У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Реформа здравоохранения стала имитацией бурной деятельности: Парламентарии о проблемах медицины

22.03.2017 17:03


Президент РФ Владимир Путин потребовал навести порядок в медицинских учреждениях страны. Среди проблем, перечисленных президентом, следующие: очереди, нехватка врачей и загруженность их бумажной работой, проблемы с записью на приём, очереди и хамство в регистратурах. Таким образом глава государства косвенно указал на неэффективность реформы здравоохранения, о чём экспертное сообщество говорит уже давно.

“Люди справедливо и обоснованно говорят о нехватке врачей, особенно в небольших городах и населенных пунктах. Сложно записаться к нужному специалисту, быстро пройти обследование, а в регистратурах еще часто встречается хамство", - сказал глава государства на заседании президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова парировала, что Минздрав придает "большое значение" созданию "атмосферы доброжелательности" в медицинских учреждениях и даже проводило соответствующий конкурс.

В 2014 году в России была запущена масштабная реформа здравоохранения, которая вызвала шквал критики со стороны медицинского сообщества. К волне протестов привели массовые сокращения медиков в рамках реформы, ликвидация некоторых больниц и отделений, их непродуманные слияния. А в 2015 году члены ОНФ рассказали главе государства о критичной ситуации в этой сфере и предложили приостановить реформу.

Корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям с вопросами: Как вы прокомментируете текущее состояние в области здравоохранения? Согласны ли вы с критикой президента? Работает ли “реформа здравоохранения” или стало только хуже? Что нужно предпринять для исправления проблем в отрасли?

Федот Тумусов

1-й зампред Комитета ГД по охране здоровья, фракция «Справедливая Россия»

22.03.2017 18:17

Давайте признаем честно: реформа здравоохранения идет совсем не тем путем, которым должна бы. Крайними становятся врачи, именно им пациенты предъявляют все претензии, но именно они и страдают сами. От «оптимизации», то есть сокращения медицинских учреждений, от бюрократии, которая так и остается одной из главных трудностей в работе, от низких зарплат, которые в регионах всеми правдами, а чаще — неправдами подгоняют под майские указы.

Причина же, как мне кажется, в первую очередь заключается в том, что медицину пытаются поставить на бизнес-рельсы, игнорируя ее социальную функцию. То, что выгодно, не всегда правильно. Да, здесь есть полезные моменты, например — увеличение оборота коек, чтобы пациенты не лежали неделями без процедур. Но куда больше негатива: получить талон к профильному врачу практически невозможно: я даже не говорю о своем регионе, Якутии (хотя еще скажу), даже вблизи Москвы, в Ярославской, например, области, найти онколога — огромная проблема, переходящая в разряд нерешаемых: его там просто нет на эту зарплату и на этих условиях.

А если посмотреть на Север, на Якутию? Не с нашими расстояниями и не с нашими погодными условиями «оптимизировать» медицину. Который год мы говорим о необходимости телемедицины — но этот воз пока так и не сдвинулся с места, а врачей все меньше, попасть к ним все сложнее.

И снова о бюрократии. Главный врач — это лишь название. Он никого не лечит, а погряз в ворохе различных бумаг. Куда правильнее было бы выделить отдельных профильных администраторов-управленцев, а врачам оставить их работу — лечить. Но у нас все свалено в одну кучу, и в итоге врач сам себе секретарь, «эффективный менеджер» и делопроизводитель, а лечить когда? Не говоря уже о том, что, кроме работы, нужно еще и просто жить, на что времени не остается.

На этом фоне грубость в регистратурах — самая небольшая проблема, хотя и она указывает на системные ошибки. Хорошо зарабатывающий сотрудник, волнующийся за свое место, хамить не будет. Так что получается, что никто в поликлиники не идет — поэтому можно грубить пациентам, да и просто не хватает сил и нервов на иную манеру работы.

Реформы здравоохранения нужны, но в их основе должен быть не бизнес-процесс, а человек: и врач, и пациент. Об этом, по сути, и говорил президент.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)

22.03.2017 18:04

Отвечу так. Есть объективная ситуация: выполнение майских (2012 года) указов президента является абсолютным критерием соответствия руководителя занимаемой должности. Если какого-то губернатора, министра снимают, то прежде всего - за невыполнение майских указов. Ну а как губернатору или, допустим, руководству здравоохранения той или иной области их выполнить? Только одним способом: работает, положим, 10 врачей, значит, 5 увольняем и оставшимся 5-ти повышаем зарплату в 2 раза. Другого пути увеличить оклады в условиях отсутствия денет нет.

Когда в 2012 на пост главы здравоохранения пришел новый человек - Вероника Скворцова, она привела статистику, по которой в стране на тот момент не хватало минимум 160 тысяч врачей. Сегодня же у нас врачей вдруг излишек, хотя количество их не увеличилось, но каким-то чудесным образом нехватка медиков превратилась в их избыток! Причем такой, что их надо срочно сокращать!

Вообще нынешняя экономическая ситуация требует сокращения финансирования, что называется, по всем фронтам. Вот и пошло сокращение узких специалистов. В итоге, если до реформы в той же Москве человек мог в своей поликлинике без проблем пойти к офтальмологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и т.д., то теперь он мало того что вынужден вначале прийти к терапевту, к которому тоже запись, чтобы получить направление к требуемому специалисту, так еще потом вынужден ехать к нему на прием в другую поликлинику, предварительно записавшись за пару недель, месяц! В свое время Печатников, который в московском правительстве курирует направление здравоохранения, заявил, что узкие специалисты нам не нужны в принципе!

Да, с началом реформ в 2012 году в поликлиниках появились компьютеры, электронная запись к врачам, но одновременно доступность и качество медицины начали резко падать. Какая мне радость от записи через терминал и от получения электронного талончика, если к врачу я смогу попасть только через месяц - два! Даже чтобы сдать элементарный клинический анализ крови, порой приходиться ждать до двух недель! Но болею-то я сейчас! Плюс платных услуг становится все больше.

Почему в 2010 году я ушел с поста председателя Фонда социального страхования? Потому что был не согласен с политикой Голиковой, которая в то время являлась министром здравоохранения и соцразвития. Очень мне тогда не нравилось, как она руководит. Сегодня же я вижу, что, как ни странно, и Голикова, и ее предшественник Зурабов были лучше Скворцовой, которая просто-напросто дезинформирует президента, докладывая ему о ситуации в здравоохранении! Причем дезинформирует она не только его, но и Госдуму, и Совет Федерации.

Маленький пример. В 2014 году Госдумой был принят мой закон, в соответствии с которым правительство должно ежегодно докладывать о состоянии в системе здравоохранения. Правительство уже представило два доклада - за 2014 и 2015 годы, за 2016 ожидается в июне текущего года. Доклады готовил Минздрав. Так вот, первый я сразу же отослал в Счетную палату с просьбой изучить и дать комментарий. Счетная палата камня на камне от него не оставила, но по ряду причин ни Госдума, ни Совет Федерации его не обсуждали, хотя по закону полагается.

Короче говоря, с самого начала реформа здравоохранения стала имитацией бурной деятельности, с самого начала это была показуха, чтобы создать видимость выполнения президентских указов 2012 года.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

22.03.2017 17:44

Прежде всего надо понимать, что сегодня происходит. А происходит существенное сокращение финансирования медицины в стране. Если в 2011 году доля затрат на медицину и образование составляла 9% федерального бюджета, то в текущем году она составляет 6%.

Более того, по доле расходов на медицину, т.е. по значимости медицины для государства, Россия занимает место, существенно более низкое, чем страны Западной Европы, Восточной Европы и даже ряд стран Латинской Америки.

Если здравоохранение не является у нас приоритетом при выделении бюджетных денег, то естественно, возможности доступной медицинской помощи будут сужаться. Не случайно на сегодняшний день доля непосредственных расходов населения на платную медицину достигла уже 40% от общего объема финансирования медицины. Люди так поступают не только потому, что частные клиники работают более качественно, а в первую очередь по той причине, что медицинскую помощь там можно получить быстро.

Если же мы говорим о государственных клиниках, то следствием сокращения бюджетных трат является, естественно, сокращение штатов, перенагрузка оставшихся сотрудников, невозможность получить быструю и качественную медицинскую помощь, ну и общая нервозность, тот самый хаос, о котором говорил президент.

Но чтобы все это устранить, надо не врачей наказывать, а в первую очередь изменить государственную бюджетную политику. Нужно сделать так, чтобы доля затрат на медицину в России была бы не меньше, например, чем в Польше или Литве.

Николай Герасименко

член комитета ГД по охране здоровья, фракция «Единая Россия»

22.03.2017 17:41

Сразу хочу сказать, что на вчерашнем заседании президентского Совета звучала не одна только критика. Отмечались и положительные моменты, достигнутые за последнее время в ходе развития нашего здравоохранения. Прежде всего это увеличение продолжительности жизни: за 12 лет ее рост составил 6,5 лет и сейчас средняя продолжительность жизни дошла у нас до 72 лет. А к 2025 году она должна вырасти до 76 лет. Также президент отметил и снижение младенческой смертности до европейского уровня, и то, что практически в 10 раз вырос объем высокотехнологичной медицинской помощи.

Одновременно Владимир Путин подчеркивал, что нам нужно стремиться, чтобы организация здравоохранения в России соответствовала европейским стандартам и международному уровню.

Что касается перечисленных президентом проблем, то естественно, все они имеют место и требуют скорейшего решения. В том числе это и проблема, связанная со сложностью попасть на прием к тому или иному специалисту. Главное ведь не в том, что теперь можно записаться к врачу через интернет, а в том, чтобы больному не приходилось ожидать приема у специалиста длительное время. И здесь Владимир Путин особенно отметил проблему, существующую в малых городах и сельской местности, где идет сокращение количества коек и самих лечебных учреждений. И другая проблема, которая стоит там не менее остро – это колоссальная нехватка врачей. Для ее решения мы неоднократно поднимали вопрос о том, чтобы распространить программу «Земский доктор» и на малые города, но правительство уже два года дает на это отрицательные отзывы.

Президент затронул и вопрос о качестве медицинской помощи, о необходимости повышения уровня квалификации врачей. Также он отмечал необходимость развития санитарной авиации, позволяющей максимально приблизить высококвалифицированную специализированную помощь к малодоступным территориям.

Для решения всех проблем, стоящих перед нашей медициной, нужен большой комплекс системных мероприятий. И прежде всего, на мой взгляд, необходимо увеличить объем финансирования первичной медицинской помощи. Ведь на то, чтобы в стране в 10 раз выросла высокотехнологичная помощь, пошли колоссальные деньги. Во многом по этой причине у нас и началось снижение финансирования первичной медицинской помощи, и прежде всего т.н. больниц первого уровня. Понятно, что это не способствует ни повышению квалификации врачей, ни должному оснащению районных и участковых поликлиник и больниц. Поэтому первое, что сегодня нужно делать – это пересматривать в сторону увеличения объемы финансирования первичного звена здравоохранения.

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

22.03.2017 17:38

К сожалению, реформа здравоохранения проводится самой системой здравоохранения, впрочем, как и в других отраслях. Соответственно, она, как правило, внутриориентирована, а не клиентоориентирована. Хотя все время декларируется, что реформы делаются для людей, по факту же это совсем не так.

Президент правильно говорит, что в поликлиниках у нас и очереди, и врачей не хватает, и к узким специалистам записаться проблематично. Между прочим, острая нехватка медиков началась именно с реформированием системы – врачей-то посокращали! Чтобы избавиться от очередей, ввели электронную очередь, но люди все равно скапливаются у кабинетов.

Хамства в регистратуре, по моим наблюдениям, стало меньше, но не потому, что персонал стал вежливым (хотя работа над поведением, судя по всему, тоже ведется, и кое-какие результаты все-таки уже есть), а главное потому, что электронная очередь «забрала» людей от регистратуры. То есть граждане от регистратуры стали дальше, обращаются в нее реже, в результате чего регистратуре с населением стало работать легче! Налицо вновь перекос: реорганизация системы ведется так, чтобы облегчить жизнь работникам этой системы! Но должно же быть наоборот, первоначальной должна быть забота о пациенте.

Конечно, в такой ситуации хотелось бы с кого-то спросить. Но не так все просто. Стояла бы задача, что к такому-то году должно быть достигнуто то-то и то-то, тогда бы и спрос был с руководителя конкретного направления. Но задачи-то такой не стоит, потому и спрашивать не с кого. Работают и работают себе вроде как. Работают как умеют – теми ресурсами, которыми располагают.

Еще раз: убежден, наше здравоохранение – не пациентоориентировано. Реформы в здравоохранении направлены не на простых людей, а на самих работников системы, то есть реформу они делают для себя.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В Америке понимают, что уехать им некуда, да и не хотят менять место жительства. В России же всегда было так, чтобы максимально выкачать из страны деньги, а потом, когда возникнет революционная ситуация, отсюда уехать. Другое дело, мы знаем, что в революцию далеко не все успевают уехать. Получается, что периодически разные поколения богатых наступают у нас на одни и те же грабли.

Нужно расширять полномочия парламента. Сам этот факт говорит о демократизации. Другое дело, нужно понять, стоит ли для этого менять Конституцию, можно для начала провести какие-то действия по усилению контроля парламента за деятельностью правительства. А изменять Конституцию – это сложный процесс, особенно в наше турбулентное время. И мы сейчас заинтересованы как раз в стабильности Конституции

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы