У нас настолько большая страна со столь разным климатом, что мы не сможем подстроить начало учебного года под благоприятные природно-климатические условия для всех регионов

Голос верующего в Сети должен присутствовать, но он должен быть высказан с достоинством и обращен к слышащим

Москва готовится встречать мощи Николая Чудотворца (обновлено)

17.05.2017 15:12


Прибытие частицы мощей святителя и чудотворца Николая в Русскую Православную Церковь стало возможным благодаря Гаванской встрече патриарха Кирилла и Папы Франциска, сообщил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. Впервые за 930 лет мощи святителя Николая покинут базилику в Бари (Италия), чтобы с 21 мая по 28 июля им могли поклониться многочисленные паломники в Москве и Санкт-Петербурге.

«Мы видим в этом очень доброе отношение со стороны Римско-Католической Церкви – после Гаваны наши отношения укрепились, возникла атмосфера взаимного доверия. Это правильный вектор отношений между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью, когда мы говорим о том, что нас объединяют святые неразделенной Церкви, и один из первых – Николай Чудотворец», – подчеркнул пресс-секретарь патриарха.

О. Александр напомнил об особом почитании святителя Николая: «Он наиболее почитаем и любим нашим народом, его имя известно каждому человеку от мала до велика. Это говорит о том, что он помогает, что люди получают то, что просят от него. К пустому колодцу, как известно, не ходят за водой». Принесение в Россию части мощей святителя – это «особое событие, которое в том числе послужит объединению людей, считающих себя православными. Это, говоря светским языком, положительная повестка дня. У нас не так много сейчас хороших новостей и положительных событий», заметил священник.

Он рассказал, как будет организовано это беспримерное перемещение мощей святителя Николая. В Россию отправится левое ребро, которое было отделено специалистами-медиками от мощей святителя.

Делегация РПЦ прибудет в Бари 20 мая, накануне православного праздника в честь поминовения переноса мощей святителя Николая Чудотворца в Бари в конце XI века (в народе этот праздник называют «Никола летний»). Делегацию возглавит митрополит Волоколамский Иларион, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. В сослужении епископа Богородского Антония, многочисленных православных священнослужителей, в сопровождении хора Санкт-Петербургской духовной академии он совершит в крипте собора Божественную литургию. Потом частицу мощей святителя Николая поместят в специальный ковчег, изготовленный в Софрине, и торжественно проводят на спецборт, который доставит святыню в Москву.

О.Александр упомянул также о реакции на это предстоящее событие жителей Бари, которые «с огромной любовью относятся к своему святому покровителю». По его словам, перенесение его мощей в Россию «войдет и в историю города, и в историю взаимоотношений России и Италии – независимо от текущих конъюнктурных обстоятельств, мы видим, что на духовном уровне связи между нашими странами укрепляются».

Москва торжественно встретит великую реликвию 21 мая звоном колоколов всех московских храмов в 18-00; благовест начнется с колокольни Ивана Великого в Кремле, сообщает «Благовест». В храме Христа Спасителя святыню будет ожидать Патриарх Кирилл в окружении многочисленного духовенства. В храме Христа Спасителя мощи святителя будут выставлены для поклонения до 13 июля, после чего они отправятся в Санкт-Петербург и пробудут в Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля, а потом вернутся в Бари. «Никольские дни – это событие общецерковного масштаба», – сказал о. Александр. Он уверен, что в Москву и в северную столицу будут прибывать сотни тысяч паломников не только из России, но «со всех пределов Русской Православной Церкви».

Представитель Московского патриархата поблагодарил московские власти за помощь в организации массового паломничества. В свою очередь, представитель Московского правительства, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Владимир Черников рассказал о том, что для обеспечения паломничества создан оперативный штаб из 50 человек, который должен обеспечить безопасность и комфорт паломников. Более 2 тыс. сотрудников правоохранительных органов будут следить за порядком.

В Москве доступ к святыне будет открыт 22 мая с 14-00 и до 21-00, а с 23 мая до 13 июня с 8-00 до 21-00 ежедневно. Очередь будет формироваться от Крымского моста. На пути к храму Христа Спасителя будет устроено 3 КПП, 11 точек питания, а также «шлюзы», где можно будет отдохнуть в автобусах от многочасового стояния. Паломников обеспечат питьевой водой и медицинской помощью.

«Крымский мост, общая очередь, – так кратко ответил В. Черников на вопрос о возможных спецпропусках. – Никаких спецпропусков, доступ будет для всех граждан». Он уточнил, что единственная группа, кому будет обеспечен «более беспрепятственный проход», – это инвалиды с заболеваниями опорно-двигательной системы с одним сопровождающим и груднички – тоже с одним сопровождающим. О. Александр Волков добавил, что видит в отсутствии спецпропусков особый смысл: стояние в очереди, ожидание можно расценить как «краткое паломничество», чтобы человек «потратил силы, время, чтобы поклониться святыне».

«Все структуры города готовы. Наши правоохранительные органы социализированы, наша главная задача – работать незаметно, чтобы люди чувствовали себя спокойно. Это мероприятие, учитывая его духовно-нравственный статус, позволит нам стать еще терпимее друг ко другу, сплоченнее», – выразил надежду В. Черников. Он сказал, что городские власти готовы принять любое число паломников, но только попросил их «не приходить сразу в первый день».

Правоохранителям будут помогать волонтеры. Руководитель Молодежного отдела Московской епархии Михаил Куксов сообщил, что заранее обученные молодые люди будут работать в 2 смены по 200 человек. Всего в этом отряде не менее 10 тыс. волонтеров.

Заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями Константин Блаженов ответил на вопрос о возможности доступа к святыне для представителей неправославных конфессий. «Такой проблемы не существует. Никто не проверяет людей, стоящих в очереди, на конфессиональную принадлежность. К поясу Богородицы шли представители Армянской Апостольской Церкви, мусульмане, никто им не запрещал. Святитель Николай пользуется почитанием различных конфессий. Если кто угодно – мусульманин, иудей, буддист – захочет поклониться этой общечеловеческой святыне, у них будет такая возможность», – сказал К. Блаженов. О. Александр добавил, что это смогут сделать и атеисты.

На вопрос о финансировании перенесения мощей святителя Николая в Россию священник ответил, что главную часть расходов взяла на себя компания «Фосагро» и лично семья Гурьевых. Эта семья не раз финансировала бесплатное для групп паломников из России путешествие в Бари и оказывала «другую существенную поддержку Русской Православной Церкви».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Абсолютное большинство россиян – 92-93% - относятся к православным с уважением и доброжелательностью – иными словами, позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповеданий или атеисты.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Там, где был призыв не сесть, а встать, не отдохнуть, а потрудиться, - этот призыв всегда находил отклик

Члены царской семьи, а также доктор Евгений Боткин и трое слуг приняли мученическую кончину в ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге. В 2000 году Русская православная церковь причислила к лику святых Николая II, его супругу Александру Федоровну и пятерых детей, а в феврале 2016 года - доктора Боткина.

Садриев предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний ислама. В частности, богослов констатировал, что сегодня российским мусульманам тяжело молиться так, как это предписано – сообразно суточному движению Солнца по небу. Эту практику богослов считает слепым копированием молитвенного уклада арабов при жизни пророка Мухаммеда