У нас настолько большая страна со столь разным климатом, что мы не сможем подстроить начало учебного года под благоприятные природно-климатические условия для всех регионов

Голос верующего в Сети должен присутствовать, но он должен быть высказан с достоинством и обращен к слышащим

Александр Щипков прочел в МГУ лекцию "ХХ век и будущее идеологии"

18.05.2017 11:35


В понедельник, 15 мая, в Шуваловском корпусе МГУ, в аудитории имени Е.М. Примакова, в рамках совместного проекта факультета политологии и Лектория PRM «Вечерние чтения», состоялась лекция доктора политических наук, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкова. Тема лекции была обозначена следующим образом: «ХХ век и будущее идеологии».

Вначале лектор обратился к аудитории с вопросом: С какой точки зрения мы смотрим на историю? И сами ли мы ее объясняем или это кто-то делает за нас?» Одним из таких «объяснений» является концепция, согласно которой русская история XX века постоянно претерпевала разрывы, - в частности, в 1917 и 1991 годах. Есть сторонники того, чтобы стереть из народной памяти советский период. Их оппоненты предлагают сделать то же с периодом царским. Несмотря на внешние разногласия, и те, и другие предлагают разрыв и существование общества в ситуации самоотрицания, считает Щипков. При этом сторонники такого модного в настоящее время термина, как «десоветизация», предлагают бороться, по сути, с виртуальным явлением, поскольку советской власти нет. И любая такая борьба, отметил лектор, есть борьба с историей России. Одним из механизмов этой борьбы является, к примеру, навязывание идеи коллективной вины русскому народу в связи со сталинскими репрессиями или с убийством Николая II. Но история России не только должна быть непрерывна, но и является таковой, сказал в своем выступлении А.В. Щипков.

Советский период (1917-1991) - только часть русской истории XX века. Двадцатое столетие началось одновременно с Первой мировой войной, а закончилось с присоединением Крыма к России в 2014 году, считает А.В. Щипков. Он привел в пример термин «Большая война», с помощью которого филолог и публицист Е. Белжеларский (его одноименная статья опубликована в вышедшем в этом году сборнике «Язык», посвященному становлению русского дискурса) обозначает период с 1914 по 1945 год. Именно с 1914 года, с уничтожения русинов в австро-венгерских лагерях Талергоф и Терезин начался геноцид русского народа, конец которому был положен в мае 1945 года.

Щипков напомнил аудитории еще один пример мировоззренческой манипуляции, заключающийся в концепции так называемой «перманентной гражданской войны». Сторонники этой концепции предлагают обществу продолжить жить, будучи разделенными на «красных» и «белых». Однако многие приверженцы этой идеи таким образом оправдывают и генерала Власова, утверждая, что предавший свою страну генерал якобы лишь боролся со сталинизмом и, таким образом, как бы выступал на стороне «белых», продолжая «гражданскую войну».

Касаясь вопроса об идеологии как таковой, А.В. Щипков обратил внимание на следующую правовую коллизию: с одной стороны, Конституция РФ запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Однако статья той же Конституции, провозглашающая высшей ценностью человека, его права и свободы, по сути своей является идеологической. В то же время современный либерализм, отметил лектор, фактически отказался от своей классической формулы «Свобода, равенство, братство», оставив из этой триады лишь «свободу». В современной либеральной парадигме господствует неравенство в разных формах, начиная от теории расизма, оправдывающей колониальную практику, до социального сегрегационного понятия «рукопожатности» — механизма разделения граждан на «правильно» мыслящих и «неправильно».

Лекцию А.В. Щипков завершил выводом, что никакая страна не может существовать в идеологическом вакууме, и идеология для государства так или иначе необходима. Общество должно быть независимым, иметь под собой определенные основы, быть монолитным, единым. А всего этого невозможно достичь без определенной идеологии и мировоззренческих установок.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Эксперты исследовали страны по 18 критериям, включая финансы для комфортной жизни на пенсии, финансовые услуги для накопления сбережений, качественную медицину и безопасную окружающую среду. Россия заняла 40 место из 43 возможных, уступив Турции, Китаю и Мексике. Ниже России расположились только Бразилия, Греция и Индия. Рейтинг возглавили Норвегия, Швейцария, Исландия, Швеция и Новая Зеландия.

"Я очень рад за Казань, за все наше плавание, за Россию, - подчеркнул Мутко. - У Международной федерации плавания остались самые хорошие впечатления от чемпионата мира 2015 года, и я уверен, что именно это и сыграло ключевую роль в данном решении".

В результате паводка по состоянию в селах Уссурийска пострадало 1260 гектаров сельхозугодий. Первый заместитель главы региона заявил, что основной объём восстановительных работ на подъездах к сёлам начнётся сразу после спада воды.

Из них 29% смотрели его частично или полностью, а 21% пока только собирается посмотреть. Ничего не слышали об этом фильме 37% участников опроса, проведенного 24-25 июня среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ.