Религия после диктатуры атеистов: Мнения священнослужителей

18.05.2017 09:20


Несмотря на многолетнее преследование церкви и навязывавшийся властями атеизм, религия в Восточной Европе и России играет важную политическую роль, свидетельствуют результаты исследования американского социологического института Pew, проведенного среди 25 тысяч человек из 18 стран. При этом решающее значение для ответов на заданные вопросы имело то обстоятельство, был ли тот или иной участник исследования католиком или православным, пишет «Вельт» (перевод на сайте «ИноСМИ»).

В последнее время в большинстве стран Восточной Европы значительно выросло число православных. В России в 2015 году их доля достигла 71%. Лишь около 15% заявили, что не относятся ни к какой религии (являются атеистами или не принадлежат ни к какой вере). 10% - мусульмане. В остальных восточноевропейских странах доля православных была еще больше (78% на Украине, 86% в Румынии).

Одновременно в большинстве традиционно католических стран Восточной Европы, которые все являются членами ЕС, доля католиков снизилась. Это можно сказать о Польше (снижение с 96 до 87%), Литве и Венгрии (несколько большее снижение), но в гораздо большей степени эта тенденция коснулась Чехии (снижение с 44 до 21%). Кроме того, в этой стране, а также в традиционно лютеранской Эстонии зарегистрировано наибольшее число (соответственно, 72 до 45%) людей, не привязанных к какой-либо религии.

При этом в России лишь 6% опрошенных православных не менее одного раза в неделю ходят в церковь, тогда как в Польше число католиков, с аналогичной регулярностью посещающих церковь, достигает 45%. В то же время именно православие значительно сильнее, чем католицизм, влияет на мировоззрение и политические настроения верующих, начиная с утверждения «Наш народ не идеален, но наша культура стоит выше других». С ним согласились, к примеру, многие греки (89%) и русские (69%), но «всего лишь» 55% поляков и чехов.

Национальная гордость, традиционные представления о семье, осуждение гомосексуализма в значительно большей степени присущи православию. Не приверженные какой-либо религии жители православных стран выражали эту позицию не реже, чем верующие.

Примечательна высокая толерантность православных к мусульманам. Так, 28% опрошенных не возражали бы, если бы мусульманин стал членом их семьи, а 68% не против, чтобы мусульмане становились гражданами их страны. Среди католиков аналогичные показатели составили 15 и 43%.

Между религией и приверженностью демократии выявить четкой взаимосвязи не удалось. На вопрос, возможны ли были бы при определенных условиях лучшие формы государственного управления, 41% русских ответили утвердительно. Больший скепсис заметен лишь среди жителей Молдавии. Сербы также проявили себя небольшими поклонниками демократии – в отличие от тоже преимущественно православных греков, 77% которых назвали демократию наилучшей формой управления.

Изучением отношения жителей восточноевропейских стран к НАТО или ЕС социологи не занимались, но косвенно об их настроениях свидетельствуют ответы на вопрос: «Нужна ли сильная Россия, чтобы уравновесить влияние Запада?» На него более 50% опрошенных жителей России, но также и граждан Греции, Болгарии и Сербии ответили утвердительно.

Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать итоги опроса.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

18.05.2017 10:19

Никому не советую обольщаться насчет роли православия в международной жизни. Православие в разных странах имеет разные облики, как и католицизм.

Понимание, что православие предполагает больше внимания и уважения к традиционным ценностям, к России, и скептицизм в отношении ЕС и НАТО радует - тем более когда об этом говорят западные социологи, а на русофобии там помешаны многие, всюду им мерещится «рука Москвы».

У православных больше терпимости к мусульманам, потому что Православная Церковь все же восточная, а православный Восток живет столетиями в тесном взаимодействии с мусульманами, и жизнь с ними в мире для нас привычнее, чем для католиков.

