Мы не собираемся ни на кого нападать, но если нас вынудят, ответим серьезно. Россия ничего не боится

Между реальной деятельностью Владимира Ульянова и тем представлением о нем, которое вложили, «впечатали» в сознание наших соотечественников, нет почти ничего общего

Брак и сожительство: Мнения священнослужителей

19.04.2017 09:20


По оценке исследователей Высшей школы экономики, брак в России постепенно заменяется сожительством. Особенно активно меняются формы семейной жизни у материально неблагополучных горожан, рожденных после 1975 года. Наибольшие же шансы на вступление в брак у тех, кто до этого проживал с родителями и поздно начал трудовую карьеру.

Сожительство постепенно начинает восприниматься россиянами как равнозначная браку форма семейного союза. Если в поколении, родившемся в 1935-64 годах, брак предпочитали 77% его представителей, то среди россиян, родившихся в 1965-74 годах, таковых было уже 60%, а среди родившихся в период с 1975 по 1984 год — только 44%.

Кроме принадлежности к поколению выбор формы первого союза определяют возраст, опыт родителей, трудовая карьера, тип населенного пункта и место проживания. Так, при прочих равных шанс начать матримониальную жизнь именно с сожительства, а не с брака, в среднем выше у тех россиян, кто имеет только общее (в 1,7 раза) или профессиональное образование (в 1,4 раза). Как поясняют авторы работы, эта тенденция устойчива для всех трех поколений и аналогична ситуации в США, где сожительство также выбирают менее благополучные слои населения. Кроме того, сожительство более характерно (в 1,03 раза) для вступающих в союз в первый раз в раннем (до 17 лет) или, наоборот, позднем (после 26 лет) возрасте и проживающих в городах, а не в сельской местности (в 1,4 раза). Последний фактор особенно важен для женщин наиболее молодого поколения — для них городская прописка увеличивает вероятность сожительства в 1,6 раза.

Снижает вероятность сожительства и повышает шансы на вступление в официальный брак в первую очередь наступление беременности (в 1,7 раза) — причем для самого молодого поколения влияние "эффекта беременности" максимально. Кроме того, на предпочтение брака сожительству влияет проживание с родителями до момента первого союза (в 1,4 раза) и благополучность их семьи (в 1,5 раза). Для женщин всех поколений и мужчин 1964-75 годов рождения вероятность брака прямо зависит от возраста, в котором они начали работать,— каждый лишний год до старта карьеры уменьшает риск вступить в сожительство в 0,94 раза.

При этом, отмечает газета «Коммерсант», практически все российские системы социальной поддержки разницы между браком и сожительством не делают – то есть материальные преимущества, даваемые браком, минимальны.

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти данные.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

19.04.2017 10:24

Эти данные меня пугают и заставляют задуматься: а есть ли будущее у страны, где пары делают выбор в пользу сожительства? Ведь это даже не семьи.

И виноваты, прежде всего, сами женщины, соглашающиеся на такие отношения под давлением мужчин, которые убеждают: «Давай попробуем, а вдруг друг другу не подойдем». Мужчины попросту обманывают женщин, - им приятно, когда о них заботятся: готовят, стирают, убирают. Они боятся ответственности. А женщины боятся не выйти замуж.

Увы, представительницы прекрасной половины человечества потеряли свое достоинство. Женщина - это мать, хранительница очага. Она достойна уважения.

А самое печальное в этом - молодые люди не хотят думать о своей стране. Если бы в России так же часто, как раньше, шли войны, мужчины понимали бы, что необходимо иметь законную супругу, как можно больше детей, потому что кто-то из них может погибнуть, а продлевать род, ухаживать за родителями нужно. Возможно, они пересмотрели бы свое отношение к браку.

Виноваты в сложившейся ситуации и родители, которые не воспитывают своих детей должным образом, не говорят, что так жить грешно. Мать должна внушать дочке: «Нельзя быть легкодоступной, чем выше ты себя ценишь, тем больше тебя будут уважать». А отцы – сыновьям: «Так поступать некрасиво, это обман. Если ты хочешь начать совместную жизнь, женись».

А еще мы видим антипример с экранов телевизоров. Многие звезды кино, спорта, телевидения живут так называемым «гражданским браком», заявляя об этом во всеуслышание. А нам нужен другой пример: хорошие, крепкие, многодетные семьи. Хочется верить, что через какое-то время именно о них нам и будут рассказывать.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

19.04.2017 10:18

На мой взгляд, это исследование демонстрирует, что в какой-то мере люди относятся к браку серьезно. Они знают: семья – прежде всего ответственность, в том числе материальная. И если их карьера, материальное положение оставляют желать лучшего, время вступать в официальный брак еще не пришло.

Однако люди мучаются в таких «свободных отношениях», и чаще всего - женщины. Они подчас стоят перед выбором – делать ли аборт от мужчины, который не желает детей, или воспитывать ребенка в одиночку. Возникает и проблема психической взаимосвязи – часто женщина даже не в зарегистрированных отношениях относится к мужчине как к мужу, к тому, с которым хочется строить будущее. А вот мужчины, к сожалению, позволяют себе думать, что это не настоящие отношения, не брак вовсе, и на самом деле они свободны. И это, конечно, плохо с морально-нравственной точки зрения.

Кроме того, полностью искажается замысел Господа Бога о человеке, об отношениях между мужчиной и женщиной. Люди, вступающие в греховные отношения, а также их потомство будут страдать, нести скорби. И, конечно, это не может огорчать.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

19.04.2017 10:15

Самые благополучные семьи с большим количеством детей и верные друг другу, как правило, бывают только у миллиардеров. А чем неблагополучнее семья, тем, к сожалению, люди скатываются все больше к состоянию, как было в Риме, где рабам запрещалось вступать в брак. Брак считался привилегией высших сословий – людей, которые, могут себе это позволить материально и по статусу.

Брак действительно дает многое, но он требует определенных вложений, духовных и материальных. В противном случае, если нечего вложить или человек не понимает, что надо вложить, а не только получать, и зачем ему нужен брак, ничего не получится. Причем если раньше не понимали в основном мужчины, потому что не хотели или не могли принять обязательства, то сейчас и женщины спокойнее к этому относятся.

Современный мир не дает женщине в браке социальных и материальных преимуществ. Если 30 лет назад статус «разведенка с ребенком» был уничижительным, то сейчас и слова-то «разведенка» нет. Это как с вождением автомобиля: раньше водили только мужчины, потому что женщина физически не могла справиться: надо было уметь ремонтировать машину, руль без гидроусилителя крутить было тяжело, - а сейчас и мужчина не разбирается, как устроена машина, можно вызывать эвакуатор в случае поломки. И теперь женщин за рулем больше. Так и в браке женщины спокойно стали относиться к статусу «разведена» или «незамужем». Это их не пугает.

Кроме того, много отрицательных примеров, когда девочка выросла в неблагополучной семье, где ее мама прожила всю жизнь с алкоголиком. Для чего ей такое счастье? Теперь она боится связать с кем-то свою жизнь навсегда. А штамп в паспорте действительно не принципиален и не дает дополнительных преимуществ. Так чего ради ей вступать в брак?

Жить просто так без обязательств, родив максимум одного ребенка, а дальше предохраняясь или делая аборты - это как сегодня научиться водить автомобиль, а жить в браке – это как самолет водить, требует больше усилий и вложений. Но это не всегда видно со стороны и не всегда осознается людьми.

И для этого все же действительно надо иметь материальную базу. Когда живешь в квартире с родителями - куда приведешь жену, как будешь содержать ее и детей? Поэтому я не хочу сказать, что люди не вступают в брак от безответственности, скорее они не могут себе этого позволить из-за чувства ответственности. Если даже есть однокомнатная квартира, то при рождении детей нужна хотя бы двухкомнатная, и, даже взяв ипотеку, человек на 20-30 лет втягивается в кабалу и должен отдавать несколько десятков тысяч ежемесячно. А если я не могу обеспечить семью жильем, то какой я муж?

Так что тут целый комплекс проблем, и исследование Высшей школы экономики вполне адекватно.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

19.04.2017 10:12

Я бы сослался на Библию, которая нас четко ориентирует: допотопное человечество было разделено на тех, кто почитал Бога, и тех, кто хотел устроить жизнь с наибольшим комфортом на Земле. В конечном итоге произошла деградация, человечество перестало интересоваться истиной как таковой, утратило способность к любви. И когда Господь увидел, то сохранил только те семьи, которые сберегли установленный Богом брак. Блудное сожительство было погублено в потопе, - но вначале оно погибло в потопе блуда и греха. Институт семьи - это первый институт, сотворенный Богом еще даже до грехопадения. И все, что дальше происходит в человечестве промыслом Божьим, направлено на сохранение семьи, как социального института, на продолжение рода.

