Свой флаг Победы мы всегда можем водрузить над зданием государства, которое посягнет на нашу свободу и независимость. Так было и в 1945 году, и в другие исторические периоды

Россия нужна Богу только православная, другая Россия Богу не нужна. В той степени, в которой восстановим свои православные традиции, в той и будем существовать как государство и народ

Школьная программа и уроки религии: Мнения священнослужителей

14.06.2017 08:57


За увеличение количества уроков по религии в школах высказались 7% россиян, показал опрос, проведенный "Левада-центром". Почти столько же - 8% - респондентов предлагают больше внимания уделять внимание половому воспитанию школьников, 10% - общественным наукам (социологии, экономике, политологии), 13% - физкультуре.

Существенно больше респондентов хотели бы, чтобы в школах усилили преподавание истории (52%), русского языка (44%), математики (38%). Треть опрошенных в республиках и автономных округах предпочли бы акцент на национальных языках и литературе (33%). Каждый пятый хотел бы для своего ребенка побольше часов иностранных языков (23%), компьютерной грамотности и информатики (22%), физики, химии, биологии (20%).

Сам принцип ЕГЭ (поступление в вуз по итогам единого экзамена, без вступительных) поддерживают и отвергают почти равные доли населения, причем отвергающие даже в большинстве («за» - 36%, «против» - 43%).

См. также:
Сложно ждать патриотизма от детей, которые не знают свою историю, литературу и язык: парламентарии о школьном образовании

Жаль, что социологи не задавали вопроса, за счет каких предметов нужно усиливать преподавание выбранных. Между тем очевидно, что учебное время не резиновое – чтобы расширить преподавание одного предмета, нужно сократить преподавание другого.

«Преподавание каких предметов в школе, на ваш взгляд, следовало бы расширить – а каких, соответственно, сократить? Чем, по-вашему, объясняется низкая востребованность уроков религии?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

14.06.2017 09:51

Поскольку система образования у нас все-таки государственная, предполагается, что она должна не только решать задачи, которые ставят перед ней родители, но также отстаивать государственные интересы. Это своего рода госзаказ.

В связи с этим хочется задать вопрос: «А какие специалисты, граждане, нужны нашему государству?» Знатоки иностранных языков, физически развитые люди, или те, которые имеют познания в половой сфере? Должны быть сформулированы критерии личности ученика государственного образовательного учреждения.

А вот с помощью чего эти критерии будут достигаться – вопрос уже к специалистам в сфере образования. Но отдавать целиком образование на откуп родителям настолько же неправильно, насколько неправильно полностью лишать родителей этого права.

Почти сто лет выжигания религии из сознания граждан (а это четыре поколения!) сыграло свою роль. Кроме того, есть общемировая тенденция. Религиозным человеком труднее управлять с помощью современных технологий. У него имеются принципы, которые лежат вне зоны действия социальных сетей или политтехнологий. Поэтому и введен тренд на «религиозно толерантного» человека в общемировом масштабе.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

14.06.2017 09:41

Чтобы рассуждать, какая должна быть сегодня программа в школе, мы должны четко представлять перед собой цель, которую ставит министерство образования. А так как цели нет, то сложно говорить, что сократить, а что расширить. Образование ведь не дает некие общие знания, которые нужны человеку в жизни, оно дает начальную подготовку с определенными целями. Например, несколько лет назад министр образования Андрей Фурсенко сказал, что главная цель – подготовить профессионального потребителя. Если же цель подготовить человека для технической цивилизации – это другое. А если цель вырастить «заворачивателя бутербродов» на Тверской – это третье. Для достижения каждой из этих целей знания нужны разные, и предметы разные.

Как-то Дмитрий Медведев сказал, что надо сделать упор на математику. А зачем? У меня сын в этом году сдает ЕГЭ, учит логарифмы, синусы, косинусы. Кто из ныне здравствующих людей в своей жизни использовал синусы-косинусы или помнит вообще, что это такое? Но в школе это изучают даже при 9-летнем образовании. Так что надо понять, для чего это нужно? Потому что «математика ум в порядок приводит»? Но так же и латынь можно изучать. То есть без внятной цели ничего конкретного мы предложить не сможем. Так и будет – давайте это добавим, а это убавим.

Понятно, что некий набор гуманитарных и физических планов по истории, литературе, математике должен быть. Хотя и тут не совсем все понятно, потому что мало кто из детей сегодня любит читать классику. Они не понимают и не осознают до конца набор произведений, для чего их изучать и как. И даже при этом в выпускном сочинении не должно быть самостоятельных суждений, строго должно быть так, как предписано системой думать по тому или иному поводу. Так что нельзя сказать, что и литература серьезно развивает.

Что касается уроков религиозной культуры, то результат в 7% говорит о том, что наше население считает религиозное образование личным и семейным делом, и просит, чтобы государство в этот вопрос не вмешивалось никаким образом. Это просто факт. Люди опасаются, что их детей научат чему-то, что сами родители не понимают и не смогут контролировать, боятся, что детям будут «промывать» мозги, будут преподавать какую-то идеологию.

Думаю, вопрос преподавания религии в школах будет решаться и дальше, просто это неспешный процесс. Я сам немного принимал участие в подготовке светских учителей к урокам ОРКСЭ, и могу свидетельствовать, что они не будут учить детей религии, они просто хотят получить дополнительные часы и оплату за это. Не все, конечно, есть и энтузиасты.

Но нам пока некуда торопиться. Сейчас почти при каждом храме есть воскресная школа, куда родители могут отдать ребенка. Хотя по моим ощущениям можно было бы добавить в старшей школе 1-2 часа в неделю по религиозной культуре. Опасения родителей беспочвенны, но они есть, и с этим нужно считаться. Должно пройти время, чтобы люди поняли: ничего страшного в этом нет, зато дети кое-что полезное уже знают.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

14.06.2017 09:39

У большинства представление о религии смутное. Даже когда мы просим студентов, которые впервые пришли на теологию, дать четкое определение, что такое «религия», большинство не могут ответить. Более того, часто религия воспринимается не как основополагающая система, а как сфера обрядовой жизни. Поэтому не приходится удивляться, что большинство людей не ратуют за то, чтобы узнать подробнее. Радует, что за изучение истории, языка и литературы – религиозных по сути предметов – стоит большинство опрошенных.

Что касается перераспределения часов, то нужно говорить в первую очередь об изменении содержания имеющихся предметов: надо насыщать их полезной информацией. Надо вернуться к нашей русской классической школе, которая давала элементарные и фундаментальные знания по основным предметам, базу, на которую можно встраивать всевозможное дополнительное профессиональное образование.

У нас не поставлена задача формирования за счет нашей системы образования трех стержневых компонентов устойчивости личности. Этноконфессиональное сознание – то есть человек должен идентифицировать себя со своим народом в религиозном выборе, этноисторическое сознание, которое позволяет человеку четко ориентироваться в сетке исторических координат, идентифицировать себя с народом, сделавшим религиозно-цивилизационный выбор, и этнолингвистическое сознание, которое позволяет человеку говорить на языке, на котором говорили предки, говорят современники, и будут говорить потомки. И, конечно, необходимо формировать умение логически мыслить, чему много способствовала бы математика, если бы программа была правильно сформирована.

Так что ближайшая образовательная цель – это постановка таких задач и разработка системы их решения.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

14.06.2017 09:26

Я соглашусь с респондентами, которые проголосовали за увеличение часов истории, литературы, русского (национального) языка.

История – предмет, который лечит людей от исторической амнезии. Народная мудрость гласит: мы должны учиться на чужих ошибках. Хотим извлекать уроки из прошлого – должны, как минимум, знать историю своего государства. Как максимум – мира. Хорошим образцом комплексного воспитания была советская система образования. Не знаю, по какой причине мы от нее отказались. На мой взгляд, это было ошибкой. Литература – ключ к пониманию происходящего.

Если человек хочет знать о культуре своего народа, ему нужно больше читать. С помощью национального языка, проследив путь его развития, мы тоже можем много узнать о прошлом. Я уверен: прежде чем изучать другие языки, нужно знать свой язык, свою культуру. Иначе люди начнут копировать не слишком удачные модели других культур, пренебрегая своей и восхваляя все заимствованное.