Так что выводы американских социологов радуют. Но все эти политические амбиции и эмоции, к сожалению, влияют на облик и образ мыслей, в том числе православных людей. Например, на Украине большинство позиционирует себя православными – это хорошо, но у них все же не хватает влияния на оздоровление обстановки в стране. Украина больна, и не только гражданская война ее раздирает, но и внутренние конфликты. И мы можем только молиться, чтобы православный мир был более солидарен и явил миру отличный пример.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

18.05.2017 10:17

Этот опрос дает интересный материал для анализа. Хотелось бы внимательнее изучить представленные цифры, но это будет возможно лишь когда мы увидим динамику, два-три таких опроса, разделенных во времени. Между ними должно пройти лет 5 или 10. На основании одного опроса сделать вывод о том, что происходит, невозможно. Но после того, как появятся новые опросы (и лучше, если их проведут другие исследователи), можно пытаться попытаться сделать какие-то предположения. В любом случае, важен и сам факт того, что такие вопросы задают. Но я бы предостерег от анализа этих данных, поскольку для этого, повторюсь, одного опроса недостаточно.

Мне, например, понятно: человеку по его природе естественно верить в Бога, исповедовать свою веру в согласии с культурной средой, в которой он находится. По мере того, как личность человека развивается, он, конечно, задается глубинными вопросами о смысле своего существования. О том, кто он такой, кто такой Бог, в которого он верит или не верит? Правильно ли организована его жизнь в контексте вечности, что его ждет впереди? Это фундаментальные вопросы, и любой человек к ним когда-нибудь в жизни подходит. И тут большую роль играет фактор, который определяется культурной средой человека, где проходит его жизнь - до того момента, пока он не возвысится и над этими вещами, и не станет способен лицом к лицу стать перед истиной, перед правдой.

А пока я хочу поблагодарить авторов опроса за то, что они поднимают такие темы. Вопросы веры для каждого из нас – ключевые вопросы нашего развития. Это та область, где точно нельзя применить насилие, заставить верить или не верить.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

18.05.2017 10:13

Особенно интересно, как влияет религиозное самосознание человека на его политическую активность. Мы как-то об этом не думаем, и Церковь традиционно старается быть в стороне от любых политических событий и течений. Наша задача – объединить людей, и мы знаем, что идеального общества на земле никогда не будет. Внутреннее совершенство, следование за Христом – вот поле битвы, на котором работает Церковь. Участие в политических партиях не согласуется с нашей деятельностью как религиозной организации.

С другой стороны, в нашем народе сохранилось главное. Все можно говорить о русском, российском народе – что он такой-сякой, крадет, пьет, дебоширит, что угодно. Но, как правильно заметил патриарх, в нашем народе сохранился идеал святости. Он охраняется и оберегается именно нашей Русской Православной Церковью. Думаю, именно поэтому были получены такие ответы. Это еще связано с тем, что камень в основании нашей Церкви был положен Иисусом Христом. Он непревзойденный, непоколебимый идеал нравственности, исходящая от Него благодать дает святость нашему народу, нашей Церкви, и это сохраняется, бережется. Неожиданно к такому выводу пришли и американские исследователи.

Проблем, конечно, в этом опросе высвечивается много. Одно дело, когда человек называет себя православным, другое – когда он регулярно посещает богослужения. Но не нужно забывать: масштабные гонения на Церковь были именно в нашей стране. 25-летнее возрождение, которое мы недавно праздновали, показывает – мы в самом начале пути.

Думаю, ценности, которые описаны в этом опросе – семья, любовь, забота о ближнем, противостояние гомосексуализму - близки всем. Душа любого человека – христианка, и дар Духа Святого, который мы получаем в Святом крещении, дает о себе знать. К тому же Россия - уникальное многонациональное, многоконфессиональное государство. Мы умеем друг с другом дружить – это тоже для Запада интересно и во многом непонятно, потому что там привыкли жить в унитарных государствах, где одна религия, один народ, один язык. Они не знают, как по-христиански оказывать уважение любому человеку, заботиться о нем - независимо от его национальности и исповедуемой веры. Нас учит Господь, что каждый человек – наш ближний. На Западе взгляд он – другой.

Еще раз подчеркну: мы никогда не ставили перед собой политических целей. Но мы живем в обществе, государстве, и наш патриотизм, стремление сделать жизнь человека лучше здесь, на Земле, никуда не денется. Церковь проводит огромную социальную работу: по воспитанию подрастающего поколения, профилактике алкоголизма, наркомании, игромании. Трудно себе представить еще какой-либо общественный институт в нашей стране, который мог бы не на бумаге, но фактами доказать такую огромную работу не только для государственных нужд, но и каждого в отдельности. С этим, я думаю и связаны такие результаты.

Что же касается ответов наших соседей о сильной России – а кто их защитит, кроме нас? Действительно, НАТО расширяется, а там, где поселяется эта вооруженная сила, устанавливают очень жесткую демократию. И ответы верующих об отношении к демократии тоже очень интересны. Но мы-то прекрасно понимаем: демократия – фикция, которая придумана, чтобы обслуживать чьи-то интересы.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

18.05.2017 10:08

Если приведенные данные верны, объективны, картина очевидна – укрепление, расширение религиозного сознания в государствах, которые вели агрессивную антирелигиозную деятельность на протяжении многих лет. Количество верующих выросло именно там, где христианам приходилось хуже всего.

Вторая тенденция – там, где жизнь стала более комфортной, стабильной, обеспеченной, религиозное сознание идет на спад, возникает снисходительное отношение к любым видам противоестественных извращений и вообще ко всему, что в христианстве считается смертным грехом. Начинаются оправдания, попытки ввести это в некое религиозное пространство, сделать обсуждаемыми вопросами, ответы на которые даны еще 4000 лет назад. Даны не человеком, но Богом.

Ну и третье наблюдение: монополярный мир – заведомо неустойчивая, провоцирующая конфликты и произвол конструкция. История последних 25 лет это убедительно доказала.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

18.05.2017 10:04

Причина низкой религиозной активности (только 6% населения Росси регулярно посещает богослужения) - последствие советского периода, правления власти, которая более 70 лет это вытравливала. Сегодня для многих вера - лишь внешняя, обрядовая сторона. По моим наблюдениям, большинство, к сожалению, не принимают веру как смысл жизни. Да, они понимают, что православие сыграло большую роль в становлении нашего государства, но на этом этапе останавливаются. Наверное, это упущение и духовенства.

Но и дехристианизация Европы - ожидаемый процесс. Огромное количество людей из арабских государств, Северной Африки (преимущественно мусульмане) наводнили Европу. Мусульмане активно пропагандируют свою веру. Люди там расстилают прилюдно коврики, молятся. Женщины носят хиджабы. Думаю, на католиков, чья вера неглубока, это оказывает психологическое воздействие, и они постепенно секуляризируются. На мой взгляд, эти процессы будут продолжаться.

У нашей страны уникальная ситуация – начиная с древних времен, в том числе, в советскую эпоху, мы спокойно сосуществовали и с азиатами, и с кавказцами. Особых проблем в религиозном плане у нас не было. А для Европы это ново. Я недавно читал переводную статью одного из лондонских таблоидов. В заголовке столица Великобритании была названа «Лондонстан» – на арабский манер. В статье приводились цифры: с 2002 года в Великобритании, если я не ошибаюсь, было закрыто 500 храмов разных христианских конфессий, а помещения отданы другим арендодателям. Но вместе с тем было открыто около 1000 мечетей. В прошлом году самым популярным именем в Лондоне было имя «Мухаммед». И мэр Лондона открыто исповедует ислам. Это все свидетельствует о том, что Европа, если ее миграционная политика не поменяется, через 10-15 лет полностью изменит свое религиозное лицо - об этом говорят политологи. Она станет исламской.

Католическая церковь на протяжении XX века переживает кризис, происходит отток верующих (во Франции, в Великобритании, в других странах, которых большинство). Храмы переделывают под пиццерии, автомастерские, другие учреждения. Думаю, ситуация будет усугубляться. В Германии эти процессы заметны в меньшей степени – лютеранство активно держит свои позиции.

В любом случае, мы не должны радоваться происходящему – это не по-христиански. У нас свои проблемы. Сейчас я вижу искусственное нагнетание недовольства Церковью как социальным институтом. Это связано, быть может, с какими-то неблаговидными поступками представителей Церкви (включая поездки на дорогих автомобилях). А сейчас у каждого в кармане сотовый, люди фиксируют эти вещи. Мы на виду, и думаю, в ближайшее время Церкви придется перестроиться, - быть может, провести «чистку» в своих рядах, избавившись от представителей, которые репутацию Церкви губят. Они ставят крест на дальнейшей ее миссии.

Процент постоянных прихожан, постоянно посещающих богослужения, можно сказать, не растет. Думаю, проблема еще и в том, что Церковь сегодня ассоциируют с властью. Партнерство с государственной властью не всем нравится, и это используют в политической борьбе. А политическая борьба – это использование различных громких дел, вроде «дела Соколовского», для снижения авторитета Церкви в обществе. Думаю, эту карту будут разыгрывать дальше, и Русской Православной Церкви придется как-то корректировать свою жизнь - по Евангелию.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

18.05.2017 09:53

Католическая Церковь на самом деле давно в большом кризисе: верующие уходят, огромное количество храмов в Европе пустует, разрушается, сдается внаем... Европа теряет вместе с толерантностью и всеми этими демократическими достижениями свою культурную идентичность. А культура без веры жить не может. Европа отказалась от старой цивилизации и вынуждена была отказаться от христианских ценностей. Уже в ХХ веке Запад называл себя постхристианской цивилизацией.

В православном мире ситуация иная. Она связана с состоянием и положением России в мире. История России ХХ века с одной стороны очень сильно ударила по вере и ослабила позиции Церкви. А с другой стороны, как ни странно, крах коммунистической системы привел к возвращению людей к своим православным истокам – к вере, культуре. Этим и можно объяснить неуспех западных ценностей и их агрессивной пропаганды на нашей территории.

Сравнение Востока и Запада не в пользу Запада, потому что в твердости и определенности позиций Русская Православная Церковь выглядит сильнее. Там, где католики готовы идти на уступки и искать компромиссы, православные выступают твердо. Я знаю, что большая половина консервативной Европы готова поддерживать Владимира Путина по умолчанию, потому что он выступает против гомосексуализма. Мои европейские друзья восхищаются нашей политикой даже больше нас самих. Уверен, придет время, и они громко выскажут свое мнение.

Все это усиливает позиции России как страны, которая может отстаивать на территории Европы свои принципы, а это важно.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

18.05.2017 09:45

На ответы людей разных стран и религиозных мировоззрений влияют разные факторы – личный опыт общения с представителями и сторонниками определенных религиозных конфессий, информационная пропаганда, которая формирует общественное мнение. Мир сегодня непрост, он переживает столкновение цивилизаций, переселение, миграции.

Почему православные к мусульманам относятся хорошо, как и мусульмане к православным? - да потому что за тысячи лет добрососедства у нас сложились замечательные отношения. Так что радуют результаты исследования на эту тему. Многое происходило, но мы все равно не потеряли самобытность и религиозное мировоззрение, национальную и духовную идентичность, и при этом прекрасно живем в одном государстве.

Уверен, подобный опыт и рост влияния России скажется положительно на других странах Европы и постсоветского пространства. Если Россия будет придерживаться тех же норм, что и сегодня, - а это справедливость, интеграционная политика, добрососедские уважительные и доверительные отношения, - от этого выиграют все, и уж точно у нас есть, чему другим поучиться.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

18.05.2017 09:42

В Европе мусульмане пришлые, а в России живут веками, поэтому и отношения с православными у мусульман спокойнее. Тут все логично. Естественно, когда две цивилизации сталкиваются, возникают противоречия, что сейчас в Европе мы и наблюдаем. А православие и ислам в России вместе тысячи лет, мы научились жить в мире, у нас одна родина, которую в трудную минуту защищать мы будем вместе. То есть в России у православных и мусульман больше общего, чем у католиков и мусульман. И мы должны беречь эти отношения как драгоценность.

И вообще мне кажется, православные серьезнее относятся к своей религии, чем католики, - и дело не в частоте посещений храма. Православные теснее связаны со своей религией, потому что культура и история православных народов неразрывно связана с верой. Даже те, кто не признает религию вовсе, все равно с ней связаны через классическую литературу, наши общие нравственные нормы. Именно поэтому Россию хотят видеть сильной другие страны. Наша страна всегда стояла на принципах справедливости, нравственности и семейных ценностей.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

18.05.2017 09:38

Очевидно, что Католическая Церковь проявляет огромное беспокойство из-за снижения числа католиков в Европе. Это идет, прежде всего, из-за миграционных процессов: увеличивается доля мусульман и христиан- некатоликов за счет переселения в европейские страны жителей стран Восточной Европы, не входящих в ЕС. Латинская Америка и Западная Европа исторически считались вотчиной Ватикана. Соответственно, Ватикан и западные страны, ориентированные на Ватикан, выстраивали религиозное противодействие с Россией, в том числе на тему православия. Так что этот опрос говорит западному истеблишменту, что Россия и православие якобы наступают, надо принимать меры по сдерживанию.

Еще один момент: если Католическая Религия едина, то в православии существует значительное количество поместных Церквей, и Московскому Патриархату они никак не подчинены. И в этой связи опрос некорректен. Кроме того, есть униатские церкви с элементами православия и католицизма.

То есть цель исследования ясна: подсоединить к оголтелой антироссийской пропаганде еще и религиозный аспект, сказать, что кроме хакеров, политической и идеологической «агрессии», Россия направляет еще и религиозную «агрессию» на западный культурно-религиозный потенциал. Думаю, на этом исследовании и подобных ему еще будут построены некоторые избирательные кампании в ряде стран ЕС с целью активизации католической части избирателей в противовес России. Тем более, в исследовании подчеркнуто отношение к России болгар, сербов, румын, - то есть за них нужно вести борьбу, а на это нужно выделять средства.

Так что все очевидно, понятно и, стоит отметить, сделано очень топорно.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

18.05.2017 09:38

Думаю, роль православия в мире усилилась после исторической встречи на Кубе патриарха Кирилла с Папой Римским. Это был беспрецедентный шаг, на который пошли обе стороны. Инициатором, думаю, были православные - хотя, возможно, существовала некая договоренность. Эти две религии не признавали друг друга на протяжении веков.

Если взять в процентном отношении католические и православные государства, первых, конечно, больше. Это Северная Америка и Южная Америка, Австралия, южная часть Африки, ЮАР, Вьетнам, Камбоджи – бывшие французские территории, Индия и так далее. Процент католиков там высок. Но в одном из самых больших государств, в России, большинство граждан исповедуют православие. Тем не менее, католики действительно чаще посещают костел.

Думаю, осуждают гомосексуализм больше в протестантских странах, которые в своем пуританстве дошли до абсурда. Гомосексуальные течения возникли там как протест.

Что православные готовы видеть в своих членами своих семей мусульман, на мой взгляд, свидетельствует о следующем: женщина из мусульманской страны, выходящая замуж за христианина, не очень религиозна. Отсюда толерантность к христианству. В основном, в такие браки вступают люди, не зацикленные на религиозной составляющей своей жизни. Многие же относят себя к православным в силу национальной принадлежности: русский – значит, православный. Это нельзя назвать осознанным путем в христианстве. Католики больше знакомы с особенностями своей религии, чем православные - 70 лет ее запрета в Советском Союзе сделали свое дело.

Сейчас люди без проблем могут стать религиозными, но это чаще дань моде, и редко - осознанный шаг. Человек, признающий Бога, и богобоязненный человек – разные вещи.

И нужно понимать – традиционная религия в России поддерживается, но наша страна остается светским государством. Свобода совести подразумевает у нас как принятие Бога, так и его отрицание. А вот, например, в США отрицание Бога, непосещение церкви, мечети, кирхи, синагоги, вызывает протест - там не принято быть атеистом. Неважно, во что ты веришь, главное, чтобы не был атеистом. Такой человек вызывает опасения в обществе.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Басманный районный суд столицы постановил выдворить из России гражданина Узбекистана Худоберди Нурматова. Кроме того, он оштрафован на 5 тыс. рублей. Суд признал журналиста виновным в "нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Выборы в США - 2016

В интервью USA Today она рассказала, что российский лидер якобы мстил ей из-за усиления НАТО в Восточной Европе в то время, когда ее муж Билл занимал высший пост страны

"Речи о том, чтобы Россия отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса, идти не может, не идет и не будет идти. По гуманитарным соображениям Россия продолжит заботиться об этих людях, которые были отторгнуты в результате гражданской войны своей собственной страной", - заверил он.

Полиция Львовской области Украины открыла уголовное производство по факту прорыва госграницы экс-президентом Грузии и бывшим главой Одесской областной государственной администрации Михаилом Саакашвили и его сторонниками.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)