Собор-музей или музей-собор? - Парламентарии о передаче Исаакия Русской Православной церкви
14.02.2017 11:13
В этот же день чуть ранее у Исаакиевского собора прошел Крестный ход, собравший сторонников возвращения собора РПЦ. В церемонии принял участие депутат Госдумы Виталий Милонов, добавляет газета.
Власти Санкт-Петербурга решили передать Исаакиевский собор РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет. При этом музейно-просветительские функции Исаакия и его юридический статус будет сохранен — его владельцем останется город.
Несмотря на продолжающуюся бурную дискуссию вокруг судьбы собора, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда не считает, что в обществе произошел раскол. Он также не верит, что в Санкт-Петербурге будет проведен референдум о статусе собора.
"Я бы сказал, что подобный референдум является экзотическим способом исполнения федерального закона. Если он будет проведен, то никакого правового поля у нас вообще не останется", — приводит его слова "Росбалт".
Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как бы Вы прокомментировали ситуацию, касающуюся статуса Исаакиевского собора? Каким путем должен решаться этот вопрос?
Читайте также: Храм и музей: Мнения священнослужителей
14.02.2017 11:17
Как известно, сочетание храм-музей, а не музей-храм – это мировая практика. На меня, к примеру, посещение храма, в котором находится музей, действует сильнее, чем посещение музея, где расположен храм – восприятие совершенно иное. В храм вошел – шапку снял, перекрестился и тут же растворился в атмосфере (мысли сразу пошли, что называется, в нужном направлении). В музее же не ощущается такого благоговения.
Думаю, пока никаких иных решение принимать не стоит - еще немного и страсти улягутся.
14.02.2017 11:17
Что касается позиции нашего комитета, то в ситуации с Исаакиевским собором нас волнуют три основных момента. Это соблюдение законодательства при его передаче, соблюдение прав музейных работников, которые, если захотят, должны продолжать там трудиться. И третье, чего нужно добиваться, – это сохранения на должном уровне всех музейных ценностей, чтобы в дальнейшем они ни в коем случае не подвергались какому-либо сомнительному содержанию.
Законодатели заботятся о том, чтобы все происходило в рамках правового поля, чтобы все было сохранено, чтобы ничему и никому не был нанесен урон. Поэтому мы, и в особенности наши коллеги-депутаты, представляющие Санкт-Петербург, будем делать для этого все возможное в рамках своих полномочий.
Если говорить об идее референдума, то стоит отметить, что с этой идеей нередко выходят те, кто считает, что их позицию разделяет большинство. Между тем, мои коллеги, которые проводили опросы среди петербуржцев, пришли к следующему выводу. Те, кто выступает против передачи собора РПЦ, – они просто более активны в своих действиях. А вот их оппоненты – они, как правило, ведут себя сравнительно пассивно, и поэтому кому-то может показаться, что их меньше.
В любом случае, хочу подчеркнуть: если вдруг появятся хоть малейшие основания говорить о нарушении закона, если в процессе, связанном с будущим Исаакиевского собора, кто-то увидит нарушение чьих-то прав, то пусть направляет нам сведения об этих фактах. Мы будем обязательно их рассматривать и обязательно на них реагировать. Пока же в дискуссии вокруг собора мы видим только эмоциональную сторону вопроса.
14.02.2017 11:17
Давайте разберемся, что представляет собой самое здание Исаакия. Когда говорят, что это музей, то всегда надо уточнять, а музей чего? Это же не музей флота, не музей картин или книг. Это музей собора, посвященный архитектуре, творениям русских зодчих. Но ведь само здание изначально строилось именно как собор! И по сути городские власти предлагают, чтобы для наибольшего соответствия изначальному замыслу это был не музей-собор, а собор-музей. Наверное, это будет более логично. Тем более что в условиях предоставления его в аренду РПЦ есть пункты о том, что статус музея не изменится, доступ туда в худшую сторону не изменится, а наоборот, станет открытым. Зато собор наполнится жизнью, и это будет уже не копия собора, а собор как таковой. На мой взгляд как одного из жителей Питера, это можно только приветствовать.
Второй момент. Мне кажется, основной спор возник не между людьми, по-разному представляющими себе статус собора. Мы видели, как еще за полгода до начала развития событий "пятая колонна" пыталась использовать этот повод в своих интересах. Тот же депутат заксобрания Вишневский – он что, какой-то религиозный деятель или музейный работник? Нет, он деятель "пятой колонны", которая выступает то от имени дальнобойщиков, то малого бизнеса, то вкладчиков или обманутых дольщиков. Это одни и те же люди, которые просто надевают разные маски, используют в своих целях разные неоднозначные ситуации. Сегодня они оседлали очередную острую тему, вызывающую полемику в обществе. При этом они в тему совершенно не погружены, им на самом деле все по барабану, как были по барабану проблемы дальнобойщиков и вкладчиков. Для них главное – использовать ситуацию во вред российскому государству. Какое, к примеру, отношение к судьбе собора имеют их призывы к смене власти?!
Считаю, что статус собора должен определяться в установленном законом порядке, т.е. избранными жителями города властями – губернатором и законодательным собранием. А вот "пятую колонну" сюда подпускать нельзя. Нельзя позволять Соединенным Штатам использовать через своих людей наши российские проблемы, действуя по принципу "разделяй и властвуй". Фактически именно под лозунгами о недопустимости вмешательства США в ситуацию с Исаакиевским собором представители Национально-освободительного движения проводили недавно большой пикет на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. "США, руки прочь от российских проблем!" - вот какой вывод напрашивается из всей этой истории.
Что же касается вопроса о референдуме, то я не считаю проблему статуса Исаакия настолько важной, чтобы ради ее решения проводить референдум. Ведь речь в данном случае идет не об изменении формы собственности, а о том, кто будет управлять. А для самих горожан очевидным позитивом является то, что не придется платить за билеты, которые для большинства стоят сегодня недешево. Возьмите, к примеру, Казанский собор: там ведь давно налажена система, когда всем туристам, всем жителям города обеспечен туда свободный доступ. А платный вход в Исаакиевский собор и на его колоннаду имеет явную коммерческую подоплеку.
Сергей Катанандов
1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР
14.02.2017 11:17
Повторюсь, реакция людей для меня удивительна – общество раскололось по вопросу, по которому, казалось бы, должен быть консенсус. Мне думалось, процесс возвращения храмов Церкви граждане должны уже воспринимать как само собой разумеющееся. Оказалось, нет. Значит, надо серьезно изучить общественное мнение. Самый информативный путь – конечно, через референдум.