Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

http://www.r66.fssprus.ru/news/document21201129/

Судебная система в России стала неработоспособной: Мнения парламентариев

25.01.2017 18:11


Вокруг арбитражных судей разгорается скандал.

Как пишет газета "Коммерсант", на этой неделе Высшая квалификационная коллегия судей России (ВККС) рассмотрит представления сразу на трех арбитражных судей. СКР рассчитывает получить согласие на привлечение бывшего судьи столичного арбитража Ильи Корогодова к уголовной ответственности за мошенничество; председатель Арбитражного суда Московского округа настаивает на прекращении полномочий судьи по налоговым делам Веры Черпухиной, грубо нарушавшей процессуальное законодательство. Наконец, досрочно может быть отправлен в отставку судья Десятого арбитражного апелляционного суда Сергей Мальцев, которого партнер его отца по бизнесу обвинила в ведении коммерческой деятельности. Прослушав записи телефонных переговоров с судьей, сделанные заявительницей, комиссия ВККС пришла к выводу о том, что им допущены нарушения кодекса судейской этики.

Напомним, что, выступая на недавнем съезде судей, президент России Владимир Путин отметил, что требования к судебному корпусу в силу его обширных процессуальных полномочий должны быть повышенными, а чистота судейских рядов является важнейшим приоритетом.

По словам ведущего эксперта Центра развития современного права Дмитрия Морева, "данный подход, по сути, сейчас и демонстрируют Верховный суд и ВККС", "вытаскивающие на поверхность вопиющие случаи нарушений судейской этики и очищающие судейское сообщество от недобросовестных судей".

"Бескомпромиссность позиций, занимаемых как председателями судов, вносящими представления о привлечении к ответственности, так и органами судейского сообщества, может являться сигналом о "нулевой терпимости" руководства системы к грубейшим процессуальным нарушениям и вызывающему игнорированию сложившейся правоприменительной практики",— полагает господин Морев.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию? Нужна ли нам в связи с этим судебная реформа?

Михаил Емельянов

Депутат ГД РФ II-VII созывов, заслуженный юрист РФ, член «Справедливой России»

25.01.2017 18:18

Видимо, ситуация с недобросовестностью отдельных судей стала уже нетерпимой, поэтому и решили более активно бороться с теми негативными явлениями, которые наблюдаются в судейском корпусе.

Нужно ли в связи с подобными случаями задумываться о проведении очередной реформы? Вы знаете, попытки реформирования судебной системы - это проблема, с которой Россия сталкивается уже много лет, наверное, еще со времен горбачевской перестройки. Как только мы усиливаем независимость судей, их неприкосновенность, то тут же сталкиваемся с безответственностью судей, с невозможностью привлекать их к ответу за коррупцию и необъективные решения. Как только мы ослабляем их независимость и неприкосновенность, тут же возникает "телефонное право" и административное давление на судей. Считаю, что из этого порочного круга можно выйти только путем тщательного кадрового подбора судей.

Мы увлеклись реформами и часто пытаемся подменить ими тщательную кадровую работу, где у нас сегодня явные пробелы и недостатки. Необходимо усиливать работу в области подготовки и подбора судей, предъявлять больше требовательности к кандидатам на судейские должности. Нужно заранее, а не постфактум, собирать о кандидатах информацию, позволяющую понять, как они проявляли себя на предыдущей работе, как проявляют себя в быту. Это обычная кадровая работа, которую нельзя заменить никакими институциональными реформами.

Алексей Александров

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР

25.01.2017 18:18

Начну с того, что описанный случай не является из ряда вон выходящим. ВККС может рассматривать представления как сразу на трех арбитражных судей, так сразу и на триста арбитражных судей. Потому это никак не повод для судебной реформы.

И вообще, хватит реформ! Все реформы – яд! Когда каждый день кто-то предлагает какую-то реформу, когда каждый день начинается какая-то реформа – это опаснейшая тенденция. В лучшем случае ежедневные реформы – глупость. Однако я подозреваю, что в большинстве случаев это не чья-то глупость, а умышленный шаг, направленный на разрушение государственно-правовой системы.

Что касается неприкосновенности судей, то лично я убежден, что неприкосновенность должна распространяться только на президента и парламентариев как на политиков (они не профессионалы), и на дипломатов как на представителей процесса международного сотрудничества. Все остальные институты к политическому иммунитету не должны иметь никакого отношения. Но на них должна распространяться процедура повышенной сложности привлечения их к уголовной ответственности. То есть если обычного гражданина к уголовной ответственности может привлечь следователь районного звена, то людей, имеющих, так скажем, профессиональный иммунитет, к уголовной ответственности может привлечь следователь более высоких позиций – областного, федерального уровня.

Ну и конечно, каждый случай с судьей должен разбираться отдельно, осторожно и объективно, чтобы не было бы массового привлечения судей к ответственности, чтобы не повлиять на их независимость.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Член Совета Федерации от исполнительной власти Брянской обл.(2015-2020) Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000).

25.01.2017 18:18

Скажу сразу: неприкосновенность судей оправдана. Более того, их неприкосновенность шире, чем у депутатов: депутаты после сложения полномочий неприкосновенности лишаются, судьи же обладают иммунитетом даже на пенсии.

Но больше всего меня волнует вопрос независимости судей – "насколько они независимы?" Дело в том, что по Конституции судебная власть независима, что подразумевает независимость каждого отдельного судьи. Однако здесь уместно вспомнить Гашека, который очень точно заметил, описывая одного из своих героев: он был независимый корреспондентом независимого журнала, от редактора которого очень сильно зависел.

Так и в вопросе с судьями. Любой судья жестко завязан на председателя суда. Председатель суда – это не конституционная фигура, а та, которую, по сути дела, выстроила административная вертикаль в судебной системе. Таким образом, поскольку сегодня суд самостоятельным не является, реформа, конечно, нужна.

На необходимость проведения реформы указывает и неординарная ситуация, описанная "Коммерсантом". Она лишний раз доказывает, что судебная система стала неработоспособной.

Минувшей осенью я внес в Госдуму законопроект (сейчас начинается его изучение думскими комитетами), по которому если вышестоящий суд три раза отменяет решение одного и того же судьи, этого судью дисквалифицируют, причем не вдаваясь в подробности: взятку он взял, или некомпетентен, или еще какая причина. Если вышестоящий суд считает, что этот судья плохо судит и раз это система, то, как говорится, до свидания.

Кроме того, мы с коллегами начали подготовку еще одного пакета документов, в частности, по ликвидации председателей судов, перевода апелляционной и кассационной инстанций из областных судов на региональный субъектовый уровень. Ведь что получается: председателю областного суда, который, что называется, отец, мать и воинский начальник для судей, подчиняется и апелляция, и кассация. То есть сразу понятно, что на уровне области существует жесткая вертикаль, где "вплетенные" в нее живут по принципу "своих не сдаем". Если же апелляционный и кассационный суды вынести на уровень округов, они станут независимыми.

Предлагаем мы также поменять статистику в отношении апелляционных судов. Сейчас главный показатель – количество рассмотренных дел. Но для апелляционных судов таким показателем должно быть количество оправдательных приговоров.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

25.01.2017 18:18

Информация, представленная газетой "Коммерсант" обществу 24 января с.г., о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС) в отношении некоторых судей, первоначально дает основания для обращения к действующему законодательству, в частности, к федеральным законам "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и "О статусе судей в Российской Федерации". Как представляется, именно нормы этих законов помогут, не сомневаюсь, хорошо разобраться в полномочиях самой коллегии и критериях, которым должен соответствовать каждый судья по всей иерархии судебной системы. ВККС является одним из высших органов судейского сообщества, формируемым в количестве 18 человек из числа судей всех без исключения судебных инстанций путем выборов на Всероссийском съезде судей, в количестве 10 человек из числа представителей юридической общественности назначаются Советом Федерации и 1 представителя президента России - всего 29 членов коллегии.