Блудное сожительство, неспособность к нормальному браку означает мощное вырождение человечества. Ведь люди не думают о потомстве как о тех, кто должен постигать истину, законы любви, Божью волю. У них есть только животные чувства.

Конечно же, деградация не может остаться без последствий, а это в первую очередь война, потому что для людей, устремленных к своему материальному благополучию вопреки истине и на основе ненависти к другим, жизнь не такая уж ценность. Вот сейчас разгорается «корейский кризис», люди готовы истреблять других, и трудно представить себе, что человечество может удержать от гигантского катаклизма, эквивалентного уровню самоуничтожения.

Именно в Церкви институт семьи сохраняется, он имеет сакральный смысл, и в этом отношении власть родителей над детьми всегда сопровождается любовью. Это не эгоистичная власть. Она всегда направлена на то, чтобы потомство имело возможность приобщиться к жизни вечной – высшей форме познания истины. Поэтому Церковь всегда стоит на страже семьи, выделяя при этом четко три состояния – блудное сожительство, зарегистрированную установленную в государстве форму брака и, конечно, брак благословенный от самого Бога в таинстве венчания. И дай Бог нашему народу оставить все эти заблуждения и подойти к принципам самосохранения. Так что можно всех только поздравить с радостью восресения и провозгласить – Христос воскресе!

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

19.04.2017 10:03

Это естественные процессы индивидуализации, так называемой «атомизации» общества. Это общество состоит из людей, которые думают в первую очередь о себе, и в последнюю – о близких. Поэтому они и выбирают форму союза, в которой максимально удобно им самим. Я не могу об этом судить как социолог, но могу как священник, делая вывод из бесед с теми, кто брак заключать не хочет. Так вот: одна из основных причин этого - нежелание обязательств, ответственности, возможность уйти из отношений в любое удобное время. Человек живет с ощущением того, что как только ему станет некомфортно - заболел ли его партнер, стал ли меньше зарабатывать, - он может уйти. И как только это происходит, он сразу отправляется на поиск новых удобных отношений.

Причем чаще виновниками сожительства оказываются мужчины. Женщины хотят быть хоть сколь-нибудь защищенными, уверенными в мужчине, в завтрашнем дне. А мужчины, увы, сейчас инфантильны, они перестали брать на себя ответственность. Из-за таких мужчин и рушится брак.

Кроме того, мы сами не показываем пример достойного брака. Несколько столетий назад по-другому жить было невозможно. Люди вступали в брак не потому, что очень хотели ответственности – другой формы совместной жизни мужчины и женщины на Руси и в Европе просто не было. Как только влияние христианства на умы ослабло, люди перестали видеть смысл в том, чтобы вступать в брак.

Конечно, когда мы призываем жить именно в браке, а не сожительствовать (а сожительство, то есть блуд - один из самых тяжелых грехов). И речь идет не просто о штампе в паспорте. До революции никто в паспорта штампы не ставил, Церковь просто венчала, это и было браком. Мы призываем к любви, ответственности, взаимным обязательствам, верности, а если люди относятся к браку формально, то и печать в паспорте их ответственными не сделает.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

19.04.2017 09:52

В Коране есть такие слова: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих». Мне кажется, тут и разъяснять ничего не нужно.

Брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной, которые любят друг друга, уважают и готовы прощать. Брак – это труд, на который способен не каждый. Именно поэтому сегодня молодым людям проще просто пожить вместе и разойтись потом, никаких обязательств, никакого труда.

К этому приводит нынешняя атмосфера. Что мы видим? СМИ, где полно фильмов с постельными сценами и передач об изменах и внебрачных детях. То есть мы сами способствуем растлению.

Поэтому всеми силами надо работать, укрепляя институт семьи. Создавать кинофильмы о высоких нравах, о крепких семьях, где чистая любовь, преданность супругу, забота о детях. И потом как можно больше надо проводить мероприятий, популяризирующих семьи. А то у нас есть передача «Кто хочет стать миллионером», а передач на тему, как создать крепкую семью, нет. Мы же не маленькая страна, мы – огромная империя. Поэтому и нравы у нас должны быть устойчивыми, иначе страну не сохраним.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

19.04.2017 09:51

Я согласен с результатами исследования. Падает нравственность, а в таком случае разницы между браком и сожительством почти нет. Ислам, как и другие традиционные конфессии, активно борется и сопротивляется росту безнравственности. На Западе вообще, мне кажется, руки опустили.

Обязательно нужна государственная политика в этом отношении. Стирается грань между браком и сожительством, потому что в школах не готовят детей к взрослой жизни. И ценности Запада нам в этом чужды. Надо ориентироваться на ценности наших предков, основной упор делать на нравственность, уважение. Без этого мы деградируем.

Чем дальше мы идем, тем больше молодежи смотрит на брак скептически. Кстати, понятие «гражданский брак», а попросту сожительство, я впервые услышал только после развала СССР.

Так что надо возвращаться к истокам, а это значит к религии, чтобы понимать, что такое ответственность перед Господом, перед семьей, перед своей страной.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

19.04.2017 09:49

Многое здесь зависит от родителей, с которых дети берут пример. Если дети росли в неполных семьях - какой с них может быть впоследствии спрос? Они просто повторяют знакомую модель поведения.

Верно и то, что молодые люди не хотят брать на себя ответственность. Что такое сожительство? Мужчина считает себя свободным, приходит и уходит, когда ему вздумается. Зачем ему трудности, обязательства?

Чтобы это изменить, все-таки должна быть большая разница между сожительством и семьями. Государству нужно поощрять молодые семьи, материальных и иных преимуществ у них должно быть намного больше. А уж если в незарегистрированном союзе родился ребенок, а отец его бросил, путь платит большие алименты. На детях безответственность отцов отражаться не должна.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

19.04.2017 09:47

Мне тоже кажется, что для людей, имеющих только общее или профессиональное образование, вероятность сожительства больше, чем для тех, кто получил высшее – хотя, конечно, тут все индивидуально. Некоторые перед тем, как вступить в официальный брак, хотят проверить прочность своих чувств и серьезность намерений.

Да, сожительство вместо брака может закончиться одиночеством женщины, - не исключено, что она будет растить ребенка одна. Так что я все же сторонник традиций – брака, «росписи». Зачастую людям, пожившим в так называемом «гражданском браке», такая жизнь приедается, и они разбегаются.

Я думаю, исправить ситуацию может только вмешательство государства. Если оно будет поддерживать молодые семьи, и в первую очередь, поможет решить им квартирный вопрос, пары начнут делать выбор в пользу брака.

Конечно, говорить о семейных ценностях во всеуслышание нужно. Но беседы - беседами, а когда начинается семейная жизнь, пары просто не выдерживают испытания бытовыми трудностями.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

19.04.2017 09:46

Отход от христианских ценностей, безусловно, идет своим чередом и сказывается на институте семьи. К счастью, в нашей стране он не столь заметен, как на Западе. Слава Богу, у нас пока еще не одобрили гомосексуальные союзы.

Почему люди не хотят соединять свои судьбы браком? Я думаю, тут несколько причин. Главная – это не чувствовать свою ответственность ни перед Богом, ни перед своим «партнером», как принято нынче говорить. Человеку хочется временного удовольствия, не неся ответственность за это в ведении совместного хозяйства, в воспитании детей, обеспечивая при этом вторую половину. Какой-то инфантилизм, особенно со стороны мужского пола. Но и женщинам надо ответственно подходить к этому вопросу, не надеяться на авось, не бросаться на первого попавшегося мужчину. А потом разломанные судьбы, матери-одиночки, отсутствие алиментов – это все ужасно.

Что же делать? Не вижу других мер, кроме как восстанавливать семейные ценности. Семья всегда в нашей стране имела ценность религиозную, и у всех традиционных конфессий ценности совпадают. Но атеистическое развитие человечества дает о себе знать. Как говорил Достоевский, если Бога нет, то все позволено. В нынешней ситуации позволена такая печальная судьба в отношении семьи.

А это ведь еще сказывается на детях. Те, кто вырос в неполных семьях, обладают психологической неустойчивостью. Мальчики, например, не могут постоять за себя, и это тоже потом сказывается на создании семьи.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

21 апреля ВС РФ удовлетворил иск Минюста, признав экстремистской «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России». Суд постановил ликвидировать организацию и запретить ее деятельность на территории РФ. Вместе с головным центром ликвидируются 395 организаций, входящих в его структуру.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Вспомним, как возрождался храм Христа Спасителя, когда кричали, - мол, не допустим, чтобы крест православного храма возвышался над Москвой.

Ранее с аналогичной инициативой выступили в министерстве внутренних дел МВД России. Начальник отделения по борьбе с педофилией Сергей Алабин предложил ввести обязательную геномную регистрацию мигрантов для раскрываемости преступлений против половой неприкосновенности детей.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР