Я наблюдаю за событиями в Хакасии и отмечаю, что после избрания главой региона представителя КПРФ там стало возникать немало каких-то неприятных, скандальных ситуаций

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Сложно ждать патриотизма от детей, которые не знают свою историю, литературу и язык: парламентарии о школьном образовании

08.06.2017 10:17


Родители хотят, чтобы в школе больше времени уделялось изучению истории. Такие результаты показал опрос, проведенный "Левада-центром". Также подавляющее большинство положительно относится к планам создания единых школьных учебников по истории и литературе (по 76%), и лишь каждый десятый не поддерживает эту идею.

На втором месте по предпочтениям родителей находится русский язык (44%), следом идет математика(38%). Треть опрошенных предпочли бы акцент на национальных языках и литературе (в республиках и автономных округах, 33%). Каждый пятый хотел бы для своего ребенка побольше часов иностранных языков (23%), компьютерной грамотности и информатики (22%), физики, химии, биологии - 20%, общественных наук (социологии, экономики, политологии) - 10%, физкультуры - 13%. В то же время за увеличение количества уроков по религии в школах высказались всего 7% россиян.

Накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает. Так, в конце прошлого года родители одной из московских школ обратились в Генпрокуратуру с жалобами на "навязывание религиозной идеологии департаментом образования". По их словам, школьникам пятых классов в обязательном порядке начал преподавать предмет "Истоки", в учебнике по которому "говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы", пишет "Коммерсант".

Очевидно, что и по прошествии пяти лет с момента, когда Министерство образования РФ всерьез озаботилось проблемой духовного и нравственного воспитания школьников (с 1 сентября 2012 года в российских школах введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики", с 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы 5-9-х классов предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России"), в обществе по-прежнему нет консенсуса вокруг преподавания этого предмета в школах.

Корреспондент Regions.ru попросил парламентариев прокомментировать данные соцопроса и ответить на вопрос, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

08.06.2017 10:20

Школьное образование - ключевой элемент развития нашей экономики. Можно много говорить про цифровизацию, инновации и прочее, но если в школе детям не дают хорошую базу технических наук - физики, химии, математики, то это все останется пустыми разговорами. Также как можно постоянно рассуждать про патриотизм, но сложно ждать патриотизма от детей, которые не знают свою историю, литературу и языки.

Напомню, что в СССР огромное внимание уделялось именно естественнонаучным дисциплинам. Именно поэтому Советский союз являлся одной из ведущих держав в плане развития научно-технического потенциала. Без преподавания в школе физики и математики, без технических кружков, без домов пионеров не было бы ни лидерства в космосе, ни мощного ВПК, ни прорывов в науках. Так же как и советская историческая наука, этнография, археология были одними из самых системных и качественных по подходу.

Желание родителей, многие из которых прошли именно советскую подготовку в школе, усилить изучение истории, литературы, естественных наук совершенно естественно. Оно продиктовано заботой о детях, об их будущем, о том, какое место они займут на будущем рынке труда. В этом плане эксперименты, которые периодически ставило российское Министерство образования на нашей школе, прямо скажем, вызывают массу вопросов относительно государственной политики в этой сфере.

Возможно, появление таких предметов как "Основы религиозных культур и светской этики" не вызывало бы вопросов, если бы не катастрофическое падение качества образования по действительно приоритетным направлениям. Было бы правильно услышать от Министерства образования приоритеты, где на первом месте будут стоять действительно важные для будущего страны и ее граждан дисциплины.

Светлана Журова

Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам. Фракция ЕР

08.06.2017 10:20

Для меня приоритетными являются русский язык, литература и математика. Это базовые предметы, поэтому, на мой взгляд, именно они должны быть на первом месте в школьной программе.

Если ты плохо говоришь на русском языке, не можешь нормально по-русски писать, тогда и история, и все остальные предметы вряд ли будут тебе хорошо даваться. А литература идет рядом с русским языком прежде всего потому, что за ней стоит чтение. Если ребенок вообще не читает, он и историю читать не будет. Если его не научили читать, не научили логическому мышлению, которое дает математика, то вряд ли история сможет стать его любимым предметом.

Безусловно, истории в школе следует уделять больше внимания, чем это делается сейчас. Но главный вопрос, я думаю, заключается в подходах к этому предмету, в его интерпретации. Если в русском языке и математике все понятно, четко, то история может преподаваться любым учителем с какими-то своими трактовками. Поэтому в программе и методах преподавания истории должно быть единообразие, не подверженное никаким веяниям и течениям, и не случайно за это высказалось большинство участников опроса.

Если говорить об основах мировых религий, то я считаю, что их вполне можно включить в курс по истории, поскольку история религий – это часть общемировой истории. Кстати, у нас существует очень хороший учебник по истории религий. Когда у меня сын изучал этот предмет, я полистала этот учебник и поняла, что составлен он очень грамотно, т.к. формирует у ребенка и толерантное отношение к разным традициям и обычаям, и понимание их общих духовных основ. Если же речь заходит о стремлении родителей дать своим детям более глубокие знания, связанные с той или иной религией, то мне кажется, делать это нужно не в школе, а в стенах тех религиозных учебных заведений, которые принадлежат соответствующим конфессиям.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

08.06.2017 10:20

Начну с того, что по первому образованию я историк, и сам Бог велел мне выступать за увеличение количества часов истории в школах. Тем не менее, я бы предложил следующий подход.