Все полномочия ВККС предусмотрены статьей 17 первого из названных законов. В контексте статьи в "Коммерсанте" хочу обратить внимание на такие полномочия ВККС как: приостанавливать, возобновлять либо прекращать полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливать, возобновлять либо прекращать отставку председателя, заместителей председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и их заместителей.

Считаю необходимым привести норму из статьи 3 второго из названных законов. В частности, судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами. Пересказывать статью не имеет смысла. Но ее главную мысль следует привести, а именно: ВККС предстоит рассмотреть представления сразу на трех арбитражных судей. СКР рассчитывает получить согласие на привлечение бывшего судьи столичного арбитража Ильи Корогодова к уголовной ответственности за мошенничество; председатель Арбитражного суда Московского округа настаивает на прекращении полномочий судьи по налоговым делам Веры Черпухиной, грубо нарушавшей процессуальное законодательство. Наконец, досрочно может быть отправлен в отставку судья Десятого арбитражного апелляционного суда Сергей Мальцев, которого партнер его отца по бизнесу обвинила в ведении коммерческой деятельности. Прослушав записи телефонных переговоров с судьей, сделанные заявительницей, комиссия ВККС пришла к выводу о том, что им допущены нарушения кодекса судейской этики.

Все перечисленные вопросы входят в компетенцию ВККС. Давать какие-либо прогнозы по предстоящим решениям считаю для себя некорректным. Прежде всего по той причине, что законом запрещено любое вмешательство в деятельность судебной власти и органов судейского сообщества, а также в связи с тем, что для правильной оценки необходимо подробное ознакомление с материалами в отношении каждого из упомянутых судей. Изложенная в статье острая информация - это поводы и основания для подробных проверок и решений судеб упомянутых в статье судей. Представитель СК вправе доказывать при рассмотрении ВККС их представления о даче согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого и избрании меры пресечения. Позиция СК основана на нормах Уголовно-процессуального кодекса, предписывающих усложненную процедуру возбуждения уголовного дела (глава 52 УПК).

В связи с изложенной в статье информацией на поверхность выходят две крупные проблемы. Первая из них заключается в необходимости совершенствования и повышения эффективности защиты судебной системы от проникновения преступности. Сегодня эту функцию осуществляют соответствующие органы исполнительной власти, имеющие, кстати, свои службы собственной безопасности для защиты от проникновения преступности. Видимо, настала пора обсудить в более наступательной форме идею о создании при Судебном Департаменте Службы собственной безопасности по защите судебной системы от преступности, при координирующей роли организации ее работы со стороны председателя Верховного Суда РФ.

Вторая проблема заключается в необходимости публичного обсуждения идеи об увеличении числа представителей общественности в состав ВККС и других квалификационных коллегий судей, расширив полномочия этих представителей по осуществлению более эффективного общественного контроля. Сегодня представители общественности обладают равными правами с судьями, входящими в состав коллегий. Но их численный состав значительно меньше судейской части численного состава той или иной коллегии (выше мною приведен численный состав ВККС - 29 членов, представителей общественности только 10). При этом должен обратить внимание на Лиссабонскую хартию по законам об органах судейского сообщества, по которой усматривается, что входящие в состав коллегий, помимо судей, другие члены не должны превышать численный состав более 50 %. При этом необходимо категорически исключить, чтобы под видом представителей общественности в состав коллегий попадали бывшие судьи, следователи, адвокаты, нотариусы.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Набиуллина будет стремиться подавить всплеск инфляции теми методами, которые она применяла и раньше. То есть, будет увеличиваться процентная ставка для реального сектора экономики, и за счет этого будут пытаться снизить инфляцию. Это значит, что если Центробанк будет снова задирать такие кредитные ставки, какие у нас уже когда-то были, в 15% и больше, то ни о каком развитии экономики не может быть и речи. Для производства это по сути означает, что прожить можно только сегодня, а завтра умереть..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."