Апдейт ислама? Мнения священнослужителей

27.06.2017 09:15


Газета «НГ-Религия» опубликовала статью «У мусульман появились свои «Кураевы». В ней, в частности, говорится:

«Руководитель мухтасибата (объединения мечетей) Сергиево-Посадского района, муфтий Центрального федерального округа от Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев отстранен от должности и «лишен духовного сана» указом главы СМР Равиля Гайнутдина... «за покушение на истинные ценности ислама и искажение их, своевольное неграмотное толкование фикха (мусульманского права), искажение учения религиозно-правовых школ-мазхабов, попытку создания раскола между мусульманами и распространение ереси».

«Преступлением» Садриева стала его беседа с бывшим первым замом муфтия Татарстана Рустамом Батровым... Садриев рассказывал Батрову о своей работе над книгой, в которой предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний (фарзов) ислама…

В частности, говоря о намазе (обязательной ежедневной пятикратной молитве), богослов констатировал, что сегодня российским мусульманам тяжело молиться так, как это предписывают издаваемая в России мусульманская литература – сообразно суточному движению Солнца по небу. Эту практику богослов считает слепым копированием молитвенного уклада арабов при жизни пророка Мухаммеда: «С древнейших времен арабы были вынуждены вставать засветло и рано начинать свой рабочий день, а также были вынуждены заканчивать работу к обеду, так как в этот момент солнце находится в зените. И в эту жару ничего, кроме сна, себе позволить невозможно. То есть люди уходили на дневной сон, который как раз и порождал дневные молитвы, совершаемые перед сном и после сна. Мы можем это увидеть и сегодня, когда днем при 50–60-градусной жаре города в Аравии вымирают».

Но реалии нынешней России – это не средневековая Аравия. «У нас в стране и в других регионах мира есть города и населенные пункты, где солнце определенное время в году либо не восходит над горизонтом, либо не садится. И если мы будем упорно привязывать свою молитвенную практику лишь к движению солнца, мы столкнемся со множеством проблем. Мусульмане, старающиеся выполнять, как им кажется, все предписания Бога, становятся заведомо неконкурентоспособными на рынке труда». Садриев советует совершать намаз сообразно жизненным циклам человека. «Наш жизненный ритм подчиняется потребности зарабатывать, отдыхать. В Коране сказано, что день – это то время, когда человек работает и передвигается, а ночь – для молитв и отдыха».

В ключе разумной целесообразности Садриев трактует и обязательный пост в месяц рамадан, когда мусульманин до захода солнца ничего не ест и не пьет: «Статистика заболеваний, посещения больниц после поста в этом плане – не за традиционное понимание поста. Я предлагаю обратить внимание на то, что говорится в самом Коране, а именно, что если человек болен или в пути, то ему следует отложить свой пост». Садриев утверждает, что опасное для здоровья голодание – это упомянутые в Коране порицаемый (макрух) и запретный (харам) пост. Богослов обращает внимание и на указанную в Коране практику замены поста делами милосердия.

Садриев называет свой подход не реформированием ислама, а очищением коранической сущности от многовековых наслоений, которые мешают адаптировать ислам к современным жизненным реалиям.

В таком же ключе он в своих более ранних публикациях и выступлениях пересматривал другие аспекты жизни мусульман в России. В апреле 2015 года Садриев говорил, что из-за предпочтений мусульман сначала заключать никах – мусульманский брак и только потом идти в загс, произошла девальвация никаха: «Брак, заключенный только в мечети и не признаваемый судом, не может отвечать тем требованиям, которые вкладывает в него Всевышний. Что же делать? Ответ прост – заключать брак в загсе и пользоваться всеми теми гарантиями, которые предлагает российское государство».

Садриев критикует нынешнюю систему обучения в медресе России. По его словам, пребывающие по много лет в медресе шакирды – студенты получают отвращение к современному миру и всему неисламскому. А если шакирды после медресе продолжают учебу, это значит, что у них «остается внутренняя неудовлетворенность, недопонимание».

Впрочем, по мнению муфтия Мухамедгали Хузина, экс-главы ДУМ Пермского края, за всей этой ситуацией в первую очередь стоит борьба за власть. Садриев близок с бывшим первым заммуфтия ДУМ Татарстана Рустамом Батровым, который тоже известен своими выступлениями, критикующими рудименты средневековых представлений в практике современного российского ислама, Существует мнение, что к обоим мятежным богословам тяготеет первый заместитель Гайнутдина Дамир Мухетдинов. «Равиль-хазрат (глава СМР Равиль Гайнутдин) опасается возникновения довольно внушительного альянса Мухетдинов – Батров – Садриев, что может предрешить молниеносное изменение статуса его самого», поэтому он выводит под сомнительными предлогами из своего «профсоюза имамов и муфтиев» более или менее значимых персон и заменяет людьми, не отягощенными ни знаниями, ни энтузиазмом, ни элементарной порядочностью, с низменными целями и потребностями. Но, в конечном счете, это рискует привести к постепенной деградации и маргинализации данных структур», - цитирует газета Мухамедгали Хузина.

«Что вы думаете об адаптации ислама, о которой говорит Садриев? Допустимо ли новаторство в религии, допускаете ли вы возможность адаптации каких-либо требований к современным условиям, в частности России? Если да, то каких?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и религиоведам.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

27.06.2017 09:30

Как религиозный деятель я не могу разделять идеологические воззрения Арслана Садриева. Это больше мнение исламоведческое, чем богословско-религиозное.

В связи с этой ситуацией у меня возникает вопрос к учителям Садриева и подобных ему «экспертов», которые обучались в колледже при Равиле Гайнутдине на проспекте Мира и в Московском исламском институте. Ведь дело не в учениках, а в учителях, которые продолжают следовать по этому пути, и, к сожалению, спор с академического уровня спустился на бытовой. Он ведет к внутривидовому идеологическому разделению ислама, что грозит, конечно, разными внутренними проблемами. Это повод задуматься официальным религиозным структурам и высказать свою аргументированную точку зрения по этому поводу.

Самовольная трактовка религиозных текстов чревата ересью. Ислам – религиозная доктрина, основанная на священном Коране и Сунне пророка Мухаммеда. Ничего другого там быть не может. Отсебятину предлагать значит придумать новую религию, - что, безусловно, очень опасно. Будоражить мусульманское сообщество этими темами неприемлемо. Хотя это и не впервые случается в нашей истории: еще до революции были религиозные деятели, отвергнувшие разные учения, появляются они и сегодня.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

27.06.2017 09:28

Нельзя менять устои, которые заложены в священном Коране и изложены в хадисах пророка Мухаммеда. Так мы навлечем на себя гнев всемогущего Создателя.

Если следовать словам Садриева, намаз можно сделать на пять лет вперед. Но есть изречение пророка, где говорится, что намаз необходимо делать вовремя. Если ты по каким-либо причинам не успеваешь – находился в пути, не было подходящего помещения, то в течение дня ты должен возместить все молитвы.

Садриев в целом неправ, когда говорит, что религию нужно приспосабливать под современную систему жизни. Любая система меняется, а религия уже полторы тысячи лет остается прежней. Если бы мы каждый раз ее подстраивали под реалии современной жизни, что бы от нее осталось?

Образование надо обсуждать конкретно. Российским медресе не более 20 лет, необходимо наработать опыт. Есть медресе, которые готовят людей веками, а в России 70 лет советской власти внесли большие коррективы. Так что со временем, может, и стоит пересмотреть некоторые аспекты, но не отходя от Корана и Сунны пророка.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

27.06.2017 09:26

История эта длится давно. Я считаю, что Равиль Гайнутдин правильно принял решение. Таким людям как Арслан Садриев не место в Духовном управлении мусульман России. Сейчас начнут небылицы говорить, но Равиль Гайнутдин не сам принимает решения, - он же по фактам судит, а в этом случае были веские основания. Есть грехи у Садриева и в других делах.

Что касается новаторства из-за современных условий работы и жизни, то люди работали всегда. Совершать пятикратный намаз по канонам ислама вовремя не получается у многих, но если ты не совершил дневной намаз, то делаешь его вечером – это допустимо. Совершать его в любое время, как говорит Садриев, нельзя. Даже в тюрьме заключенные молятся не в камере и не когда им захочется. У них есть чистое отдельное помещение, они надевают чистый спортивный костюм и совершают намаз. Так что в Коране все предусмотрено на этот счет.

Это светские законы можно менять, а религиозные каноны веками соблюдаются. Даже запятую в Коране нельзя поменять: книге больше тысячи лет, и если каждый начнет менять так, как ему вздумается, к чему это приведет? Ислам пережил разные времена, сохранив все традиции. Поэтому ни о каких новаторствах даже речи быть не может.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

27.06.2017 09:22

Я не сторонник новаторства, я на стороне ортодоксии - хотя не могу отрицать, что люди имеют право предлагать что-то новое. Оценку деятельности Арслана Садриева должны давать мусульманские богословы.

Однако, то, что с ним произошло, противозаконно. Если человека уличают в ереси, требуется провести разбирательство, - как минимум, выяснить, не исказили ли его слова. Но решение было вынесено в день публикации интервью, и не было сообщений о заседании соответствующих органов для разбирательства.

Случай редкий, я вообще впервые вижу, что кого-то снимают из-за ереси с должности. Хотя было, что Совет муфтиев России выносил фетву, что Талгат Таджутдин лжепророк, так и тут. Равиль Гайнутдин забыл, что он же назначил Садриева муфтием, - об этом не упоминается, и муфтием он продолжает оставаться, хотя его лишили должности, так что Садриев сможет дальше работать.

Вообще Гайнутдин отличился в последнее время: оскорбил вице-мэра Москвы Александра Горбенко, потом Арслана Садриева отстранил, и на днях его раскритиковали за антисемитские настроения. Так что он «плодотворно» провел Рамадан.

Кто инициатор этой истории? Наверно, Рушан Аббясов, которому не понравилось, что Садриева назвали главой мусульман Московской области, - Аббясов сам претендует на это звание и относится к нему трепетно. Видимо, свел счеты. Тем более уже пишут, что он пытался давить на власти Сергиева Посада, чтобы они помешали Садриеву провести Уразу-байрам. Что в итоге? Новый раскол у мусульман Подмосковья, в целом понизился их авторитет, появились новые оппоненты.

В указах надо четко писать, за какую конкретно ересь человек был низвержен, и что это произошло после разбирательства богословов в присутствии обвиняемого, который подтвердил свои слова. Но этого нет. Посмотрим, что будет дальше. Может, теперь создадут еще одно духовное управление в Подмосковье? У нас их хватает.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

27.06.2017 09:22

Вся эта ситуация, к сожалению, показывает, насколько неадекватное руководство стоит во главе некоторых мусульманских организаций, претендующих на первые роли.

Во-первых, меня удивило, что председатель Совета муфтиев России и председатель Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин издал указ о лишении сана и отстранении от должности. Так все-таки от какой организации он издал указ? Он же председатель сразу двух, а там разные уставы, разные президиумы, разные люди заседают. То есть Гайнутдин соединил две организации в одну. Разъяснений до сих пор никто не дал, в официальных сообщениях никаких поправок до сих пор нет.

Во-вторых, в исламе нет института церкви, нет понятия апостольской благодати, духовный сан – условное понятие. Нельзя лишить того, чего нет.

В-третьих, странно, что Гайнутдин сам якобы может лишать должностей: они же выборные, и лишить их может только либо суд церковный, то есть казый в соответствии с уставом организации, либо сама община. Как можно было провести судебную процедуру с разбором ситуации, заключениями, опросом человека, если статья Садриева появилась в полдень, а вечером того же дня вышел указ Гайнутдина? То есть за несколько часов провели всю процедуру? Он издал неправомерно указ, - это его самого должны отлучить от власти, так как он нарушил устав. Как говорится, сам выстрелил себе в ногу. Я уже не говорю о том, что, по последним подсчетам, Совет муфтиев России контролирует всего 11% мусульманских организаций.

И еще один момент, который мог взбесить Гайнутдина – это садака и закят, то есть пожертвования. Садриев объясняет, что садака изначально был государственным налогом, а закят добровольным пожертвованием. У Гайнутдина все строится на другой трактовке, что обеспечивает нынешнее финансовое благополучие СМР. Подход Садриева подрывает финансовую систему, которую создал Равиль Гайнутдин. Так что еще и этим можно объяснить гнев и скорость принятия решений.

То, что предлагает Садриев, в исламе не запрещено. Я очень внимательно изучил его предложения. Он говорит, что средневековые книги создавались под режим дня средневековых арабов, и современным мусульманам это не подходит. Арабу было удобно, а российскому мусульманину в силу его образа жизни молиться неудобно, поэтому многие верующие вообще отказываются от намаза. Чтобы человек продолжил соблюдать религиозные традиции, он предлагает чуть-чуть трансформировать систему намаза, сделать ее удобной для мусульман России. Он призывает, чтобы люди больше верили и молились.

Я не мусульманин, а исламовед, и смотрю со стороны. Мусульмане сами должны решать, нужны ли реформы. Но с моей точки зрения нет ничего плохого в том, чтобы убрать финансовых мошенников, создать лучшие условия для веры, чтобы мусульмане молились пять раз в день, а не раз в неделю. Может, я чего-то не понимаю, но, мне кажется, ретрограды против Садриева как раз заинтересованы в сохранении статус-кво по корыстным мотивам.

Исходя из этого я очень рад, что Садриев провел в своем Сергиево-Посадском районе празднование Уразы-байрама, и все пришли к нему, хотя официально он якобы снят с поста. Люди «проголосовали ногами», как говорится. Я знаю лично Арслана Садриева и не могу его заподозрить в корысти и антиисламской деятельности. Так что все сводится действительно к борьбе за власть, а она сейчас жесткая.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Абсолютное большинство россиян – 92-93% - относятся к православным с уважением и доброжелательностью – иными словами, позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповеданий или атеисты.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Там, где был призыв не сесть, а встать, не отдохнуть, а потрудиться, - этот призыв всегда находил отклик

Садриев предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний ислама. В частности, богослов констатировал, что сегодня российским мусульманам тяжело молиться так, как это предписано – сообразно суточному движению Солнца по небу. Эту практику богослов считает слепым копированием молитвенного уклада арабов при жизни пророка Мухаммеда