Вообще гуманитарные предметы расширяют кругозор, позволяют увидеть картину окружающего мира объемной. И я со всех сторон слышу жалобы, что у нас сокращают часы на гуманитарные предметы.

Моя мечта – чтобы в будущем в наших школах появился предмет «Критическое осмысление действительности». В век высоких технологий нужно учить детей работать с большим количеством информации. Мы постоянно сталкиваемся с фейками, вбросами. Ребенок с детства должен уметь ориентироваться в потоке поступающей информации. Почему мы столкнулись с проблемой так называемых «групп смерти»? - Наши дети, попавшие в их сети, оказались слишком доверчивыми, наивными.

Мне кажется, пройдет совсем немного времени, и различные мессенджеры вроде WhatsApp и Viber займут большое место в нашей жизни. Это каналы мгновенной связи, которыми пользуется огромное количество людей. Когда у нас в Амурской области в 2013 году случилось наводнение, какие только «ужастики» не присылали по Viber – и местные жители начали скупать сахар, соль, крупы, бензин. Они готовились к худшему. А их кто-то просто разыграл. На мой взгляд, в школах должны учить воспринимать информацию критически, проверять ее, не принимая все на веру.

Что же касается «уроков религии» – религиозные вопросы возникают в сознании людей в зрелом возрасте. На мой взгляд, это связано с возрастной психологией ребенка и с его потребностями. Ребенок до определенного возраста не сталкивается с трагедиями. Его защищают от многих потрясений взрослые, а вопросы бытия встают перед ним значительно позже.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

14.06.2017 09:21

Такого предмета как «уроки религии», насколько мне известно, нет. Мне кажется, сама постановка этого вопроса провокационна. Вопрос задан так, что нужно дать отрицательный ответ. Насколько мне известно, статистика как раз свидетельствует об обратном: многие родители хотят, чтобы их детям преподавали «Религиозную культуру и светскую этику», а также «Основы православной культуры».

У меня нет перед глазами учебных планов начальной, средней и старшей школы, и сказать, часы преподавания каких предметов нужно уменьшить, я не могу – боюсь ошибиться. Могу лишь сделать несколько замечаний. Прежде всего, чего не может быть в школе ни под каким предлогом – это предметов, которые связаны с так называемым планированием семьи, или валеологией. Они разрушают нравственность учеников. Таких «уроков толерантности», насильственно внедряемых на Западе, быть не должно.

Второе – можно увеличивать или сокращать количество часов иностранного языка, но все равно дети идут к репетиторам и учат его дополнительно. Значит, что-то в этой системе не так. Старая система столетней давности или советская спецшкола давала знание языка, по крайней мере, хорошую подготовку, а сегодня выучить всех иностранному языку в государственном масштабе не получается. Это серьезная проблема, которую нужно решать: ученики, владеющие языками - интеллектуальный потенциал нации.

Особое внимание я хотел бы обратить на предметы, формирующие мировоззрение. Это история, литература (отечественная). Думаю, такие предметы нужно преподавать в достаточном объеме, невзирая на загруженность учебного плана.

Сейчас в системе школьного образования успешно удалось решить всего одну проблему – материального благополучия директора, чья ежемесячная зарплата доходит до полумиллиона рублей. Сотрудники администрации имеют различные доплаты, и как следствие - высокие зарплаты. Это неплохо. Директор школы – уважаемый человек, отец всех детей, которые у него учатся. Но это еще не решение проблемы материального обеспечения учителя. Профессия «учитель» должна быть высокооплачиваемой. Выше этого может оплачиваться только труд многодетной матери. И когда учитель у нас начнет получать высокую зарплату, тогда можно будет говорить не только о том, что преподавать и в каком объеме, но и о том, как это преподается.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

14.06.2017 09:17

Как воспитанник советской школы я - за возвращение «золотого стандарта», который существовал в то время. В школе был не только учебный, но и воспитательный процесс, и выпускники имели серьезные базисные знания по всем направлениям. Поэтому давайте не будем изобретать велосипед и вернем ту программу. Действительно, школьная программа не резиновая, нельзя доводить ребенка до полного изнеможения, впихивая, втискивая, вдавливая в него различную информацию.

Я как отец школьников прекрасно знаю: человека в школе накачивают знаниями. Нужно учить детей мыслить, анализировать, а полученные знания должны иметь практическое применение. Нельзя бесконечно «растягивать» школьную программу. Кроме того, хотя мы и говорим, что школа не занимается воспитанием, это неправда. Учителя проводят огромное количество всевозможных мероприятий, смотров, конкурсов – физкультурных, трудовых, литературных.

Я знаю, насколько современный ребенок загружен, поэтому нельзя нагружать его чем-то еще. Повторюсь: надо вернуться к той системе образования, которая существовала в советское время – она была гармоничной, и давала возможность развиваться личности. Я сейчас много занимаюсь нашим подрастающим поколением и знаю: тяжело заставить современных школьников общаться - либо у них маленький словарный запас, либо не выстраиваются логические цепи.

Сейчас у нас практикуется ранняя специализация, углубленные школы – но тогда мы хорошо учили и физику, и химию и математику. Сейчас ни одна школа не может точно ответить, по какому направлению нужно развивать ребенка. А человек должен получить общее образование, базисные знания в различных отраслях - в том числе религиозные. Но я считаю, что религиозные занятия все-таки должны проходить в наших церковных специализированных учреждениях. А начальное религиозное образование должна давать семья.

Дорогие родители, дети тогда будут уважать и почитать вас, как это записано в заповедях Божьих, когда вы будете проводниками закона. Почему мы уважаем родителей? – Потому что они приближают нас к Богу, учат божественным истинам. Вот в чем суть родительского воспитания.

В жизни много таких вещей, которым не учат – они воспринимаются сами собой. Ребенка же никто специально не учит разговаривать - если дома разговаривают, то и он разговаривает, дома поют, и он поет, пекут, варят, готовят, шьют – он тоже учится всему этому. Мы должны показывать детям пример. Невозможно все спихнуть на школу.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

14.06.2017 09:15

Мне нравилась советская программа: мы изучали основные предметы, они действительно давали необходимые знания для жизни каждого человека. Сегодня все иначе, появилось много новых предметов, которые я считаю спорными. Например, экономика или философия – зачем это изучать именно в школе?

Что касается уроков религии, то я вообще не согласен, чтобы школьников загружали этим. Хоть бы основную программу усвоили, зачем еще религией нагружать? К тому же, я считаю, ее надо изучать в семье.

Я категорически против введения уроков полового воспитания. Придет время, и дети сами все узнают. Ведь неизвестно, как и что им расскажет учитель. А если у него будет «свой» подход, после которого психику детей придется восстанавливать? Вот история и литература - важные предметы. Не знаю точно, сколько часов в неделю нужно им уделять, но они должны быть однозначно первостепенными по важности.

Я бы добавил во внеурочные часы уроки о моральных устоях, ценностях, здоровом образе жизни. Надо больше проводить патриотических мероприятий. Потому что сейчас идет разложение нравов, мы должны думать о духовности и нравственности наших детей.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

14.06.2017 09:09

О так называемых «уроках религии» говорят уже несколько лет. Я считаю, если в школе хороший учитель истории, он может и на своих уроках ознакомить учеников с основами крупнейших мировых религий.

А вообще страна у нас многонациональная. Возьмем центральную Россию – в одном классе могут быть два еврея, два армянина, два азербайджанца. Значит, в школе должны быть несколько учителей, преподающих уроки религии. Возможно ли такое? – Нет. К тому же дети из верующих семей ходят в воскресные школы. Почему бы не преподавать уроки религии там?

На мой взгляд, особое внимание в школах нужно уделять преподаванию истории, литературе, математике, физкультуре, химии – наши дети должны быть грамотными во всех сферах. У нас столько раз переписывали историю, что школьники уже не знают, чему верить. Математика нужна, чтобы готовить инженеров, которые так необходимы стране. Литература расширяет кругозор, а физкультура нужна для того, чтобы наши дети росли здоровыми.

Нельзя еще больше перегружать школьников, добавляя дополнительные часы по тем или иным предметам. Они и так ведут нездоровый образ жизни, приходят из школы и садятся за компьютеры. Современным школьникам некогда даже гулять. Если мы нагрузим их еще больше, это отрицательно скажется на их здоровье.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

14.06.2017 09:05

Вероятно, для уроков по религии у преподавателей недостаточный уровень подготовки. Кроме того, на мой взгляд, нет смысла изучать религию без отрыва от культурного фона. Ведь литература начиная со времен крещения Руси заменяла у нас большую часть культуры - философию, историю... Нельзя рассказывать об истории религии, не зная памятников письменности, иначе это будет политизировано и поверхностно. Многих, особенно не пришедших к вере людей, это раздражает.

Если бы такие серьезные исследователи древнерусской литературы, как профессора Александр Ужанков, Иван Есаулов, Владимир Захаров вели уроки по религии, то результат был бы таким, каким хотят его получить авторы ОРКСЭ. Без знания источников это невозможно, там заложена вера, растолковывается мудрость, а сейчас сеют зерно противоречий.

Говорят, надо быть патриотами. А объясняют ли, зачем? Вот если изучать подвиги за веру, за родину, как князь ехал перед войском на белом коне и своей самоотверженной любовью к отечеству подавал пример – это бы пробуждало чувство патриотизма. Если все преподавать живописно, а не догматически, то и результат будет хороший.

Я не гонитель ученых и точных наук, но при этом считаю необходимым ввести в технические вузы гуманитарные дисциплины, потому что это может остановить «утечку мозгов» в Силиконовую долину. Вот ректор МИФИ прекрасно это понимает, поэтому многие конференции по литературе проходят именно там. Те, кто будет заниматься нашей ядерной обороной, должны знать слова Достоевского: «мешок, набитый деньгами, не есть национальная идея». И пока у молодого человека сердце не испорчено материализмом, и учитель правильно ему все преподнесет, он в жизни не погонится за длинным рублем за границу.

Весь наш нравственно-патриотический кодекс заложен в литературе. Так что я не призываю сократить часы по точным наукам, но учить литературе, истории и религии надо тщательно.

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

14.06.2017 09:04

Низкая востребованность уроков по религии объясняется страхом родителей, которые видят в религии нечто опасное, - хотя, естественно, ничего опасного в ней нет. Думаю, важно показать эффективность этих уроков. Они должны не призывать к религии, а показывать ее положительные стороны, что приведет в дальнейшем к укреплению межконфессиональных отношений, к правильному пониманию традиционных религий, которых много в нашей стране. Пока качество этих уроков невысоко, пока материалы не соответствуют целям, то и будут опасения. Так что ничего удивительного в реакции нет. Отказываться от этих уроков ни в коем случае нельзя, но улучшать качество нужно.

Мне кажется, надо увеличить количество часов иностранного языка и ввести второй иностранный язык. Потому что сегодня знание языков очень важно.

Нельзя не согласиться, что история и литература должны иметь приоритетное значение. А вот роль математики, мне кажется, мы преувеличиваем, потому что в дальнейшем мало кто на практике сталкивается с тем, что так тщательно изучаем в школе. Все же тонкости алгебры и геометрии должны изучать только те, кому это пригодится по профилю в дальнейшем.

Остальные предметы – географию, биологию, астрономию и прочие – изучать тоже надо, но они не должны быть ключевыми. Вот за их счет частично, возможно, и стоит сделать приоритетными историю, литературу и иностранные языки.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Мы потеряем примерно 800 тыс. населения в трудоспособном возрасте из-за демографической структуры. В этой связи для России применение новых технологий, которые повышают производительность труда, - это выход, который позволит экономике расти в условиях низкого притока новых кадров", - сказал он.

ДАИШ

Воздушно-космические силы России за неделю сделали 517 боевых вылетов, уничтожив более 1260 объектов международных террористических группировок. В том числе беспилотные летательные аппараты сделали 139 вылетов и обнаружили 129 объектов боевиков.

На сегодняшний момент в Крыму есть пять туристических кластеров – Коктебельский, кластер озера Чокрак, Евпатория, Саки и Черноморский район. До 2020 года на эти кластеры должны выделить из федерального бюджета порядка 22 миллиардов рублей

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

Есть и среди детей отклонения, как и среди взрослых. Но это не значит, что надо снижать возраст уголовной ответственности. Надо детьми заниматься, а не по тюрьмам их рассаживать

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии