Новый завод в Иваново бесполезен для экономики России, заявил местный экс-чиновник

21.04.2017 19:02


Строительство комбината синтетического волокна в промышленном кластере Ивановской области противоречит Стратегии Минпрома по развитию легкой промышленности до 2025 года. Об этом пишет в «Независимой газете» бывший начальник отдела инвестиций в правительстве Ивановской области, бывший директор Департамента специальных программ и проектов территориального развития Министерства регионального развития РФ, директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «На первый взгляд выглядит все идеально: проект завода есть, источник финансирования найден…, подрядчики определены… забыли только одну «маленькую» деталь - из чего и для кого будут производиться полиэфирные волокна», - пишет Исаев. Он напоминает, что будущий завод в Вичугском районе Ивановской области – не предприятие полного цикла, оно требует сырья и предприятий, которые могли бы изготавливать уже сами материалы из их волокна. «Проблему с сырьем якобы решили заключением контракта с южнокорейскими поставщиками (то есть сырье будут импортировать!). А вот проблемы сбыта даже замаскировать не потрудились. О них просто… не подумали», - пишет экс-чиновник.

По бизнес-плану комбинат в Иваново должен производить 175 тыс. тонн волокна в год. «Чтобы понять, какие это наполеоновские масштабы, сравним это с объемом рынка всей импортной продукции. Сейчас он оценивается в 155 тыс. тонн, - оценивает Исаев. - Советский лозунг «догнать и перегнать» отдыхает. Наш объект, похоже, не только покроет всю потребность отечественной легкой промышленности в синтетике, попутно выдавив с рынка всю импортную продукцию, но еще и останется про запас. Запланированное создание монополии, убивающей оставшиеся малые отечественные предприятия, – это где-то на границе смелости и наглости. Понятно же, что потребители волокна скорее откажутся от отечественной продукции малых производителей, чем полностью перестанут закупать импортную».

При этом, по мнению эксперта, сегодня нет гарантий, что текстильные предприятия будут покупать у комбината волокно. «Импорт исходного сырья из Южной Кореи в Ивановскую область обойдется в кругленькую сумму, и это негативно скажется на конечной стоимости продукции вичугского комбината. Без радикального сокращения издержек китайская продукция будет дешевле, - предупреждает Исаев. - По логике Минпромторга основная надежда - на госзакупки, которые в Стратегии развития легкой промышленности идут красной линией. Вот только беда в том, что пользы для экономики от госзакупок – ноль. Государство будет вынуждено обязать госкомпании закупать продукцию (например, униформу), даже если она и не нужна. Дополнительные расходы в любом случае лягут на федеральный бюджет или в виде субсидий, или в виде недополученной прибыли. И все ради того, чтобы была возможность возвращать выданный кредит и платить зарплату сотрудникам предприятия».

По его оценке, 25 млрд рублей инвестиций не оставят значимого следа в экономике Ивановской области, не говоря уже о том, что для страны эффект сомнителен.

Ранее опасения по поводу строительства завода выражали экологи. Как сообщает «Российская газета», сопредседатель - статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров высказал мнение, что результаты экологической экспертизы по строительству завода могут не соответствовать действительности. «На заводе будут перерабатывать огромное количество высокотоксичных химических веществ. А представители завода и местной администрации заявляют, что комбинат не будет иметь никаких отходов. Но во всей мировой практике нет пока таких технологий, которые обеспечивали бы нулевой выброс, - говорит Петров. - Мы уверены, что имеем дело либо с недоработкой экологической экспертизы, либо с умышленным умалчиванием важных фактов. Скоропалительные решения могут привести к непоправимым последствиям для всего региона».

По данным газеты «Коммерсант», основным инвестором проекта стал бывший партнер Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Алексей Голубович. С финансированием проекта помогает Внешэкономбанк (ВЭБ), выдавший компании бизнесмена кредит на 20,4 млрд руб. Строительство стартует уже этим летом.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Рост цен и борьба с ним

Правительство России приняло решение о внеплановом повешении акцизов на бензин. С 1 января 2018 года акциз будет увеличен на 50 копеек за литр, затем еще одно такое же повышение произойдет с 1 июля, что позволит пополнить бюджет только в следующем году на 60 млрд рублей. По прогнозам Минфина за период с 2018 по 2020 годы поступления могут составить 220 млрд. рублей.

Газовый конфликт России и Украины

«Есть риск, что все вернется на круги своя и к 2030 году Украина будет снова покупать российские газ и нефть», — заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Шувалов: "Мы предлагаем японским партнерам рассмотреть строительство смешанного перехода автомобильно-железнодорожного от Хоккайдо до Южной части Сахалина. Мы близки к тому, чтобы начать свою часть работы - доведение до тихоокеанского побережья железной дороги и построение такого же сложного перехода от материка до Сахалина".

Мера предпринимается для защиты отечественной сахарной отрасли: как пояснял министр сельского хозяйства Александр Ткачев, Белоруссия и Казахстан беспошлинно импортируют сахар-сырец, перерабатывают его и поставляют дешёвую продукцию на российский рынок.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)