посмотреть.

Среди этой критики мне отдельно хотелось бы отметить мнение автора романа «Язычник», который лег в основу этого фильма. Кстати, таким было первое название фильма. Автор говорит, что вкладывал иную идею, чем отразили в фильме. Но режиссерская команда тоже говорила, что вначале была одна идея, но те, кто продолжил снимать, пошли по другому пути. Есть еще мнение некоторых реконструкторов, - сам я не разбираюсь в художественном реквизите, который использовался, но утверждается, что есть некоторое количество несовпадений в одежде и атрибутике, несоответствие с эпохой, что видно на экране.

Но хочу подчеркнуть, что всякую критику, - а у нас вообще в известном смысле отсутствует культура критики, - стоит делить, по крайней мере, на десять, а то и больше. Надо понимать, что снимался не документальный и не учебный фильм, где должно быть полное соответствие историческим реалиям. Снимался художественный фильм. И как историк скажу: не стоит путать художественный образ князя Владимира с историческим образом святого.

Сравнивая этот фильм с другим патриотическим нашумевшим фильмом «28 панфиловцев», отмечу, что можно было обойтись без любовных линий, драм чувств и прочего, как это сделали как раз в фильме о панфиловцах. Как меня уверял в период работы на «Мосфильме» один режиссер, кино не может существовать без постельных сцен. Но я уверен, что современный кинематограф вполне может справиться и без этого. Вместо того чтобы апеллировать к низменным человеческим инстинктам, нужно ставить иную задачу. Вот в «28 панфиловцах» именно так и сделали, отчего кино только выигрывает.

Наивным заблуждением и глупостью или осознанным введением в заблуждение будет мнение о том, что искусство находится вне идеологии. Идеология есть основа политики, а искусство прямо через идеологию связано с политикой. Деидеологизированного искусства не существует. И в этом смысле обращение к исторической тематике неизбежно. Если мы будем «Иванами, не помнящими родства», мы перестанем быть государством. И в настоящий момент мы государством являемся условно. Мы не дали честной оценки событиям, которые произошли 100 лет назад, тем людям, которые пришли к власти, и даже не предали до сих пор земле главного виновника. Поэтому так важно обращение к исторической тематике в кино.

Я абсолютно уверен, что язычество было куда более ужасным, кровавым и разрушительным, чем оно показано в фильме. Это действительно особый мир, который не породил культуры, - только ужас перед беспощадностью богов и память о человеческих жертвоприношениях. Это страшный мир, из которого вырвался не человек, проживший долгую жизнь, не уже убеленный сединами и украшенный мудростью старец, а юноша – совсем молодой человек. Вдруг что-то произошло в его сердце, и у него хватило воли, силы, чтобы это преодолеть.

Так что этот фильм, несомненно, явление. Возможно, не вполне удачный, но закономерный, естественный и необходимый.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

21 апреля ВС РФ удовлетворил иск Минюста, признав экстремистской «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России». Суд постановил ликвидировать организацию и запретить ее деятельность на территории РФ. Вместе с головным центром ликвидируются 395 организаций, входящих в его структуру.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Вспомним, как возрождался храм Христа Спасителя, когда кричали, - мол, не допустим, чтобы крест православного храма возвышался над Москвой.

Ранее с аналогичной инициативой выступили в министерстве внутренних дел МВД России. Начальник отделения по борьбе с педофилией Сергей Алабин предложил ввести обязательную геномную регистрацию мигрантов для раскрываемости преступлений против половой неприкосновенности детей.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР