Православные в Восточной Европе толерантны к мусульманам, отвергают гомосексуализм и любят Россию

15.05.2017 11:52


Несмотря на многолетнее преследование церкви и навязывавшийся властями атеизм, религия в Восточной Европе и России играет важную политическую роль, свидетельствуют результаты исследования американского социологического института Pew, проведенного среди 25 тысяч человек из 18 стран. При этом решающее значение для ответов на заданные вопросы имело то обстоятельство, был ли тот или иной участник исследования католиком или православным. В частности, это касалось отношения людей к исламу, к демократии и к Западу. Так, большинство участников опроса в Белоруссии, Сербии, Армении, Болгарии и Греции высказались за усиление России в качестве противовеса Западу, пишет «Вельт» (перевод на сайте «ИноСМИ»).

В последнее время в большинстве стран Восточной Европы значительно выросло число православных. В России в 1991 году около 37% опрошенных признались в принадлежности именно к этой вере, а в 2015 году их доля достигла 71%. Лишь около 15% заявили, что не относятся ни к какой религии (являются атеистами или не принадлежат ни к какой вере). 10% - мусульмане. В остальных восточноевропейских странах доля православных была еще больше (78% на Украине, 86% в Румынии).

Одновременно в большинстве традиционно католических стран Восточной Европы, которые все являются членами ЕС, доля католиков снизилась. Это можно сказать о Польше (снижение с 96 до 87%), Литве и Венгрии (несколько большее снижение), но в гораздо большей степени эта тенденция коснулась Чехии (снижение с 44 до 21%). Кроме того, в этой стране, а также в традиционно лютеранской Эстонии зарегистрировано наибольшее число (соответственно, 72 до 45%) людей, не привязанных к какой-либо религии.

При этом, впрочем, католики более истово веруют в Бога. Так, в России лишь 6% опрошенных православных не менее одного раза в неделю ходят в церковь, тогда как в Польше число католиков, с аналогичной регулярностью посещающих церковь, достигает 45%. В то же время именно православие значительно сильнее, чем католицизм, влияет на мировоззрение и политические настроения верующих, начиная с утверждения «Наш народ не идеален, но наша культура стоит выше других». С ним согласились, к примеру, многие греки (89%) и россияне (69%), но «всего лишь» 55% поляков и чехов.

Национальная гордость, традиционные представления о семье, осуждение гомосексуализма в значительно большей степени присущи православию. Не приверженные какой-либо религии жители православных стран выражали эту позицию не реже, чем верующие. Заметно, однако, что люди моложе 35 лет несколько более либеральны: 9% молодых россиян выразились за легализацию однополых «браков» — по сравнению с показателем в 3% среди остальных категорий граждан, а аналогичное соотношение в Греции составило 45 к 19%.

Примечательна относительная высокая толерантность православных к мусульманам. Так, 28% опрошенных не возражали бы, если бы мусульманин стал членом их семьи, а 68% были бы не против, если бы мусульмане становились гражданами их страны. Среди католиков аналогичные показатели составили 15 и 43%. Соответственно, православные в большей степени, чем католики, приветствовали бы более «разнообразное» в религиозном плане общество. Это, вероятно, связано с тем, что русские и болгары имеют относительно большой опыт совместного проживания с мусульманскими меньшинствами (татарами, турками). Лишь по отношению к евреям среди православных более заметна тенденция к отвержению, чем среди католиков.

Между религией и приверженностью демократии выявить четкой взаимосвязи не удалось. На вопрос, возможны ли были бы при определенных условиях лучшие формы государственного управления, лишь 41% россиян ответили утвердительно. Больший скепсис заметен лишь среди жителей Молдавии. Сербы также проявили себя небольшими поклонниками демократии – в отличие от тоже преимущественно православных греков, 77% которых назвали демократию наилучшей формой управления.

Изучением отношения жителей восточноевропейских стран к НАТО или ЕС социологи не занимались, но косвенно об их настроениях свидетельствуют ответы на вопрос: «Нужна ли сильная Россия, чтобы уравновесить влияние Запада?» На него более 50% опрошенных жителей России, но также и граждан некоторых стран-членов ЕС (Греции и Болгарии) ответили утвердительно. Впрочем, на этот вопрос можно было дать несколько вариантов ответа. Поэтому более 50% греков, к примеру, высказались также за «тесное сотрудничество» с Америкой и Западом.

В ходе исследования удалось выявить большое количество приверженцев России в роли защитника православных христиан за границей. Определенно «прозападными» проявили себя большинство православных украинцев (вероятно, вследствие нынешней войны на Донбассе), а также жителей Румынии и Грузии. Там доминируют традиционные представления о ценностях (впрочем, в некоторых странах также относительно большой скепсис относительно демократии как формы правления). Многие из православных народов выразились за сильную Россию также в качестве противовеса Западу: конечно, прежде всего россияне, но также белорусы, сербы, армяне и живущие в ЕС болгары и греки.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Прошедшие маневры позволили повысить уровень слаженности органов военного управления и оперативной совместимости штабов различных уровней, а также боевую и, самое главное, товарищескую взаимопомощь белорусов и россиян при выполнении учебно-боевых задач.

Полиция Львовской области Украины открыла уголовное производство по факту прорыва госграницы экс-президентом Грузии и бывшим главой Одесской областной государственной администрации Михаилом Саакашвили и его сторонниками.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)