Новый завод в Иваново бесполезен для экономики России, заявил местный экс-чиновник

21.04.2017 19:02


Строительство комбината синтетического волокна в промышленном кластере Ивановской области противоречит Стратегии Минпрома по развитию легкой промышленности до 2025 года. Об этом пишет в «Независимой газете» бывший начальник отдела инвестиций в правительстве Ивановской области, бывший директор Департамента специальных программ и проектов территориального развития Министерства регионального развития РФ, директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «На первый взгляд выглядит все идеально: проект завода есть, источник финансирования найден…, подрядчики определены… забыли только одну «маленькую» деталь - из чего и для кого будут производиться полиэфирные волокна», - пишет Исаев. Он напоминает, что будущий завод в Вичугском районе Ивановской области – не предприятие полного цикла, оно требует сырья и предприятий, которые могли бы изготавливать уже сами материалы из их волокна. «Проблему с сырьем якобы решили заключением контракта с южнокорейскими поставщиками (то есть сырье будут импортировать!). А вот проблемы сбыта даже замаскировать не потрудились. О них просто… не подумали», - пишет экс-чиновник.

По бизнес-плану комбинат в Иваново должен производить 175 тыс. тонн волокна в год. «Чтобы понять, какие это наполеоновские масштабы, сравним это с объемом рынка всей импортной продукции. Сейчас он оценивается в 155 тыс. тонн, - оценивает Исаев. - Советский лозунг «догнать и перегнать» отдыхает. Наш объект, похоже, не только покроет всю потребность отечественной легкой промышленности в синтетике, попутно выдавив с рынка всю импортную продукцию, но еще и останется про запас. Запланированное создание монополии, убивающей оставшиеся малые отечественные предприятия, – это где-то на границе смелости и наглости. Понятно же, что потребители волокна скорее откажутся от отечественной продукции малых производителей, чем полностью перестанут закупать импортную».

При этом, по мнению эксперта, сегодня нет гарантий, что текстильные предприятия будут покупать у комбината волокно. «Импорт исходного сырья из Южной Кореи в Ивановскую область обойдется в кругленькую сумму, и это негативно скажется на конечной стоимости продукции вичугского комбината. Без радикального сокращения издержек китайская продукция будет дешевле, - предупреждает Исаев. - По логике Минпромторга основная надежда - на госзакупки, которые в Стратегии развития легкой промышленности идут красной линией. Вот только беда в том, что пользы для экономики от госзакупок – ноль. Государство будет вынуждено обязать госкомпании закупать продукцию (например, униформу), даже если она и не нужна. Дополнительные расходы в любом случае лягут на федеральный бюджет или в виде субсидий, или в виде недополученной прибыли. И все ради того, чтобы была возможность возвращать выданный кредит и платить зарплату сотрудникам предприятия».

По его оценке, 25 млрд рублей инвестиций не оставят значимого следа в экономике Ивановской области, не говоря уже о том, что для страны эффект сомнителен.

Ранее опасения по поводу строительства завода выражали экологи. Как сообщает «Российская газета», сопредседатель - статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров высказал мнение, что результаты экологической экспертизы по строительству завода могут не соответствовать действительности. «На заводе будут перерабатывать огромное количество высокотоксичных химических веществ. А представители завода и местной администрации заявляют, что комбинат не будет иметь никаких отходов. Но во всей мировой практике нет пока таких технологий, которые обеспечивали бы нулевой выброс, - говорит Петров. - Мы уверены, что имеем дело либо с недоработкой экологической экспертизы, либо с умышленным умалчиванием важных фактов. Скоропалительные решения могут привести к непоправимым последствиям для всего региона».

По данным газеты «Коммерсант», основным инвестором проекта стал бывший партнер Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Алексей Голубович. С финансированием проекта помогает Внешэкономбанк (ВЭБ), выдавший компании бизнесмена кредит на 20,4 млрд руб. Строительство стартует уже этим летом.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Рост цен и борьба с ним

В мае — начале июня розничные цены на бензин превысили уровни в 41, 42 и 43 рубля за литр. На этом фоне правительство приняло решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями, что они зафиксируют розничные цены на уровне 30 мая

Газовый конфликт России и Украины

Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) удовлетворил ходатайство "Газпрома" и вынес приказ о приостановлении исполнения решения Стокгольмского арбитража от 28 февраля по спору с "Нафтогазом Украины" в рамках контракта на транзит газа через территорию Украины.

Санкции против России и ответ на них

Мнения россиян о пользе или вреде санкций для экономики разделились: 34% считают, что они пошли на пользу, обратного мнения придерживаются 30%, каждый пятый не видит какого-либо влияния санкционной политики на состояние экономики страны. Большинство участников опроса ВЦИОМ не ощутили на себе последствий антироссийских санкций

Евромайдан и переворот на Украине

Губернатор: "Важно, чтобы строительство перехода велось также за счет изъятой из бюджета Сахалинской области части поступлений от нефтегазовой отрасли. Тогда каждый житель будет видеть, что средства вкладываются в экономику нашего региона и с их помощью решаются стратегические задачи в интересах нынешнего и последующих поколений".

По словам Зотова, агрегаторы недостаточно контролируют время работы водителей за рулём. Например, при отключении одного сервиса после восьми часов работы таксист может запустить другой агрегатор, который воспринимает водителя отдохнувшим. Таким образом человек продолжает работу, чем создает угрозу жизни и здоровью других граждан.

Минфин и Минкомсвязь обсуждают новый вариант поэтапного понижения беспошлинного порога для товаров из зарубежных интернет-магазинов. Он предполагает снижение порога до €500 в месяц с 1 января 2019 года, а уже с 1 июля 2019 года — до €100 за каждую посылку.

Мустафа Джемилев: "Там действительно проблемы после того, как мы перекрыли днепровскую воду, там вообще уже сельского хозяйства нет. Они там несколько десятков колодцев глубоких вырыли, чтобы артезианской водой поливать огороды и поля. Это привело к тому, что грунтовые воды значительно опустились, и пошло засоление в почве".