Первое. Нам надо вернуть т.н. "линейное" преподавание истории, когда ребята изучают историю один раз, но основательно. Сейчас они ее изучают два раза, но каждый раз "галопом по Европам".

Второе. Если говорить об увеличении часов, то на первое место я бы все-таки поставил литературу. Мы говорим, что у нас большие проблемы с воспитанием, однако нет более мощного средства воспитания, чем великая русская литература. Моя любимая учительница по литературе подчеркивала, что литература – это не учебный предмет, а воспитание души.

Одновременно нужно радикально поменять характер преподавания литературы. Экзамен по литературе должен быть обязательным, но только не в форме ЕГЭ, а на выбор: либо сочинение, либо устный экзамен, чтобы видны были не только знания, но и отношение учеников к литературе.

Я абсолютно убежден, что литература – значительно более мощное средство воспитания, чем, например, преподавание религии. Причина проста: в литературе правильные идеи ложатся на художественные образы и оказывают гораздо более глубокое воздействие на психику человека, и в особенности ребенка, по сравнению с любыми проповедями. Поэтому, уважая мнение родителей, я все же считаю, что наиболее актуально было бы увеличивать количество занятий по литературе, изменив характер преподавания в направлении отношения к литературе как к воспитанию души.

Также мне представляется, что преподавание истории религий в государственной светской школе возможно на факультативной основе. Хотя, конечно, человеку полезно знать основы мировых религий. Но вряд ли их стоит изучать в 4 и 5 классах. Думаю, лучше это будет делать в рамках курса "Обществознание" в классах постарше – для того, чтобы дети более осознанно понимали материал.

Владимир Джабаров

1-й зампред Комитета СФ по международным делам (Еврейская АО). Член партии "ЕР"

08.06.2017 10:20

Я бы согласился с опрошенными и сделал бы в школе акцент на изучение истории, причем по единому для всех наших учеников учебнику. Это исключит где-то даже опасные вариации трактовок тех или иных исторических событий и предотвратит переписывание истории. И вообще каждый гражданин России должен знать историю своей страны. А также, конечно, должен хорошо владеть русским языком и знать отечественную литературу. Одновременно в век технического прогресса нужно глубоко изучать технические предметы – математику, физику, химию и т.д.

Что касается предметов по истории религии, то такими учебную программу я бы загружать не стал. Сам я православный христианин, но нельзя забывать, что мы живем в многонациональной стране, поэтому такие уроки я бы сделал факультативными. Для тех, кто желает изучать религию глубже, при православных храмах действуют воскресные школы, наверняка типа таких есть и при мечетях, и при синагогах. Не стоит обострять отношения между представителями разной веры, начиная со школы.

Вот против обязательного школьного предмета по истории мировых религий я бы ничего не имел. А может быть, его целесообразнее преподавать не отдельно, а в рамках курса общей истории – знаю, такие предложения звучат, их следует обдумать, провести слушания, узнать общественное мнение.

Алексей Александров

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР

08.06.2017 10:20

Я бы отдал предпочтение гуманитарному курсу, который включает в себя историю, литературу, русский язык. Туда же, думаю, следует ввести и правоведение - меня крайне огорчает правовая безграмотность нашей молодежи, да и людей всех последующих поколений.

А в отношении религии я бы предложил предмет под названием "История религий", на котором рассказывалось бы о крупнейших религиях мира, об истории их возникновения, о присущих им обрядах, также можно было бы затронуть тему религии и общества, религии и политики и т.д. То есть этот предмет не должен носить религиозной окраски, он должен быть гуманитарным, общеобразовательным. А для более серьезного, глубокого изучения той или иной религии существуют специальные религиозные учебные заведения.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

08.06.2017 10:20

В школе надо получать комплексное образование, а не делить предметы на те, которые надо изучать больше, и те, которые меньше. Потому школа и называется общеобразовательной. То есть выпускник школы должен знать и математику, и литературу, и историю, и русский язык, и физику, и географию, и астрономию, и ботанику, и т.д. И религию, кстати, тоже, причем не одну, а минимум четыре, поскольку в нашей стране четыре официально признанных религии – христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Под "знать религию" я подразумеваю изучать историю, особенности, различия религий. Это может быть как направление в рамках курса по истории, так и отдельный курс. По окончании школы, в зависимости от наклонностей, человек выбирает то или иное направление и уже углубленно изучает его в вузе, колледже, училище.

Что еще важно - школьникам надо не только давать знания, но и прививать им любовь к получению знаний самостоятельно, настраивать их на это, объяснять им необходимость такого пути. Вот я, к примеру, сколько себя помню, столько следую пословице "век живи, век учись". Чувствую в какой-то области у себя пробелы, обязательно сажусь и читаю соответствующий материал, чтобы тот вопрос не остался бы для меня белым пятном, чтобы я в нем "не плавал". Сейчас, в частности, я, православный человек, изучаю историю буддизма - очень интересно и полезно для общего развития.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Россия – это единственная страна, сотрудничество с которой может принести Украине деньги, благополучие, достаток, если правильно организовать процесс. Украина сегодня не нужна ни Европе, ни тем более Соединенным Штатам. Они просто использовали ее для создания деструктивных процессов как в самой Украине, так и на границах с Украиной, чтобы в последующем обвинить в этом Российскую Федерацию

На Украине складывается ситуация отсутствия власти, поскольку один глава государства им уже почти не является и ни за что не отвечает, а избранный «гарант» еще не вступил в свои права, но уже пытается высказываться. При этом очевидно, что новый украинский президент пытается продолжить антироссийскую песню, слова которой написаны за океаном

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы