Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Коренное население и право на Крым: Мнения священнослужителей

24.03.2017 09:22


В очередную годовщину вхождения полуострова Крым в состав России МИД Турции выступил с заявлением: «Присоединение Крыма к России является актом явного нарушения всех существующих международных правовых норм, и Турция продолжит оказывать поддержку тюрко-татарскому населению полуострова… Турция официально не признает и все последствия данной ситуации и продолжит действовать в интересах татар Крыма, являющихся коренными жителями полуострова».

См. также:
В того, кто стреляет в прошлое из пистолета, будущее выстрелит из пушки: парламентарии о заявлении Турции о татарском населении Крыма

В заявлении МИДа Турции в связи с годовщиной присоединения Крыма явно просматривается стремление акцентировать внимание на защите прав и интересов татарского населения полуострова (этнически близкого туркам) и вместе с тем подчеркнуть, что основным народом, в руках которого должна быть судьба полуострова, являются именно крымские татары, пишут Inosmi.

Крым с глубокой древности был «проходным двором», где все время появлялись новые народы, оттеснявшие предыдущие, но не до конца, а потом смешивающиеся с ними: киммерийцы, тавры, скифы, греки, готы… Если искать среди нынешних жителей Крыма потомков древнейшего известного нам населения, это будут немногочисленные крымские греки. Крымские татары живут в Крыму с XIV века, русские – с XVIII (если не брать в расчет, что район от Керчи до Судака в X-XII вв. входил в русское Тьмутараканское княжество). В Крыму сейчас 80% русских и 10% татар.

«Кого, на ваш взгляд, допустимо называть коренными жителями? Должны ли права на территорию зависеть от давности проживания на ней того или иного этноса?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

24.03.2017 10:14

Не нужно забывать вот о чем. Крым – это завоевание России в русско-турецкой войне. Учитывая, что сейчас большинство населения Крыма, как правильно замечено, русские, они и должны определять территориальное состояние (если имеются какие-то разногласия). Крым всегда был важным форпостом России и оплотом православия. Подтверждение тому – Бахчисарайский монастырь или так называемая «Бахчисарайская лавра». Православие укоренилось на этих территориях очень давно.

Так исторически сложилось, что Крым издавна был русским. А если подходить к этому вопросу однобоко, многое можно поставить с ног на голову. К примеру, почему бы тогда не выгнать всех американцев из Америки, и не отдать их территории индейцам? Однако ни у кого даже мысли такой не возникает. Поэтому я думаю, что это неправильный подход.

Крым последние два столетия или, может, больше, был русским, это русская земля, и она в результате политических манипуляций была несправедливо отторгнута от России, а сейчас просто вернулась. И основное население Крымского полуострова действительно русские, они сделали свой, не навязанный никем извне, выбор. Мне кажется, справедливость восторжествовала.

Так что ничьи притязания, и Турции в том числе, неуместны. Конечно, Турция обижена, они потеряли территории, но эта потеря была во времена «старины глубокой». Это уж не говоря о том, что Турция всегда, в общем-то, была агрессором – и на Кавказе, и в Закавказье, и на Балканах. По историческим меркам не так уж давно такого государства, как Турция, вообще не существовало. Так вот, если идти по пути исторической справедливости, нужно отдать все ею захваченные территории, а сама она должна прекратить свое существование.

Так что здесь нет ни одного аргумента в пользу того, что Крым нужно отторгнуть от России, отдав его Украине, Турции или кому-либо еще.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

24.03.2017 10:11

Хочу уточнить – русские, даже если не считать ту самую территорию, которая входила в состав Тьмутараканского княжества, жили в Крыму гораздо раньше XVIII века. Они появились там не позже татар, а вместе с ними, и в общей сложности русских в Крыму жило не меньше, чем татар.

Я поясню: татары, и крымские прежде всего, жили за счет набегов. Единственным соседом, который более-менее мог эти их стремления удовлетворить, была Русь, русские земли и княжества. Известна запись иностранца, который путешествует по южнорусским степям, попадает в Крым и видит укрепление, призванное не допустить проникновения врага вглубь полуострова. Он пишет, что ворота в этом укреплении открыты, нескончаемым потоком туда тянутся русские пленники-рабы, у ворот сидит татарин, и говорит путнику примерно следующее: «Ты идешь оттуда, откуда идут они, неужели там еще есть люди? Я сижу у этих ворот уже десятилетия, и вижу нескончаемый поток пленных».

Действительно, крымские татары за все время своего существования непрерывно, вплоть до XVIII века включительно, когда уже русские могли решать судьбу полуострова, захватывали людей в рабство и гнали через Крымский полуостров на невольничьи рынки, и значительная, а может, и большая часть этих полонян попадала в Турецкую империю. В этом смысле заявление МИД Турции, из которого следует, что существует особая связь между турками и крымскими татарами, совершенно справедливо.

Но называть крымских татар «коренным населением» нельзя. Если исходить из хронологического принципа, на это могут претендовать до сих пор живущие там потомки какого-то древнего народа, населявшего эту территорию, - но, наверное, найдутся потомки какого-нибудь другого народа, жившие там еще раньше, просто сейчас в Крыму они не живут. Считать именно крымских татар коренным населением Крыма, мне кажется, было бы несправедливо – как по отношении к грекам, которые поселились в Крыму раньше и до сих пор там проживают, так и к русским, которые в несчетных количествах «благодаря» крымским татарам поневоле оказались в Крыму.

Наверное, я не смогу ответить, по какому принципу мы должны определять принадлежность территории какому-то народу. Скорее всего, основной принцип - это время и исторические реалии, но если уже говорить о коренном населении Крыма, то это точно не только крымские татары, которые к коренному населению, конечно, относятся, но их явно не большинство и никакого исключительно положения они не имеют.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

24.03.2017 10:10

Турки давно облизываются на Крым как на лакомый кусок. Это давнишняя история, тянущаяся еще со времен Османской империи. Это имперские амбиции, которые господин Эрдоган транслирует через свой МИД. Но судьбу Крыма может решать только сам народ, населяющий этот полуостров, который имеет там прописку, у кого там предки, деды, отцы. И неважно, кто эти люди – татары или кто-нибудь еще.

Поэтому судьбу Крыма должен решать только его народ, а не кто-то еще. И я считаю, крымчане ее решили на референдуме, когда подавляющее большинство проголосовало за присоединение к России. А меньшинство свое условие диктовать не должно. Тем более, насколько мне известно, именно Турция поддерживала среди крымских татар сепаратистские настроения. Засланные казачки вроде Джемилева раскачивали лодку.

А большая часть татар всем довольны. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации дало крымским татарам такие права, которых они на Украине не имели. Недовольны радикалы, которых очень мало. Их и используют в политических играх.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

24.03.2017 09:56

Меня всегда удивляет подход людей, которые хотят расшатать стабильную ситуацию на какой-то территории: они трактуют историю в зависимости от того, что им выгодно. Появляются термины «коренной народ», «некоренной народ», возникают вопросы, кто там живет дольше, кому принадлежала территория…

Находясь в здравом уме, я понимаю, что живу здесь и сейчас. У нас действует международное право, Конституция Российской Федерации. И если мы обратим внимание на то, как проходило вхождение Крыма в состав Российской Федерации, увидим, что все было сделано в соответствии с международным законодательством, российским и с законодательством ООН. Так что не нужно слушать людей, которые хотят что-то изменить с выгодой для себя.

Когда мы празднуем очередную годовщину возвращения Крыма в Россию, мы должны исходить из того, что большая часть населения, которое там проживает, проявила свое волеизъявление. Нравится кому-то или нет, это так. Это может не нравиться туркам, Украине, Франции, Германии, которые тоже всегда имели виды на эту территорию, - но это наше дело, а не их. Произошло наше историческое воссоединение.

А что же касается прав тех или иных национальных меньшинств, которые проживают на территории Крыма – насколько я помню, сейчас огромными тиражами вышел учебник крымско-татарского языка, нет никаких препятствий для образования этих людей на национальном языке, представители крымско-татарского народа участвуют в управлении Республикой Крым, некоторые из них – советники руководителя субъекта РФ. Поэтому когда начинается спекуляция «коренным народом» с целью получения каких-то привилегий, я это расцениваю как проявление национализма, а там уже рукой подать до фашизма. И именно из этого мы должны исходить.

18 марта мы отмечаем не только очередную годовщину присоединения Крыма - этот день памяти обретения мощей Святителя Луки, архиепископа Крымского, нашего профессора, архиерея, доктора медицинских наук, хирурга, который, где бы ни находился - в Якутии, в Крыму - лечил всех. Люди не должны делиться по каким-то религиозным, национальным признакам, если мы живем в России. Это страна для всех и каждого.

А Турция в очередной раз показала, с какой озлобленностью она смотрит в нашу сторону, и что с ней трудно иметь теплые и дружеские отношения. Нужно относиться внимательно следить за каждым их словом и даже взглядом.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

24.03.2017 09:52

Это вопрос непростой, и он будет сложным, пока мы говорим о регионе, где перемешаны разные национальности, традиции, культуры и самое главное религии. Такие регионы всегда были самые проблемные, как Балканы, Кавказ. И очень странно слышать слова от турок, на чьей территории произошло смешение самых разных народов. Насколько учитываются их интересы - это тоже вопрос к турецкому правительству.

История Крыма была непростой: до XVIII века он был под контролем разных ханств, оставшееся татарское население сохраняет там свои традиции и культуру. Насколько я знаю, никто не ущемлял их права в последнее время. Ни о каком геноциде татар, пока Крым был в составе Украины и сейчас в современной России, никто не говорил. Поэтому вопрос отстаивания чьих-то прав по национальному принципу в Крыму исключительно политический и искусственно сформулированный.

Когда люди живут бок о бок на протяжении долгих лет, они уже имеют определенные отношения. Вмешиваться и навязывать свою модель поведения – это провокация жесткого конфликта, который может перейти в гражданскую войну, - которой, я думаю, никто в Крыму не хочет. Так что заявления Турции имеют политическую подоплеку, которая может быть опасной. Любое подчеркивание национальности в Крыму будет работать исключительно против самих жителей Крыма.

Независимо от того, какие у кого традиции и как сложилось население полуострова, надо заботиться о сохранении единства, о приверженности к принципу, который всегда провозглашаем, но не всегда реализуем - это принцип мирного сосуществования независимо от национальности и религиозных мировоззрений. Крым должен быть единым и стабильно развиваться.

И вообще немного странно слышать заявления государства о том, как оно будет вмешиваться в дела другой страны. Как бы выглядело заявление России о поддержке курдов или французской части населения в Квебеке? Это же политические заявления, некорректные даже с точки зрения международного права, потому что сеют вражду внутри народа, который давно живет мирно. А уж как умеют разжигать эти конфликты, мы видели на примере Боснии, Герцеговины и Сербии. Нам такое точно не нужно.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

24.03.2017 09:49

В международной политике мы вынуждены отбросить в сторону соображения истины. МИД Турции говорит то, что требует президент, и вообще может пороть любую ахинею, и это характерно не только для Турции, но и для других стран. Хорошо бы дать ответ даже не от нашего МИДа, а от Минобороны, чтобы прочистить им немного мозги.

Можно вспомнить, что на территории Малой Азии турки тоже не всегда жили. Этнические предки греков жили там за тысячу лет, если не больше, до пришествия туда турок-османов. И мы прекрасно видим миграцию народов в мире – переселение этнических групп вплоть до ХХ века, пока война не перестала быть нормой международных отношений благодаря появлению ядерного оружия. Но пока это было не так, Калининград, например, был территорией немцев, а до этого там жили пруссы, которых уничтожили немцы, а теперь это территория России. И что?

С Крымом та же ситуация. В результате Беловежского сговора Крым был отторгнут от России, а теперь присоединен. Другие государства и других политиков мы об этом не спрашиваем. Прежнее население, историческая подоплека нынешнего этнического состава тех или иных областей играет роль, но информационную, а не политическую. Если на территории Поволжья тысячу лет назад жили угро-финские племена, это, конечно, интересно, но не имеет никакого значения для политической жизни России. Если на территории США всего 200 лет назад жили племена иного происхождения, которые были уничтожены оружием и с помощью водки – это тоже представляет интерес исторический, а политического значения не имеет. И такие примеры можно приводить бесконечно.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

24.03.2017 09:42

Турки имеют свои виды на Крымский полуостров и хотели туда внедрить свои силы, чтобы влиять на Крым, ссылаясь на крымских татар. Но в Крыму есть и греки, и украинцы, и другие народы, не говоря уже о русских.

Турки могут сотрудничать с крымскими татарами, помогать им, но в каком виде? В строительстве мечетей, например. А серьезное влияние и вмешательство в политические дела недопустимо. Мы прекрасно знаем, как турки себя ведут – сегодня они против России, завтра против Европы. Неизвестно, чего ждать от них через год.

А Крым однозначно российский. Да, там живут татары, которые несправедливо пострадали во время Великой Отечественной войны, у кого-то затаилась обида, злоба. Но многие народы Кавказа тоже пострадали.

И нельзя говорить, что Крым исключительно татарский. В конце концов, все национальности должны жить в мире и согласии. Крым - это райский уголок природы, и не надо разжигать там национальные конфликты.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

24.03.2017 09:36

Нельзя скинуть со счетов депортацию крымских татар, - это тяжелая травма для целого народа, как и для многих народов Кавказа. Но надо сохранять мир и уважение друг к другу. В Коране сказано: «Сотрудничайте в добре и благочестии, но не в грехе и вражде». Крымские татары реабилитированы, современная Россия делает все, чтобы загладить эту рану. Нельзя позволять разжигать межнациональный конфликт. Сила России всегда была и есть в единстве ее народов.

Что касается заявления Турции, то надо соблюдать приличия и границы, блюсти нормы дипломатии. У нас есть Конституция, которой мы следуем, и неважно, сколько лет и кто живет на определенной территории. Мы правовое государство, и не следует вмешиваться другой стране в наши внутренние дела.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

24.03.2017 09:33

Это все должно зависеть от конкретных решений конкретной страны, и каждая страна понимает этот вопрос по-разному. В некоторых случаях если народ исторически где-то жил, то любые представители этого народа могут вернуться туда в любой момент с особыми привилегиями. Где-то рассматривается фактическая ситуация исходя из того, что там происходит сейчас.

В Крыму веками жили многие народы – караимы, греки, русские, - в конце концов, князь Владимир там крещение принял. И если уж рассматривать ситуацию именно с точки зрения национальности, то греки поселились в Крыму раньше турков, Греция может потребовать создать там греческую автономную область.

Наша страна разумно ведет себя в Крыму: учитывает потребности татар, но не в ущерб основному населению, подавляющее большинство которого это русские. А позиция Турции понятна, это дипломатия по принципу «и нашим, и вашим».

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

24.03.2017 09:32

Несомненно, понятие «коренные жители территорий» существует и в исторической науке, и в политической практике, и в международных отношениях, но полуостров Крым – специфический регион. Он не имел одного постоянного населения на протяжении своей истории человечества на этом полуострове - ну, во всяком случае, известной нам. Когда-то в древности там жили некие тавры, и, как считает современная наука, их потомками отчасти можно считать разные этносы, существующие на территории нынешнего Крыма. Здесь были киммерийцы, греки, древние русы, потому что было Тьмутараканское княжество, и какие-то русы еще до Тьмутараканского княжества. И мы не знаем, кто они. Крупнейший отечественный лингвист, академик Олег Николаевич Трубачев считает, что именно причерноморские русы дали начало будущей древней Руси, ну и, соответственно, современной России.

Утверждать, что коренное население Крыма - крымские татары, тоже неправильно. Этнические крымские татары не принадлежат к одному этносу, и современная наука считает, что конгломерат под названием «крымские татары» состоит из трех разных этносов. Крым входил в состав древнерусского государства задолго до монгольского нашествия, и задолго до того, как из разноплеменной орды, вторгшейся на Крымский полуостров в XIV-XV веках, потом образовался этот специфический конгломерат, который впоследствии получил название «крымские татары». И, если мы начнем пользоваться терминологией турецких дипломатов, коренными жителями будут готы, греки, армяне, русы (и, соответственно, русские - как их потомки), а крымские татары уже потом.

Нужно отметить, что в XVIII веке завоевание Причерноморья, которое потом стало называться Новороссией, и присоединение Крыма (кстати говоря, мирное), в Российской империи воспринималось как возвращение исконных владений древнерусских князей.

К чему я все это говорю?- А к тому, что в употреблять по отношению к Крымскому полуострову термин «коренной народ» нет никаких исторических оснований. Мы должны исходить из той реальности, в которой жители Крыма живут сегодня. А сегодня большинство населения Крыма - это русские по паспорту и этническому происхождению, которые вместе с крымскими татарами, украинцами, армянами и греками, проживающими в Крыму, 16 марта сделали выбор - жить с Россией. Все мы знаем, что референдум был честный, крымчане стремились вернуться в Россию.

Так что в этой ситуации понятие «коренной народ» не может быть использовано для утверждения прав тех или иных этнических сообществ на преимущественное положение в Крыму.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...